МБОУ «Красноярская СОШ № 1»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
В РАМКАХ ФГОС
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
И.Т. Аристова,
с. Красный Яр, Астраханская обл.,
МБОУ «Красноярская СОШ № 1»,
учитель английского языка
Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и, может быть, я запомню,вовлеки
меня — и тогда я постигну.
Конфуций
В настоящее время в связи с развитием международных связей возрастает
роль иностранного языка. В результате иностранный язык приобретает статус
мирового общения. Таким образом, изучение иностранного языка является
необходимым. Во многом эффективность и результативность иноязычного образования
зависит от того, как построен начальный этап освоения нового языка. Психолог
А.А. Леонтьев писал, что учитель иностранного языка обязан активно вмешиваться
в эмоциональную атмосферу урока и обеспечивать, по возможности, возникновение у
учащихся эмоциональных состояний, благоприятных для их учебной деятельности.
Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается
практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта «основная образовательная программа начального
общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и
внеурочную деятельность».
Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть
образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере
реализации требований федеральных образовательных стандартов общего
образования.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление
учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и
удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и
образовательных потребностей. У ребенка формируется познавательная активность,
нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ
для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично
развитого члена общества.
Таким образом, внеурочная деятельность даёт детям возможность
заниматься художественным творчеством, интеллектуальной деятельностью, спортом,
исследовательской и проектной работой и т.д. - в соответствии с желаниями,
интересами и потенциальными возможностями.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных)
обучающимися 1-4-х классов.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную
деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной
системы обучения, в том числе: экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для
выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё
надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ведь это и есть
врождённые исследовательские качества!
В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной
траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется
комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в
основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную
в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для
этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут
способствовать этому процессу.
Введение проектной деятельности в начальной школе очень актуально в
наши дни. Важно на раннем этапе обучения создать необходимые
психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в
поисковой активности.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и
способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт - это
красочное действие, в основе которого лежит развитие познавательных интересов
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с
темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся
выполняют в течение определённого отрезка времени.
Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования
приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их
освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения
эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего
последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько
ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на
практике.
УМК серии «Forward», созданный на основе авторской программы,
обеспечивает преемственность изучения английского языка в рамках начальной
школы со 2-4 класс ОУ, основанный на государственном образовательном стандарте
начального общего образования второго поколения.
По УМК «Forward» автора М.В. Вербицкой я работаю уже 5 год. Те ребята,
которые были «первопроходцами», занимаясь по УМК «Forward» со 2 класса по
программе ФГОС второго поколения, уже в шестом.
Эти учащиеся выполняли множество интересных творческих работ, проектов,
рисунков, презентаций, активно участвовали в фестивалях, конкурсах, олимпиадах.
Новый творческий вид работы, буквально после каждой изученной темы, выявлял
активистов. Даже те ребята, которые не активно проявляли себя в обучении, в
выполнении творческих работ показывали себя с другой, более интересной стороны.
С нетерпением спрашивали о новых творческих работах. Надо отдать должное
автору УМК «Forward» для начальной школы за то, что темы, подобранные в
этих учебниках- новые, яркие, модные, захватывающие, что очень важно для
современного подрастающего поколения. Привожу примеры тем, по которым дети с
большим удовольствием выполняли творческие работы: открытки, буклеты,
пригласительные на вечеринки, конверты с письмами и многое другое: «Домашние и
экзотические животные», «Рецепты приготовления торта», «Журнал мод», «Продукты
питания», «Флора и фауна дождевого леса» и т.д.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют
во внеурочном обучении – творческое развитие личности. Этот метод четко
ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые
отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их
образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над
творческим заданием помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной
стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности,
скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является
очень существенным для организации процесса обучения по ФГОС в современной
школе.
Литература
1.
Авторская программа «Forward»
2-4 классы доктора филологических наук, профессора М.В. Вербицкой// М.:-
«Вентана-Граф», 2013.
2.
Алейникова И. Тяжело, но
интересно: Внедрение новых стандартов //Управление школой. – 2011. – №10.
3.
Боярина О.В. Реализация
ФГОС в условиях сельской школы //Вестник образования. – 2011. – №11.
4.
Организация внеурочной
деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образований
[Текст]: учебно-методическое пособие: в 3 ч. / авторы-сост.: В. Г. Черемисина, Е.
А. Пахомова, О. Б. Лысых и др.; под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л.
Рудневой. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — Часть III. – … с. — ISBN
978–5-7148–0370–3.
5.
Григорьев Д. В. Внеурочная
деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст]
/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.