Главная / Математика / Выступление на конференции ВШЭ

Выступление на конференции ВШЭ

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся

Черепанова Вера Ивановна,

учитель математики МАОУ «Гимназия №6» города Перми

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Ребенок активен и берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле создания необходимых условий для их саморазвития. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Для того чтобы формировать «универсальные учебные действия» и поддерживать у учащихся интерес к знаниям на уроках математики, возникла необходимость строить обучение на основе активной деятельности самих учащихся, актуально развитие у них способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.

Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Деятельность учащихся в рамках проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает времени в классе. Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижение гипотез.

При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя. Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Одним из направлений реформирования отечественной системы образования является переход к профильному обучению. Но готовить учащихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее, через выполнение проектных заданий.

На уроках математики я часто предлагаю учащимся поработать над проектами. Так с 7-классниками попробовали реализовать проектные задачи «Треугольники», «Окружность», результатами которых стал плакаты-справочники, которые подготовили ребята. В восьмом классе учащиеся создавали коллекцию презентаций «Великие математики», «Подобие вокруг». Одним из этапов выполнения проекта «Подобие» была выставка работ - рисунков, выполненных учащимися. Самым запоминающимся событием этого года было участие в гимназическом проекте «День числа Пи».

Остановлюсь на двух проектах, которые реализованы в 5 классе: «Подарочная упаковка» (прямоугольный параллелепипед) и « Магия чисел». Предметная цель первого проекта - вывод формулы площади поверхности, развертка прямоугольного параллелепипеда. Конечный продукт проекта - создание праздничной упаковки. Наше знакомство с параллелепипедом началась в музее упаковки, где ребята увидели различное оформление праздничных коробок, красивые упаковочные контейнеры. Самая распространенная по форме упаковка- коробка привлекла внимание своей простотой. На уроке ребята начали свое знакомство с параллелепипедом с построения «скелета», т. е. строили каркас параллелепипеда из палочек разной длины. Потом перешли на «бумажный вариант» создания развертки, склеивания модели. Так достигалась цель урока- вывод площади поверхности. После практической деятельности ребята должны были решить несколько теоретических задач: сколько краски, обоев потребуется для ремонта комнат, хватит ли листа картона для создания коробки, сколько кружев надо для оформления упаковки и т. д. Дома им предстояло оформить коробку - параллелепипед так, чтобы ее не стыдно было подарить. Поскольку тема изучается в конце апреля, и особых дат, где нам пригодилась бы красивая упаковка, мы не нашли, то решено было вручить в приготовленных коробочках подарки одноклассникам на празднике окончания учебного года.

«Магия чисел»- это сборник детских проектов, подготовленных каждым 5-классником. В своих работах ребята собрали информацию о числах, собрали пословицы, поговорки, составили ребусы, подготовили иллюстрации к литературным произведениям, в названиях которых встречаются числа.

Вот и ещё один проект. Я часто использую в своей работе тесты интегрированных заданий. Сборник таких заданий «Наш Пермский край» вдохновил меня на проект «Наш Закамск в числах и задачах», который стал общегимназическим. Пока идет сбор информации, ребята посещают музеи Закамска, работают с информационными источниками, знакомятся с историей района, выполняют некоторые измерительные работы, числовые значения им пригодятся для задач. Результат проекта предполагает издание сборника тестов, задач, текстовой информации. Уверена, что данный проект будет интересен не только ученикам, но и родителям, которые надеюсь, подключатся к нам.

Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективное её переработать, мы педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными, не требующими особого внимания. Именно сейчас, умение быстро обучаться и переобучаться, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей может стать залогом успеха каждого учителя. Начало прошлого учебного года вызывало у меня смятение, страхи перед новыми терминами. Сейчас я точно знаю, что проекты и УУД это не только не страшно, но и очень интересно.

Выступление на конференции ВШЭ
  • Математика
Описание:

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся

 Черепанова Вера Ивановна,

учитель математики   МАОУ «Гимназия №6» города Перми

       Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Ребенок активен и берет из наших обучающих и воспитывающих воздействий только то, что хочет, в соответствии с уже имеющимися потребностями, мотивами и ценностями. Самообучение и самовоспитание намного эффективнее узкоцелевых, прагматичных воздействий педагога, поэтому в данное время технологии обучения должны быть переориентированы с технологий обучения на технологии самообучения и самовоспитания, на развитие способностей в смысле создания необходимых условий для их саморазвития. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

     Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей.
Для того чтобы формировать «универсальные учебные действия» и поддерживать у учащихся интерес к знаниям на уроках математики,  возникла необходимость строить обучение на  основе активной деятельности самих учащихся, актуально развитие у них способности переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности.

      Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

       Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;
- зарождаются основы системного мышления;
- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;
- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;
воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

         Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и, одновременно, формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
       Деятельность учащихся в рамках проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности. Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает времени в классе. Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижение гипотез.

      При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя. Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении. Одним из направлений реформирования отечественной системы образования является переход к профильному обучению. Но готовить учащихся к выбору будущей деятельности необходимо заранее, через выполнение проектных заданий.

      На уроках математики  я часто предлагаю учащимся поработать над проектами. Так с 7-классниками попробовали реализовать проектные задачи «Треугольники», «Окружность», результатами которых стал плакаты-справочники, которые подготовили ребята. В восьмом классе учащиеся создавали коллекцию презентаций «Великие математики», «Подобие вокруг». Одним из этапов выполнения  проекта «Подобие» была выставка работ - рисунков, выполненных учащимися. Самым запоминающимся событием этого года было участие в гимназическом проекте «День числа Пи».

         Остановлюсь на двух проектах, которые реализованы в 5 классе: «Подарочная упаковка» (прямоугольный параллелепипед) и  « Магия чисел». Предметная цель первого проекта - вывод формулы площади поверхности, развертка прямоугольного параллелепипеда. Конечный продукт проекта - создание праздничной упаковки. Наше знакомство с параллелепипедом началась в музее упаковки, где ребята увидели различное оформление праздничных коробок, красивые упаковочные контейнеры. Самая распространенная по форме упаковка- коробка привлекла внимание своей простотой. На уроке ребята начали свое знакомство с параллелепипедом с построения «скелета», т. е. строили каркас параллелепипеда из палочек разной длины. Потом перешли на «бумажный вариант» создания развертки, склеивания модели. Так достигалась цель урока- вывод площади поверхности. После практической деятельности ребята должны были решить несколько теоретических задач: сколько краски, обоев потребуется для ремонта комнат, хватит ли листа картона для создания коробки, сколько кружев надо для оформления упаковки и т. д. Дома им предстояло оформить коробку - параллелепипед так, чтобы ее не стыдно было подарить. Поскольку тема изучается в конце апреля, и особых дат, где нам пригодилась бы красивая упаковка, мы не нашли, то решено было вручить в приготовленных коробочках подарки одноклассникам на празднике окончания учебного года.

       «Магия чисел»- это сборник детских проектов, подготовленных каждым 5-классником. В своих работах ребята собрали информацию о числах, собрали пословицы, поговорки, составили ребусы, подготовили иллюстрации к  литературным произведениям, в названиях которых встречаются числа.

     Вот и ещё один проект.  Я часто использую в своей работе тесты интегрированных заданий. Сборник таких заданий «Наш Пермский край»  вдохновил меня на проект «Наш Закамск  в числах и задачах», который  стал общегимназическим. Пока идет сбор информации, ребята посещают музеи Закамска, работают с информационными источниками, знакомятся с историей района, выполняют некоторые измерительные работы, числовые значения им пригодятся для задач. Результат проекта предполагает издание сборника тестов, задач, текстовой информации. Уверена, что данный проект будет интересен не только ученикам, но и родителям, которые надеюсь, подключатся к нам.

 

      Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ к информации, умение эффективное  её переработать, мы педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными, не требующими  особого внимания. Именно сейчас, умение быстро обучаться и переобучаться, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей может стать залогом успеха каждого учителя. Начало  прошлого учебного года вызывало у меня смятение, страхи перед новыми терминами. Сейчас я точно знаю, что проекты и  УУД это не только  не страшно, но и очень интересно.

Автор Черепанова Вера Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 369
Номер материала 21860
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓