Выступление – сопровождение к презентации.
Ученица:(Слайд №1) Представляем вам исследовательскую работу
«Отражение эпохи в бардовской поэзии XX Века».
(Слайд №2) Кому не знакомо чувство романтики, которое овладевает
человеком в туристическом походе, когда в ночной тишине у костра звучат
проникновенные песни о жизни. Эти песни - олицетворение молодости наших
родителей. Они помогают нам понять их интересы и жизнь.
(Ученик исполняет под гитару песню Ю.Визбора
«Милая моя»)
В наши дни интерес к бардовской песне растет.
Не остался в стороне и наш родной город Печора (Слайд №3), где
весной этого года уже в четвертый раз будет проводиться открытый фестиваль
бардовской песни « Свежий ветер», посвященный 90-летию государственности
Республики Коми.
Ученик: Перелистав
антологию бардовской поэзии, мы задались вопросами: 1)почему некоторые из
поэтов бардов не были приняты государством, а их творчество запрещалось;
2) почему же все-таки люди тянулись к их песням и
исполняли их в узких кругах.
Ученица: К сожалению, в курсе школьной программы по
литературе мало уделяется внимания творчеству бардов. А ведь это целая эпоха в
истории русской поэзии.
Ученик: Цель нашего исследования (Слайд
№4) - пронаблюдать, как историческая эпоха, в которую жили поэты
шестидесятых - семидесятых годов XX века, повлияла на формирование их взглядов.
Ученица: И как это отразилось на их судьбе и творчестве.
Ученик: Для реализации данной цели, нам
необходимо было решить (Слайд №5) следующие задачи:
1)
Познакомиться с исторической
обстановкой в СССР 60-ых годов XX века.
2)
Познакомиться с биографиями и поэзией Булата Окуджавы, Александра
Галича, Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Юрия Визбора и выяснить, на основе чего
сформировались их политические и творческие взгляды.
3)
Проанализировать произведения
и найти в них отражение эпохи.
4)Систематизировать
полученный материал.
Ученица: Заглянув в исторические источники, мы узнали
(Слайд №6), что в начале 60-х годов ХХ века СССР представлял
собой могучую сверхдержаву. В период руководства страной Иосифа Сталина существовала
жесточайшая цензура. После смерти «вождя народов» начался период некоторого
ослабления жёсткого идеологического контроля. Этот период вошёл в отечественную
историю под названием «оттепель» (Слайд №7).
Ученик: Общество разделилось на «консерваторов», приверженцев
Сталина, и «обновленцев», считавших, что для благоприятного развития СССР
необходимо отказаться от сталинских методов и вернуться к «идеалам революции» .
Ученица: Разделявших такие настроения представителей нового
поколения принято называть шестидесятниками.
Ученик: Кто же такие шестидесятники? (Слайд №8)
Ученица: Шестидесятники - это субкультура
советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся
приблизительно между 1925-ым и 1945-ым годами.(Слайд №9) Их
объединяло обострённое чувство ответственности за свою страну, активная
гражданская позиция.
Ученик: Большинство «шестидесятников» были выходцами
из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 20-е годы прошлого
века. Ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как
именно эта среда больше всего пострадала от так называемых сталинских «чисток».
Ученица: Обычно это вызывало радикальный пересмотр взглядов,
приводило к скрытой оппозиции режиму.
(Слайд №10)
Ученик: Одним из способов самовыражения шестидесятников была
авторская песня. В ней отразилось
время.(Слайд №11) Эпоха стремления к коммунизму в политике,
Вторая мировая война, технологический и научный прорыв, обстановка, в которой
жили люди.
Ученица: Рассматривать отражение эпохи в поэзии
шестидесятников можно с нескольких сторон.(Слайд №12)
Ученик: Во-первых, это жизнь советского человека:
Реалии жизни людей легко узнаются в так
называемых стихотворениях «московской» тематики, которая была характерна для
творчества Юрия Визбора , Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого.
Ученица: Читая стихи этих
поэтов, можно совершить заочное путешествие по улицам Москвы 50- 60-ых годов и
посмотреть , как жили люди, какие были у них интересы и занятия:
Ученик поёт под аккомпанемент гитары:
1.
Здесь бродит Запад, гидов
теребя,
На «Метрополь» колхозники глядят.
Как неохота уезжать мне от тебя,
Охотный ряд, Охотный ряд!
«Охотный ряд» Ю. Визбор
(Слайд № 13)
2.С моим Серегой мы шагаем по Петровке,
По самой бровке, по самой бровке.
Жуем мороженое мы без остановки –
В тайге мороженого нам не подают.
« Серега Санин» Ю. Визбор
Ученица: В этих незатейливых строчках видится образ счастливого советского
человека, который способен радоваться самым обычным проявлениям жизни.
Ученик:(Слайд №14)Судя по песням, быт строителей коммунизма был
достаточно скромным (поёт под аккомпанемент гитары):
И граф встает. Ладонью бьет будильник,
Берет гантели, смотрит на дома
И безнадежно лезет в холодильник,
А там зима, пустынная зима.
«Вставайте,
граф» Ю. Визбор
Ученица: Что же помогало им оставаться оптимистами? (Слайд
№15)Наверно, это любовь к жизни, спорт, романтика турпоходов,
умение видеть в обыденном прекрасное.
Ученик поет под аккомпанемент гитары:
Лыжи у печки стоят,
Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой
« Домбайский вальс» Ю. Визбор
Ученица: Читая эти строки, проникаешься тёплой, душевной атмосферой. Сразу
представляешь заснеженные вершины гор, лес, бурные реки и понимаешь, что именно
здесь люди проходят тест на прочность.
Ученик: Яркий пример тому – «Песня о друге» В. Высоцкого (Слайд №16). Поёт
под аккомпанемент гитары:
Если друг оказался вдруг,
И не друг, и не враг, а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни-
Рискни!
Ученица: Следующая страница бардовской поэзии (Слайд
№17) - это взгляд советской интеллигенции на внутреннюю политику СССР
конца 20-ых- начала 60-ых годов.
Ученик: В первую очередь это критика тоталитарного
режима Сталина, как горький отклик на поэзию 30-ых- 40-ых годов, воспевающую
Вождя Народов (Слайд №18).
Булат Окуджава писал:
Всё он мог: и
то, и это,
Расстрелять,
загнать в тюрьму,
Только вольный
дух поэта
Неподвластен
был ему.
Ученица: Для сравнения достаточно вспомнить
стихотворение Aлександра Твардовского (Слайд №19),
написанное к 70-летию Вождя.
Ученик: Великий вождь, любимый наш отец,
Нет,
не слова обращены к Вам эти,
А
та любовь простых людских сердец,
Которой
не сравнить ни с чем на свете.
Разница большая!
Ученица: В годы «оттепели» появляется движение диссидентов (Слайд №20) -
людей, не согласных, с идеологией, господствующей в стране в период хрущевской
«оттепели».
Ученик: И все так же за свободу мысли и слова они
расплачивались личной свободой.
Ученица: Достаточно вспомнить судьбу Александра Галича,
депортированного из СССР 1968 году.
Ученик: На общем фоне бардовской лирики горькие и сатирические
песни А.Галича и Ю.Кима особенно выделялись.(Слайд №21) Резкая и
неслыханно смелая критика режима звучала в их песнях (поёт):
И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза.
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду…
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание – золото.
Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!
«Старательский вальсок» А. Галич
Ученица: Государство с таким аппаратом правления породило чиновников,
которые начинали наживаться на народе. Они либо молчали, либо говорили, то, что
было нужно правящей партии.(Слайд №22) О такой ситуации в стране
Юлий Ким напишет в своей песне «Адвокатский вальс».
Ученик поёт:
Судье заодно с прокурором
Плевать на детальный разбор -
Им лишь бы прикрыть разговором
Готовый уже приговор.
Скорей всего, надобно просто
Просить представительный суд
Дать меньше по сто девяностой,
Чем то, что, конечно, дадут.
Ученица: По 190-ой статье Уголовного кодекса РСФСР «Распространение заведомо
ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»,
предусматривалось лишение свободы сроком до 3-х лет. По этой статье с 1956 по
1987 год в СССР было осуждено 8 145 человек.
Ученик: Следующая тема, наиболее широко представленная в
бардовской поэзии – это тема Великой Отечественной Войны (Слайд №23).
Ученица: В отличие от героического пафоса песен «официальной
культуры», в авторских песнях 60-ых годов на первое место выходит «человеческий
аспект» войны. В них слышатся боль, страх и слезы людей, прошедших эти суровые
испытания.«До свидания,
мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось,
мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни.
Ученик поёт:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли – за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не
щадите,
И все-таки постарайтесь вернуться назад.
Ученица: В ходе исследовательской работы мы выяснили,
что на мировоззрение бардов повлияли (Слайд №24):
1) Их происхождение из семей советской интеллигенции.
2)Политический режим, который царил в СССР.
3) События Великой Отечественной войны.
Ученик: (Слайд №25)Проанализировав
творчество поэтов, мы выделили три основные темы авторской песни, в которых, на
наш взгляд, отражалась эпоха, это:
1. Жизнь советских
людей., в том числе песни московской и туристической тематики.
2. Личностное
отношение к политической ситуации в стране, в том числе критика сталинского
режима, стахановского движения, мнимой демократии времен хрущевской оттепели и
брежневского застоя .
3. Человеческий
аспект в изображении Великой Отечественной Войны.
Ученица: В соответствии с этими темами систематизировали
полученный материал и выпустили брошюру , которая , на наш взгляд, поможет
современным школьникам в изучении бардовской поэзии 60-ых годов XX века.
За помощь в подготовке данного исследования мы
благодарим нашего руководителя Куликову И.А.(Слайды №26,27)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.