Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВыступление-сопровождение к презентации "Отражение эпохи в бардовской поэзии ХХ века" (9,11 класс)

Выступление-сопровождение к презентации "Отражение эпохи в бардовской поэзии ХХ века" (9,11 класс)

Скачать материал

Выступление – сопровождение к презентации.

Ученица:(Слайд №1) Представляем вам исследовательскую работу «Отражение эпохи в бардовской поэзии  XX Века».

(Слайд №2) Кому не знакомо чувство романтики, которое овладевает человеком в туристическом походе, когда в ночной тишине у костра звучат проникновенные песни о жизни. Эти песни - олицетворение молодости наших родителей. Они помогают нам понять их интересы и жизнь.

(Ученик исполняет под гитару песню  Ю.Визбора «Милая моя»)

 В наши дни интерес к бардовской песне растет. Не остался в стороне и наш родной город  Печора (Слайд №3), где весной этого года уже в четвертый раз будет  проводиться открытый фестиваль бардовской песни « Свежий ветер», посвященный 90-летию государственности Республики Коми.

Ученик: Перелистав антологию бардовской поэзии, мы задались вопросами: 1)почему некоторые из поэтов бардов не были приняты государством, а их творчество запрещалось;

2)  почему же все-таки люди тянулись к их песням и исполняли их в узких кругах.

Ученица: К сожалению, в курсе школьной программы по литературе мало уделяется внимания творчеству бардов. А ведь это целая эпоха в истории русской поэзии.

            Ученик: Цель нашего исследования (Слайд №4) -  пронаблюдать, как историческая эпоха, в которую жили поэты шестидесятых - семидесятых годов XX века, повлияла на формирование их взглядов.

Ученица: И как это отразилось на их судьбе и творчестве.

          Ученик: Для реализации данной цели, нам необходимо было решить (Слайд №5) следующие задачи:

1)    Познакомиться с исторической обстановкой в СССР 60-ых годов XX века.

2)    Познакомиться с биографиями и поэзией Булата Окуджавы, Александра Галича, Владимира Высоцкого, Юлия Кима, Юрия Визбора и выяснить, на основе чего сформировались их политические и творческие взгляды.

3)    Проанализировать произведения и найти в них отражение эпохи.

      4)Систематизировать полученный материал.

 

Ученица:  Заглянув в исторические источники, мы узнали (Слайд №6), что в начале 60-х годов ХХ века СССР  представлял собой могучую сверхдержаву. В период руководства страной Иосифа Сталина существовала жесточайшая цензура. После смерти «вождя народов» начался период некоторого ослабления жёсткого идеологического контроля. Этот период вошёл в отечественную историю под названием «оттепель» (Слайд №7). 

Ученик: Общество разделилось на «консерваторов», приверженцев Сталина, и «обновленцев», считавших, что для благоприятного развития СССР необходимо отказаться от сталинских методов и вернуться к «идеалам революции» .

Ученица: Разделявших такие настроения представителей нового поколения принято называть шестидесятниками.

Ученик:  Кто же такие шестидесятники? (Слайд №8)

Ученица: Шестидесятники - это субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925-ым и 1945-ым годами.(Слайд №9) Их объединяло обострённое чувство ответственности за свою страну, активная гражданская позиция.  

 Ученик: Большинство «шестидесятников» были выходцами из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 20-е годы прошлого века. Ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как именно эта среда больше всего пострадала от так называемых сталинских «чисток».

Ученица: Обычно это вызывало радикальный пересмотр взглядов, приводило к скрытой оппозиции режиму.

(Слайд №10)

Ученик: Одним из способов самовыражения шестидесятников была авторская песня. В ней отразилось время.(Слайд №11) Эпоха стремления к коммунизму в политике, Вторая мировая война, технологический и научный прорыв, обстановка, в которой жили люди.

Ученица: Рассматривать отражение эпохи в поэзии шестидесятников можно с нескольких сторон.(Слайд №12)

Ученик: Во-первых, это жизнь советского человека:

 Реалии жизни людей  легко узнаются в так называемых стихотворениях «московской»  тематики, которая была характерна для творчества Юрия Визбора , Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого.

 Ученица: Читая стихи этих поэтов, можно совершить заочное путешествие по улицам Москвы 50- 60-ых годов и посмотреть , как жили люди, какие были у них интересы и занятия:

Ученик поёт под аккомпанемент гитары:

1.     Здесь бродит Запад,  гидов теребя,

На «Метрополь» колхозники глядят.

Как неохота уезжать мне от тебя,

Охотный ряд, Охотный ряд!

                                                                     «Охотный ряд» Ю. Визбор

     

(Слайд № 13)

 

2.С моим Серегой мы шагаем по Петровке,

       По самой бровке, по самой бровке.

        Жуем мороженое мы без остановки –

       В тайге мороженого нам не подают.

                                                               « Серега Санин» Ю. Визбор

 

Ученица: В этих незатейливых строчках видится образ счастливого советского человека, который способен радоваться самым обычным проявлениям жизни.

Ученик:(Слайд №14)Судя по песням, быт строителей коммунизма был достаточно скромным (поёт под аккомпанемент гитары):

 

И граф встает. Ладонью бьет будильник,

Берет гантели, смотрит на дома

И безнадежно лезет в холодильник,

А там зима, пустынная зима.

                                                              «Вставайте, граф» Ю. Визбор

 

Ученица:  Что же помогало им оставаться оптимистами? (Слайд №15)Наверно, это любовь к жизни, спорт, романтика турпоходов, умение видеть в обыденном прекрасное.

Ученик поет под аккомпанемент гитары:

 Лыжи у печки стоят,

Гаснет закат за горой,

Месяц кончается март,

Скоро нам ехать домой

                                     « Домбайский вальс» Ю. Визбор

Ученица: Читая эти строки, проникаешься тёплой, душевной атмосферой. Сразу представляешь заснеженные вершины гор, лес, бурные реки и понимаешь, что именно здесь люди проходят тест на прочность.

Ученик: Яркий пример тому – «Песня о друге» В. Высоцкого (Слайд №16). Поёт под аккомпанемент гитары:

Если друг оказался вдруг,

И не друг, и не враг, а так;

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош,-

Парня в горы тяни-

Рискни!

 Ученица: Следующая страница бардовской поэзии (Слайд №17) - это взгляд советской интеллигенции  на внутреннюю политику СССР конца 20-ых- начала 60-ых годов.

Ученик: В первую очередь это критика тоталитарного режима Сталина, как горький отклик на поэзию 30-ых- 40-ых годов, воспевающую Вождя Народов (Слайд №18).

Булат Окуджава писал:

Всё он мог: и то, и это,

Расстрелять, загнать в тюрьму,

Только вольный дух поэта

Неподвластен был ему.

                                    

Ученица: Для сравнения достаточно вспомнить стихотворение Aлександра Твардовского (Слайд №19), написанное  к 70-летию Вождя.

 

 Ученик: Великий вождь, любимый наш отец,

                 Нет, не слова обращены к Вам эти,

                 А та любовь простых людских сердец,

                 Которой не сравнить ни с чем на свете.

                           Разница большая!

Ученица: В годы «оттепели» появляется движение диссидентов (Слайд №20) - людей, не согласных, с идеологией, господствующей в стране в период хрущевской «оттепели».

Ученик: И все так же за свободу мысли и слова они расплачивались личной свободой.

Ученица: Достаточно вспомнить судьбу Александра Галича, депортированного из СССР 1968 году.

Ученик: На общем фоне бардовской лирики горькие и сатирические песни А.Галича и Ю.Кима особенно выделялись.(Слайд №21) Резкая и неслыханно смелая критика режима звучала в их песнях (поёт):

И не веря ни сердцу, ни разуму,

Для надежности спрятав глаза.

Сколько раз мы молчали по-разному,

Но не против, конечно, а за!

Где теперь крикуны и печальники?

Отшумели и сгинули смолоду…

А молчальники вышли в начальники,

Потому что молчание – золото.

          Вот так просто попасть в богачи,

Вот так просто попасть в первачи,

Вот так просто попасть в палачи:

Промолчи, промолчи, промолчи!

                                   «Старательский вальсок» А. Галич

Ученица: Государство с таким аппаратом правления породило чиновников, которые начинали наживаться на народе. Они либо  молчали, либо говорили,  то, что было нужно правящей партии.(Слайд №22) О такой ситуации в стране Юлий Ким напишет в своей песне «Адвокатский вальс».

Ученик поёт:

Судье заодно с прокурором

Плевать на детальный разбор -

Им лишь бы прикрыть разговором

Готовый уже приговор.

 

Скорей всего, надобно просто

Просить представительный суд

Дать меньше по сто девяностой,

Чем то, что, конечно, дадут.

Ученица: По 190-ой статье Уголовного кодекса РСФСР «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй», предусматривалось лишение свободы  сроком  до 3-х лет. По этой статье с 1956 по 1987 год в СССР было осуждено 8 145 человек.

Ученик: Следующая тема, наиболее широко представленная в бардовской поэзии – это тема Великой Отечественной Войны (Слайд №23).

Ученица: В отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторских песнях 60-ых годов на первое место выходит «человеческий аспект» войны. В них слышатся боль, страх и слезы людей, прошедших эти суровые испытания.«До свидания, мальчики!»  Б. Окуджавы,  «Баллада о вечном огне»  А. Галича,  «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни.

Ученик поёт:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли – за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите,

И все-таки постарайтесь вернуться назад.

 

Ученица: В ходе исследовательской работы мы выяснили, что на мировоззрение бардов повлияли (Слайд №24):

1) Их происхождение из семей советской интеллигенции.

2)Политический режим, который царил в СССР.

3) События Великой Отечественной войны.

Ученик: (Слайд №25)Проанализировав творчество поэтов, мы выделили три основные темы авторской песни, в которых, на наш взгляд, отражалась эпоха, это:

1. Жизнь советских людей., в том числе песни московской и туристической тематики.

2. Личностное отношение к политической ситуации в стране, в том числе критика сталинского режима, стахановского движения, мнимой демократии времен хрущевской оттепели и брежневского застоя .

3. Человеческий аспект в изображении Великой Отечественной Войны.

Ученица: В соответствии с этими темами систематизировали полученный материал и выпустили брошюру , которая , на наш взгляд, поможет современным школьникам в изучении бардовской поэзии 60-ых годов XX века.

За помощь в подготовке данного исследования мы благодарим нашего руководителя Куликову И.А.(Слайды №26,27)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление-сопровождение к презентации "Отражение эпохи в бардовской поэзии ХХ века" (9,11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Выступление-сопровождение к презентации "Отражение эпохи в бардовской поэзии ХХ века" подготовлено учителем русского языка и литературы Куликовой Ириной Анатольевной.Сопровождение помогает понять содержание презентации, которую необходимо будет скачать отдельно.Из выступления и презентации вы узнаете,что повлияло на мировоззрение бардов, как это отразилось на их судьбе, какие темы были основными в их творчестве. Данный материал может быть полезен преподавателям и учащимся 9,11 классов для подготовки к урокам литературы или внеклассным мероприятиям по бардовской поэзии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 136 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку "Синтаксический разбор простого предложения" (7 класс по программе I вида)
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Синтаксис. Синтаксический разбор
  • 06.10.2020
  • 1449
  • 58
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 311
    • DOCX 59 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куликова Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куликова Ирина Анатольевна
    Куликова Ирина Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 5579
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов