Главная / Иностранные языки / Выступление на ГМО по теме «СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ».

Выступление на ГМО по теме «СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ».

Выступление на ГМО по теме



«СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ».















Учитель иностранных языков:

Астапова Ольга Александровна

МОУ «Гимназия имени Подольских курсантов»

Руководитель ГМО: Петракова М.А.___________


5 ноября 2014.

















Климовск 2014



В последние годы на уровне общества и государства работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, т.к. остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это, конечно, неслучайно и обусловлено рядом причин. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных кризисов.


Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, умением быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. Работа с учащимися, которые интересуются иностранным языком и желающими знать и уметь больше, чем предусмотрено программой, велась мной постоянно. Исходя из задач, поставленных перед школой, я пришла к необходимости систематизировать работу с одаренными детьми, выстроить её на научной основе.


Немного о понятиях «одаренность» и «одаренный ребенок». Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.


Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Для меня понятие «одаренный ребенок» означает учащегося, склонного к активной познавательной деятельности.


Смысл работы с одаренными учащимися:


- способствовать развитию каждой личности;


- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;


- способствовать развитию общества в целом, поставив ему на службу ресурсы дарования.


Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.


Какой он – одаренный ребенок? Это дети, которые:


- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;


- имеют доминирующую активную познавательную потребность;


- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.


Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.


Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Большую роль в этом имеет школьный психолог, с которым работаю в постоянном контакте. Развитию творческой активности учащихся, проявлению их индивидуальности способствует использование технологий личностно ориентированного обучения: внутриклассной и уровневой дифференциации, проектного обучения, игровых, проблемных, интерактивных и др. технологий. Это позволяет привлечь к работе на уроке каждого ученика, а значит более ярко увидеть уровень способностей и одаренности каждого ребенка.


Стараюсь построить урочную и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.


Направления работы с одаренными учащимися:


- диагностико-ориентированное направление;


- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;


- поддержка учащихся – участников и победителей олимпиад;


- организация научно-исследовательской деятельности по направлениям.



Этапы работы с одаренными учащимися:


1этап – подготовительный


Цель:


Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.


Задачи:


- Изучение нормативной базы.


- Планирование работы с одаренными учащимися.


- Распределение обязанностей


- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта.


На этом этапе совместно с психологом школы проводим диагностику обучающихся, проявляющих интерес и способности в изучении французского языка. Диагностируются задатки и склонности личности, уровень самооценки и творческого мышления, выявляются предпочтительные виды деятельности и склонность к лидерству.



II этап – аналитический


Цель:


Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.


На данном этапе работа планируется по ступеням обучения.


1 ступень (1—4-й классы) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.


Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.


Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим предлагаю обучающимся посещать кружок «Занимательный французский».


Содержание работы для данного возраста: формирование навыков научной организации труда, вовлечение в активные формы познавательной деятельности, формирование познавательного интереса, выявление способных учащихся.


II ступень (5-7 классы) – это этап творчества. Моя деятельность направлена на совершенствование навыков научной организации труда и формирование познавательного интереса. Именно в этот период начинаю с учащимися индивидуальную работу по выполнению первых исследовательских и информационных проектов.


III ступень (к ней я отношу обучающихся 8-9 классов) – развивающий этап. Продолжаю развитие навыков научной организации труда, расширение познавательного интереса и формирование исследовательских навыков.


Обучающиеся IV ступени (10-11 класс) выходят на самостоятельное применение исследовательских умений и навыков в учебной и внеучебной деятельности. Почти все учащиеся старших классов работают над индивидуальными проектами, выставляют их на конкурсы и выступают с их защитой на научно-практических конференциях школьного и муниципального уровня.



III этап - организационно -деятельностный.


Цель:


Организация целенаправленной работы с одаренными детьми.


В нашей школе начал работу образовательный проект Одарённые дети». Учителя, работающие с одарёнными детьми, применяют необходимые приёмы для развития способностей учащихся. Социальный педагог предварительно провела анкетирование по выявлению нетрадиционного мышления детей. Затем каждый ребёнок собирал своё личное дело, куда входили грамоты за достижения в учёбе, а также участие в различных мероприятиях: кружках, семинарах, олимпиадах. Учителями проводится анализ своей работы и анализ успеваемости ребёнка и делаются соответствующие выводы.



IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.


Цель:


Апробация системы работы с одаренными учащимися.


Задачи:


-Диагностика склонностей учащихся.


-Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, по основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.



Самыми актуальными формами моей работы с одаренными детьми стали следующие:


творческие мастерские;


групповые занятия с сильными учащимися;


кружковая работа;


занятия исследовательской деятельностью;


конкурсы;


интеллектуальный марафон;


научно-практические конференции;


участие в олимпиадах;


работа по индивидуальным планам.



Ежегодно в нашей школе проводятся предметные олимпиады для учащихся 4-11 классов. Победители школьного этапа участвуют в муниципальном туре, представляют город на областном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Учащиеся принимают участие и имеют призовые места в научно-практических конференциях, в муниципальных творческих и исследовательских конкурсах, во всероссийском интеллектуальном марафоне «ЭМУ», в лингвистическом туре.



Традиционным для нашей школы является проведение предметной недели иностранных языков. Вместе с обучающимися, мы выпускаем тематические электронные и стенные газеты, участвуем в конкурсах на чтение и лучший литературный перевод французских стихотворений, викторинах, посвященных страноведению или значимым датам французско-русских отношений, организуем концерты для младших классов и родителей. Это зачастую способствует неожиданному «раскрытию» способностей и талантов детей.


Одним из ключевых направлений деятельности школы становится стимулирование креативности учащихся. Исследовательская работа школьников представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах - с другой. Опытом организации ученических исследований в школьном научном обществе делилась с коллегами ОУ школьного округа (наша школа является базовой).


Исследовательская работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:


развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки (реферирование литературы, оформление библиографии, создание структуры работы и оформление её);


формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;


даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;


воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;


благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.


Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих заниматься исследовательской работой. Важно не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на экзаменах, участие в конкурсах). Регулярная кропотливая индивидуальная работа с детьми приносит свои результаты.



В последние три года наблюдается расширение числа участников и победителей муниципальных и региональных предметных олимпиад, участников НОУ, муниципальных конкурсов.


Существуют определенные проблемы в работе с одаренными детьми:


- недостаточная подготовка учащихся к школьным олимпиадам III тура;


- неэффективное сотрудничество с родителями в создании условий для развития природных задатков школьников;


- мало подходящей методической литературы



Литература:


1.Полат Е.С.Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе.- 2000.- №2- с.3-10.


2.Савина С.Н. внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. – М: Просвещение, 1991.


3.Интернет – портал «Исследовательская деятельность школьников»//WWW.researcher.ru/practice org/practice all/iverts/htm.


4.Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2004. - 368 с. - (Серия «Библиотека психолога»).


5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.; Питер, 2006. - 713с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).




Выступление на ГМО по теме «СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ».
  • Иностранные языки
Описание:

    Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компетентного. Одаренные дети составляют бесценное национальное достояние нашей страны. Обладая высокими способностями, умением быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов, они в скором времени во многом будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса, займут ключевые позиции в экономике, администрировании, науке, искусстве, идеологии, и это лучшее, на что мы можем надеяться. Работа с учащимися, которые интересуются иностранным языком и желающими знать и уметь больше, чем предусмотрено программой, велась мной постоянно. Исходя из задач, поставленных перед школой, я пришла к необходимости  систематизировать работу с одаренными детьми, выстроить её на научной основе. 

Автор Астапова Ольга Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 766
Номер материала 15721
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓