Формирование
учебно-исследовательской деятельности
учащихся
через участие в олимпиадах, конкурсах.
Сегодня современное общество нуждается в
образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на
формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою
историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои
гражданские права и обязанности, ясно представляющей свои потенциальные
возможности, ресурсы и способы их реализации. Современная система образования и
воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную,
общеразвивающую и профильную подготовку учащихся. Выдвигая в качестве основополагающей
идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает
нас, педагогов, на поиск новых технологий, новых методов и приёмов,
ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности. Акцент
переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия.
Способность к самостоятельному познанию развивается только в учебно-
исследовательской деятельности.
Одним из направлений развития общего
образования является создание поиска и поддержки одарённых детей. Олимпиады и
конкурсы - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными школьниками.
В системе подготовки учащихся к предметным
олимпиадам можно выделить два подхода:
-поддержание постоянного интереса к предмету
путём предложения для решения нестандартных задач и поощрение интереса к
изучению непрограммного материала;
-индивидуальный подход к каждому участнику
олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития
учащегося, помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады, а
также формирование у учащихся методологических знаний.
При подготовке к олимпиаде следует уделять
большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный
творческий поиск является самой эффективной формой подготовки учащихся к
олимпиаде и конкурсам. Можно проводить факультативы, показывая методологию
решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с каждым, но если
ученик в какой- то момент не почувствует желания искать новые знания для того,
чтобы решать всё более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах будет
удачным.
Главная цель олимпиады не проверить знания
школьников, а чему – то научить. Это один из методов обучения. Цель работы
учителя при подготовке к олимпиаде и конкурсам – развитие у учащихся интереса к
исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных задач,
способности мыслить творчески, воспитать уверенность в своих силах.
Что же такое учебно-исследовательская
деятельность учащихся? Это деятельность, связанная с решением учащимися
творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и
предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной
сфере. Это средство личностного развития и формирования мировоззрения через
сотрудничество учителя и ученика. Результат исследования – не самоцель, а
средство, он подчинён приоритету образования учащихся.
Несмотря на данные от природы способности к
творческой деятельности, только целенаправленное обучение даёт возможность
обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Перед
учителем стоит задача организовать обучение так, чтобы ученик сам захотел
приобретать знания и навыки. Следовательно, сначала нужно сформировать интерес,
потом создать ситуацию, в которой на основе приобретённых ранее знаний и
умений ребёнку необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать
умения, а затем ещё и дать ему возможность наглядно продемонстрировать
полученные результаты.
Это возможно через приобщение детей к
исследовательской работе, организация которой позволяет включить ребят в
продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний.
Учащиеся должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с
различными источниками информации, проводить анализ, сопоставлять, обобщать,
подтверждать теоретические материалы.
Структура учебных исследований в целом
соответствует структуре научных и включает триаду обязательных разделов:
подготовительная работа→проведение
собственно исследования →
презентация.
Исследовательская деятельность обосновывается
как образовательная технология, средство комплексного решения задач
образования, воспитания и развития личности. Функции исследования следующие:
познавательная, воспитательная, развивающая и дидактическая.
Процесс формирования исследовательских навыков:
развитие умений видеть проблему и выдвигать гипотезу, развитие умений задавать
вопросы и давать определения понятиям, развитие умений высказывать суждения и
делать умозаключения.
Основная особенность исследования при
подготовке к олимпиаде и конкурсам – это то, что оно является учебным. Это
означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение
объективно нового результата, как в «большой» науке.
Поскольку исследовательская деятельность
требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, информационных
источников и т.д.), формирование умений и навыков целесообразно проводить не
только в процессе самого исследования, но и в рамках традиционных занятий.
Здесь можно использовать специальные формы и методы — им в ходе урока следует
уделить особое внимание.
Методы и методические приёмы:
1.Делай как я: используя проблемный метод,
учитель совместно с учениками рассматривает проблему.
2.Погружение: индивидуальная работа ученика
при поиске возможного решения поставленной задачи.
3.Обмен опытом: работа в группах, обмен
мыслями.
4.Мозговой штурм.
5.Метод проектов и другие.
Существует множество видов уроков, предполагающих
применение исследовательского метода обучения: урок—исследование, урок –
лаборатория, урок—путешествие и другие.
Учителю не следует отказываться от групповых
форм работы. В группе возможен самоконтроль и взаимоконтроль, обмен мнениями,
точками зрения, выстраивание общих гипотез и их проверка. Общение детей
является прекрасным стимулом к изучению надпрограммного материала.
Необходимым условием подготовки учащихся к
предметным олимпиадам и конкурсам является наличие учебной информации,
расширяющей и углубляющей знания. Поэтому начинать надо с чтения различных книг
по предмету, использовать ресурсы Интернета. Наблюдения за учениками
показывают, что у многих из них хромает «словообразование», поэтому большое
внимание необходимо уделять терминологии, используя задания следующих типов:
«дайте определения следующим понятиям», «исправьте ошибки в тексте» и другие.
Исследовательская работа по предмету
формирует у учащихся практические навыки, даёт им возможность приобрести навыки
применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, использование навыков
логического мышления, умения обобщать и проводить аналогии, прогнозировать
результат, включать интуицию, воображение, фантазию. Всё это пригодится
учащимся—участникам олимпиад и конкурсов.
Жизнь человека—это движение по пути познания.
Каждый шаг обогащает нас, если благодаря новому опыту мы начинаем видеть то,
что ранее не замечали или не понимали. Вопросы к миру — это прежде всего
вопросы к себе. Важно, чтобы в процессе организации исследовательской
деятельности учащихся сохранялась ситуация предзаданной неизвестности,
благодаря чему совершенно по-новому начинает выстраиваться вся система
взаимодействия участников образовательного процесса.
«Если запастись терпением и старанием, то
постоянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек,
да плод сладок» (Леонардо да Винчи)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.