Муниципальное
казённое образовательное учреждение
Сурковская
средняя общеобразовательная школа
Тогучинского
района Новосибирской области
Тема
урока:
Выборы
в демократическом обществе (2 ч.).
Тип
урока: урок-практикум
Класс:
11
Автор:
учитель истории
МКОУ Тогучинского района
Сурковской СОШ
Залевская Наталья Ивановна
Адрес: 633423
Новосибирская область
Тогучинский район
с. Сурково
д.т. 33-195
с.
Сурково, 2013 г.
Цель
урока: Получение учениками
знаний о принципах и процедуре современных выборов.
Задачи
урока:
Образовательная
задача:
1.
Расширить знания обучающихся о сущности
демократических вы-боров;
2.
Познакомить с принципами избирательного
права;
3.
Сформировать представления об
избирательном процессе и избира-тельных системах.
Развивающая
задача:
1.
Продолжить формирование у учащихся
умений использовать до-полнительные источники, делать обобщения, выводы,
формулировать и аргументировать свою точку зрения;
2.
Развивать умение оперировать терминами
и понятиями по данной теме, раскрывать на примерах важнейшие
теоретические понятия и приводить примеры явлений, действий, ситуаций
связанных с ре-ализацией избирательного права.
Воспитательная
задача:
1.
Формировать отношение обучающихся к себе,
как гражданам России, будущим избирателям;
2.
Способствовать формированию активной
жизненной позиции и пониманию обучающимися необходимости активного
участия в выборах;
3.
Воспитывать толерантность и чувство
гражданского долга
Ожидаемые результаты:
В области знаний:
-
Обучающиеся познакомятся с основами избирательного права в РФ, принципами
избирательного права в демократическом обществе.
-
Учащиеся получат представление об основных этапах избирательного процесса и
избирательных системах.
В области умений:
-
Смогут обобщить высказывания исторических деятелей и сформулировать выводы.
-
Проанализируют информацию по основным этапам избирательного процесса и
обработают ее на основе заданных критериев.
-
Выскажут свое мнение по поводу значения участия в выборах и последствиях
неучастия в избирательной кампании.
-
Проанализируют конкретные ситуации избирательной кампании 2013 г. и соотнесут
их с нормами избирательного права.
В области опыта:
-
Обучающиеся получат опыт встреч с членами муниципальной избира-тельной
комиссии.
-
Получат опыт применения правовых норм при анализе ситуаций, возникающих во
время избирательной кампании.
-
Приобретут навыки работы с разного рода информацией.
-
Смогут обобщить статистические данные по результатам опроса части ученического
и педагогического коллективов.
В области отношений, ценностей, внутренних
установок:
-
Высказать свое отношение по вопросам значимости выборов как демо-кратического
института и важности активной гражданской позиции в реа-лизации избирательного
права для успешной модернизации страны.
План
урока:
Первый
этап — организационный момент.
Второй
этап – проверка домашнего задания. На этом
этапе идет обсуждение результатов опроса среди учащихся и педагогов «Знакомы ли
вам эти люди?», результаты анкетирования среди педагогов. В результате анализа
данных учащиеся определяют противоречие в ценностных установках и делают вывод
о том, как это может повлиять на развитие государства и общество в целом. Также
здесь формируются основные проблемы, которые будут рассматриваться на уроке:
«Что мы знаем о выборах? Нужно ли идти на выборы? Почему граждане не хотят воспользоваться
своим правом избирать и быть избранным? Что будет, если выборы не состоятся?» и
т.п.
Третий
этап – актуализация знаний. На этом этапе идет
обсуждение ре-зультатов опроса и используется ролик «Что такое выборы?» с целью
соз-дания «метафорического контекста» для изучения процедуры выборов,
знакомства с избирательным процессом в целом.
Четвертый
этап - основной. Он построен на основе
деятельностного подхода. Учащиеся, опираясь на представленные схемы и таблицы,
аудиозаписи, презентации, определяют основные действия в рамках ролевой позиции
избирателя.
Пятый
этап – закрепление изученного материала
(практический этап). Здесь идет обсуждение высказываний исторических и
политических деятелей о выборах, а также идет решение практических задач.
Школьники обсуждают ситуации, предлагают решения, не нарушающие избирательное
законода-тельство.
Шестой
этап — рефлексия. В ходе заключительной части
урока учащиеся актуализируют полученные знания, представляя собственную
позицию и отношение к выборам и избирательному процессу.
Седьмой
этап – получение домашнего задания. Здесь
учащимся предлага-ется самостоятельно выбрать домашнее задание различного
уровня слож-ности.
Оборудование
урока: доска, мультимедийный проектор, ПК,
документы, карточки с ситуациями.
Предварительная
подготовка: учащиеся проводят опрос и анкетирование,
готовят сообщения по теме урока; учитель готовит необходимые печатные
материалы, аудио-видеозаписи, приглашает председателя УИК.
Методика
проведения урока: используются элементы урока-лекции,
эле-менты игры (учащиеся выполняют роль социологов, юристов), приемы ИКТ,
осуществляется деятельностный поход, технология уровневой дифференци-ации.
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
Учитель
(зачитывает эпиграф к уроку): “У каждого народа те правители, каких он
заслуживает”. Эти слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок. Как
эти слова соотносятся с темой нашего урока: «Выборы в демократическом
обществе?» (учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель:
Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой на этом уроке?
(учащиеся
высказывают свое мнение; н-р, выяснить, как проходит процедура выборов в
демократическом обществе, чем она отличается от процедуры выборов при других
политических режимах и т.д.).
II.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
«Мы выбираем. Нас выбирают…» - так пелось в одной хорошей песне. В жизни человеку
всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т.
д. Еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня
мы будем говорить о демократических выборах, об избирательном праве и
избирательных системе. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в
современном демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют
этапы выборов и мно-гое другое. Ведь демократические выборы требуют повышения
полити-ческой культуры всех их участников - избирателей, кандидатов, членов из-биркомов,
наблюдателей. Актуальность этой темы доказывает сама жизнь: в России активность
граждан на выборах снижается. Не все граждане поль-зуются своим правом
избирать. Почему? Нужно ли идти на выборы? По-пробуем разобраться в этих
вопросах накануне выборов, которые состоятся 10 марта 2013 г. Для начала
выслушаем главного социолога и узнаем ре-зультаты опроса, который вы провели.
Ученик
(в роли социолога) рассказывает о том, как проходил опрос, каковы его
результаты (диаграммы на слайде, Приложение №1).
III.
Актуализация знаний.
Учитель:
Так что же такое выборы? Я предлагаю вашему вниманию небольшой ролик, где на
этот вопрос пытаются ответить маленькие дети (демонстрация ролика, Приложение
№2).
Учитель:
А какой вы вкладываете смысл в понятие «выборы?» (учащиеся высказывают свое
мнение).
IV.
Основной этап.
Учитель:
За годы существования РФ избирательное право сложилось как часть конституционного
права. В узком смысле, избирательное право по-нимается как право избирать (активное
право) или быть избранным (пас-сивное право). О сути избирательного права в
широком смысле расскажет группа «юристов». Ваша задача – записать основные
тезисы рассказа.
Ученик
(в роли юриста):
Чтобы
была учтена воля всего народа, нужно, что-бы большая часть населения приняла
участие в выборах и имела к ним до-ступ независимо от пола, расы,
национальности, положения в обществе. Та-ким образом, главные принципы
демократических выборов: 1) выборы должны быть всеобщими (участвуют все
граждане с 18 лет), равные (неза-висимо от пола, национальной
принадлежности). Каждый избиратель имеет одинаковое количество голосов и
участвует на равных основаниях. Формула: Один избиратель - один голос. Прямые
(каждый избиратель голосует непо-средственно за избираемого кандидата без
посредников), с тайным голосова-нием (такой порядок, при котором
отсутствует контроль за волеизъявлением избирателей, чтобы избежать давления
различных политических сил). Таким образом, выборы являются представительными,
т.е. это выборы, в которых участвует большинство населения. Но человеческое
общество, положив много сил в борьбе за эти демократические принципы,
столкнулось с проб-лемой неявки на выборы электората (избирателей) - абсентеизмом
(от лат. absens (absentis) — «отсутствующий», уклонение избирателей от
участия в голосовании на выборах.
2)
Свобода и добровольность выборов. В РФ закон не требует 100% явки граждан для
голосования.
3)
По окончании выборов нужно принять решение, какие политические силы в итоге
будут у власти. Вполне справедливо правило большинства (к власти придут
те, кто набрал наибольшее количество голосов). Тем самым и выражается воля
большей части населения. Меньшинство подчиняется большинству. Но так ли уж это
справедливо? Допустим, какое-то решение принято 51% голосов? А остальные 49%
оказались в меньшинстве, хотя раз-ница всего в 2%! Какой выход из ситуации?
Выход один. Установить сле-дующее правило: права меньшинства, несогласного с
решением большин-ства должны быть гарантированы, защищены. Они могут быть
уверены, что за инакомыслие не будут преследоваться властью, большинством и
могут иметь реальный шанс победить на следующих выборах. Меньшинство имеет
право быть в оппозиции по отношению к власти.
4)
Выборы явление свойственное также для тоталитарных и авторитарных режимов. Но
там они носят скорее символичный характер и оказываются прикрытием для
произвола и бесправия в обществе. Так называемый «кар-манный парламент».
Например, в СССР выборы всегда были всенародным праздником, на который
приходили 99,9% избирателей. Но на таких выборах не было самого выбора.
5)
Поэтому следующее правило: альтернативность (состязательность, кон-курентность).
Возможность выбора из нескольких кандидатов. Все полити-ческие силы имеют
возможность вести предвыборную агитацию, выступать перед избирателями по
телевидению, в СМИ, радио и т.п. В тех же недемо-кратических странах решение о
новых выборах принимается произвольно лидером страны или группой людей. К каким
последствиям может привести эта ситуация? Если нет смены руководителей,
злоупотребления неизбежны. При демократии осуществляется ситуация передачи
власти по итогам выбо-ров. При этом должны быть четкие гарантии, что после
проигрыша на вы-борах прежних руководителей и их сторонников не будут
преследовать, не будут дискредитировать в средствах массовой информации.
6)
Периодичность выборов. Она устанавливается законами.
7)
И если в течение выборов не было установлено, что нарушался закон, нужно
признать законность этих выборов, т.е. их результаты, даже если они не
устраивают какую-то часть общества или бывшую власть не должны
пересматриваться. Это седьмой принцип - окончательность выборов.
Учитель:
Мне интересен принцип свободы и добровольности выборов. Дан-ный принцип
действует во многих демократических странах. А в Италии, например,
конституционно закреплено, что голосование на выборах является гражданским
долгом избирателя. За его нарушение даже предусматриваются юридические
санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы. Как вы
считаете, совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и
юридическими санкциями? (учащиеся высказывают свое мнение).
Учитель:
Мы познакомились с принципами проведения выборов. Сейчас мы познакомимся с
такими понятиями, как «избирательный процесс» и «изби-рательная система».
Слово «юристам».
Ученик
(в роли юриста): Авторы учебной литературы представляют изби-рательный процесс как
процедуру, то есть официально установленный по-рядок действий. По мнению
авторов учебника «Обществознание» А.Ф. Ни-китина, И.А. Галицкой и др., в любом
обществе существуют силы, стремя-щиеся и умеющие использовать политические,
социальные и экономические свободы в своих корыстных целях. Вот почему в
условиях демократии по-ложение спасают хорошо разработанное законодательство,
четкая его реа-лизация, безусловное следование установленным правилам тех или
иных действий, имеющих общественное и государственное значение, то есть про-цедурам. Процедура – это порядок, без которого в любом деле возможны
различные нарушения, неувязки; без которого трудно достичь необходимого и
достоверного результата. Но процедура тогда обеспечивает те благие ре-зультаты,
к которым мы стремимся, когда ее придерживаются неукосни-тельно. Обратившись к юридической литературе,
понятие «избирательный процесс» представлено, как совокупность правовых норм,
регулирующих такую деятельность, как «избирательно-процессуальное право». С точки зрения Федеральных Законов:
«Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан
РФ», «О выборах президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания РФ», «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
РФ», «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» можно более
де-тально рассмотреть положения входящие в понятие «избирательный про-цесс».
Согласно выше перечисленных
нормативно-правовых актов, избиратель-ную деятельность (процесс) осуществляют
граждане, избирательные ко-миссии, общественные объединения, органы
государственной власти, органы местного самоуправления, другие заинтересованные
субъекты. Избиратель-ная деятельность имеет определенную последовательность,
конкретные действия и осуществляется в соответствии со стадиями избирательного
про-цесса. Целью и предполагаемым результатом
избирательного процесса является формирование органов публичной власти с
результатами, не вызы-вающими недоверия, поскольку они должны быть получены в
соответствии с нормативными правовыми актами. В законодательстве отражены
положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура
го-лосования, порядок подсчета голосов, возможность пользоваться услугами СМИ и
источниками финансирования. Деятельность слагается из конкретных действий
граждан, осуществляющих их как индивидуально, так и в опреде-ленном коллективе.
Появление индивидуальных или коллективных форм де-ятельности граждан зависит от
ряда факторов, в том числе от выбранной из-бирательной системы. Например, ряд
коллективных форм, таких как изби-рательные объединения (блоки), может не
использоваться или ограниченно использоваться при проведении выборов по
мажоритарной избирательной системе. Каждая конкретная форма деятельности в
процессе выборов на-правлена на реализацию совершенно определенных функций.
Так, избира-тели осуществляют свое избирательное право, а избирательные
комиссии организуют и проводят выборы. Таким образом, можно говорить об индиви-дуальных
и коллективных субъектах избирательного процесса, выполня-ющих определенные
функции. В зависимости от
конкретной цели в опреде-ленный момент субъекты избирательного процесса
совершают характерные действия, например, после регистрации в качестве
кандидата в целях привле-чения внимания избирателей осуществляют предвыборную
агитацию. Ха-рактер действий в конкретный период позволяет выявить этапы
(стадии) де-ятельности.
Таким образом, избирательный процесс можно
определить как регули-руемую правовыми и иными социальными нормами
деятельность, состоя-щую из совокупности объединенных ближайшей целью действий
индиви-дуальных и коллективных субъектов, направленную на формирование путем
прямых выборов органов публичной власти, результаты, которых не вызы-вают
недоверия, поскольку были получены в соответствии с нормативными правовыми
актами.
Учитель:
Подведем итоги: избирательная система – совокупность юриди-ческих
правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предостав-ления
избирательных прав, определения результатов голосования (учащиеся фиксируют в
тетрадях данное определение).
Учитель:
У вас на партах лежат схемы. Задача – проанализировать и выде-лить этапы
избирательного процесса (учащиеся работают со схемами, При-ложение №4).
Учитель:
Что же у вас получилось?
Ученик:
Избирательный процесс состоит из нескольких этапов:
-
Установление даты выборов
-
Составление списков избирателей (ознакомление не позднее, чем за 20 дней до
выборов)
-
Образование и утверждение избирательных округов и участков
-
Формирование избирательных комиссий
-
Выдвижение, регистрация кандидатов
-
Предвыборная агитация
-
Голосование
-
Подсчет голосов и установление результатов выборов
Учитель:
Для организации и проведения выборов разного уровня
создаются избирательные комиссии. Какие? Об этом мы узнаем из интервью Ю.Ф.
Пе-тухова, председателя Областной избирательной комиссии. Ваша задача –
прослушать отрывок из интервью и составить структуру избирательных ко-миссий
(Приложение №5).
Ученик:
Структура избирательных комиссий:
-
Центральная
Избирательная комиссия РФ (действует постоянно)
-
Избирательные
комиссии субъектов РФ
-
Окружные
избирательные комиссии
-
Территориальные
избирательные комиссии
-
Участковые
избирательные комиссии
Учитель:
Дополню: Центральная избирательная комиссия
действует на постоянной основе, срок полномочий- 4 года, состоит из 15 человек:
пять назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять –
Президентом РФ. Вопрос: кто является Председателем
Центризбиркома РФ?
(Учащиеся
отвечают, что В.Е. Чуров).
Учитель:
Каковы функции избирательных комиссий? Послушаем еще один отрывок из интервью
Ю.Ф. Петухова (Приложение №6). Ваша задача – выделить функции Центризбиркома и
участковых избирательных комиссий (учащиеся слушают интервью и делают записи в
тетрадях).
Учитель:
Итак, что же получилось в итоге?
Ученик:
Функции
Центральной избирательной комиссии:
-
Руководство
деятельностью избирательных комиссий
-
Контроль
за соблюдением избирательных прав
-
Издание
нормативных актов
-
Оказание правовой, методической, организационно-технической
помощи
избирательным комиссиям
-
Регистрация
уполномоченных представителей политических партий
-
Регистрация
кандидатов и выдача удостоверений
Участковые
избирательные комиссии:
-
Работают
со списками избирателей
-
Производят
подсчет голосов и устанавливают итоги выборов
-
Обеспечивают
подготовку помещений для голосования
-
Организуют
голосование
Учитель:
Подробнее остановимся на типах избирательных систем. Существует несколько
избирательных систем (Приложение №7):
1)
Мажоритарная избирательная система.
Ее особенности:
Территория
страны разбивается на территориальные единицы
– избиратель-ные
округа. От каждого округа
как правило избирается только один депутат (одномандатные округа), но
иногда и более (многомандатные округа).
Ок-руга
равны по численности. Избиратели
голосуют за личность (
предста-витель партии,
движения или независимый кандидат). Избранным считается
кандидат, получивший большинство голосов по этому
округу. Выделяют две разновидности мажоритарной системы: 1)
абсолютное большинство (50%
+ 1 голос); 2) относительное большинство (побеждает
тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его
соперников). При мажоритарной
системе воз-можно голосование
в один или два тура, во втором туре участвуют два кан-дидата,
набравших большинство голосов.
Достоинства:
Прочные
связи между депутатом и избирателями.
Недостатки:
Голоса
избирателей, отданные за непобедившего кандидата пропадают, а победитель иногда
имеет поддержку явного меньшинства.
Например:
А-25%
, Б – 38% , В – 35%, голоса за кандидатов А и В – пропали.
2)
Пропорциональная избирательная система.
Ее особенности: при
использовании пропорциональной системы учитывается количество подан-ных
голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах
в парламент. Территория страны
-
единый избирательный округ.
Выдвигают
кандидатов политические партии и союзы (блоки). Избиратели
голосуют не за личности в той или иной партии,
а за партию в целом. Пар-тии
получают места в представительном органе четко пропорционально поданным за них
голосам.
Достоинства:
Более
справедливое соотношение мест в парламенте.
Недостатки:
Если
много партий – раздробленность, поэтому во многих стра-нах
устанавливается барьер (в России не менее 5%
голосов). Голоса партий, набравших менее 5%
-делятся пропорционально между партиями,
набрав-шими
большинство.
3)
Смешанная избирательная система.
До
2007 года выборы в Государственную думу проходили по 225 одноман-датным
округам (мажоритарная система), и 225
депутатов выбирали по еди-ному
общенациональному округу (пропорциональная). Сейчас
- только пропорциональная система (по партийным спискам).
Учитель:
Вспомните прошедшие выборы в Государственную Думу. Какие партии преодолели
барьер?
Ответ
учеников: 1. «Единая
Россия»
2.
«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)»
3.
«ЛДПР»
4.
«Справедливая Россия»
V.
Закрепление изученного материала.
Учитель:
Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длитель-ный,
сложный, требующий больших моральных и финансовых
затрат. Так почему же государство идёт на это? (примерные
ответы учащихся: с целью сохранения свободы выбора, свободы
слова и т. п.).
Учитель:
А сейчас вернемся к нашим схемам. У вас на партах лежит кар-точка с заданием.
Опираясь на схемы, вам нужно составить таблицу «Осо-бенности проведения выборов
в Российской Федерации». Время работы – 15-20 минут.
Этапы выборов
|
Ответственные
|
Сроки
|
|
|
|
(учащиеся
работают со схемами, составляют общую таблицу).
Учитель:
Проверяем, что у вас получилось.
Ученики
показывают свою работу и анализируют ее.
Примерный
ответ:
Этапы
выборов
|
Ответственные
|
Сроки
|
Назначение
дня выборов
|
Президент
РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные
лица.
|
Не
позднее, чем за 65 дней
до дня истечения срока, на который из-браны соот-ветствующие
органы или часть депутатов.
|
Образование
избирательных округов
|
Представительный
орган государственной власти, орган местного самоуправления.
|
Не
позднее, чем за 60 дней
до го-лосования.
|
Выдвижение
и регистрация кандидатов
|
Политические
партии.
Общественные
движения.
Самовыдвиженцы.
|
|
Предвыборная
агитация
|
СМИ,
массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск
печатные, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не
запрещённые законом)
|
Со
дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.
|
Голосование
|
Участковые
избирательные комиссии
|
8.00
– 20.00
|
Учитель: Как же происходит
процедура выборов? Подчеркну, что установ-лены четкие сроки проведения
выборов. В нашей стране они назначаются указом Президента РФ и проводятся, как
правило, в воскресенье. Точно рас-писаны сроки проведения различных этапов
избирательной компании: время создания и действия избирательных комиссий, время
работы избирательных участков в день выборов, время, отпущенное на подсчет
голосов, объявление итогов голосования и результатов выборов. Для проведения
голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.
Один из таких участков находится в здании нашего Дома культуры. Избирательные
участки образуются таким образом, чтобы на них было не более 3000 изби-рателей.
Для того чтобы попасть в список избирателей на конкретном изби-рательном
участке, нужно проживать на его территории. 10 марта у нас сос-тоятся выборы
Главы Сурковского сельсовета. Двое из вас впервые смогут принять в них
голосование: это Лена и Ксения. Знаете ли вы, что нужно делать в день выборов,
как себя вести, какие у вас права, как избирателей? (учащиеся отвечают на вопросы).
Учитель:
Чтобы вам помочь в этом нелегком деле – впервые участвовать в выборах – я
пригласила к нам на урок председателя участковой избиратель-ной комиссии
Елисееву Т.И. Она подробно познакомит вас с тем, как рабо-тает участковая
комиссия, и что вам нужно делать, как первоголосующим избирателям.
Елисеева
Т.И. рассказывает о работе участковой
избирательной комиссии.
Примерный
рассказ: в день голосования, в установленный
законом час председатель участковой избирательной комиссии объявляет
избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии,
присут-ствующим наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим
опечатываются (учитель показывает переносной ящик для выборов и как он
опечатывается).
Избиратели
делают свой выбор, и результаты выбора заносят в бланк голосования, заполнение
бланка происходит в специально отведенной ка-бинке (учитель показывает образец
бюллетеня и как правильно его запол-нять). Заполненные бланки опускаются в урну
для голосования. Члены участ-ковой избирательной комиссии дожидаются
определенного законом часа, чтобы приступить к подсчету голосов. Председатель
участковой избира-тельной комиссии объявляет голосование оконченным. В
присутствии на-блюдателей и других аккредитованных лиц составляется протокол по
итогам голосования, который подписывается всеми членами участковой избира-тельной
комиссии. До дня голосования избиратель может познакомиться с тем, какие именно
его данные внесены в список избирателей.
Учитель:
Вы можете задать вопросы председателю комиссии, а мы попро-буем с Татьяной
Ивановной ответить на них.
Ученики
задают вопросы на интересующие их темы.
Учитель:
Участие в выборах добровольно. Закон не требует стопроцентной явки граждан для
голосования. Мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует
в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем
устойчивее ее экономическое, социальное, политическое развитие.
В заключение нашего занятия предлагаю вам решить ряд заданий, кото-рые дадут
вам возможность проверить свои знания в области избирательного права.
1.
Какие из перечисленных ниже должностей
являются выборными:
А)
министр, Б) командующий армией, В) депутат городской думы, Г) мэр города, Д) завуч
школы, Е) Президент РФ.
Ответ:
В, Г, Е
2.
Решите задачу. 11 декабря 1905 года в
России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли
участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие
инородцы» (неоседлые народы). Какой принцип выборов был нарушен?
Ответ:
при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип все-общего избирательного
права, по которому право голосовать предоставля-ется независимо от пола, расы,
национальности, отношения к религии, убеж-дений.
3.
Суд города Н. рассмотрел жалобу
гражданина С. на решение участко-вой избирательной комиссии, отказавшейся в
день выборов депутатов Госу-дарственной Думы РФ выдать ему избирательные
бюллетени на том осно-вании, что он не имеет регистрации по указанному в
списке избирателей ад-ресу. Гражданин С. заявил, что ранее проживал по этому
адресу, однако ко дню выборов переехал на новую квартиру, выписавшись из
прежней. Какие принципы избирательного права были нарушены?
Ответ:
нарушение принципов избирательного права отсутствует в данной ситуации.
Наоборот, разрешив голосовать по месту старой прописки, изби-рательная комиссия
нарушила бы принцип равного избирательного права. Каждый избиратель наделяется
всего лишь одним голосом.
4.
Прочитайте цитаты и определите, какие идеи
заложены в данных высказываниях.
Цитаты:
Избирательный
бюллетень сильнее пули. А. Линкольн
Никогда
столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.
Отто фон Бисмарк
Плохие
власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют.
Джордж Джин Нейтан
При
тирании у нас нет выбора, зато при демократии мы можем выбирать сразу из
нескольких зол. Сергей
Федин
Ничто
так не объединяет умных и дураков, как право избирать и быть избранными, и
ничто так не разъединяет, как результаты голосования.
Михаил Мамчич.
«Неучастие
в политике не освободит вас от ее результатов». О. фон Бисмарк.
«Цель
любых выборов... прежде всего в том, чтобы обрести правителей — людей,
обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего
общества, наивысшей добродетелью для того, чтобы при-держиваться их в своей
деятельности».
Дж. Мэдисон
(Примерный ответ
учащихся: в
практически всех цитатах речь идет о выборах и их результатах, причем к праву
избирать не всегда относятся ответственно. Последствия
отказа от выбора может привести к изменению политического режима. Выборы - это ответственный выбор
представителей власти и т.д. и т.п.).
VI.
Рефлексия.
Учитель:
Подведем итоги нашего двухчасового урока. Каковы ваши впе-чатления от всего
увиденного, услышанного? Остались ли у вас вопросы, мо-жет, что-то вам не
совсем понятно? (учащиеся высказывают свое мнение).
Я
предлагаю вам оценить себя и свою работу на уроке. На карточке помес-тите
флажки там, где вы считаете нужным, и выставьте себе оценку. Затем выставьте
оценку друг другу, а я выставлю свою оценку. Прокомментируйте выставленные
баллы (полученный результат суммируется, делится на три и средний балл
выставляется в журнал).
Ученики по очереди комментируют выставленные оценки, как себе, так и другим
учащимся. Учитель также комментирует выставленные оценки.
VII.
Домашнее задание.
Учитель:
Я предлагаю вам выбрать самостоятельно два задания из числа предложенных.
Первое задание обязательное для всех: написать эссе по од-ной из предложенных
выше цитат. Эссе проверяется по критериям, предъяв-ляемыми к нему ЕГЭ. При
выполнении всех условий выставляется оценка «5». Второе задание выбираете из
нескольких предложенных.
На
оценку «5»: 1) написать рассказ или стихотворение о выборах, вашем отношении к
выборам. Условие: объем рассказа – 1 лист формата А4, объем стихотворения – не
менее 4 четверостиший или 16 строк; 2) подготовить вопросы и ответы для
викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 20 вопросов с 4 вариантами
ответов); 3) составить сканворд или кроссворд по теме «Избирательное право и
избирательный процесс в РФ» с ответами. Условие: не менее 20 слов.
На
оценку «4»: 1) написать рассказ или стихотворение о выборах, вашем отношении к
выборам. Условие: объем рассказа – 1 лист формата А4, объем стихотворения – не
менее 3 четверостиший или 12 строк; 2) подготовить вопросы и ответы для
викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 15 вопросов с 4 вариантами
ответов); 3) составить сканворд или кроссворд по теме «Избирательное право и
избирательный процесс в РФ» с ответами. Условие: не менее 15 слов.
На
оценку «3»: 1) написать рассказ или стихотворение о выборах, вашем отношении к
выборам. Условие: объем рассказа – 0,5 листа формата А4, объем стихотворения –
не менее 2 четверостиший или 8 строк; 2) подгото-вить вопросы и ответы для
викторины по теме «Выборы в РФ» (условие: не менее 10 вопросов с 4 вариантами
ответов); 3) составить сканворд или кросс-ворд по теме «Избирательное право и
избирательный процесс в РФ» с отве-тами. Условие: не менее 10 слов.
При оценивании творческих работ оценивается оригинальность исполне-ния,
оформление работы, работы должны быть авторскими и не заимствованными из сети
Интернет.
А закончить урок я хочу стихами. Их автор – ученица 11 класса Горбань
Екатерина.
Я
голосую за мир на земле!
Я
голосую за лучик в окне.
Мой
голос услышать не сможете вы,
Но
он очень важен для нашей страны.
Избрав
кандидата на пост президента,
Я
крестик поставлю и жду перемен.
Когда
все подсчеты закончатся где-то,
И
будет по – честному все, без подмен.
Чтоб
старые бабушки жили в достатке,
А
не с копейками шли в магазин.
Когда
– то все силы отдали стране без остатка
На
благо, теперь страна пусть поможет им.
Чтоб
детям жилось легко и спокойно,
В
любой институт поступить по желанью смогли,
Родители
наши всем были б довольны,
А
мы бы гордиться страною могли.
Давайте
же дружно России поможем,
Ведь
все в этом мире зависит от нас,
Кого
изберем, на кого все возложим,
Чтоб
жизнь наша лучше была, чем сейчас.
Подумайте над
этими словами, и сделайте свой, правильный выбор! Спасибо за урок!
Список
используемых ресурсов
1.
http://www.aphorism.ru/105.shtml
2. http://amur-ivanovka.narod.ru/reklama/stihi.html
3.
Л.Н. Боголюбов, Ю.А. Лазебникова .Обществознание. 11 кл: учебник для образоват.
учрежд: профильный уровень. М., «Просвещение», 2012 г.
4.
Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах.
М., 2007 г.
Приложение
1.
Опрос
«Знакомы ли вам эти люди?»
Лицо №1.
Лицо №2.
Лицо №3.
Результаты
опроса учащихся.
Были опрошены учащиеся:
8 класс – 12 человек
9
класс – 7 человек
11 класс – 8 человек
Лицо №1 и №2 не
назвал никто. Лицо №3 узнали 11 из 27 человек, что составило менее 50%.
Результаты
опроса среди педагогов
Были опрошены 10 из 18 педагогов (из них 2
человека – члены избирательных комиссий).
Анкета
для педагогов
Вопросы: 1. Ходите ли вы на выборы?
2. Какие
выборы состоятся 10 марта 2013 г.?
3. Хотели бы вы поучаствовать в выборах в качестве: а) кандидата; б)
наблюдателя; в) члена комиссии?
Результаты анкетирования:
№1. «Да» - 10 человек (100%)
«Нет» - 0 человек
№2. «Выборы Главы Сурковского
сельсовета» - 10 человек (100%)
№3. «В качестве кандидата»: «да» - 2
человека (20%)
-
«нет» - 8 человек (80%)
«В качестве наблюдателя»: «да» -
8 человек (80%)
- «нет» - 2 человека (20%), т.к. являются членами избирательной комиссии.
«В качестве члена избирательной
комиссии»: «да» - 7 человек (70%)
«нет» - 3 человека (30%)
Приложение
№2
(См.
на электронном носителе)
Приложение
№3.
Схема
№1. Принципы проведения выборов в Российской Федерации.
Приложение
№4
(См.
на электронном носителе)
Приложение
№5
(См.
на электронном носителе)
Приложение
№6
(См.
на электронном носителе)
Приложение
№7
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.