Главная / Русский язык и литература / выступление на городских рождественских чтениях

выступление на городских рождественских чтениях

Отражение в русской литературе традиций духовно-нравственного воспитания в семье

Березина Инна Владимировна

учитель Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 г. Комсомольск-на-Амуре

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

С раннего возраста именно семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека.

  Как отмечал известный русский философ И.А. Ильин: «Семья является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотением». Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина. Русская литература с самого начала своего становления уделяла большое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания в семье, показывая читателю жизненный путь героев, которые были счастливы и реализованы в жизни, если следовали духовному опыту поколений, соблюдали семейные традиции, и героев-отступников, лишних людей, неприкаянных, потерявших смысл жизни, если у них по какой-то причине не было семейного воспитания, семейного очага, где бы они получили первоначальный нравственный опыт.

Если кинуть ретроспективный взгляд в прошлое, то можно увидеть, что уже художественная мысль древнерусских книжников была направлена на утверждение духовных ценностей, которые и скрепляли поколения. Православные авторы на страницах своих произведений утверждали нравственные ценности и призывали молодое поколение жить по законам Божьим.

Они хорошо знали пятую библейская заповедь, которая гласит: «Почитай отца своего и мать, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои на земле».

Герои древнерусских произведений живут по этой заповеди. Если открыть любое Житие святых, то вначале мы прочитаем рассказ о благочестивых родителях, послушных детях.

«Старых чти, как отца своего» - эти строки можно прочитать в «Поучении Владимира Мономаха», созданном в 12 веке. Автор , «сидя на санях», т.е. готовясь уйти в мир иной, наставляет не только своих детей, но все молодое поколение, как надо жить, любить, прощать, трудиться. Он передает свой духовный опыт и подчеркивает, что «так поступал и отец его». Если старшее и младшее поколение объединяют общие ценности, то разрыв поколений невозможен. При этом надо отметить, что наказ, назидание отца воспринимается древнерусским человеком как необходимое условие добродетельной жизни, которая начинается в семье Отец и мать должны научить ребенка основам праведной жизни, а для этого дитя должно в семье приобрести такую добродетель, как послушание, чтобы слышать и слушать советы родителей. Своеволие и непослушание приведут к беде – именно так рассуждал древнерусский человек, и эта мысль запечатлена в библейской притче о блудном сыне.

Своеобразным сводом правил о благочестивой жизни, где речь идет о взаимоотношении поколений, об отношениях в семье, о семейном воспитании является памятник 16 века «Домострой». Мы часто слышали отрицательную оценку этого произведения, хотя оно – о духовных основах семьи, от которой зависит крепость государства. Главная мысль – мысль об ответственности родителей за воспитание детей. Речь в нем идет о трехчастном устройстве дома в соответствии с природой человека: дух, душа, тело. «Воспитай дитя в строгости» часто повторяется в «Домострое», ведь своеволие дитя постыдно как для родителей, так и для ребенка.

Поучения родителями своих детей продолжится и в русской литературе последующих периодов.

Например, в бытовых повестях 17 в. «Повесть о горе и злочастии» вновь будет воплощен сюжет о блудном сыне, герой произведения презрел советы родителей о том, как надо жить. В результате – падение, заблуждения, ошибки. Но в итоге своих злоключений герой все-таки возвращается к отцу небесному и спасает душу.

Можно вспомнить «Повесть о Петре и Февронии Муромских», где автор также показывает молодому поколению, как нужно жить в семье, как нужно любить и почитать друг друга. Без открытых назиданий автор тем не менее передает читателю нравственный опыт поколений.

Если вспомнить отдельные произведения 18 века, например, комедию Д.Фонвизина «Недоросль», то в ней показан пример антивоспитания, который тоже тем не менее учит читателя, как не должно быть в семье. В этом произведении можно услышать мысль автора, что если разрывается духовная связь между отцами и детьми, между поколениями, то возникает пропасть. Автор показывает парадоксальную ситуацию: сын устанавливает отношения в семье, диктует родителям нормы поведения. Вся жизнь семьи построена вокруг него, единственного и неповторимого. Забота родителей состоит в том, чтобы накормить, обуть, одеть, удачно женить. «Слепая родительская любовь опасна»,- подчеркивает автор . И Митрофан, этот невежда и неуч, не привыкший к послушанию, в итоге оттолкнет мать. Финал комедии показывает итог взаимоотношений, когда родители во всем потакают прихотям ребенка.

Есть в комедии, как и положено в комедии классицизма, и пример положительного воспитания. Стародум говорит о ценности воспитания в духе старого времени Он пересказывает наставления своего отца: «Служи Отечеству своему , имей во все времена сердце и душу». Именно этому он учит свою племянницу Софью.

Забвение родительского долга, пренебрежение родительскими обязанностями неминуемо ведет к разрыву поколений, и в этом мы убеждаемся, читая произведения русской литературы 19 века.

Почему Онегин таков, каким мы видим его в романе А.С.Пушкина? Он не знает, что такое дом, семья, привязанность. Его душевная пустота проявляется с самого начала романа. О его матери вообще ничего не говорится в романе, отец промотал состояние и дает дурной пример сыну: как не надо жить. Онегин воспитан в духе времени, но не получает главного: родительской любви и заботы, и поэтому он говорит Татьяне, что не создан для семьи. Если же говорить о Татьяне, то у нее была семья, и хотя самым близким человеком была няня, которой она доверяла свои девические тайны, у нее, в отличие от Онегина, есть душа, есть корни.

О воспитании в семье мы читаем и у Гоголя в повести «Тарас Бульба», главный герой которой считает, что быть отцом и матерью – священный долг. И когда младший сын пошел против законов нравственности, собственными руками лишает его жизни, понимая, что не вынесет такого позора

Великим воспитателем был и Л.Н.Толстой. Ещё в XIX веке он говорил одному из своих друзей: «Дети - строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы были для них написаны и ясно, и занимательно, и нравственно».

Сам писатель, создавая свои рассказы, сказки, басни для детей,  следовал им неукоснительно. Так, в одной из своих басен отец призывает своих сыновей жить между собой в мире и согласии, приводя в пример веник, развязанные прутья которого легко сломать. «Если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит», - говорит литературный герой словами автора. 

Другой пример семейного воспитания ярко прослеживается в «Косточке» (быль). Сюжет этого художественного произведения довольно прост: мальчик взял без спроса сливу и съел её. Мать рассказал об этом отцу, но когда тот спросил о том, кто съел сливу, признания он не получил. Тогда отец сказал, что в сливах есть косточки, и кто проглотит её, через день умрёт. А Ваня ответил: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Здесь Л.Н. Толстой затрагивает не только вопросы непослушания или обмана в семье, но также пример мудрого родительского воспитания

А в романе «Война и мир» читатель вместе с автором наблюдает за воспитанием в семьях Ростовых, Болконских и Курагиных.

Если обобщенно говорить о кодексе семьи Ростовых, то это гостеприимство, уважение к каждой личности, искренность и понимание между родителями и детьми, честность, открытость, жизнь сердцем.

В семье Болконских воспитание было построено по-другому, но дети графа – достойные люди. Кодекс семьи Болконских – это требовательность к себе и своим поступкам, честность, добродеятельность, порядочность, ответственность, разумность в поступках.

У Курагиных же в семье царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Делать служебную карьеру, сделать «выгодное замужество или женитьбу» - так понимает свой родительский долг отец семейства Курагин, при  этом его дети мало его интересуют. Детей «надо пристроить», так полагает Василий Курагин.  Элен он выдает за ставшего богатым Пьера Безухова, Ипполит  устроен дипломатом в Австрию. Остается Анатоль, с его беспутствами, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье. Безнравственность , допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни .Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен к Пьеру. В доме Курагиных нет искренности и порядочности.

Список произведений русской литературы, в которых говорится о традициях духовно-нравственного воспитания в семье, можно продолжать. Но ясно одно: художественная литература учит не просто усваивать информацию, но и различать нравственные поступки литературных героев, соотнося их со своими собственными.  Читая вместе с детьми произведения классической литературы, родители могут научить  чад и нравственному мышлению, и нравственной практике.



выступление на городских рождественских чтениях
  • Русский язык и литература
Описание:

       Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй,  школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

 

       С раннего возраста именно семья направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье ребенок впервые усваивает нормы морали, навыки совместного труда. Именно в кругу семьи формируются его жизненные планы, нравственные идеалы. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека.

   Данное выступление  имеет цель: проследить на примере содержания отдельных художественных прозведений, начиная с древнерусской литературы, как реализовывались традиции духовно-нравственного воспитания в семье.

Автор Березина Инна Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 447
Номер материала 33200
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓