Главная / Директору-завучу / Выступление на методическом совете школы

Выступление на методическом совете школы

Организация проектной деятельности как образовательная технология, способствующая формированию ключевых компетенций обучающихся.




Ақыл - дария, алсаң да таусылмайды,

Жер - қазына, саусаң да таусылмайды.


Наука вечна… в своем источнике, неизмерима

по своему объекту, бесконечна по своей задаче,

недостижима по своей цели.

К.М.Бэр


Проектный метод является распространенным дидактическим средством в западных странах. В наше время он вызывает заслуженный интерес со стороны отечественной науки и практики.

Впервые проектный метод был сформулирован американским педагогом Уильямом Килепатриком в первой четверти ХХ века, который определил сущность его следующим образом: «…целесообразная деятельность в связи с разрешением какого-нибудь школьного задания в реальной жизненной обстановке».

Проектный метод - это переход к новой педагогической альтернативе:

  • от слушания и пассивного восприятия информации - к действию и получению новых знаний через опыт учебного экспериментирования;

  • от запоминания и простого воспроизведения учебного материала - к критическому и творческому осмыслению окружающей действительности;

  • от простого следования инструкции учителя - к осознанному познавательному процессу.

В настоящее время проектный метод определяют как образовательную технологию. В качестве самостоятельной педагогической технологии проектный метод имеет следующие характеристики:

* концептуальность, т.е. опора на стройную систему философских и психолого-педагогических концепций;

* системность, т.е. целостная последовательность дидактических приемов и операций (этап выполнения исследования, определенные функции ученика и учителя, способы их взаимодействия, критерии оценки);

* воспроизводимость, т.е. возможность найти применение на различных этапах обучения, с учащимися разных возрастов, с материалом различной сложности;

* универсальность, т.е. метод адаптирован к особенностям практически каждого предмета.

Специфика проекта как самостоятельной формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении субъектно-объектных отношений в процессе обучения учащихся. Педагогическая теория и существующая практика доказали, что эффективность системы обучения выше, если ученик сам становится субъектом обучения.

Активная позиция ученика и реализация принципа «учиться, делая» являются отличительной особенностью проектной работы.

Свойства проектной работы:

  1. Проект - это цельная работа, ее нельзя не закончить, т.к. оценивается конечный результат.

  2. Проект – сложная работа, состоящая из разных видов деятельности:

* составление плана;

* работа с информацией;

* общение с людьми;

* анализ полученных материалов;

* составление рекомендаций.

  1. Присутствие реальной практической деятельности.

  2. Работа с первичной информацией.

  3. Активное использование элементов игры. Игровой компонент помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации, потому что:

* связь со всем положительным, что было у человека;

* отсутствие страха неудачи (может быть только большая или меньшая удача);

* свобода проявления и выбора: ученик сам задает себе правила и цель, свободно манипулирует информацией, людьми, отношениями.

Центральным принципом проектной деятельности является совместная работа учителя и обучающихся. Конечный продукт может быть в виде письменного отчета, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки или в другом виде. Результат работы должен быть представлен в таком виде, чтобы его могли оценить другие. Конечный продукт может содержать описание проблем, их особенности, различные точки зрения. Следует отметить, что в рамках проектной деятельности создаются важные предпосылки для формирования специфических предметных, общеучебных и коммуникативных умений и навыков.

Проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся:

  • обладающих набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы;

  • владеющих способами интеллектуальной деятельности и готовых к сотрудничеству.

Проекты разнообразны по содержанию и срокам выполнения. Существует классификация проектов в зависимости от сроков и направленности работы.


Классификация проектов:

  1. Индивидуальные (в последнее время утрачивают свое значение и выступают как групповые).

  2. Групповые.

  3. Монопредметные (целесообразно использовать на начальном этапе обучения).

  4. Межпредметные (2 и более, четкая организация усилий всех участников, включая учителей–предметников, выступающих в роли научных руководителей).

  5. Краткосрочные (мини-проекты выполняются за период от 1 до нескольких учебных занятий, приблизительно – неделю, в рамках одного предмета, могут иметь индивидуальный или групповой характер).

  6. Среднесрочные (от 1 до 4 недель). Исследование значимых учебных проблем межпредметного характера. Одной из интересных организационных форм выполнения таких учебных проектов является проектная неделя.

  7. Долгосрочные (от 4 недель до года).

  8. Информационные (сбор, обработка и анализ информации по учебным предметам). Формируют умения и навыки поиска информации, ее обобщения в виде реферата, статьи, доклада, логической схемы, графика, фото- и видео-материалов.

  9. Исследовательские - это моделирование ситуации научного поиска:

  • определение цели объекта;

  • определение предмета исследования;

  • выдвижение гипотезы;

  • детализация положений гипотезы в задачах;

  • выбор методов исследования, их аргументация;

  • осмысление информации;

  • формулировка выводов в соответствии с поставленными задачами;

  • результат: отчет, публикация, участие в конкурсе проектов.

  1. Творческие (развивают креативные, т.е. творческие способности). Формы: подготовка сценария школьного праздника, выпуск газеты, устный журнал или устная газета, подготовка радиопередачи, видео-фильма, оформление выставки.

  2. Проектно-ориентировочные (формы: выработка рекомендаций по проблеме создания каталога журнальных и газетных статей, их рубрики, работа с техническими средствами.) Чаще всего такой проект несет комбинированный характер.


Классификация методов научного исследования


Общенаучные


Конкретно-научные


теоретические


эмпирические


общетеоретические

абстракция и

конкретизация

анализ и синтез

сравнение

противопоставление

индукция и дедукция

социологические:

анкетирование

интервьюирование

экспертные опросы

рейтинг

социально - психологические:

социометрия

тестирование

рейтинг

математические:

ранжирование

шкалирование

индексирование

корреляция

- анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности

- анализ понятийно- терминологической системы

- аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы

- построение гипотез

- построение мысленного эксперимента

- прогнозирование

- моделирование

наблюдения (полевые и

лабораторные; формализованные (по жесткой программе) и не фор мализованные; включенные; прямые и косвенные;

сплошные и выборочные;

самонаблюдения

беседа

эксперимент (глобальный, локальный и микроэксперимент

естественный и лабораторный)

научная экспедиция



Методы теоретического исследования.

Анализ – заключается в разложении изучаемого на единицы и раздельно изучить эти части как элементы целого.

Синтез – играет ведущую роль в исследовании, т.к. позволяет соединить части в целое, воссоздать и разрозненных частей нечто новое, единое, взаимодействующее с составными частями.

Моделирование – создание на основе простой схемы, модели более сложного объекта, т.е. перенос реального объекта, процесса в условно создаваемую ситуацию, модель.

Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений.

Классификация – распределение информации на основе сравнения во взаимосвязанные группы, разряды или классы.





Эмпирические методы исследования.

Наблюдение - научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины психолого-педагогического явления. Главная цель наблюдения - накопление фактов в их взаимосвязи

Опрос. Этот метод используется в двух основных формах: в виде интервью ( устного опроса ) и в виде анкетирования ( письменного опроса). Опрос отражает субъективные мнения и оценки, но дают возможность быстро получить необходимую информацию. Поэтому опрос можно проводить на этапе первичного сбора материала.

Анкетирование – метод научного исследования, при котором проводится опрос письменно и используется набор структурно организованных вопросов (анкета).

Виды вопросов.



Открытый

Закрытый

Прямой

Косвенный

Контрольный

Дается только вопрос, ответ формулирует сам отвечающий

Даются варианты ответов

Вопрос в личной форме, выясняет личные интересы опрашиваемых

Вопрос в безличной форме, выяснят отношение

Ответы на этот вопрос должны подтвердить, выводы, сделанные на основании предыдущих вопросов

Работа над проектом имеет свои закономерности и специфическую последовательность.

Этапы проектной деятельности:

  1. Этап проектной подготовки (подготовка учителей к внедрению в учебный процесс технологии проекта, подготовка к проектной работе учащихся, формирование групп учащихся по интересам, выбор предметов, выработка идеи.) Наиболее эффективной является смешанная группа в количестве 3-4 учеников.

Работа с группой:

  • формирование проектной группы;

  • выбор научных руководителей;

  • выбор и формулировка темы;

  • формирование положений гипотезы, цели и задач;

  • обоснование методов исследования;

  • разработка плана и структуры исследования;

  • изучение источников и литературы по теме.

  1. Этап планирования:

  • обсуждение сроков;

  • определение учебных задач;

  • обсуждение возможных результатов.

  1. Этап организационно-исследовательский:

  • рекомендуется последовательность выполнения проектной работы;

  • распределение заданий;

  • сбор и обработка информации. Источники информации: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, книги, журналы, интернет;

  • подготовка выводов;

  • оформление результатов, отчет.

  1. Этап представления полученных результатов. Отчет.


Структура отчета о выполнении проектной работы:

1. Введение:

  • обоснование выбора темы работы, описание актуальности, сути изучаемой проблемы;

  • определение объекта и предмета исследования (только для работ исследовательского типа);

  • формирование положения гипотезы, целей и задач проектной работы, описание методов исследования;

  • анализ источников информации.

2. Основная часть:

  • описание этапов и последовательности выполнения работы;

  • обоснование методов исследований (почему было выбрано анкетирование, что это за метод, его сильные и слабые стороны);

  • описание существа проблемы, проведенных исследований;

  • обоснование результатов исследования, которые сопоставляются с первоначальной гипотезой.

3. Заключение:

  • формирование основных выводов в соответствии с задачами проектной работы;

  • формирование пути решения проблем;

  • характеристика источников информации с точки зрения их полноты и достоверности;

  • анализ процесса работы (как члены группы взаимодействовали между собой, какие возникали трудности и почему, каких личных целей достигли члены группы в ходе работы).

Схемы, диаграммы, рисунки и прочее могут быть оформлены как в виде приложения, так и могут входить в текст основной части отчета.


Требования к оформлению.

Отчет оформляется на листах А-4 через 1,5 интервала шрифтом 12-14 . На титульном листе указываются: полное название школы, класса, фамилии, имена и отчества авторов, название темы, название формы работы (проектная работа), фамилия и должность руководителя, место и год написания отчета. Оглавление размещается на отдельной странице после титульного листа. Форма скрепления листов - произвольная


Этап представления проектной работы (ПР).

  1. Подготовка презентации результатов.

  2. Публичная презентация ПР.

  3. Анализ работы, проделанной в течение проектного периода.

  4. Оценка работы проектной группы в целом и каждого ее участника.

Для отчетов о работе целесообразно организовать школьные конференции или семинары с приглашением учащихся и учителей (родителей, общественности), необходимо учитывать требования к проведению презентации проектной работы.


Требования к презентации проектной работы (ПР).

  1. Презентация должна быть заранее спланированной.

  2. Готовится в виде спектакля с целью убеждения слушателей. Элементы: «покадровая» развертка (сценарий) устного отчета, определение последовательности «кадров» и переход от одной части к другой.

  3. Использование изобразительных средств (кодоскопа, пленки, слайдов, плакатов, баннеров, образцов, видеофильмов).

  4. Организация пространства (размещение визуальных средств, расположение выступающего), планирование динамики и темпа презентации.

  5. Структура сценария презентации (вход и выход из контакта, построение кадров, использование опорных сигналов, обратная связь) должна включать средства активизации восприятия слушателей.

Перед началом учитель проводит психологическую подготовку выступающих (как справиться с волнением, как привлечь внимание слушателей и пр.), а также знакомит каждого члена проектной работы с техникой устной презентации.


Оценка проектной работы.

Учитывается:

  • наличие общего плана работы;

  • наличие и качество формулировки положений, гипотезы и основных проблем исследования;

  • отбор методов работы и их соответствие поставленным задачам;

  • наличие и качество отчетных материалов;

  • наличие анализа источников информации;

  • качество презентации.

Оценка за проектную работу (ПР) выставляется группе в целом и каждому члену группы в соответствии с участием, оценивается:

  • уровень знаний;

  • степень ответственности;

  • самостоятельность, собранность и способность углубить тему;

  • способность выработать новую идею и найти оригинальные подходы;

  • инициативность и заинтересованность;

  • способность работать в коллективе, отношения с другими членами группы;

  • точность, своевременность выполнения работы;

  • четкость и аккуратность подготовки отчета.

После презентации - самооценка учащихся, во время которой оценивается:

1) уровень знаний по предмету и их соответствие требованиям ПР;

2) соответствие выполненных работ требованиям общего плана, объем проведенных работ:

* достижения и трудности;

* что осталось невыполненным.


Роль учителя в руководстве проектами.

Учитель, использующий проектный метод или технологию, выступает в нескольких ролях:

  • специалист по теории управления проектами;

  • куратор проекта;

  • руководитель проекта;

  • координатор (тайм-кипер), следит за соблюдением графика работ;

  • консультант.

Функции администрации.

1. Определение графика проведения защиты проектов, включая утверждение сроков, отводимых на каждый этап проектной деятельности.

2. Ресурсное обеспечение.

3. Осуществление общего контроля.

Функции МО.

  1. Определение предметных тематических блоков.

  2. Разработка примерного перечня тем.

  3. Координация методов исследования для осуществления межпредметных связей.

  4. Распределение нагрузки учителей – научных руководителей проектов.

Функции классного руководителя.

  1. Информирование учащихся о требованиях к проектным работам, порядке и сроках работы.

  2. Организационная поддержка (помощь в комплектовании групп).

  3. Подготовка итоговой конференции.


Работа над тематикой.

Это самый важный момент в организации проектной деятельности школьников. Мощным мотивирующим фактором является тема, придуманная учителем совместно с учащимися. При определении темы проекта можно исследовать такие приемы:

1. Привязка изучаемого материала к практике;

2. «Два в одном» (одну тему по двум предметам).

Главное в этой деятельности - создание конкретным ребенком полезного продукта, формы которого могут быть самые разные: модели и макеты, фотографии и коллажи, стендовые и публичные доклады, рефераты и компьютерные программы, наглядные учебные пособия, спектакли и т. д.

Выступление на методическом совете школы
  • Директору-завучу
Описание:

     Проектный метод  является  распространенным  дидактическим средством в западных странах. В наше время  он вызывает  заслуженный интерес со стороны  отечественной науки и практики.

      Впервые проектный метод  был  сформулирован американским педагогом Уильямом Килепатриком в первой четверти  ХХ  века, который определил сущность  его  следующим  образом: «…целесообразная  деятельность в  связи с  разрешением какого-нибудь школьного задания   в реальной жизненной обстановке».

     Свойства проектной работы:

1.    Проект  - это цельная работа, ее  нельзя  не   закончить,  т.к. оценивается  конечный результат.

2.    Проект – сложная работа,  состоящая из разных видов деятельности:

* составление плана;

* работа с информацией;

* общение с людьми;

* анализ  полученных материалов;

* составление рекомендаций.

3.    Присутствие  реальной практической   деятельности.

4.    Работа  с первичной информацией.

5.    Активное использование  элементов игры. Игровой компонент помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации, потому что:

* связь со всем положительным, что было у человека;

* отсутствие страха неудачи (может быть только большая или меньшая удача);

 

* свобода проявления и выбора: ученик сам задает себе правила и цель, свободно манипулирует информацией, людьми, отношениями. 

Автор Тохашева Меруерт Сагдатовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 590
Номер материала 39952
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓