Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыВыступление к семинару "Специфика работы в специальной школе"

Выступление к семинару "Специфика работы в специальной школе"

Скачать материал

Текст выступления

Взаимодействие  семьи и образовательного учреждения  на психосоциальное развитие ребенка (слайд №1)

 

Слайд №2 Цель работы

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьёй. В семье человек рождается, в семье он делает свои первые шаги, узнает радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится неуютно в этом мире. Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в её самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить её воздействие на ребёнка, стиль отношения к ребёнку. Даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования), если у них наблюдаются серьёзные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так как эти нарушения приводят к деформации личности в процессе социализации детей и развитию  у них девиантного поведения (агрессия, вызов, попытки суицида, алкоголизм, отклонения от учёбы, антиобщественные действия сексуального характера).  

Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения. В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм.  Анкетирование таких подростков показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков.  Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.

Слайд №3 Типы семей

Выделяют следующие типы неблагополучных семей:

Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая   сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотики)

Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем   психолого-педагогической культуры.  Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований.

Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Слайд № 4 Причины семейного неблагополучия

Можно выделить три группы причин:

1. Причины социального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.

2. Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

3. Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов).

Слайд №5 Статистика по школе

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм  криминального поведения. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

 

В нашей школе разработана программа выявления причин антисоциального поведения подростков и пути их корректировки. Основной механизм профилактики состоит в выявлении нарушений и их коррекции на основе координации усилий всех взрослых представителей образовательной среды (родители, классный руководитель, воспитатели).  

-  В рамках этой программы проводится диагностика  школьников на выявление видов отклонений с помощью различных методик, которые направлены на изучение социального развития подростка, семейного и личностного развития.

-  Помимо диагностики самих детей проводятся диагностика родителей этих детей.   Данные методики полезны тем, что ответы дают не сами подростки, а родители своих детей-подростков описывают их поведение, видя их как бы "со стороны".

-  Проведение тематических родительских собраний, которые помогают родителям понять причины сложных взаимоотношений со своими детьми и найти пути выхода из сложившихся ситуаций.

Слайд № 6 Социальное происхождение учащихся

Слайд №7 Статистика контингента

Результаты   

1.                 В школе 71% семей считаются полными, но у 48% из них – это вторые и последующие браки родителей.  Именно эта часть семей является источником социального сиротства, когда в результате развода отец и мать стараются устроить личную жизнь, а дети от первого брака им просто мешают  в этом. В результате «лишних» детей передавали людям старшего поколения, чаще всего бабушкам, которые по естественным причинам не могли компенсировать полноценное семейное воспитание.  

2. 59%  учащихся  находились на воспитании одного из  родителей, как правило, матери (в таких семьях чаще всего дети от разных отцов).  Полными сиротами являются 6% учащихся.  В 12% семей родители были лишены родительских прав, как алкоголики.

Слайды № 8-16 Последствия семейного неблагополучия

 

Насилие в семье

Бродяжничество

Плохие компании

Наркомания

Правонарушения

Детский алкоголизм

Ранняя беременность

Сиротство при живых родителях

 

Слайд № 17 Формы работы …

Анализ отражает основные проблемы в жизни  учащихся: конфликты с родителями, с учителями; пьющие родители, а, следовательно, отсутствие внимания и заботы, бесконтрольность. Образовательная среда является оптимальным пространством для защиты психического здоровья детей, поскольку объединяет ребенка, его родителей, учителей в систему межличностных отношений. Мы как классные руководители хотели бы показать некоторые моменты нашей работы

Слайды № 18-25 фото с мероприятий

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление к семинару "Специфика работы в специальной школе""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Текст выступления

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения на психосоциальное развитие ребенка (слайд №1)

 

Слайд №2 Цель работы

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьёй. В семье человек рождается, в семье он делает свои первые шаги, узнает радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится неуютно в этом мире. Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в её самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья является одним из главных источников социальной ориентации ребенка.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи, может служить её воздействие на ребёнка, стиль отношения к ребёнку. Даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования), если у них наблюдаются серьёзные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так как эти нарушения приводят к деформации личности в процессе социализации детей и развитию у них девиантного поведения (агрессия, вызов, попытки суицида, алкоголизм, отклонения от учёбы, антиобщественные действия сексуального характера).

Исследования показали, что родители девиантных подростков не смогли добиться четкого отношения детей к социальным нормам, сформировать прочные убеждения. В семьях, где отношения детей и родителей характеризуются равнодушием, лицемерием, подростки с трудом овладевают положительным социальным опытом. Подросток в такой семье рано утрачивает потребность в общении с родителями. В воспитании преобладает декларативность, не подкрепленная аргументами, разъяснениями нравственных норм. Анкетирование таких подростков показало, что общение с родителями часто ограничивается упреками, чтением морали, отвержением самостоятельного мнения подростков. Если взрослые не могут своевременно изменить характер отношений с подростками, сохранить влияние на них, одновременно предоставляя им больше инициативы, самостоятельности в решении проблем, то это может отрицательно повлиять на формирование их жизненных установок.

Слайд №3 Типы семей

Выделяют следующие типы неблагополучных семей:

Конфликтная семья - наиболее распространенный тип (до 60%), где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

Аморальная семья - семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркотики)

Педагогически несостоятельная семья - семья с низким уровнем психолого-педагогической культуры. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований.

Асоциальная семья - семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам.

Причины, вызывающие семейное неблагополучие, весьма разнообразны, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Слайд № 4 Причины семейного неблагополучия

Можно выделить три группы причин:

1. Причины социального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.

2. Причины психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

3. Причины медико-психологического характера (физически или психически больные родители, неблагоприятная наследственность у детей, наличие в семье детей-инвалидов).

Слайд №5 Статистика по школе

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них находится в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм криминального поведения. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.

 

В нашей школе разработана программа выявления причин антисоциального поведения подростков и пути их корректировки. Основной механизм профилактики состоит в выявлении нарушений и их коррекции на основе координации усилий всех взрослых представителей образовательной среды (родители, классный руководитель, воспитатели).

- В рамках этой программы проводится диагностика школьников на выявление видов отклонений с помощью различных методик, которые направлены на изучение социального развития подростка, семейного и личностного развития.

- Помимо диагностики самих детей проводятся диагностика родителей этих детей. Данные методики полезны тем, что ответы дают не сами подростки, а родители своих детей-подростков описывают их поведение, видя их как бы "со стороны".

- Проведение тематических родительских собраний, которые помогают родителям понять причины сложных взаимоотношений со своими детьми и найти пути выхода из сложившихся ситуаций.

Слайд № 6 Социальное происхождение учащихся

Слайд №7 Статистика контингента

Результаты

  1. В школе 71% семей считаются полными, но у 48% из них – это вторые и последующие браки родителей. Именно эта часть семей является источником социального сиротства, когда в результате развода отец и мать стараются устроить личную жизнь, а дети от первого брака им просто мешают в этом. В результате «лишних» детей передавали людям старшего поколения, чаще всего бабушкам, которые по естественным причинам не могли компенсировать полноценное семейное воспитание.

2. 59% учащихся находились на воспитании одного из родителей, как правило, матери (в таких семьях чаще всего дети от разных отцов). Полными сиротами являются 6% учащихся. В 12% семей родители были лишены родительских прав, как алкоголики.

Слайды № 8-16 Последствия семейного неблагополучия

 

Насилие в семье

Бродяжничество

Плохие компании

Наркомания

Правонарушения

Детский алкоголизм

Ранняя беременность

Сиротство при живых родителях

 

Слайд № 17 Формы работы …

Анализ отражает основные проблемы в жизни учащихся: конфликты с родителями, с учителями; пьющие родители, а, следовательно, отсутствие внимания и заботы, бесконтрольность. Образовательная среда является оптимальным пространством для защиты психического здоровья детей, поскольку объединяет ребенка, его родителей, учителей в систему межличностных отношений. Мы как классные руководители хотели бы показать некоторые моменты нашей работы

 

Слайды № 18-25 фото с мероприятий

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 267
    • DOCX 37 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Даниленко Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Даниленко Елена Николаевна
    Даниленко Елена Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 15102
    • Всего материалов: 37

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные технологии профилактики зависимого поведения среди подростков и молодежи

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 112 человек

Курс повышения квалификации

Инструктор по трудовой терапии для детей с девиантным поведением

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 71 человек

Курс повышения квалификации

Теоретические основы детской и подростковой психиатрии

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 104 человека

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 173 человека из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека