Главная / Школьному психологу / Выступление на городском семинаре по теме: "Активные формы работы с семьёй"

Выступление на городском семинаре по теме: "Активные формы работы с семьёй"

Югова Т.В., педагог-психолог первой

категории МДОУ ДС КВ №281


Активные формы работы с семьёй


Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно-психическое состояние детей.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры - всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребёнка в семье и его дальнейшее развитие.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, мы полагаем, что:

  1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребёнка.

  2. Для благополучного развития ребёнка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребёнка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье последняя выступает как персональная микросреда развития личности. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Соотнесение себя и семьи у взрослого и ребёнка в известном смысле зеркально: для взрослого семья – производное от «я», для ребёнка «я» - производное от семьи.

Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой её членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия – как в роде совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучать значимые факторы, но и выявлять их взаимозависимость и связь с эффективностью воспитательного процесса.

От психолога в таких случая требуются знания и опыт, умение соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их жизненное пространство. Родители охотно прибегают к помощи психолога и принимают его помощь, если последний не навязывает им при этом свои взгляды и волю.

Психолог помогает семье дошкольника не только в тех случаях, когда родители испытывают трудности в воспитании и нуждаются в его совете. Своей повседневной работой психолог тоже помогает семье. Психолог – полноправный воспитатель дошкольника, если он устанавливает диалог с воспитанником и его родителями, взаимодействует с ними и как профессионал, и как самоценная личность. Современные родители часто превосходят воспитателей и психологов в уровне образования или социально-материальном статусе, но педагог-психолог может компенсировать эту разницу своей компетентностью в области семейной психологии – именно в той области, которая является для родителей одной из самых значимых.

Следовательно, для установления партнёрских отношений с семьёй психолог должен обладать ясной психологической позицией в области семейного воспитания и владеть технологиями работы с родителями.


МДОУ ДС КВ № 281 осуществляет воспитание, обучение и развитие детей с нарушением зрения, отсюда основной целью ставится психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением зрения.

Возрастающая актуальность проблемы взаимодействия с семьёй обусловлена изменениями в социально – экономической, политической и культурной жизни общества. Существенная переориентация современной образовательной системы на гуманистические приоритеты сопровождается переосмыслением всех аспектов взаимодействия с семьями воспитанников. А особенно с семьями, воспитывающими ребёнка с проблемами в развитии.

При выборе форм работы с родителями мы исходили из следующих факторов:

  1. Сложность зрительного дефекта, его отрицательное влияние на развитие психики ребёнка и неадекватное отношение родителей к этому состоянию ребёнка.

  2. Социальная востребованность семьи в психолого–педагогическом сопровождении развития ребёнка с нарушением зрения.

  3. Необходимость для образовательного учреждения научного и научно–педагогического обеспечения процесса взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением зрения и отсутствие в педагогической науке необходимых исследований по данной проблеме.

На наш взгляд наиболее эффективными формами работы с родителями являются:

  • Выступления на родительских собраниях (консультации, интервью, др.)

  • «Шпаргалки для родителей»

  • «Мамина школа» (Профилактика детско-родительских отношений в адаптационный период»)

  • «Праздник знакомства» (Для родителей и детей вновь поступивших в дошкольное учреждения).

  • «Школа для родителей будущего первоклассника» (Программа занятий с родителями по подготовке детей к школе).

  • Родительский клуб «Мы вместе» с использованием элементов тренинга.

Праздник знакомства


В дошкольное образовательное учреждение поступают дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). В этом возрастном периоде трудно сформировать положительное отношение детей к детскому саду непосредственно. Поэтому через знакомство родителей с коллективом работников детского сада (медицинская сестра, повар, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, руководитель изобразительной деятельности, психолог, воспитатели и младшие воспитатели), с назначением и месторасположением медицинского кабинета, музыкального и физкультурного залов, столовой, изостудией, а также с помещением группы происходит формирование положительного отношения родителей, а следовательно и детей к дошкольному учреждению. Праздник проходит в игровой форме, участие в его организации и проведении принимают все выше перечисленные категории работников, родители и дети. Заканчивается праздник в группе совместным чаепитием, где родители делятся впечатлениями друг с другом и воспитателями.


Шпаргалки для родителей


Наличие в каждой группе уголка «Советует психолог» позволяет разместить там «Шпаргалки для родителей», в которых содержится информация о наиболее часто встречающихся проблемах в развитии и воспитании ребёнка. Каждая «шпаргалка» состоит из трёх частей: характеристика проблемной ситуации, что делать, если проблема уже возникла и как предотвратить появление данной проблемной ситуации. Поскольку трудности в воспитании детей на разных возрастных этапах различны, то и «шпаргалки» так же можно разделить по проблемам, характерным для различных возрастных групп.

Примерные темы:

- для детей раннего возраста: «Если ребёнок сосёт палец», «Если ребёнок кусается», «Если ребёнок плохо ест», «Активные дети», «Если ребёнок упрямится», «Если ребёнок вынуждает вас делать покупки» и т.д.;

- для детей младшего дошкольного возраста: «Если ребёнок слишком много капризничает и плачет», «Если ребёнок дерётся», «Если ребёнок дразнится и ругается», «Если дети балуются», «Если ребёнок всё время льнёт к вам», и т.д.;

- для детей старшего дошкольного возраста: «Как защитить интересы своего ребёнка», «Если ребёнок испытывает страхи», «Если ребёнок слишком много смотрит телевизор», «Если ребёнок часто обманывает», «Если ребёнок не желает заниматься «серьёзным делом», «Воровство», «Дети с повышенным чувством ответственности» и т.д..

Такие «шпаргалки» может использовать в своей работе и воспитатель при индивидуальном консультировании родителей, а также на групповом родительском собрании, если данная проблема характерна для большинства воспитанников группы.




Нетрадиционные родительские собрания


Первое родительское собрание в группе для детей с нарушением зрения полезно проводить необычным способом, чтобы каждый родитель понял, что значит иметь нарушения в развитии тех или иных функций организма.

Для проведения собрания заранее готовятся наборы игрушек, книг материалов для инициации активных действий участников. При этом все родители, приходящие на собрании получают фишки (наклейки, значки) для деления на пять подгрупп: «с проблемами зрения», «с проблемами речи», «с проблемами в движении ног», «с проблемами в движении рук» и сборная, в которую входят по одному человеку с проблемами и несколько человек с «типичным» развитием.

Затем родителям предлагается разделиться на подгруппы по выбранным наклейкам. Для имитации нарушения зрения предлагают повязать платки на глаза или сделать окклюзию, для имитации нарушения речи – завязать рот, для имитации проблем с руками и ногами – ноги или руки. После этого подгруппы находят себе место в комнате, там, где им приготовлены игрушки и манипулирую с предметами, играют с игрушками в течение 10-15 минут.

После этого каждая подгруппа должна высказать свои ощущения, чувства, мысли: Получилась ли игра? Как себя чувствовали? Как действовали: вместе или по одному? Что удобно, что неудобно? Самая большая подгруппа, в которой были люди и «с проблемами» и «без проблем», завершает общее обсуждение.

Важно, чтобы участники подгрупп поняли, насколько трудно их детям взаимодействовать, имея нарушение зрения, речи, движения и как эффективно могут помочь им люди, которые не имеют таких нарушений. В данном случае речь идёт о педагогах, специалистах и в первую очередь – родителях. Таким образом, можно сформировать мотивацию сотрудничества у родителей с работниками ДОУ.


Школа для родителей будущего первоклассника


Основная цель работы такой школы в ДОУ – помочь родителям и их детям в подготовке к школе. Любые нарушения зрения, обусловливающиеся снижением базовых зрительных функций, неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации. Доказано, что снижение функций зрения, неизбежно приводящее к снижению скорости и качества восприятия, обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания, нарушает одновременность, дистантность восприятия.

Для детей с нарушением зрения характерным является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.

Для данной категории детей характерными являются:

  1. Низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

  2. Плохое запоминание букв;

  3. Невозможность различения конфигурации сходных по написанию букв, цифр и их элементов.

  4. Формирование нечетких, неполных или неадекватных зрительных образов;

  5. Пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;

  6. Низкий уровень овладения навыками письма и чтения;

  7. Наличие серьезных затруднений в копировании букв;

  8. Появление зеркального написания букв, носящее стойкий характер и др.

Базируясь на вышеизложенных факторах, мы спланировали работу «Школы», включив в её работу разных специалистов: психолога, тифлопедагога, логопеда, медсестру-ортоптиста и старшую медицинскую сестру, приглашали на встречи учителей начальных классов из школы.


« Школа для родителей будущего

первоклассника»


п/п

Тема

занятия

Ведущий

Дата проведения


1

Развитие мелкой моторики у детей

Педагог-психолог

Югова Т.В.


Октябрь, 2007г.


2

О подготовке ребенка к школе

Учитель начальной школы


Ноябрь, 2007г.


3

Психологическая готовность к школе – что это такое?

Педагог-психолог

Югова Т.В.


Декабрь,2007г.


4

Развитие речи как залог успешного обучения в школе

Учитель-логопед Князева Т.Н.


Январь,2008г.


5

Развитие зрительного восприятия

Тифлопедагог Морозова Т.П.


Февраль,2008г.


6

Физиологические особенности ребенка 7 лет

Медсестра Михайлова Н.В.


Март,2008г.


7

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

Педагог-психолог Югова Т.В.


Апрель,2008г.

Рекомендации родителям

1. Выполнять рекомендации врача-офтальмолога.

Если ребенку назначено ношение очков, приобрести их и приучить ребенка пользоваться ими.



2. Следить за соблюдением правил гигиены при зрительной работе: чтении, письме (расстояние до текста 35 см, перерывы в работе каждые 15-20 минут), просмотр телевизионных программ не более 50-60 минут в день (расстояние от экрана 3-4 метра при освещенной комнате).



3. Всячески развивать двигательную активность ребенка (по рекомендации врача), пребывание на воздухе 2-3 часа ежедневно.



Реализация этих рекомендаций позволит максимально снизить последствия глазного заболевания Вашего ребенка и обеспечить ему полноценную жизнь в обществе


Родительский клуб «Мы вместе»


Тема №1 : «Если ребёнок вас не слушается»

Цели: знакомство с технологиями поощрения и наказания, подкрепления.

Содержание занятия

  1. Упражнение «Давайте познакомимся»: каждому участнику встречи выдается листок бумаги и фломастер, с помощью которых они должны написать свое имя и прикрепить его себе на грудь. Затем каждый участник должен назвать одно свое качество на первую букву имени.

  2. Психолог рассказывает о целях и задачах встреч в «Родительском клубе»: искать пути решения проблемных ситуаций, возникающих при воспитании детей в семье.

  3. Просмотр видеосюжета из телепередачи «Супер-няня», в котором показана семья, имеющая маленьких детей 2-х и 4-х лет, не справляющаяся с ними. Основные ситуации, вызывающие трудности у родителей: непослушное поведение, укладывание спать, конфликты в игре с другими детьми, проблема накормить ребёнка.

  4. Знакомство с технологией поощрения во время еды и наказания для прекращения дурного поведения. Родителям выдается памятка и показываются отрывки из фильма, помогающие понять когда, как и сколько раз необходимо выполнять шаги по данной технологии, чтобы добиться желаемого результата.

  5. Домашнее задание: применить дома полученные знания и поделиться опытом на следующем занятии.


Памятка для родителей по воспитанию детей.

Технология наказания.

Шаг 1. Предупреждение. Обязательно опуститесь на уровень ребенка, поменяйте тон голоса (голос должен быть авторитарным)

Шаг 2. Поставьте шалуна в угол и объясните, за что он наказан.

Шаг 3. Заставьте ребенка извиниться.

Метод общей игры.

  1. Научите ребенка соблюдать очередь.

  2. Вежливая просьба.

  3. Контроль со стороны ( взрослый со стороны наблюдает за игрой детей).

Правила хорошей еды.

  1. Всегда ставьте цель ( поешь и пойдем гулять, играть).

  2. Хвалите после каждой ложки.

Укладывание спать.

  1. Поцелуйте ребенка на ночь, пожелайте спокойной ночи.

  2. Первый раз из постели – скажите «Пора баиньки» и уложите в постель.

  3. Второй раз из постели – игнорирование: кладете в постель и уходите.

  4. Третий и последующий раз из постели – технология игнорирования.


Тема №2: «Когда в родителях согласья нет»

Цель: знакомство родителей с последствиями несогласованного подхода в воспитании детей.

Тема №3: «Если ребёнок кусается, дерётся, обзывается …»

Цель: знакомство родителей с причинами агрессивного поведения ребёнка.

Тема № 4 «Телезависимость»

Цель: познакомить родителей с влиянием средств массовой информации на психику ребёнка.


Тема №5 : «Поощрения и наказания»

Цели: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.


Использование активных форм работы с родителями особого ребёнка позволяет объединить усилия всех специалистов, работающих в ДОУ, повысить эффективность работы с ребёнком, сделать родителей участниками учебно-воспитательного процесса.















Выступление на городском семинаре по теме: "Активные формы работы с семьёй"
  • Школьному психологу
Описание:

МДОУ ДС КВ № 281 осуществляет воспитание, обучение и развитие детей с нарушением зрения, отсюда основной целью ставится психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с нарушением зрения.

Возрастающая актуальность проблемы взаимодействия с семьёй обусловлена изменениями в социально – экономической, политической и культурной жизни общества. Существенная переориентация современной образовательной системы на гуманистические приоритеты сопровождается переосмыслением всех аспектов взаимодействия с семьями воспитанников. А особенно с семьями, воспитывающими ребёнка с проблемами в развитии.

    При выборе форм работы с родителями мы исходили из следующих факторов:

1.     Сложность зрительного дефекта, его отрицательное влияние на развитие психики ребёнка и неадекватное отношение родителей к этому состоянию ребёнка.

2.     Социальная востребованность семьи в психолого–педагогическом сопровождении развития ребёнка с нарушением зрения.

3.     Необходимость для образовательного учреждения научного и научно–педагогического обеспечения процесса взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением зрения и отсутствие в педагогической науке необходимых исследований по данной проблеме.

Автор Югова Татьяна Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 482
Номер материала 25250
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы