Главная / Биология / Выступление на МО "ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК НА ОСНОВЕ ИДЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА"

Выступление на МО "ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК НА ОСНОВЕ ИДЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА"

ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК НА ОСНОВЕ ИДЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА


В соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта образования Республики Казахстан, предусматривающего обеспечить становление « компетентностной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической, политической жизни Республики Казахстан»

Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетентности. Формирование  у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

    Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования и современный педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся, осваивать знания, необходимые для реализации компетентностного подхода.

Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования

Предмет биология необходимо рассматривать как набор разделов биологии. Хотя знакомство с разделами биологии не исключается, но эти знания становятся составляющей общекультурного, мировоззренческого представления о жизни как об уникальном, во многом непознанном, сложно организованном процессе и о живом объекте (в широком смысле этого слова) как сложной системе с особыми свойствами, отличающими его от объектов неживой природы. Мне хотелось бы, чтобы к окончанию школы учащиеся могли рассматривать живое, используя законы химии, физики. Видеть эволюцию жизни в истории  развития отдельного человека, оценивать социальный опыт  человечества с биологической точки зрения. Понимать, что психология человека, его поведение не сводится к совокупности биологических процессов, а современная биология во многом  еще не может объяснить уникальность человека. Конечно, это программа-максимум, которая во многом недостижима для каждого учащегося. Скорее, это стратегическое направление, задаваемое учащимся для дальнейшего познания мира и самопознания наряду с другими школьными предметами. Однако можно выделить и конкретные результаты, вполне достижимые к окончанию школы.
          Во-первых, многообразие жизни, обширность проявлений живого в окружающем мире позволяет дать возможность учащимся попробовать себя в решении познавательных проблем различной сложности и характера
          Во-вторых, опыты, эксперименты, специально организованные, и просто жизненные наблюдения занимают строго определенное место в общем процессе открытия истины. А значит, и в курсе школьной биологии они также должны быть необходимыми средствами, применяемыми при решении возникшей познавательной проблемы.
           В-третьих, важно, чтобы учащиеся научились рассматривать живые объекты любого уровня организации как важнейшую неотъемлемую часть окружающего мира – сложнейшей системы, существование которой определяется совокупностью законов биологии и в целом законов существования мира.
              В-четвертых, изучение таких сложных объектов как живые организмы и таких сложных явлений как явления жизни позволяет привлекать разнообразнейшие источники информации, а значит, и обеспечить учащимся возможность приобретения опыта извлечения необходимой информации из различных источников, ее компоновки и преобразования. Учитель не имеет права ограничивать учащегося рамками  учебника, пусть даже самого подробного и объемного. На сегодня в арсенале познающего живую природу есть прекрасные представляющие уникальные факты  видеофильмы. Разработаны интересные компьютерные обучающие программы. Очень велико количество доступных качественных хорошо иллюстрированных  энциклопедий, справочников. Я уже не говорю об Internet-ресурсах… Учителю в такой ситуации необходимо научить ребят быстро и целенаправленно в зависимости от потребностей ориентироваться в этом многообразии источников информации и определять лучшие в зависимости от области незнания и склонностей самого учащегося.
На своих уроках биологии на первый план выходит задача -
формирование компетенций учебно-познавательной деятельности путем постановки и решения познавательных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций, продуктивного и репродуктивного познания, развития интеллектуальной деятельности. На уроках школьники учатся задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, работать с инструкциями, описывать результаты опытов, формулировать выводы. Важным условием повышения познавательной активности учащихся является использование в процессе обучения конкретных примеров, иллюстрирующих практическое значение биологических знаний. При этом важно, чтобы подобные примеры не просто сообщались учителем, а осмысливались самими школьниками в процессе выполнения познавательных заданий.
Любое обучение должно быть воспитывающим и развивающим. Для развития интеллектуальных умений учащихся организовывается работа по самостоятельному добыванию новых знаний в процессе творческого поиска, логических размышлений, сопоставления имеющих знаний и т. д. Большое внимание уделяется работе с учебной, научной и научно – популярной литературой. Например, при изучении основных положений эволюционного учения Ж.Б.Ламарка предлагается ученикам выполнить следующее задание. Внимательно прочитать предлагаемые отрывки из основного труда Ж.Б. Ламарка «Философия зоологии», отражающие его основные взгляды на эволюцию. Проанализировать каждый отрывок и попытаться сформулировать вытекающие из них законы или ведущие идеи.

Самостоятельное добывание знаний учащимися возможно и при работе с натуральными объектами. Так, например, после выполнения лабораторной работы « Строение растительной и животной клеток» школьникам предлагается следующее задание: сформулировать и записать в тетрадь основные положения клеточной теории. Рядом записать положения клеточной теории, о которых расскажет учитель. Оценить свою работу.

Создание на уроках проблемных ситуаций, вызывающих умственное напряжение, стимулирует познавательный интерес у учащихся и является важным средством развития мотивов интеллектуальной деятельности, формирует творческие способности, продуктивное мышление, воображение. Так, например:

1.Почему при стирки белья, пилке дров больше всего работают руки, а устаёт спина?

2. Щенка кормили только молоком . Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.


Эффективность образовательного процесса значительно повышается путём применения творческих задач. Например: 7 кл. - Кот и скворцы. Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот - ходит, облизывается. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как надёжно закрыть котам доступ к скворечнику. Как же? (Мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом.


Решение сложных биологических задач требует синтеза знаний и умений, поэтому важно познакомить учащихся с приемами умственной деятельности: сравнения, определения понятий, объяснения причинно – следственных связей, классификации, описания с позиций системно – структурного подхода, обобщения.
Использование такого приема умственной деятельности, как сравнение, требует от учащихся овладения умениями устанавливать линии сравнения, применять имеющиеся знания о сравниваемых объектах, выделять главные признаки объектов, по которым производится сравнение, находить различия и сходства, делать выводы.
Компетентностный подход к преподаванию биологии лёг в основу уроков по курсу «Животные», включающего вопросы здоровьесберегающего характера:

  • Самопознание (влияние животных на среду обитания человека)

  • Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболевании

  • Питание и здоровье

  • Основы личной безопасности (животные, опасные для человека, меры первой медицинской помощи)

При этом создаются условия для формирования учебно-познавательных, ценностно-смысловых, коммуникативных, информационных и некоторых других компетенций:

Так, например, на уроке по теме «Жизнь животных в природном сообществе, их роль в жизни человека», условия для формирования у учащихся учебно-познавательной компетенции создаются через:

- усвоение знаний о звеньях природных сообществ – организмах производителях, потребителях, разрушителях органического вещества:

-через знания о роли животных в жизни человека, отношения к собственному здоровью и здоровью других людей, и таких типах взаимоотношения организмов как паразит .

Одним из уроков этого цикла, где формируются компетенций валеологического характера , является урок по теме «Многоообразие паразитических червей»,где идёт рассказ о ядовитых беспозвоночных, беспозвоночных паразитах…

их опасности для здоровья и жизни человека, оказания профилактических мер и мер первой помощи.

Практически на каждом уроке биологии в 8 классе предлагаются задания, позволяющие формировать компетенции здоровьесбережения. Ученики приобретают знания о правилах личной гигиены и нормах здорового образа жизни, об опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, овладевают способами оказания первой медицинской помощи. Формирование у учеников позитивного отношения к своему здоровью,  убежденности в необходимости соблюдения здорового образа жизни, понимание своей ответственности в выборе образа жизни – одна из важных задач обучения. Общеучебные умения, связанные с информационными компетенциями и компетенциями самосовершенствования и при подготовке домашнего задания.

Домашнее задание : Составление памятки «Как повысить иммунитет»

Для того чтобы составить памятку для своих одноклассников «Как повысить иммунитет», вам необходимо найти дополнительную информацию по способам развития и поддержке иммунной системы человека.

В рамках своего выступления приведите доводы в пользу своих советов. Продумайте жанр своего выступления, наглядность. На выступление вам отводится 3 минуты. Будьте готовы ответить на возникшие вопросы аудитории.

Уделяется большое внимание формированию экологической компетентности.

В качестве примера перечислю творческие работы учащихся, содержащие материалы по итогам экскурсий по экологическим тропам: «Растения моего края»; «Животные моего края»; «Мир животных леса, варианты их охраны». Ежегодно проводятся «Неделя биологии» , « Неделя Экологии», экологическая акция «Береги лес от пожара», фотовыставка « Краски Родины моей»

Все это подводит нас к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек», ибо еще К.Д.Ушинский отмечал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли едва ли будет способствовать созданию развитых умов». При компетентностном подходе в образовании на первое место выдвигается не информированность ученика, а умения решать проблемы.

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии в учебной деятельности. 
Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению новых знаний, умений и навыков, в ходе, которой осуществляется их воспитание и развитие. Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, коллективной учебной деятельности, ответственности школьников. 
Современным обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, и обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Одним из способов решения проблемы ухудшающегося состояния здоровья детского населения, является реализация здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. 
По данным Министерства образования РК, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Поэтому одной из важнейших задач современной школы является сохранение здоровья детей. Учитель должен постоянно об этом помнить, он должен так же заботиться о состоянии психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. 
Один из важнейших факторов здоровья - это организация учебной деятельности: 
• строгая дозировка учебной нагрузки 
• построение урока с учетом особенностей класса 
• проведение физкультминуток 
• соблюдение гигиенических требований 
• благоприятный эмоциональный настрой 
Биология изучается в среднем и старшем звене с 6 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на: 
• возрастных особенностях познавательной деятельности детей, 
• обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), 
• вариативности методов и форм обучения, 
• оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, 

Одним из уроков этого цикла, где формируются компетенций валеологического характера , является урок по теме «Многоообразие паразитических червей»,где идёт рассказ о ядовитых беспозвоночных, беспозвоночных паразитах…

их опасности для здоровья и жизни человека, оказания профилактических мер и мер первой помощи.

Практически на каждом уроке биологии в 8 классе предлагаются задания, позволяющие формировать компетенции здоровьесбережения. Ученики приобретают знания о правилах личной гигиены и нормах здорового образа жизни, об опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, овладевают способами оказания первой медицинской помощи. Формирование у учеников позитивного отношения к своему здоровью,  убежденности в необходимости соблюдения здорового образа жизни, понимание своей ответственности в выборе образа жизни – одна из важных задач обучения. Общеучебные умения, связанные с информационными компетенциями и компетенциями самосовершенствования и при подготовке домашнего задания.

Домашнее задание : Составление памятки «Как повысить иммунитет»

Для того чтобы составить памятку для своих одноклассников «Как повысить иммунитет», вам необходимо найти дополнительную информацию по способам развития и поддержке иммунной системы человека.

В рамках своего выступления приведите доводы в пользу своих советов. Продумайте жанр своего выступления, наглядность. На выступление вам отводится 3 минуты. Будьте готовы ответить на возникшие вопросы аудитории.


• обучении в малых группах, 
• использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, 
• создании эмоционально благоприятной атмосферы, 
• формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья. 
• соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 
• построение урока с учетом работоспособности учащихся; 
• строгая дозировка учебной нагрузки; 
• проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. 
Я стараюсь с первых минут урока, с приветствия, создавать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Строго слежу за соблюдением у учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием веду работы с чередованием в течение урока. 
Ещё один организационный момент начала урока связываю с проверкой состояния кабинета, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Стараюсь на перемене проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости - проветрить помещение. А каждого ученика приучаю своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. 
Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. Структурными элементами моих уроков выступают: 
* приветствие; 
* опрос самочувствия; 
* оздоровительные упражнения; 
* рефлексия; 
* прощание. 
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания. В конце урока обсуждаю не только то, что усвоено нового, но выясняю, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. 
Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. 
На уроках приходится развивать и зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести). Для этого я использую на различных этапах урока мультимедийный проектор. Известно, что просидеть на уроке 40 минут достаточно сложно. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. 
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Например: 

1. Простейшие упражнения для глаз: они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения: 
- Вертикальные движения глаз вверх – вниз; 
- Горизонтальное движение вправо – влево; 
- Вращение глазами по часовой стрелке и против; 
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 
2. Упражнения для кистей рук: они помогают ребенку расслабиться и отдохнуть. 
* «Деревья» (Дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала «поникли листочки» - опускают пальчики. Потом «веточки» - кисти, «ветви» - предплечья; «деревья уснули» - опускаются руки); 
* «Моем ручки» (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук); 
* «Волны» (Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывается и закрывается ладонь, дети имитируют движение волны); 
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. 
Достигается через учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. 
Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений. 
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Вот некоторые из них. 

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора. 
Педагогика сотрудничества, её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. 
Проявление гуманного отношения к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, терпимость к детским недостаткам в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики высокого уровня психологического здоровья. 
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. 
В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую. На уроках биологии веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью диагностических карт. После каждой изученной темы предлагаю детям разноуровневые карточки. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей. 
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся. 
Игровые технологии включают в себя игровые обучающие программы, оригинальные задания, разные виды уроков (урок – путешествие, урок-расследование). Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. 

В заключение хочется ещё раз сказать: «Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников». Современных образовательных технологий достаточно много, при их выборе необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности как класса в целом, так и каждого ученика в отдельности, но забота о сохранении подрастающего поколения должна быть приоритетной.













Выступление на МО "ПРЕПОДАВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК НА ОСНОВЕ ИДЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА"
  • Биология
Описание:

В соответствии с основными положениями Государственного образовательного стандарта образования Республики Казахстан, предусматривающего обеспечить становление     « компетентностной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической, политической жизни Республики Казахстан»

        Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетентности. Формирование  у учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом.

    Таким образом, компетентностный подход наиболее точно отражает суть модернизационных процессов в сфере образования и современный педагог должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций учащихся, осваивать знания, необходимые для реализации компетентностного подхода.

Автор Лило Юлия Геннадьевна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 490
Номер материала 56244
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓