Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыВыступление на МО учителей "Общекультурная компетенция"

Выступление на МО учителей "Общекультурная компетенция"

Скачать материал

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №10  г. БЕЛОГОРСК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общекультурная компетенция

 

Выступление на МО учителей «Мыслители» и МО классных руководителей и воспитателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Е.Ю. Говыжа, учитель-олигофренопедагог

 

 

 

 

Белогорск, 2014

Молодое поколение – важнейшая составляющая в структуре любого общества, которая обеспечивает перспективы его развития, определяет его будущее.

Целью образования является личность, обладающая определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств.

Считается, что компетентностный подход в образовании стоит рассматривать как постепенную переориентацию образовательный парадигмы с преимущественно передачи знаний и формирования умений и навыков на создание условий для овладения обучаемыми комплексом компетенций, которые определяют их потенциал, способности к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного общества.

Отметим, что термины компетенция и компетентность достаточно употребимы как в быту, так и в научной литературе.

Т.Е. Исаева подчеркивает, что компетенции - это сложное явление, определенное качество восприятия человеком действительности, которое подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций.

Особенностью компетенции является способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новое в процессе непрерывного личностного самосовершенствования.

Э.Ф. Зеер рассматривал компетентность как это целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний, а компетенцию как обобщенный способ действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, т.е. способность человека на практике реализовывать свою компетентность.

Одной из ключевых компетенций является общекультурная компетенция. А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция – широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен,  а именно:

- познание и опыт деятельности в области общечеловеческой культуры;

- духовно-нравственные основы жизни человека и человечества;

- культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

- роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;

- компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

По мнению Л.С. Троянской, общекультурная компетентность – это интегративная способность личности обучаемого, обусловлен­ная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оцен­ки при решении проблем познавательного, мировоззрен­ческого, жизненного характера.  Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно  действовать при решении актуальных для них проблем.

О.Е. Лебедев предлагает следующую структуру  общекультур­ных компетенций:

1) Ориентация в первоисточ­никах культуры (произведениях художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусст­ва). В реальной образовательной практике подавляющее большин­ство учащихся ограничивается знаком­ством с немногими первоисточниками, в основном, с некоторыми произведениями художественной литературы.

2) Способность ориентироваться в источниках информации, отби­рать их для решения познавательных за­дач по определенным критериям, в том числе по критерию достоверности инфор­мации.

3) Способность объяснять явления действительности, по крайней мере, те, с которыми люди встре­чаются в повседневной жизни, с позиций науки. При этом речь идет не только о на­учном понимании таких явлений, но и о способности объяснять их другим людям.

4) Способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях решения).

5) Способность ориен­тироваться в мире социальных, нравствен­ных и эстетических ценностей, что предпо­лагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с опреде­ленной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле.

Исключительно важным компонентом общекультурных компетенций является речевая культура учащихся. Каждый из перечисленных компонентов общекуль­турной компетентности может быть рас­смотрен как относительно самостоятель­ная цель образования, реализуе­мая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в процессе внеучебной деятельности.

Таким образом,  к базовым компетенциям относят общекультурную компетенцию. Первоначально общекультурная компетенция в составе базо­вых компетенций является фундаментальной. Если не уделить внимание формированию общекультурных ком­петенций учащегося, то он впоследствии не сможет  в полной мере овладеть коммуникативными, информационными,  профессиональными и другими компетенциями.

Общекультурные ком­петенции в отличие от других компетенций имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компе­тенции могут быть недолговечными, то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, при этом эти компетенции помогают в приобретении новых  компетенций, которые в свою очередь позволяют обучающемуся развиваться и добиваться новых достижений.

Именно общекультурная компетенция определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной жизни, гармонизирует внутрен­ний мир и отношения с социумом.

 

 

1.                 Лебедев О.Е. Культурологические основы образовательных стандартов современной школы // Педагогика. 2008. - № 2.

2.                 Троянская С.Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. 2008. - №2. - С.19-23.

3.                 Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля.

 http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm .

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление на МО учителей "Общекультурная компетенция""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по благоустройству

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Молодое поколение – важнейшая составляющая в структуре любого общества, которая обеспечивает перспективы его развития, определяет его будущее.

Целью образования является личность, обладающая определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств.

Считается, что компетентностный подход в образовании стоит рассматривать как постепенную переориентацию образовательный парадигмы с преимущественно передачи знаний и формирования умений и навыков на создание условий для овладения обучаемыми комплексом компетенций, которые определяют их потенциал, способности к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного общества.

Отметим, что термины компетенция и компетентность достаточно употребимы как в быту, так и в научной литературе.

 

Т.Е. Исаева подчеркивает, что компетенции - это сложное явление, определенное качество восприятия человеком действительности, которое подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 378
    • DOCX 22.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Говыжа Екатерина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Говыжа Екатерина Юрьевна
    Говыжа Екатерина Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 8
    • Всего просмотров: 70282
    • Всего материалов: 48

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 216 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 549 человек

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 12 человек