Главная / Школьному психологу / Выбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения предпрофильного и профильного обучения В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологи¬ческому мониторингу, как источнику психологических зн

Выбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения предпрофильного и профильного обучения В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологи¬ческому мониторингу, как источнику психологических зн

Выбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения предпрофильного и профильного обучения


В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологическому мониторингу, как источнику психологических знаний о ребенке отводится важная роль.

Вот только что и каким образом исследовать?

Однозначно то, что полученная информация, должна работать на всех субъектов образовательного процесса. Дети и родители, приняв ее во внимание, смогли бы своевременно сориентироваться в определении профиля обучения, педагоги – спланировать организацию образовательного процесса в соответствии с запросами и способностями учащихся, администрация школы – спрогнозировать развитие ситуации на перспективу (обеспечить образовательный процесс кадрами и материально-технической базой).

Сам процесс сбора и обработки диагностических данных должен быть экономически оправданным (по временным и материальным затратам), а представленная информация – наглядной и понятной для всех.

Установлено, что на продуктивность обучения влияют:

-интеллект,

-мотивация,

-компетентность.

Верхняя граница продуктивности (предельный уровень достижений) задается индивидуальным уровнем интеллекта.

В структуре общего интеллекта выделено четыре фактора:

1.Поведенческий (смысловой) – способность понимать смысл поведения других людей, оценивать реальные ситуации общения, вести себя адекватно ситуации.

2.Вербальный (лингвистический) – способность к вербальному мысленному анализу и синтезу, к решению вербальных задач на определение понятий, установление словесных сходств и различий, доказательство и т.д.

3.Пространственный (механический) – способность оперировать мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает в себя скорость и точность распознавания двухмерных объектов, мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве.

4.Формальный (математический) – способность индивида решать логические и математические задачи.

В онтогенезе – индивидуальном развитии человека – эти факторы формируются последовательно друг за другом: поведенческий, вербальный, пространственный, формальный. Овладение предыдущим фактором, создает условия для возникновения нового.

Для определения профиля обучения и уровня сложности учебного материала, достаточно диагностики трех типов интеллекта: вербального, пространственного и формального.

Вербальный интеллект определяет успешность обучения по всем предметам школьного цикла, и в первую очередь гуманитарным (литература, история и т. д.).

Пространственный интеллект определяет успешность обучения предметам естественно-гуманитарного цикла (биология, география и пр.) и физико-математического цикла.

Формальный интеллект определяет успешность обучения математике и физике.

Таким образом, если ученик обладает развитым формальным, пространственным и вербальным интеллектом, ему можно рекомендовать физико-математический профиль. Для успешного обучения по предметам естественнонаучного профиля – необходим высокий уровень развития пространственного и вербального факторов интеллекта. Чтобы хорошо успевать по гуманитарному профилю, нужен высокий уровень развития вербального интеллекта.

Кроме интеллекта, диапазон продуктивности определяется уровнем мотивации и «приобщенностью» к задаче: наличием у человека специальных знаний, умений и навыков.

Однако, положение конкретного ученика на шкале учебной продуктивности зависит не столько от его интеллекта и компетентности, сколько от мотивации.

Именно мотивации отводится роль компенсирующего фактора как при недостаточно высоком уровне интеллектуальных способностей так и при отсутствии требуемых знаний, умений и навыков.

В учебный профиль ученика, в соответствии с данными научных исследований, включены такие компоненты как:

1.Вербальный интеллект.

2.Пространственный интеллект.

3.Формальный интеллект.

4.Мотивация.

5.Успеваемость.

Успеваемость выступает в качестве критерия реальных школьных достижений ребенка (имеется у всех детей, без исключения).

Этот комплекс параметров достаточен для решения поставленных задач:

  1. оценки структуры интеллекта учащихся, определяющей профиля обучения;

  2. прогноза индивидуальной продуктивности учебной деятельности школьников;

  3. наблюдения за динамикой развития способностей детей;

  4. определения эффективности коррекционно-развивающей деятельности, направленной на решение выявленных проблем.

При необходимости профиль можно расширять за счет включения дополнительных параметров развития ребенка.

В исследовании компонентов психологического блока учебного профиля школьника применяется групповая форма диагностики. Интеллектуальное и личностное развитие учащихся оценивалось посредством следующей диагностической методики:


Выбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения предпрофильного и профильного обучения В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологи¬ческому мониторингу, как источнику психологических зн
  • Школьному психологу
Описание:

Выбор учебного профиля школьника как основа дифференциации обучения детей на этапе внедрения  предпрофильного и профильного обучения  

 

В связи с введением предпрофильного и профильного обучения, психологи­ческому мониторингу, как источнику психологических знаний о ребенке отво­дится важная роль.

Вот только что и каким образом исследовать?

Однозначно то, что полученная информация, должна  работать на всех субъектов образовательного процесса.   Дети и родители, приняв ее во внимание, смогли бы своевременно сориентироваться в определении профиля обучения, педагоги – спланировать организацию образовательного процесса в соответствии с запросами и способностями учащихся,  администрация школы – спрогнозировать развитие ситуации на перспективу (обеспечить образовательный процесс кадрами и материально-технической базой).

 

Сам процесс сбора и обработки диагностиче­ских данных должен быть экономически оправданным (по временным и материальным затратам), а представленная инфор­мация – наглядной и понятной для всех. 

Автор Есбатырова Гульмира Сагатбековна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 456
Номер материала 3733
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓