Образовательный
мониторинг как необходимое условие выбора учителем и администрацией школы
адекватной модели обучения и управления с целью повышения качества
образовательного процесса
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно
и адекватно реагирует школа на изменения внешней среды и потребностей
общества. Необходимо сознательное воздействие на возникающие процессы, что
невозможно без изучения их динамики. Обеспечение должного качества
образовательной системы достигается благодаря объективной информации о
функционировании и развитии всех её элементов, получаемой в мониторинговом
режиме.
Для осознания процессов, происходящих в образовании, для эффективного
управления учебно-воспитательным процессом школы необходимо непрерывное
слежение, то есть мониторинг. В современной школе правильное распределение
должностных обязанностей в организации учебно-воспитательного процесса и
вовлечение педагогов в управление школой позволяют расширить базу управления и
самоуправления, что является также важным ресурсом повышения качества
образовательного процесса. Два года назад в школе произошло изменение
штатного расписания: введены дополнительно должности зам. директора по
методической работе(0,5 ст.), зам. директора по УВР в начальной школе (0,5
ст.), что позволило проводить мониторинговые измерения по самым разнообразным
направлениям жизни и деятельности школы.
Для оценивания и развития образовательной системы школы выбраны следующие направления
мониторинга
направления
|
периодичность
|
Оформление
результатов
|
Исполнители
|
Ответственные
|
1.
Психологическая диагностика:
-
обучающихся
-
педагогов
|
В
течение учебного года
1 раз в год
|
Банк
данных
детей с ОВЗ
Аналитические
справки
|
Педагог-психолог
Зам. директора
по МР
|
Зам. директора
по УВР,
классные
руководители
Зам. директора
по МР
|
2.
Отслеживание здоровьесбережения
|
4 раза в год
|
Аналитические
справки, таблицы
|
Школьный врач,
классные руководители
|
Зам. директора
по УВР
|
3.
Социодиагностика
|
В
течение учебного года
|
Банк данных
Аналитические
справки
таблицы
|
Классные
руководители
|
Зам. директора
по УВР и ВР,
социальный
педагог
|
4.
Диагностика результатов обучения
|
1раз в четверть,
1 раз в год,
2 раза в год
|
Базы
данных
Аналитические
справки, таблицы
|
Учителя
|
Зам. директора
по УВР
|
5.
Диагностика результатов воспитания
|
1 раз в год
|
Аналитические
справки
Базы
данных
таблицы
|
Классные
руководители
|
Зам. директора
по ВР
|
6.
Отслеживание результативности внеучебных достижений обучающихся
|
1 раз в год
|
Аналитические
справки
Базы
данных
таблицы
|
Учителя-предметники,
Рук. ШМО
|
Зам. директора
по МР и ВР
|
7.
Диагностика инновационных процессов в обучении и воспитании
|
1 раз в год
По плану ВШК
|
Аналитические
справки
Базы
данных
таблицы
|
Зам. директора
Рук. ШМО
|
Зам. директора
по УВР, МР и ВР
|
8.
Диагностика кадрового обеспечения образовательного процесса
|
2 раза в год
|
Базы данных
таблицы
|
Зам. директора
по УВР, МР и ВР
|
Директор школы
|
9.
Отслеживание обеспеченности образовательного процесса информационно-
техническими и материально- техническими ресурсами
|
1 раза в год
|
Базы данных
|
Зам. директора
по УВР, МР, ВР, АХЧ
|
Директор школы
|
10.
Отслеживание динамики обобщения и распространения ППО
|
По плану ВШК
|
Аналитические
справки
Базы
данных
таблицы
|
Учителя
–предметники,
Рук. ШМО
|
Зам. директора
по МР
|
В
мониторинг включены показатели, отражающие динамику образовательных и
воспитательных ценностей.
Например:
Диагностика
результатов обучения включает такие показатели как:
-
успеваемость и качество обученности по предметам во 2-4 классах, в 5-9 классах
-
сравнительный анализ успеваемости во 2-9 классах
-
успеваемость в разрезе учителя
-
результаты ГИА в традиционной и новой формах
-
результаты промежуточной аттестации в 7-8 классах по предметам по выбору
-
итоги административных контрольных работ по математике, русскому языку во 2-9 классах
и технике чтения во 2-4 классах
-
сравнительный анализ общей успеваемости:
Учебный
год
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
2012-2013
|
Абсолютная
успеваемость
|
98,9 %
|
98,8 %
|
99,5 %
|
98,5 %
|
99,5 %
|
Качественная
успеваемость
|
35,2 %
|
35,8 %
|
31,8 %
|
25%
|
32,1%
|
Сравнительный
анализ результатов итоговой аттестации в новой форме:
по
алгебре
Учебный
год
|
Кол-во
выпускников
|
Абсолютная
успеваемость
|
Качественная
успеваемость
|
2008-2009
|
19/22
|
100%
|
26%
|
2009-2010
|
-
|
-
|
-
|
2010-2011
|
25/26
|
100%
|
56%
|
2011-2012
|
15/17
|
100%
|
27%
|
2012-2013
|
16/25
|
100%
|
81%
|
по
русскому языку
Учебный
год
|
Кол-во
выпускников
|
Абсолютная
успеваемость
|
Качественная
успеваемость
|
2008-2009
|
19/22
|
100%
|
42%
|
2009-2010
|
-
|
-
|
-
|
2010-2011
|
25/26
|
100%
|
44%
|
2011-2012
|
15/17
|
100%
|
40%
|
2012-2013
|
16/25
|
100%
|
69%
|
Данный
анализ результатов успеваемости и результатов ГИА по обязательным
предметам показывает, что очень значимыми направлениями в школе являются
Психологическая
диагностика
обучающихся по следующим показателям:
-
уровень
готовности к обучению
-
уровень адаптации
-
уровень школьной тревожности
-
уровень школьной мотивации
-
уровень личностного развития
-
уровень сформированности классных коллективов
-
уровень личностного развития
-
уровень творческих способностей
Диагностика
инновационных процессов в обучении и воспитании:
·
содержание
обучения: количество учебных часов ШК, выделенных на:
- усиление предметов федерального
компонента (русский язык, математика, химия, биология, обслуживающий труд)
- здоровьесбережение (3-й час физической
культуры)
- поддержание развития (ф/к и доп.
занятия по опросу родителей и обучающихся)
- введение новых предметов (иностранный
язык, информатика - в начальной школе ОБЖ, основы светской этики, информатика
– основная школа)
- предпрофильное обучение
- количество современных педагогических
технологий, используемых в образовательном процессе
- обучение по развивающим программам и
новым УМК
- степень внедрения ЛОО и
деятельностного подхода в обучении в образовательный процесс
- количество педагогов, занимающихся
исследовательской и экспериментальной
деятельностью
Сравнительный анализ количества учащихся и
классов
Учебный
год
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
2011-2012
|
2012-2013
|
Количество
классов
|
8
|
8
|
10
|
11
|
12
|
Количество
обучающихся
|
207
|
202
|
242
|
268
|
287
|
Средняя
наполняемость классов
|
25,9
|
25,3
|
24,2
|
24,4
|
24
|
Данный
анализ показывает, что для нашего учебного заведения наиболее важными
направлениями с 2008 учебного года по настоящее время являются направления
Социодиагностика
по
таким показателям как:
-
учёт детей по микрорайону школы
-
изучение спроса родителей на образовательные услуги школы
-
потери контингента
-
устройство выпускников
-
социально – психологический паспорт семьи
Отслеживание
обеспеченности образовательного процесса информационно - техническими и материально
- техническими ресурсами
показатели:
-
интернет
-
локальная сеть
-
сетевой город
-
библиотечный фонд - обеспеченность учебниками
-
учебные кабинеты
-
сайт
Сравнительный
анализ количества учащихся в среднем на один компьютер
2008-2009
уч.
год
|
2009-2010
уч.
год
|
2010-2011
уч.
год
|
2011-2012
уч.
год
|
2012-2013
уч.
год
|
20
|
20
|
25
|
25
|
13
|
Диагностика
кадрового обеспечения образовательного процесса
показатели
:
-
уровень
образования
-
возрастной ценз
-
уровень профессиональной компетентности (категория)
-
уровень квалификации (курсовая подготовка)
Сравнительный
анализ уровня профессиональной компетенции педагогического состава
Учебный
год
|
Всего
|
высшая
|
первая
|
вторая
|
н/а
|
2008-2009
|
16
|
5
|
9
|
1
|
1
|
2009-2010
|
16
|
5
|
8
|
1
|
2
|
2010-2011
|
17
|
5
|
8
|
3
|
1
|
2011-2012
|
19
|
5
|
8
|
2
|
4
|
2012-2013
|
20
|
6
|
10
|
2
|
2
|
Данный анализ показывает, что педагогический коллектив
школы способен
к
внедрению и реализации новых стандартов образования НОО и ООО.
Таким
образом, мониторинг позволяет отследить функциональность школы по всем
параметрам.
Диагностический
инструментарий: анкеты, психологические тесты, контрольно-измерительные
материалы по изучаемым дисциплинам, лист наблюдений на уроках, занятиях,
внеклассных мероприятиях, отчёты классных руководителей, учителей-предметников
, диагностические карты педагогов, социологические опросники родителей.
Ожидаемые результаты: положительное психоэмоциональное состояние учителя и
ученика, высокая предметная и учебная мотивация, оптимальный уровень учебной
нагрузки, повышение уровня достижений обучающихся во внеклассной и внешкольной
интеллектуальной и творческой деятельности, эффективность инновационных
процессов в учебной и воспитательной работе, положительная динамика качества
обучения и воспитания.
Возможные
риски: недостоверность представленной информации.
Способы
компенсации рисков: минимизация личностного фактора в мониторинге, усиление
контроля администрации за своевременным предоставлением информации, оптимизация
взаимоконтроля.
Оформление
результатов: базы данных, полученных в результате мониторинга, управленческие
документы.
Данные
мониторинга вносятся исполнителями непосредственно в компьютер.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.