Главная / Школьному психологу / Выступление + презентация "Организация благоприятной психологической обстановки в семье для успешной сдачи экзаменов".

Выступление + презентация "Организация благоприятной психологической обстановки в семье для успешной сдачи экзаменов".

Название документа Организация благоприятной психологической обстановки в семье для успешной сдачи экзаменов..docx

Организация благоприятной психологической обстановки в семье для успешной сдачи экзаменов.

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую оказывает обратное действие.

Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет ученикам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена. Как же поддержать ученика? 

Существуют ложные способы. Так типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка. 

Поддерживать  ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную  способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». 

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее: 
•  Забыть о прошлых неудачах ребенка, 
•  Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей, 
•  Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. 

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица. 


Родители должны помнить: от их эмоционального настроя зависит настроение ребёнка. Чтобы поддержать ребенка, необходимо: 

  • Создать дома уютную, теплую, рабочую обстановку. Обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

  • Исключить повышенный тон, нервозность в общение с ребенком.

  • Составить расписание рабочего времени ребенка на период экзаменов.

  • Быть одновременно и тверды и добры, но не выступать в роли судьи. 

  • Поддерживать своего ребенка, демонстрировать, что понимают его переживания.

  • Ни в коем случае не настраивать на поражение: «Если не будешь заниматься провалишься на экзамене».

  • Исподволь закладывать мысль о необходимости ежедневных занятий: «Вот будешь каждый день заниматься сдашь прекрасно!», «Молодец! Сегодня ты выучил это, а завтра выучишь то…».

  • Учесть, что необходимы 15-20 минутные перерывы после каждого часа работы.

  • Следить за режимом питания в этот период. Не забывайте, что мозгу нужны витамины.

  • Помнить, что в этот период, необходимы пешие прогулки.

  • Чутко реагировать на его просьбы, если он обращается к ним за помощью или советом.



У школьников, особенно к старшим классам, вырабатывается временной режим учебных заданий. Не ломать этот режим в период подготовки к экзаменам (совы, жаворонки).

Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после которого обязательно нужен отдых независимо от результата.

Успешная сдача – праздник не только для ребенка, но и для всей семьи. Не воспринимать отличный результат, как должный и единственно возможный, порадоваться вместе с ребенком.

Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт. Не махать обреченно руками, не вешать ярлык “неспособный” на своего ребенка. Обсудить случившееся и учесть этот опыт в дальнейшем.


За годы обучения в образовательном учреждении подросток не раз отвечал устно или письменно и не раз оказывался в ситуации проверки знаний. И не всегда это были удачные ответы. Накопление уровня неудач очень опасно.

У взрослых людей последствия определяются их внутренней оценкой события. У подростков внутренняя, самостоятельная оценка событий только формируется и важную роль в этом играет мнение значимых взрослых людей, родителей и, конечно, учителей.

Поэтому педагогам важно владеть способами и приемами:

- создания стабильной, позитивной, творческой обстановки в классе;
- эффективного общения;
- проявления человеческой теплоты;
- краткой и эффективной мышечной релаксации.


Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно. Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, “жареный петух клюнет”, а заранее, пока для этого нет необходимости.

Упражнения.

1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы “уставившись” в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.


По сути, наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и учиться.


Советы и рекомендации психологов классному руководителю и педагогам в период подготовки и сдачи учениками  экзаменов.

Советы до экзамена.

  1. Повышайте самооценку ребенка, хвалите его за стремления и старания.

  2. Покажите привлекательность сдачи экзаменов лично для ребенка.

Советы в день экзамена.

Сопроводите детей на экзамен с добрым напутствием и с уверенностью в его успешной сдаче.

Советы после экзамена.

  1. Организуйте сразу после экзамена встречу с учащимися.

  2. Выслушайте их, похвалите, порадуйтесь вместе с ними.

  3. Обратите внимание на эмоциональное состояние детей.

  4. Выделите детей, чье поведение показалось нехарактерным для данного ребенка.

  5. Поговорите с ним о следующем:

  • Что он думает.

  • Что он чувствует.

  • Что он собирается делать.

  1. При необходимости обратитесь за помощью к психологу.


Рекомендации:

1. Создание стабильной эмоциональной обстановки в классе

1.1. Класс должен быть чистым, ухоженным, желательно с комнатными растениями. Наличие зелени помогает человеческому глазу отдохнуть и расслабиться. Кроме того, зеленый цвет благотворно, успокаивающе влияет на психику человека.

1.2. Школьные столы должны соответствовать возрасту обучающихся, удобно располагаться и хорошо освещаться.

1.3. Температура воздуха в классе должна быть умеренной, но если в помещении недостаточно тепло, детей следует предупредить об этом и предложить им одеться теплее.

1.4. Хорошо, если в классе будет висеть эстамп или картина в желто-фиолетовых тонах – такое цветовое "пятно" благотворно повлияет на творческую активность школьников.

2. Формирование позитивного психологического настроя во время экзамена

2.1. Начало любого контакта – это, прежде всего, улыбка, доброжелательные интонации в голосе, внимание к каждому присутствующему.

2.2. Одежда учителя-организатора экзамена не должна быть вызывающей (яркой, экстравагантной), чтобы не отвлекать обучающихся.

2.3. Словесные установки учителя должны повышать уверенность учеников в себе – чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность того, что он сделает ошибку.

2.4. Необходимо подбадривать обучающихся доброжелательным взглядом, прикосновением, краткой похвалой.

2.5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, постарайтесь вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

2.6. Овладевайте сами приемами краткой и эффективной мышечной релаксации и рекомендуйте детям приемы успокаивающего дыхания.



Название документа Организация благоприятной психологической обстановки в семье для успешной сдачи экзаменов..ppt

Организация благоприятной психологической обстановки в семье для успешной сда...
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение.  Стрес...
Важно формирование адекватного отношения к ситуации.        	Оно поможет учен...
Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возмож...
Поддержка основана на вере в прирожденную  способность личности преодолевать ...
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сдела...
Забыть о прошлых неудачах ребенка,  Помочь ребенку обрести уверенность в том,...
Педагогам важно владеть способами и приемами: создания стабильной, позитивной...
1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представит...
Советы и рекомендации психологов классному руководителю и педагогам в период ...
Советы после экзамена. Организуйте сразу после экзамена встречу с учащимися. ...
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Организация благоприятной психологической обстановки в семье для успешной сдачи
Описание слайда:

Организация благоприятной психологической обстановки в семье для успешной сдачи экзаменов.

№ слайда 2 В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение.  Стресс п
Описание слайда:

В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение.  Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма.

№ слайда 3 Важно формирование адекватного отношения к ситуации.        	Оно поможет ученика
Описание слайда:

Важно формирование адекватного отношения к ситуации.        Оно поможет ученикам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям - оказать своему ребенку правильную помощь.

№ слайда 4 Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможнос
Описание слайда:

Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка. 

№ слайда 5 Поддержка основана на вере в прирожденную  способность личности преодолевать жиз
Описание слайда:

Поддержка основана на вере в прирожденную  способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Поддерживать  ребенка – значит верить в него.

№ слайда 6 Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать
Описание слайда:

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:  

№ слайда 7 Забыть о прошлых неудачах ребенка,  Помочь ребенку обрести уверенность в том, чт
Описание слайда:

Забыть о прошлых неудачах ребенка,  Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,   Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. 

№ слайда 8 Педагогам важно владеть способами и приемами: создания стабильной, позитивной, т
Описание слайда:

Педагогам важно владеть способами и приемами: создания стабильной, позитивной, творческой обстановки в классе; эффективного общения; проявления человеческой теплоты; краткой и эффективной мышечной релаксации.

№ слайда 9 1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить п
Описание слайда:

1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно. 2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы “уставившись” в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом. 3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.

№ слайда 10 Советы и рекомендации психологов классному руководителю и педагогам в период под
Описание слайда:

Советы и рекомендации психологов классному руководителю и педагогам в период подготовки и сдачи учениками  экзаменов. Советы до экзамена. Повышайте самооценку ребенка, хвалите его за стремления и старания. Покажите привлекательность сдачи экзаменов лично для ребенка. Советы в день экзамена. Сопроводите детей на экзамен с добрым напутствием и с уверенностью в его успешной сдаче.

№ слайда 11 Советы после экзамена. Организуйте сразу после экзамена встречу с учащимися. Выс
Описание слайда:

Советы после экзамена. Организуйте сразу после экзамена встречу с учащимися. Выслушайте их, похвалите, порадуйтесь вместе с ними. Обратите внимание на эмоциональное состояние детей. Выделите детей, чье поведение показалось нехарактерным для данного ребенка. Поговорите с ним о следующем: Что он думает. Что он чувствует. Что он собирается делать. При необходимости обратитесь за помощью к психологу.

Выступление + презентация "Организация благоприятной психологической обстановки в семье для успешной сдачи экзаменов".
  • Школьному психологу
Описание:

    Вопрос о подготовке учащихся к сдаче экзаменов остается для многих учителей, а также родителей "больным" вопросом. Как и каким образом помочь своим ученикам подготовиться к сдаче экзаменов, что нужно делать и какой должна быть обстановка в семье для того, чтобы ребенок успешно сдал экзамены. На чем должна основываться подлинная поддержка ребенка. Что означает поддержать его. Каковы советы и рекомендации дают психологи для классных руководителей, педагогов и родителей. Какими способами иприемами должен владеть учитель, для того чтобы подготовка была эффективной.

Автор Соснорова Ольга Владимировна
Дата добавления 03.02.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 677
Номер материала 55555
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓