Главная / Начальные классы / Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках математики " ( из опыта работы)

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках математики " ( из опыта работы)

Достижение личностных результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования

(Выступление на МО из опыта работы)

Федченкова И. В. - учитель начальных классов МКОУ «Думиничская СОШ №2»


В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Перспектива» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Для достижения указанных личностных результатов в учебниках 1 – 4 классов введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

В курсе «Математика » с этой целью тексты заданий в учебниках погружают ученика в мир российской действительности (имена персонажей, названия городов, денежных единиц и т.д.), несут в себе гуманистический потенциал созидания, добра, справедливости.

Во 2 классе учащиеся знакомятся с новой единицей длины — метром и изучают соотношения между единицами длины.

Кроме того, в учебнике даются исторические сведения о происхождении различных мер длины, рассматриваются старинные меры длины: верста, сажень, фут, пядь и др.,

предлагаются задачи на усвоение этого материала. Знание истории развития единиц измерения обеспечивает должную мотивацию в изучении последующего материала

и подчеркивает связь математики с жизнью.

В разнообразных заданиях вычислительного и исследовательского характера учащиеся одновременно с освоением знаний по математике выполняют дешифровку текстов и на доступном для них уровне знакомятся великими российскими деятелями науки и культуры − писателями, композиторами, учеными, путешественниками (А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым, М.В. Ломоносовым, П.И. Чайковским.), с городами нашей страны.

(Выполни вычисления. Расшифруй название одного из городов России, расшифруй фамилию великого русского композитора, Расшифруй название самой длинной реки на нашей планете –Амазонка.). Догадайся, как прочитать текс, прочитай его. Математику уже затем учить следует что она ум в порядок приводит. М.В. Ломоносов.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

В курсе «Математика» раскрывается происхождение математических понятий, их связь с реальными проблемами окружающего мира, место и роль математики в системе знаний. Этому способствует, прежде всего, включение учащихся на всех уроках в самостоятельную учебную деятельность по конструированию новых понятий и способов действия, что позволяет каждому ребенку в собственном опыте пройти путь рождения математических знаний, осознать их необходимость и значимость, связь с жизнью и практикой.

При этом у учащихся формируется представление о разнообразии природы, народов, культур, религий. Например, они знакомятся со способами нумерации чисел и измерения величин, которыми пользовались в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме; с календарями разных времен и народов − египетским, григорианским, юлианским; с деятелями науки, культуры и искусства разных стран мира, с названиями рек и океанов, птиц и животных, звезд и созвездий

А в курсе «Математика» формулировки заданий, связанных с обращением к культурным достижениям других народов, выражают уважительное отношение к иной культуре, например:

«Расшифруй имя знаменитого древнегреческого писателя …»;

««Расшифруй фамилию известного путешественника, расположив ответы примеров в порядке убывания. Чем он знаменит, и в каком веке он жил?».

3.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

В курсе «Математика » организуется системное освоение учащимися всего комплекса организационно-рефлексивных общеучебных действий, входящих в структуру учебной деятельности. И, таким образом, данный курс становится площадкой, на которой у учащихся в процессе изучения математики формируются адаптационные механизмы продуктивного поведения и действия в любых проблемных ситуациях, требующих изменения себя и окружающей действительности.

Этому способствует и учебное содержание курса математики, которое формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром чисел и величин, плоских и пространственных геометрических фигур, с разными способами чтения и представления информации, практическими расчетами, навыками черчения и конструирования, анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений и доказательств.

4.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

В курсе «Математика ”» созданию психологически комфортной образовательной среды способствует содержание заданий, которое подобрано так, чтобы поддерживать у учащихся позитивное отношение к занятиям математикой и желание включаться в учебный процесс по математике в зоне своего ближайшего развития. С этой целью используются следующие педагогически приемы.

1. Включение в учебное содержание заданий, выполнение которых дает детям положительный эмоциональный заряд.

В начальной школе к таким заданиям, например, относятся: разгадывание ребусов, решение занимательных задач, игровые ситуации и соревнования, расшифровка слов, построение изображений после вычислений и т.д.

Например, «Математика, 1 класс», ч. 2 дети не просто решают вычислительные примеры на сложение и вычитание в пределах 6, а наряжают при этом елочки разноцветными шарами. В № 4, с. 87 учебника «Математика, 1 класс», ч. 3, осваивая сложение и вычитание двузначных чисел, они вовлекаются в соревнование двух велогонщиков. А в № 7, с. 55 учебника «Математика, 3 класс», ч. 3, умножая многозначные числа и выстраивая полученные ответы примеров в заданной последовательности (в порядке убывания), учащиеся одновременно расшифровывают название увлекательной развивающей игры и они имеют возможность с ней познакомиться.

Подобные игровые задания включены практически в каждый урок данного курса. Они создают у учащихся положительный эмоциональный настрой, который помогает им сохранять произвольность внимания и управлять своими волевыми усилиями, предупреждая развитие утомления. Этому же служит и следующий педагогический прием, который систематически используется в курсе.

2. Включение заданий, содержание которых вызывает у учащихся интерес. Тема : Умножение чисел 0 и 1. Составь кораблик из двух половинок, так , чтобы число на мачте было равно произведению чисел на этих частях. С. 56 №1 тетрадь на печатной основе.

3. Разнообразие видов деятельности, выполняемых учеником на уроке.

Для снятия утомления и поддержания работоспособности детей в каждый урок включаются задания, при выполнении которых они имеют возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. Например, на уроке 2 из учебника «Математика, 2 класс», ч. 3 включены следующие виды заданий:

в № 1−2 учащиеся осваивают способ решения уравнений с неизвестным делителем; вспоминают и закрепляют взаимосвязь между компонентами и результатами арифметических действий и правила сравнения натуральных чисел;

в № 3 применяют правила сравнения чисел для решения текстовой задачи и одновременно повторяют правила решения задач на разностное сравнение;

в № 4 составляют графическую модель задачи и отрабатывают вычислительные навыки, причем сюжет задачи описывает всегда интересную для детей этого возраста ситуацию соревнований;

задание № 5 позволяет организуется командный турнир (между парами, группами, мальчиками и девочками и т.д.), в процессе которых, с одной стороны, закрепляются вычислительные навыки, с другой − актуализируются понятия, связанные с понятием алгоритма и программы действий, решения уравнений разных типов;

в № 6 в занимательной форме повторяются алгоритмы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел − учащиеся расшифровывают название реки Ангара, что позволяет организовать их творческую проектную деятельность по разным темам, связанным с Ангарой с привлечением справочных материалов и информационных ресурсов;

в № 7 в игровой форме («БЛИЦтурнир») дети учатся составлять буквенные выражения к текстовым задачам разного типа, а в № 8 им предлагается по аналогии уже самим придумать сначала буквенное выражение, а затем задачу, решением которой является данное выражение;

задание № 9 − творческого характера, так как метод его решения детям не известен, поэтому они должны его сами сконструировать и обосновать;

задание № 10 также направлено на закрепление навыков письменного сложения и вычитания трехзначных чисел, однако оно дано в иной форме − форме поиска закономерностей, где одновременно с применением известных алгоритмов учащиеся должны проанализировать данные числа, сравнить их, выявить взаимосвязь между ними и применить найденный закон для определения следующих чисел ряда.

Таким образом, содержание курса предоставляет учителю возможности для разнообразия видов учебной деятельности детей и вовлечения их в продуктивный образовательный процесс по математике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

5. Оптимизация количества выполняемых заданий и осваиваемых при этом операций.

В курсе реализуется многофункциональная целевая направленность заданий, позволяющая при сравнительно небольшом их количестве тренировать достаточно большую группу способностей, что снижает нагрузку на детей и существенно экономит учебное время.

Одновременно в процессе выполнения заданий этого урока: 1) формируется умение выделять в предметах окружающей обстановки, распознавать на рисунке и называть предметы формы параллелепипеда, куба, пирамиды; 2) закрепляется знание взаимосвязей между частью и целым, умение выражать их в речи; 3) закрепляется умение использовать в речи названия компонентов действий сложения и вычитания; 4) закрепляется знание состава чисел 4 и 5; 5) тренируются навыки счета в пределах пяти; 6) закрепляется умение пользоваться числовым отрезком для присчитывания и отсчитывания единиц; 6) учащиеся знакомятся с использованием больших стрелок для обозначения на числовом отрезке присчитывания и отсчитывания нескольких единиц.

Приведенные примеры показывают, что использование перечисленных приемов способствует развитию у учащихся мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения, не снижая уровня математической подготовки и развития их способностей.

По мере освоения учащимися нормы учебной деятельности, понимания и принятия ими на личностно значимом уровне социальной роли «ученика» внешние мотивы сменяются внутренними, и у учащихся формируется устойчивая учебно-познавательная мотивация и готовность к саморазвитию

5.Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

В содержание заданий учебника заложены представления о дружбе, доброте, трудолюбии, смелости и отваге и других ценностных качествах человека, которые опосредованно оказывают эмоциональное воздействие на детей и способствуют выработке морально-этических норм и правил. Например, в курсе «Математика» 1 кл. 2ч., учащимся предлагается задание: «Расшифруй слово. Что оно означает? Нужно ли оно тебе? А другим людям?». В результате выполнения деления многозначных чисел дети расшифровывают слово «ДРУЖБА», и у учителя появляется возможность выслушать их мнения, понять, кому из детей нужна помощь и поддержка, личным примером подвести их к правильному выводу.

6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В курсе «Математика ”» на уроках открытия нового знания учащиеся в ходе построения нового способа действий по математике всегда сталкиваются с ситуацией разных мнений. При этом они усваивают, что самый короткий путь согласования позиций заключается в том, чтобы, во-первых, зафиксировать, в чем состоит разногласие, во-вторых, проанализировать ситуацию и понять причину разногласия и, наконец, найти и реализовать способ устранения этой причины.

Этот способ они сначала используют под руководством учителя, не осознавая его, затем обобщают свой опыт, и после этого сознательно применяют правила, выработанные в своей учебной деятельности. В процессе работы в парах и группах они тренируются в самостоятельном применении усвоенных правил разрешения конфликтных ситуаций.

Учебное содержание по математике, сформулированное в виде четких и однозначных правил и алгоритмов, облегчает освоение способов разрешения проблемных ситуаций и служит своеобразным «мостиком», который помогает учащимся переносить изученные способы действий в жизненную практику. Тема урока «Куб».Задание (Практическая работа в парах) 2 кл, с. 70. Вырежи фигуру, Найди на модели куба грань, противоположную грани с одной точкой, с двумя точками, с тремя точками. Заполни таблицу. Что можно заметить?. (Общее количество точек на противоположных гранях куба одинаковое)

7.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников «Перспектива» предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.

В курсе «Математика» содержание и методика курса позволяют реализовывать деятельностный метод обучения на технологическом уровне, поэтому учащиеся на каждом уроке открытия нового знания вовлекаются в процесс создания нового и, таким образом, приобретают системный опыт творческой деятельности. Например: Тема: Куб. Вырежи из приложения фигуру, состоящую из 6 одинаковых квадратов. Сложи её по линиям сгиба, как показано на рисунке. Получится модель фигуры, которая называется. Кубом. с.44

Проведение физкультминуток. В курсе практикуются также творческие домашние задания, где учащимся предлагается найти и представить некоторую информацию, придумать свои примеры, конкретизирующие изученный в классе новый способ действий, либо создать собственный проект.

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках математики " ( из опыта работы)
  • Начальные классы
Описание:

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание  системы учебников «Перспектива» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

 

Для достижения указанных личностных результатов в учебниках  1 – 4 классоввведены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

Автор Федченкова Ирина Витальевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1021
Номер материала 22943
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓