Главная / История / Введение в курс истории. Историческое знание

Введение в курс истории. Историческое знание

Технологическая карта (план) занятия № _______ Дата __________

  1. Дисциплина: История

  2. Тема занятия «Введение. Историческое знание»

  3. Вид занятия: комбинированный урок

  4. Цели занятия: лекция с элементами беседы

  1. Уяснить смысл основных понятий исторической науки.

  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, развивать навыки решения тестовых заданий.

  3. Формировать навыки публичного выступления.

  1. Обеспечение занятия (оборудование):

  1. комплект учебников по истории (записать на студентов);

  2. наглядность (энциклопедии, справочники, книги по истории);

  3. хронологическая лента;

  4. старые домашние фотографии и документы;

  5. список группы для записи номеров учебников;

  6. рабочие тетради студентов.

  1. План занятия (лекции):

  1. Историческое знание, его достоверность и источники – лекция.

  2. Знакомство со структурой учебника – раздать учебники и записать их номера, указать на особенности учебника.

  3. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. – лекция с элементами беседы.

  4. Российская история как часть мировой и европейской истории – лекция.

  5. Закономерности и особенности русской истории – лекция с элементами беседы.

  6. Периодизация всемирной истории – лекция с элементами беседы (схема на доске).

  1. Домашнее задание: описать самый старый документ, хранящийся в семье;

найти информацию по теме «Вспомогательные исторические дисциплины».
Информацию студенты готовят по группам:

1-й ряд – палеография, нумизматика, сфрагистика;

2-й ряд – геральдика, метрология, хронология;

3-й ряд – ономастика, топонимика, этнонимика, антропонимика.

Возможность проверить работу тестированием на следующем уроке.

  1. Использованная литература:

    • Основная

  1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. М.: 2008.

  2. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 класс. М.: ТЦ Сфера, 2003.

  3. Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: «ВАКО», 2003.

  4. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Авт.-сост. Н.С. Кочетов. Волгоград: Учитель, 2005.


  • Дополнительная

  1. Энциклопедический словарь юного историка: (Всеобщая история). Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М.: Педагогика-Пресс, 1997.

  2. История России для детей и взрослых. М.: Белый город, 2003.

  • Интернет-ресурс

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index

  2. http://abuss.narod.ru/Biblio/

  3. http://www.historia.ru

  4. http://gramoty.ru


Практическая работа по истории на тему:
Вспомогательные исторические дисциплины

Цели работы:

  1. Уяснить смысл основных понятий исторической науки.

  2. Развивать умение анализировать, сравнивать.

  3. Развивать навыки решения тестовых заданий.

Задание № 1

Ниже приведены определения понятий и суждения. Одни из них правильные, другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом.


Суждение

Да

Нет

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки рукописных источников (знаки письменности, особенности графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, формат, переплет рукописей).



Вопрос о составлении славянских алфавитов связан с именами славянских князей Бориса и Глеба.


Основной материал для письма до XIV века – бумага. Иногда бумагу использовали по несколько раз после предварительного соскабливания и смывания ранее написанного на ней текста (палимпсесты – “снова стираю”). В Древней Руси использовалась береста. С XIV века появляется пергамен.


В понятие нумизматики традиционно включается и изучение бумажных денег (бонистика).



Печатью принято называть как штампы, вырезанные на твёрдом материале (камне, металле, кости и т. д.), - матрицы, так и оттиски их (на золоте, серебре, олове, воске, сургуче, бумаге и т. д.).


Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира различных достоинств рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании.


В основе древнейших измерений – части человеческого тела, длина пути, шаги и т.д.


Названия дней недели отражали их порядковое положение относительно понедельника, называвшегося “неделя” (от “не делать” - не работать, день отдыха).


Вещественные источники, так же как и письменные, содержат прямой рассказ об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции.



Первый музей в России – это кунсткамера.


Задание № 2

Приведите примеры письменных, устных и вещественных исторических источников.




Введение в курс истории. Историческое знание
  • История
Описание:

Данная разработка является  лекцией с элементами беседы. В ней поставлены следующие цели:

1)Уяснить смысл основных понятий исторической науки;

2)Развивать умение анализировать, сравнивать, развивать навыки решения тестовых заданий;

3)Формировать навыки публичного выступления.

В процессе изучения материала дается домашнее задание, по которому на следующем уроке "предоставляется слово" студентам от каждого ряда, тем самым выявляются активные, пассивные...

Но самое главное, в том, что студенты начинают понимать значение своего труда, т.к. им предоставляется возможность проверить свою домашнюю работу тестированием уже на следующем уроке. 

Автор Безуглова Елена Викторовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 659
Номер материала 36740
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓