Главная / Начальные классы / выступление на педагогическом совете

выступление на педагогическом совете

выступление на педагогическом совете
  • Начальные классы
Описание:

Что такое метапредметная деятельность?

Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно. Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п.

На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной!

Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.

Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. 

Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.

Приведу пример метапредметной деятельности – наблюдение. У неё есть свои предметные воплощения:

·наблюдение естественнонаучное,

·наблюдение историческое,

·наблюдение математическое,

·самонаблюдение рефлексивное и т.д.

Если наблюдать за природным объектом, например, за ростом семени растения, то результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «ботаника». Если рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется метапредметная деятельность – наблюдение вообще. Но вот что важно для практики: какой учитель сможет продиагностировать и оценить уровень метапредметных образовательных результатов ученика по овладению им наблюдением вообще? Учитель ботаники? Или учитель психологии? Или учитель метапредмета с условным названием «Наблюдение»? Этот вопрос нуждается в изучении, в том числе и с позиций педагогической инноватики [8].

 

 

 

 

 

Актуальной  темой современного образования - метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий.

Эти достаточно сложные понятия, о которых несколько лет назад мы только слышали, сейчас в той или иной мере прочно вошли в процесс работы учителя, преподавателя и воспитателя.

Почему это произошло? Ученые говорят о том, сейчас мы живем в эпоху пятой информационной революции, основной характеристикой которой является процесс информатизации. Дело в том, нас окружает информационное пространство и потоки информации настолько велики, неподготовленный человек просто утонет в этом море сведений, так и не найдя необходимых данных. Наиболее ценными качествами человека в настоящий момент являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. Нужен не «обученный человек», а «человек обучаемый» и в еще большей степени «самообучающийся»!

Получается, что в настоящее время уже невозможно дать «знания на всю жизнь», нужно «научить учиться». Единственный способ, при котором выпускник будет успешен в жизни 

Автор Попова Аксана Викторовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 256
Номер материала 53325
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓