Тема:
«Второе путешествие в музыкальный театр» Балет
Тип урока: комбинированный
форма: урок – представление
Цель:
·
знакомство на основе имеющегося музыкально –
слухового опыта с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля,
основой которого являются сказочные сюжеты;
·
расширение музыкального и общего культурного
кругозора; воспитание музыкального вкуса, классическому музыкальному наследию,
духовно – нравственных ценностей отечественной культуры
·
эмоционально воспринимать музыку как живое образное
искусство во взаимосвязи с жизнью.
Оборудование: учебник «Музыка 5 класс»
Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, презентация, творческая тетрадь по музыке 5 класс, видеоматериалы
по теме урока, музыкальные фонограммы ( по теме урока)
Ход
урока
1. Организационный
момент
( организация
рабочего места, музыкальное приветствие)
- Ребята, сегодня
мы с вами продолжаем наше путешествие в музыкальный театр. С чем вы должны
сегодня познакомиться вы узнаете позже, а сейчас давайте проверим как вы справились
с домашним заданием.
2.Проверка
домашнего задания
(учащиеся
вывешивают свои афиши балетов на доску и делают не большую защиту своих
рисунков, также учащиеся называют балеты, которые они смогли найти, а остальные
проверяют, и добавляют те балеты, названия которых не прозвучали.
3.Актуализация
знаний
О чем мы сегодня с
вами поговорим, вы узнаете из видеофрагмента (звучит песня «Балет» А.Пугачевой)
Итак, тема нашего
урока - балет.
Что вы знаете о
балете? (ответы учащихся)
Что хотели бы
узнать? ( самостоятельная постановка цели урока)
Балет - музыкально-драматическое
произведение, действие в котором передается средствами танца и пантомимы.
Просмотр
видеофрагмента о балете. ( по желанию учащийся может подготовить заранее
сообщение)
Пример сообщения:
Работа с
презентацией знакомство с балетными номерами
Па-де-дё (от франц. pas de deux) – танец вдвоем
Па-де-труа (от франц. pas de trois) – танец втроем.
Гран-па (от франц.
grand pas) –
ансамблевый танец с участием солистов и кордебалета
Адажио (от итал. Adagio) – медленный лирический танец главных
героев.
Знакомство с атрибутами балета
Пачка —
жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц.
Первая пачка была сделана в 1839 для Марии
Тальони по рисунку художника Эжена Лами.
Стиль и форма пачки со временем менялись.
Пуанты (от
фр. pointe — острие) специальная балетная обувь, в которой
балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног (на пуантах). За один
спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.
До начала танца балерина должна разогреть ноги
и сами туфли. Иначе возможна серьёзная травма, вплоть до перелома ноги. Танец на пуантах исключительно женский.
Кто же сочиняет
балет?
Музыку пишет
композитор, а постановщик танцев – балетмейстер.
В истории русского
балетного театра вторая половина XIX столетия —это эпоха Петипа. Мариус
Иванович Петипа (1818—1910) долгие годы возглавлял первый балетный театр мира.
За пятьдесят шесть лет он создал сорок шесть оригинальных спектаклей. Лучшие из
них —«Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда», первая и третья
картины «Лебединого озера» —живут на сценах России и за рубежом. Петипа
осуществил союз балетного театра с великими композиторами-симфонистами
Чайковским и Глазуновым.
Балетмейстер (от
нем. – Balletmeister) – режиссер балетного
спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает «рисунок»
танца, жесты и пластические решения образов.
Работа с учебником стр 58-59. Знакомство с известными
отечественными танцорами и хореографами.
4.Физ. пауза
Мы отправляемся на премьеру балета (звучит
фрагмент из балета «Щелкунчик») учащиеся называют название произведения и его
автора.
Первая постановка
балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках
Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому
дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А
теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?
Мне кажется, что
здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был
использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.
Ведь, если Вы
помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы
с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение
было положено в основу либретто?
Знакомство с
либретто
Просмотр
видеофрагментов из балета «Щелкунчик»
- Какие из них вам
знакомы?
- Сравните характер
и настроения» Вальса снежных хлопьев» и «Вальса цветов». Что их роднит? Чем они
отличаются друг от друга?
Слушание «Битва с
мышами»
- Какие средства
выразительности использовал П.Чайковский в музыке сцены битвы Щелкунчика с
мышами? В чем заключается развитие образов Добра и Зла в этой сцене?
Слушание танцев
гостей на балу в сказочном городе сладостей.
- Как композитор
подчеркивает, с одной стороны, сказочность событий балета, а с другой –
национальные особенности танцев?
Исполните
пластические композиции на музыку прослушанных фрагментов из балета
«Щелкунчик».
6. Закрепление:
Сопоставьте оперные
и балетные термины:
- Либретто
1.Либретто
- Дуэт
2…………. (Па-де-де)
- Трио
3…………. (Па –де – труа)
- Хор
4…………. (Кордебалет)
Выполнение заданий
в творческой тетради на разворотах «В музыкальном театре. Балет «Спящая
красавица».
7.Домашнее задание:
1.найти интересные
факты о появлении балета «Щелкунчик» (фраза должна звучать так: «А знаете ли
вы, что……»
2.записать
известные балеты П.И.Чайковского
8.Рефлексия (уход
детей под музыку из балета «Щелкунчик»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.