Главная / Школьному психологу / Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции «ЗАБОТЯСЬ О ДРУГИХ, СГОРАЕШЬ САМ?» на тему "СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ"

Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции «ЗАБОТЯСЬ О ДРУГИХ, СГОРАЕШЬ САМ?» на тему "СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ"

Муромцева Татьяна Владимировна

ГБОУ РМ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С.М. Кирова»,

преподаватель педагогики и психологии,

Республика Мордовия

Синдром эмоционального выгорания педагогов

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существуют профессии, в которых человек, в связи с необходимостью постоянного контакта с другими людьми, испытывает чувство внутренней эмоциональной напряженности. К ним относятся учителя, психологи, врачи, воспитатели и другие работники социальной сферы деятельности. Особая «группа риска» - педагоги, поскольку их деятельность относится к разряду наиболее эмоционально напряженных видов труда.

В связи с модернизацией системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно-психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» - состояние психики педагога, которое он испытывает - равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению.

Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное, бесчувственное, негуманное отношение к труду и объектам своего труда. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Так у человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции. Профессионал может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и жизни как таковой.

Нами было проведено исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов нашего колледжа. Цель исследования заключалась в изучении синдрома эмоционального выгорания и выявления влияния на него организационных и личностных факторов. Для проведения исследования использовалась методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания».

Результаты проведенного исследования показали, что в наибольшее количество педагогов, подверженных синдрому, находится во второй фазе эмоционального выгорания, в фазе «резистенции». Данный факт может говорить о том, что при проведении определенной работы большее количество педагогов может справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Прослеживая динамику развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов с различным стажем работы, нами отмечено, что наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности и т.д. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. И, возможно, это может быть одним из факторов формирования синдрома эмоционального выгорания.

Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет, возрастные границы 35-41 год. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.

Исследователи проблемы эмоционального выгорания единогласны во мнении о том, что наиболее эффективным способом снижения уровня синдрома эмоционального выгорания является его профилактика.

С целью профилактики и преодоления данного состояния необходимо особое внимание обратить на применение эффективных психофизиологических, психологических и педагогических технологий, направленных на сохранение здоровья педагогов, снижение риска формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом.

В частности, основным средством профилактики синдрома является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно). Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники.

Предлагаем несколько тренинговых упражнений по профилактике синдрома эмоционального выгорания, используемых нами в практической деятельности. Направлены они на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, развитие навыков позитивного самовосприятия. Упражнения включают элементы арт-терапии.

Упражнение «Термометр эмоций».

- Какие способы снятия напряжения Вы знаете? (поговорить с другом, побегать, побить подушку, написать об этом в дневнике и др.)

- А можно прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее. Я буду показывать рукой уровни «эмоционального накала, напряжения». Чем выше рука, тем накал сильнее, аплодисменты, крик громче. Соответственно, чем ниже рука, тем накал слабее, аплодисменты, крик тише.

Упражнение «Рисование в воздухе».

- Свое имя надо написать, нарисовать, но в воздухе. А участники попробуют догадаться, как вас зовут.

Комментарий: рисование в воздухе прекрасно снимает внутреннее напряжение, помогает управлять эмоциями.

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Правила применения звуковой гимнастики: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной.

- Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Пропеваем следующие звуки:

А - воздействует благотворно на весь организм;

Е - воздействует на щитовидную железу;

И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О - воздействует на сердце, легкие;

У - воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я - воздействует на работу всего организма;

М - воздействует на работу всего организма;

X - помогает очищению организма;

ХА - помогает повысить настроение.

- Легко ли было справиться с заданием? Ваши ощущения.

Упражнение «Пластилиновая музыка».

- Предлагаю прослушать музыкальные произведения, а возникающие в ходе прослушивания музыки переживания, воспоминания, мысли, воплотить в образе-впечатлении, используя шарик с мукой.

Комментарий: такой прием помогает раскрепоститься, «услышать» себя, свою внутреннюю гармонию; «самовыразиться»; снять стрессы. Звуки и чувства взаимосвязаны. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус), проникает в глубинные слои личности (подсознание). Своеобразный тренинг эмоций. Рисуя, лепя во время звучания музыки, помогаем отыгрывать внутренние состояния, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли.

Упражнение «Джаз тела».

- Ограничение двигательной активности оказывает негативное влияние на физическое и психическое самочувствие. Напрягая мышцы, сдерживая слезы или гнев, способствуем возникновению психологических «зажимов» на теле. Танцуя, способствуем высвобождению скрытых, подавляемых чувств, улучшаем физическое и душевное самочувствие. Будем сочинять танец. Я встаю в центре круга. В такт музыке буду выполнять несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют мой танец. Затем дотрагиваясь до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец; далее игра продолжается по кругу.

Выгорание представляет собой процесс, развивающийся во времени. Он начинается с сильного и продолжительного стресса на работе. В том случае, когда требования к человеку постоянно превышают имеющиеся у него ресурсы, нарушается состояние психофизиологического равновесия. Непрерывный или прогрессирующий дисбаланс неизбежно ведёт к выгоранию, которое возникает не просто в результате стресса, но как стресса неуправляемого.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста, удовлетворённость качеством жизни в различных её аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надёжных друзей и поддержка со стороны семьи.


Литература

  1. Бодров, В. А. Психологический стресс : развитие и преодоление / В. А. Бодров. – М. : ПЕРСЭ, 2006.

  2. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2009. – С. 99 - 105.

  3. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 96 – 103.

  4. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2009.

  5. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / сост. Е. А. Шкуринская. – Волгоград : Учитель, 2008. – 158 с.

  6. Реан, А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопросы психологии. – 2007. – № 1. – С.45 – 55.

Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции «ЗАБОТЯСЬ О ДРУГИХ, СГОРАЕШЬ САМ?» на тему "СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ"
  • Школьному психологу
Описание:

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существуют профессии, в которых человек, в связи с необходимостью постоянного контакта с другими людьми, испытывает чувство внутренней эмоциональной напряженности. К ним относятся учителя, психологи, врачи, воспитатели и другие работники социальной сферы деятельности. Особая «группа риска» - педагоги, поскольку их деятельность относится к разряду наиболее эмоционально напряженных видов труда.

В связи с модернизацией системы российского образования в обществе постоянно повышаются требования ко всем аспектам деятельности педагога: знаниям, умениям и личностным особенностям. Такая ситуация создает педагогу дополнительный эмоциональный дискомфорт, усиливает нервно-психическое напряжение и может вызвать возникновение синдрома эмоционального «выгорания». Эмоциональное «выгорание» - состояние психики педагога, которое он испытывает - равнодушие или глубокое негативное чувство к своей профессиональной деятельности и профессиональному общению.

Автор Муромцева Татьяна Владимировна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 591
Номер материала 36923
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓