ГОСУДАРСТВЕННОЕ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10 г. БЕЛОГОРСК
Общекультурная компетенция
Выступление на МО
учителей «Мыслители» и МО классных руководителей и воспитателей
Автор: Е.Ю. Говыжа, учитель-олигофренопедагог
Белогорск, 2014
Молодое поколение – важнейшая составляющая в структуре любого
общества, которая обеспечивает перспективы его развития, определяет его
будущее.
Целью образования является личность, обладающая определенным набором
знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств.
Считается, что компетентностный подход в образовании стоит рассматривать
как постепенную переориентацию образовательный парадигмы с преимущественно
передачи знаний и формирования умений и навыков на создание условий для
овладения обучаемыми комплексом компетенций, которые определяют их потенциал,
способности к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного
общества.
Отметим, что термины компетенция и компетентность достаточно употребимы
как в быту, так и в научной литературе.
Т.Е. Исаева подчеркивает, что компетенции - это сложное
явление, определенное качество восприятия человеком действительности, которое подсказывает
наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций.
Особенностью компетенции является способность личности
использовать полученные знания, умения, создавать новое в процессе непрерывного
личностного самосовершенствования.
Э.Ф. Зеер рассматривал компетентность как это целостную и
систематизированную совокупность обобщенных знаний, а компетенцию как обобщенный
способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности,
т.е. способность человека на практике реализовывать свою компетентность.
Одной из ключевых компетенций является общекультурная компетенция.
А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция – широкий круг вопросов,
по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, а именно:
- познание и опыт деятельности в области общечеловеческой
культуры;
- духовно-нравственные основы жизни человека и человечества;
- культурологические основы семейных, социальных, общественных
явлений и традиций;
- роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;
- компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например,
владение эффективными способами организации свободного времени.
По мнению Л.С. Троянской, общекультурная компетентность –
это интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом
освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и
развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оценки
при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера.
Данное определение ориентирует на сущностные характеристики
компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся
самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.
О.Е. Лебедев предлагает следующую структуру общекультурных
компетенций:
1) Ориентация в первоисточниках культуры (произведениях художественной
литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусства). В
реальной образовательной практике подавляющее большинство учащихся
ограничивается знакомством с немногими первоисточниками, в основном, с некоторыми
произведениями художественной литературы.
2) Способность ориентироваться в источниках информации, отбирать
их для решения познавательных задач по определенным критериям, в том числе по
критерию достоверности информации.
3) Способность объяснять явления действительности, по крайней
мере, те, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, с позиций науки.
При этом речь идет не только о научном понимании таких явлений, но и о
способности объяснять их другим людям.
4) Способность ориентироваться в актуальных проблемах
общественной жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях
решения).
5) Способность ориентироваться в мире социальных, нравственных
и эстетических ценностей, что предполагает умение различать факты, суждения,
оценки, устанавливать их связь с определенной системой ценностей, определять
собственное аксиологическое поле.
Исключительно важным компонентом общекультурных компетенций
является речевая культура учащихся. Каждый из перечисленных компонентов общекультурной
компетентности может быть рассмотрен как относительно самостоятельная цель
образования, реализуемая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в
процессе внеучебной деятельности.
Таким образом, к базовым компетенциям относят общекультурную
компетенцию. Первоначально общекультурная компетенция в составе базовых
компетенций является фундаментальной. Если не уделить внимание
формированию общекультурных компетенций учащегося, то он впоследствии не
сможет в полной мере овладеть коммуникативными, информационными,
профессиональными и другими компетенциями.
Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций
имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть
недолговечными, то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, при
этом эти компетенции помогают в приобретении новых компетенций, которые в
свою очередь позволяют обучающемуся развиваться и добиваться новых достижений.
Именно общекультурная компетенция определяет активную
жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах
социальной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом.
1.
Лебедев О.Е.
Культурологические основы образовательных стандартов современной школы //
Педагогика. 2008. - № 2.
2.
Троянская С.Л.
Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования //
Культурно-историческая психология. 2008. - №2. - С.19-23.
3.
Хуторской А.В. Ключевые
компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. –
23 апреля.
http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.