Главная / Начальные классы / Выступление на городском семинаре " Учебная мотивация – фактор развития познавательных способностей".

Выступление на городском семинаре " Учебная мотивация – фактор развития познавательных способностей".

Учебная мотивация – фактор развития познавательных способностей.

Ученик – это не сосуд,

который нужно наполнить,

а свеча, которую нужно запалить,

и чтобы она не затухала.

Цель: рассмотреть общую структуру мотивации к учению в младшем школьном возрасте и показать, как можно организовать свою деятельность по формированию познавательных способностей.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих элементов:

  • сосредоточение внимания на учебной ситуации

  • осознание смысла предстоящей деятельности

  • осознанный выбор мотива

  • целеполагание

  • стремление к цели (осуществление учебных действий)

  • стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)

  • самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.

Связь учебной мотивации с факторами успешности учения.

Мотивировать детей на учебную деятельность – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализовываться в учебном процессе. При этом взрослые должны не ограничивать учащихся в этом желании, в поиске адекватных форм для такой реализации, а помогать получать им удовольствие от умственных нагрузок в процессе учебной деятельности. Новизна информационного материала, его проблемная подача, развитие творческих способностей, использование средств новых информационных технологий – всё это позволит усилить мотивацию учения, повысить интерес к учёбе.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуации успеха.

1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намёка, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»

4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

5. Персональная исключительность. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд.

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Как развивать у школьника интерес к учебной деятельности?

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы - Щукина Г.И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

  • содержания учебного материала (когда ребёнку просто нравится содержание данного предмета);

  • методов и приёмов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Требования предъявляемые к современному уроку.

  • По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.

  • Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребёнка средствами своего предмета.

  • Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • Игровая деятельность;

  • Создание положительных эмоциональных ситуаций;

  • Работа в парах;

  • Проблемное обучение.

Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к учебным предметам?

  • Эрудия учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.

  • Увлечённость предметом.

  • Любовь к работе.

  • Доброжелательное отношение к учащимся.

  • Вера в ученика, в его познавательные способности.

Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

ИКТ – одно из условий повышения мотивации к предмету. Использование ИКТ на уроке способствует активизации внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетным направлением уроков в начальной школе.


hello_html_m7378477.gif

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Для реализации использования информационно – коммуникационных технологий на уроках мною ставятся такие задача и цели:

Задача: подготовка детей к овладению современными компьютерными технологиями и актуализация полученной с их помощью информации для дальнейшего самообразования.
Цели:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов;

  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета, электронные учебники);

  • повысить объем выполняемой работы на уроке;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

  • создание презентаций к уроку;

  • работа с ресурсами Интернета;

  • использование готовых обучающих программ;

  • разработка и использование собственных авторских программ.

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни.

Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, изучают состав числа. Для наилучшего представления условия задачи и способа её решения можно использовать схему, решают задачи на движение.

Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИТ. Интерес к урокам математики вырос.

Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.

Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным признакам.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные знания.

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильма.

Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Я считаю, если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им  небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных особенностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Сформировать глубокие познавательные интересы к учебным предметам у всех учащихся невозможно, да и наверно не нужно. Важно, чтобы всем учащимся на уроках было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность учебным предметом перерастёт в глубокий и стойкий интерес к различным наукам. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учёбе.

8


Выступление на городском семинаре " Учебная мотивация – фактор развития познавательных способностей".
  • Начальные классы
Описание:

Учебная мотивация - фактор развития познавательных способностей" . С данной темой выступала на городском семинаре.

Учебная мотивация – фактор развития познавательных способностей.

Ученик – это не сосуд,

 который нужно наполнить,

а свеча, которую нужно запалить,

и чтобы она не затухала.

Цель: рассмотреть общую структуру мотивации к учению в младшем школьном возрасте и показать, как можно организовать свою деятельность по формированию познавательных способностей.

 

      В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Автор Доровик Елена Константиновна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 646
Номер материала 10423
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓