Главная / Начальные классы / "Моя педагогическая философия". Выступление на межрегиональной научно-практической конференции

"Моя педагогическая философия". Выступление на межрегиональной научно-практической конференции

Моя педагогическая философия

Ольшевская Татьяна Валерьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии № 42 г. Пензы

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный. Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире?

Философия - одна из форм общественного сознания- наука о наиболее общих законах развития, природы, общества и мышления; методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки ( С.И. Ожегов).

Для того чтобы начать рассуждение о своей педагогической философии мне пришлось заглянуть в свою юность. Ведь решение стать педагогом пришло ко мне не сразу. Точнее сказать, за меня решила мама. Однажды, придя с работы, она предложила пойти учиться в педагогическое училище. Я согласилась… Пенза, Челябинск, Таганрог и опять Пенза- география моей педагогической деятельности. Практика складывалась по-разному, но в основном приходилось трудно. Поняла не сразу важность активной позиции ребёнка в учебном процесс. А лишь тогда знания могут быть эффективными . Свидетельством пассивности учеников во время обучения стало неиспользование ими школьных знаний в дальнейшей жизни. У детей пропадало желание расширять свой кругозор, так как они не видели личностного смысла в том, что изучали. В педагогическом процессе есть много рутинных уроков , это уроки преодоления, они нужны как для отработки умений и навыков, так и для отработки человеческих качеств. Много таких уроков было мной проведено, пока не поняла, что учительство – работа не только с тетрадками и конспектами. В один прекрасный день, взглянув на небо - то самое, толстовское, голубое и глубокое - поняла, что уроки мои – только по форме уроки, а по сути это сорок пять минут жизни, моей и моих учеников. И от меня во многом зависит, какой будет эта жизнь. С тех пор так и учу, стремясь прожить эти сорок пять минут увлекательно и познавательно…

Теперь мои ученики и я представляем собой единство, подчинённое единым целям. Наши уроки начинаются не после звонка, а задолго до самого урока, его начало- в мыслях и моём сердце. Очень важно, когда ты только начинаешь думать об уроке, не дать проявиться тщеславию, нарушить правило золотой середины или утерять чувство любви. Показать себе и своим ученикам с помощью предмета, как прекрасен мир и в этом мире каждый может быть счастлив- это основная цель урока. Пытаюсь вложить в мысли об уроке всё лучшее, что было у меня: и ласковый мамин голос , и солнечных зайчиков в моей детской, и красоту раннего утра на даче, и даже лёгкий осенний ветерок, срывающий «золотые» листья. Представляю конкретные детские лица, хочу, чтобы всё лучшее, что есть во мне, помогло состояться уроку.

На мой взгляд, самые важные вопросы современной практической педагогики: кто такой учитель, кто такой ученик, что такое учение само по себе и, в конечном счете, чему, зачем и как нужно учить.

Если, педагогика – наука, то она изучает, учит. Если мы занимаемся наукой педагогикой, то мы – педагоги. А кто такой педагог? В Древней Греции - это раб, ведущий ребёнка в школу, то есть изначально мы все рабы. Чего? Знаньевой парадигмы, образовательных программ, стандартов, санпинов, ЕГЭ, администрации. В таких условиях легче всего работать авторитарно. Педагог - раб, вооружившись авторитаризмом, может воспитать только раба. Раба умного, но жестокого, красивого, но равнодушного, больного, расчётливого, закомплексованного.

Если педагогика - это для нас искусство, которое создаёт, творит; если мы творим, то мы творцы, мы учителя. Так называли апостолы творца. Учитель не учит, он творит, удивляет, совершает чудеса. По законам искусства мы должны создавать художественный образ учителя - это урок. А деятельность детей в данном случае - сотворчество, сотрудничество, а не учение. В результате такого образования рождается личность здоровая, творческая, коммуникативная, саморазвивающая.

И спустя годы, работая в школе, я поняла, что мама была права. Она помогла мне сделать правильный выбор.


Мне кажется, что учитель – это не профессия, а образ жизни. Ведь даже дома ни на секунду не прекращаешь думать о школе, о своих учениках. Готовя урок, чувствуешь, думаешь, видишь весь класс и каждого в отдельности. Ученики всегда с тобой.

Каждый день, подходя к порогу школы, слыша знакомые голоса, смех детей, забываешь все проблемы и окунаешься в иную стихию.

А что представляет собой урок?!

Урок- это кирпичик в основании прекрасного здания, имя которому - Разум и Знание.

Урок- это спектакль и надо его преподнести так, чтобы дети тобой заинтересовались, именно нужно заинтересовать, вдохновить, а не заставлять. Ребёнок- это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь.

Прошло уже 25 лет в школе, к сожалению , редко задумывалась об Истине школы и об Истине педагогического труда . О смысле своей работы впервые задумалась на VII Международных Педагогических Чтениях «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры», которые перевернули моё сознание. Пообщавшись с педагогами в Москве, послушав множество выступлений, посмотрев мастер классы, мне кажется, что я стала мудрее, терпимее, добрее. С этого момента начался мой новый педагогический путь, который можно назвать Дорогой Сердца. Сомнения и неуверенность первых шагов были быстро развеяны моими учениками. Они принимали новые знания , не входящие в рамки обычной программы. Я благодарна детям за это, они придали мне силы и уверенность, подарили радость первых открытий на этом пути. Для меня Истина школы- бесконечный путь внутреннего духовного развития как личности и как педагога. Прочитав трактат Ш.А. Амонашвили «Школа Жизни»,я поняла, что этот путь должен :

- охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека;

- быть целостным, а условием этого является развивающая в многообразных формах жизнь Ребёнка;

- быть единицей непрерывного образовательного процесса ;

- быть аккумулятором жизни детей;

- стать в сотруднических взаимоотношениях учителя с детьми естественным качеством гуманного образовательного процесса;

- целенаправленно развивать и выращивать в Ребёнке способность к оценочной и самооценочной деятельности.

А самое главное- Учитель должен следовать «заповедям» Школы Жизни:

  • верить в безграничность ребёнка;

  • верить в свои Педагогические Способности;

  • верить в силу Гуманной педагогики… И тогда путь учителя будут сопровождать вечные истины - ищи и найдёшь, проси - и дано будет, стучи – и открыто будет.

Собираясь на урок, я вспоминаю слова: должно быть понятно и интересно. Конечно, путь познания труден и тернист, конечно, нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником нужно ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно находиться «в состоянии успеха». А от себя мне хотелось бы добавить, что ученик должен идти вверх и вперед, и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше. Нельзя обманывать учеников в оценке их достижений. Ребята удивительно тонко чувствуют фальшь. Награда, похвала должна быть заслуженной, иначе в следующий раз ученик не захочет трудиться.

От себя, как учителя, требую не только качественные знания, но и качественные мысли, определяющие успех урока. Стараюсь «приводить в порядок» свой внутренний мир, и только после этого заходить в класс. На мой взгляд, это в учительской профессии является самым сложным. Труд учителя- бесконечное самосовершенствование, которое только и может привести к успеху.

Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель. Учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что маленький человек совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Детям нужно тепло, осознание своей необходимости, и если ты даешь это, связь с ними становится многолетней. Если ученик хочет видеть в тебе не только школьного преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой учитель, строитель не образа, а безобразной мумии.

Работу свою люблю! Теперь не представляю, как сложилась бы моя судьба без учеников! Это счастье, когда общаешься с ними, видишь их светлые улыбки, слушаешь и отвечаешь на их многочисленные «почему?», секретничаешь о чём-то очень личном, помогаешь советом. Очень приятно осознавать, что твой труд не пропадает даром, даёт хорошие результаты- в средних и старших классах хорошо учатся , улыбаются тебе, встречая в коридорах гимназии, искренне радуются этим встречам.

Принимая Педагогику Искусства, Педагогику Сотрудничества мы, учителя вместе с детьми и их родителями, совершаем восхождение по ступеням Гуманной Педагогики, всё выше и  выше. И этому нас учит Шалва Александрович Амонашвили. Закончить хочу словами, которые звучали в моём выступлении на VII Международных Педагогических Чтениях «В Чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры»: «Когда мы вместе, мы многое можем изменить к лучшему!»



Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни.- М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили,2006.

  2. Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты?- М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2003.

  3. Соловейчик//Антология гуманной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007.

  4. Ушинский.- Переиздание. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002.

  5. http://school8.admsurgut.ru/metodica/metodika/podgotKurok/

7


"Моя педагогическая философия". Выступление на межрегиональной научно-практической конференции
  • Начальные классы
Описание:



Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный. Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире?

Автор Ольшевская Татьяна Валерьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 330
Номер материала 23624
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓