`Кирилло-Мефодиевские чтения, г. Стрежевой (май
2013г.)
Подготовила: Козленко Любовь Николаевна, учитель начальных классов,
преподаватель ОРКиСЭ МАОУСОШ №1 с. Александровское, учитель высшей категории.
Тема: Семья – основа всякого общества.
Ещё в 19 веке известный французский писатель Оноре де
Бальзак сказал:
Семья всегда будет основой общества.
А его соотечественник Виктор Гюго назвал семью кристаллом
общества.
На мой взгляд, семью можно рассматривать как клеточку
социального организма, живущую с ним в едином ритме, отражающую, как капелька
воды, и большие идеи, и большие общие цели.
Отсюда следует, если каждая семья будет крепкой,
здоровой клеточкой, то и весь организм – наше общество - будет крепким,
здоровым. Благодаря семье крепнет и развивается государство. «Крепка семья –
крепка держава» - гласит народная мудрость.
Современное состояние семьи, роль семьи в воспитании
детей, формирование семейных ценностей, отношение и подготовка молодого
поколения к семейной жизни – вопросы, которые беспокоят наше общество.
Перед вами социальный паспорт школы, в которой я
работаю.
Всего учащихся – 650
Неполные семьи – 149, в них воспитывается 275 детей
(42%)
Малообеспеченные семьи – 151, в них воспитывается 196
детей (30%)
Многодетные семьи – 47, в них воспитывается 151
ребёнок (23%)
Дети, находящиеся под опекой – 14 (2,15%)
Дети с ограниченными возможностями здоровья – 8 (1,2%)
Дети, стоящие на всех видах учёта – 10 (1,5%)
На примере даже одной нашей школы видно, что вопросы,
перечисленные мною выше, действительно имеют место быть. И решать их стоит
сообща: власти, традиционным конфессиям, школе, всему обществу в целом.
В апреле 2010 года по поручению Президента России в
российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
Введение этого курса – путь, который может привести к
оздоровлению морально-нравственной обстановки в российском обществе в целом, в
российских семьях в частности.
Мы, педагоги, понимаем, какую огромную роль играет
семья в духовно-нравственном становлении детей. Ребёнок одновременно или
последовательно оказывается в разных коллективах - классном, школьном. Он
посещает различные кружки и спортивные секции, входит в компанию сверстников,
он – житель села или города, т. е. в детстве и в юности наши дети могут менять
многие большие и малые сообщества. Неизменным обязательно должно быть одно –
семья.
Доверительное общение между родителями и детьми с
опорой на нравственные основы семейной жизни – одна из важнейших задач курса
«Основы религиозных культур и светской этики». Счастье детей зависит от
обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности
взрослых переживать проблемы детей, вовремя протянуть им руку помощи, сказать
вовремя нужное слово.
Как можно использовать материал курса ОРКиСЭ для
достижения поставленных задач? Об этом я хочу рассказать во второй части моего
выступления.
В нашей школе обучение идёт по трём модулям:
Всего учащихся 4-ых классов 70. Из них выбрали:
Модуль ОСЭ – 53 ученика
Модуль ОПК – 12
Модуль ОМРК – 5
В каждом из названных модулей есть отдельные уроки,
посвящённые семье, а так же уроки, материал которых так же позволяет вести с
детьми разговор о семье, семейных ценностях, традициях, духовно-нравственных
составляющих семьи.
Россия – наша Родина (ОСЭ, ОПК, ОМРК)
Род и семья – исток нравственных отношений (ОСЭ)
Семейные праздники (ОСЭ)
Заповеди (ОПК)
Христианская
семья (ОПК)
Праздники и
календари (ОМРК)
Нравственные
заповеди в религиях мира (ОМРК)
Семья (ОМРК)
Я хочу более подробно остановиться на уроке 28
«Семейные праздники» (Модуль ОСЭ). Цель этого урока: формирование у учащихся
ценностного отношения к семейным ценностям.
Согласитесь, дети очень любят праздники. На мой
вопрос: Какие вы знаете праздники? – большинство детей назвали всем известные
дни, отмеченные в календаре красным цветом. На вопрос: «Какие вы знаете
семейные праздники» дети назвали всё те же дни и добавили лишь праздник день
рождения, День семьи, который отмечается традиционно в школах 15 мая и дети его
знают.
Далее я им показала поздравительные открытки и
спросила, что это за праздник - День семьи, любви и верности?
Ответа я не получила. И тогда я решила провести урок
об этом совсем ещё молодом празднике. Установление праздника «День семьи, любви
и верности» призвано обратить внимание всего российского общества на то, что
семья как основной элемент общества была и остаётся хранительницей
духовно-нравственных ценностей, национальной культуры и исторической
преемственности поколений, фактором стабильности и развития. И данный урок я
рассматриваю как возможность популяризировать этот праздник, о котором знают
очень немногие, т. к. в календаре он отмечен датой 8 июля. А это лето,
каникулы. «День семьи, любви и согласия» - праздник общественный. Он может и
должен носить неофициальный (на бытовом уровне) и официальный характер. И дети
могут этот праздник принести в каждую семью.
Очень помог мне журнал «Воскресные Чтения», который
издаётся в Томске.
Автор и литературный редактор
проекта - Виктория Александровна Куренкова, учитель русского языка и литературы
МАОУ Сибирский лицей г.Томск, руководитель Центра образовательных программ Томского регионального
отделения общественной организации Движение "Россия". Виктория
Куренкова стала победителем регионального конкурса "Человек Года –
2012" в номинации "Согласие".
В журнале №3 этого года есть
статья «Урок о Петре и Февронии» Шумейко Ларисы Анатольевны, учителя начальных
классов, преподавателя ОРКиСЭ Самусьского лицея. Материал статьи кратно помог в подготовке урока. Урок
я проводила не в группах, а в классах, и на нём присутствовали ребята,
изучающие разные модули.
Многим знакома фраза: они жили долго и
счастливо и умерли в один день. А возможно ли это в действительности? Есть ли в
истории человечества факты, подтверждающие эту фразу? Оказывается, есть.
История жизни и любви святых Петра и Февронии, которых издавна в России
почитают как хранителей семьи и брака, тому подтверждение. Детей стоит только
заинтересовать. И на уроке я им показала мультфильм «Сказание о Петре и
Февронии».
Дети с большим интересом посмотрели его. Они
узнали историю необыкновенной жизни, любви и верности, осмыслили фразу «жили
они долго и счастливо и умерли в один день». Мы обсудили с ними, что же
положили в основу своей семьи Пётр и Феврония. Дети после просмотра назвали не
только любовь, доброта, верность, они назвали такие слова как прощение,
сострадание, уважение, понимание. Мне лишь осталось обобщить их ответы, сказав,
что это и есть ценности, которые должны быть в каждой семье. А на вопрос: «Как
вы думаете, какого числа отмечается этот праздник?» они догадались и дали ответ
– 8 июля (день смерти Петра и Февронии).
Узнав, что у праздника есть символ – ромашка –
российский символ любви, юности и чистоты, мы решили своими руками сделать его.
Это была творческая часть урока. На каждом из семи лепестков ромашки ребята
написали слова, являющиеся семейными ценностями.
С детьми мы договорились, что они этот
символ-подарок вручат родителям 8 июля, расскажут историю любви святых Петра и
Февронии, историю праздника. Порадовало меня то, что кто-то из ребят спросил,
что ещё можно подготовить для семьи в качестве подарка в этот день. Варианты
предложили сами же дети: завтрак для семьи и каждому положить ромашку, букет
ромашек в вазе, выпустить втайне от родителей газету о семье, нарисовать
рисунки о семье. Пришло решение сообщить мне через программу Сетевой город,
либо в Одноклассниках, как они отметили в семье этот день. Возможно, это будет
началом новой собственной семейной традиции отмечать этот день. Даже если это
случится в нескольких семьях, и дети расскажут об этом, я буду рада.
Так же данный праздник направлен на
преодоление демографического кризиса. Для многих в нашем обществе многодетная
семья – это ненормально. Но крепкие многодетные семьи – это важнейшая
составляющая и одна из целей семейной политики в нашем государстве.
Поэтому в этом вопросе нужно находить тот
положительный опыт, который можно преподнести детям, семьям в качестве урока.
В нашем селе проживает многодетная семья
Махмудовых, в которой воспитывается 9 детей. Семья замечательна тем, что отец
воспитан в традициях ислама, а мать - в традициях православной культуры, а
дети, по определению отца «все – сибиряки». Все дети в этой семье прекрасно
учатся, трудолюбивы, воспитаны, активны. Одна из дочерей Жасмина – моя ученица.
В 2010 году Татьяна Викторовна и Сиражетдин
Селимович были награждены орденом «Родительская слава». И как классный
руководитель я часто обращалась к ним при подготовке и проведении родительских
собраний, классных часов. Очень хочется в следующем учебном году организовать
мероприятия, уроки с привлечением семей, подобных семье Махмудовых. В таких
семьях есть, что рассказать, передать детям, есть, чем поделиться с молодыми
семьями в вопросах воспитания детей.
И в заключении я хочу сказать:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Покупки, подарки ,приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это Важно!
Семья – это Сложно!
Счастливо жить одному невозможно!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.