- 04.10.2020
- 582
- 18
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Текст выступления
Взаимодействие семьи и образовательного учреждения на психосоциальное развитие ребенка (слайд №1)
Слайд №2 Цель работы
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьёй. В семье человек рождается, в семье он делает свои первые шаги, узнает радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится неуютно в этом мире. Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в её самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить её воздействие на ребёнка, стиль отношения к ребёнку. Даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования), если у них наблюдаются серьёзные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так как эти нарушения приводят к деформации личности в процессе социализации детей и развитию у них девиантного поведения (агрессия, вызов, попытки суицида, алкоголизм, отклонения от учёбы, антиобщественные действия сексуального характера).
Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения. В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких подростков показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.
Слайд №3 Типы семей
Выделяют следующие типы неблагополучных семей:
Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотики)
Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем психолого-педагогической культуры. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований.
Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Слайд № 4 Причины семейного неблагополучия
Можно выделить три группы причин:
1. Причины социального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.
2. Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.
3. Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов).
Слайд №5 Статистика по школе
Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм криминального поведения. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
В нашей школе разработана программа выявления причин антисоциального поведения подростков и пути их корректировки. Основной механизм профилактики состоит в выявлении нарушений и их коррекции на основе координации усилий всех взрослых представителей образовательной среды (родители, классный руководитель, воспитатели).
- В рамках этой программы проводится диагностика школьников на выявление видов отклонений с помощью различных методик, которые направлены на изучение социального развития подростка, семейного и личностного развития.
- Помимо диагностики самих детей проводятся диагностика родителей этих детей. Данные методики полезны тем, что ответы дают не сами подростки, а родители своих детей-подростков описывают их поведение, видя их как бы "со стороны".
- Проведение тематических родительских собраний, которые помогают родителям понять причины сложных взаимоотношений со своими детьми и найти пути выхода из сложившихся ситуаций.
Слайд № 6 Социальное происхождение учащихся
Слайд №7 Статистика контингента
Результаты
В школе 71% семей считаются полными, но у 48% из них – это вторые и последующие браки родителей. Именно эта часть семей является источником социального сиротства, когда в результате развода отец и мать стараются устроить личную жизнь, а дети от первого брака им просто мешают в этом. В результате «лишних» детей передавали людям старшего поколения, чаще всего бабушкам, которые по естественным причинам не могли компенсировать полноценное семейное воспитание.
2. 59% учащихся находились на воспитании одного из родителей, как правило, матери (в таких семьях чаще всего дети от разных отцов). Полными сиротами являются 6% учащихся. В 12% семей родители были лишены родительских прав, как алкоголики.
Слайды № 8-16 Последствия семейного неблагополучия
Насилие в семье
Бродяжничество
Плохие компании
Наркомания
Правонарушения
Детский алкоголизм
Ранняя беременность
Сиротство при живых родителях
Слайд № 17 Формы работы …
Анализ отражает основные проблемы в жизни учащихся: конфликты с родителями, с учителями; пьющие родители, а, следовательно, отсутствие внимания и заботы, бесконтрольность. Образовательная среда является оптимальным пространством для защиты психического здоровья детей, поскольку объединяет ребенка, его родителей, учителей в систему межличностных отношений. Мы как классные руководители хотели бы показать некоторые моменты нашей работы
Слайды № 18-25 фото с мероприятий
6 656 258 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Даниленко Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.