Главная / Начальные классы / Выступление на МО. Индивидуализация обучения

Выступление на МО. Индивидуализация обучения

Индивидуализация обучения. Выступление на МО. Октябрь 2014


Индивидуализация обучения - один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

• Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.

• Объёму учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. Этому служит введение многоуровневой системы подготовки специалистов — системы среднего и высшего образования, бакалавриата, магистратуры. Для этих целей должно проводиться снижение доли обязательных занятий и увеличение самостоятельных. Применяются специальные технологии, такие, например, как «План Келлера», основанный на индивидуализации обучения по времени и объёму, предоставляя возможность способным слушателям более глубоко изучить предмет, пока менее способные или более медлительные изучают обязательный материал.

• Времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями слушателя. Индивидуализация обучения по времени используется при некоторых формах заочного и очного обучения.

общий анализ философской и психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, позволяет говорить относительно теории индивидуализации обучения и воспитания следующее:

1. В школе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации.

2. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся и проектирование на этой основе педагогического процесса.

4. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала; разработку систем заданий различного уровня трудности и объема; разработку системы мероприятий по организации процесса обучения и воспитания в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.

5. Использование индивидуального подхода в педагогическом процессе создает возможности для развития индивидуальности личности, для повышения активности и качества знаний, для формирования прогрессивного педагогического мышления.

дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.

Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.

Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Успешность ученика полностью зависит от уме¬ния педагога видеть психофизиологические особенности каждого и строить обучение с их учетом

Существует ряд условий эффективности индивидуализа¬ции обучения. Педагогам можно рекомендовать:

• определить индивидуализацию обучения на уроках как одно из приоритетных направлений деятельности, создающего предпосылки качества образования, основываться при этом на понимании многообразия индивидуальных стилей учения школь¬ников и моделей работы с ними;

• учитывать, что все модели предполагают создание условий для свободного множественного выбора ребенком комфорт¬ной для него среды учения, способа и форм учения, видов заданий и т. д.;

• продолжить изучение способов организации индивидуального подхода к обучению и обмен опытов по названной теме на заседаниях школьных методических объединений учителей;

• рекомендовать использовать диагностические данные о дониминировании полушарий обучающихся в работе учителя;

• оптимально сочетать индивидуальное обучение с традиционными формами работы;

• критериями его результативности считать умение школьника самостоятельно определяться в учении, формировать индивидуальный образовательный маршрут, самореализоваться с помощью определенных способов и приемов, осуществлять самоанализ в учебной деятельности и вносить коррективы в собственный стиль учения, достигая оптимума.

В заключение отметим, что введение в образовательный процесс способов и форм индивидуального обучения целесообразно осуществлять комплексно, в рамках всех дисциплин. Именно в случае системной работы команды педагогов, в равной степе¬ни разделяющих идею индивидуализации учебного процесса, перед школьником раскрывается истинный смысл учения, он постигает его ценность, назначение и специфику.







Несколько простых советов:

1. Старайтесь найти в ребенке то, за что его можно похва¬

лить, а не то, за что поругать.

2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам ин¬тересно с ним.

3. Давайте каждому ребенку возможность сделать свое ма¬ленькое открытие.

4. Если ребенку тяжело, то помогите найти такое задание, которое ему по силам.

5. Не навязывайте ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам.

6. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

7. Вместо отметок - главной причины школьных бед (они акцентируют в большей степени провалы в учебе, чем успех) -можно пользоваться баллами, чтобы поставить «зачет - незачет».

8. Помните, что ошибка одного может породить мысль дру-loro. Не пугайтесь детских ошибок.

9. Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете, этому

всегда можно и нужно найти разумное обоснование.

10. Не бойтесь признаться в том, что сами чего-то не знаете.

11. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

12. Вступайте в диалог с детьми только в том случае, если у вас есть разумные аргументы «за» или «против» высказываний детей.

13. Не требуйте от ребенка словесных формулировок и обоб¬щений до того, как он выполнит предметное действие или какое-либо задание. Помните, что неудачи в жизни бывают двух типов - недостаток любви и заниженная самооценка. Чтобы их избе¬жать, ребенок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства, внимании и уважении со стороны окружающих. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.



Выступление на МО. Индивидуализация обучения
  • Начальные классы
Описание:

 

Выступление на МО. Индивидуализация обучения - один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность обучения. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.

 

 

Автор Спиридонова Ирина Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 972
Номер материала 36890
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓