Главная / История / Второе ополчение и освобождение Москвы

Второе ополчение и освобождение Москвы


Тема урока: Второе ополчение и освобождение Москвы

Тип урока: Комбинированный

Дата урока:

Образовательные ресурсы:

  1. Пчелов Е.В. История России XVII-XVIII вв. учебник для 6 класса. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 240 с.

  2. Диск к учебнику

  3. Рабочая тетрадь к учебнику

План урока:

1.Второе ополчение

2.Земский собор 1613 года

3.Вступление Михаила Федоровича Романова

Цели урока:

1.продолжить формирование у учащихся представлений о роли личности в истории, исторических событиях, предшествующих Смуте, сложностях исторического познания;

2.способствовать развитию критического мышления, умения самостоятельно анализировать разнообразную информацию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, выявлять причинно-следственные связи;

3.продолжить работу по формированию ценностного отношения к историческому прошлому.


Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах


Основные термины и понятия: самозванец, ополчение, семибоярщина

Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент


Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.



Проверка домашнего задания

1.Кто это?

Патриарх, призывавший соотечественников к сопротивлению, погиб в заточении в Москве от голода. (Гермоген)



Царь, впервые присягнувший своим подданным; свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении. (Василий Шуйский)


Демонстрируют знания по пройденному материалу.

Фронтальная

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу


КУД: Диалог учителя и ученика


ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией


ЛУД: Рассуждение учеников


Актуализация знаний


Что такое интервенция?



Какие цели преследовали шведы и поляки?

Ответы учащихся










Фронтальная

КУД: Совместная деятельность 



ЛУД: Рассуждение учеников


ПУД: Обмениваются полученной информацией


РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Изучение нового материала


1.Второе ополчение

1.В июне 1611 года польская армия взяла Смоленск. В западных уездах хозяйничал Сигизмунд III. Новгород оккупировали шведы. В Пскове – Лжедмитрий III, Коломне – Марина Мнишек и Воренок. В Московском Кремле бесчинствовали поляки. В стране был хаос.



2.В сентябре 1611 года в Новгороде посадской староста Кузьма Минин призвал народ к освобождению.



3.Сообщение по теме: «Кузьма Минин»



4.Во главе войск ополчения встал Дмитрий Пожарский



5. Сообщение по теме: «Дмитрий Пожарский»



6.В Ярославле в апреле 1612 года был создан второй «Совет Всея Земли».



7.Летом 1612 года второе ополчение подошло к Москве и воссоединилось с остатками первого ополчения. Началась оборона Китай-города и Кремля. Польский гарнизон сдерживал натиск. В Кремля начался голод. На помощь полякам двинулся отряд пол командование Хоткевича. В августе под Москвой потерпело поражение.



8.22 октября 1612 года освобожден Китай-город



9.26 октября 1612 года пал Кремль



10.Чем отличалось первое и второе ополчение?



2.Земский Собор

1.Теперь перед «Советом Всея Земли» стал вопрос, избрать нового царя.



2.Для подготовки Земского Собора были разосланы грамоты.В город стал съезжаться люд

- работа с документом на стр.35-36



3.Земский Собор начал работу в январе 1613 года



4.Работа с документом

В.О. Ключевский писал о Земском соборе 1613 г.:

В самом начале 1613 г. стали съезжаться в Москву выборные всей земли... Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей. Вопрос... выбирать ли царя из иноземных королевских домов, решили отрицательно... Но выбрать и своего природного русского государя было нелегко... Единомыслия не оказалось... одни предлагали того, другие этого... придумывали, кого бы выбрать, перебирали великие роды, но ни на ком не могли согласиться и так потеряли немало дней. Многие вельможи... подкупали избирателей...

Вопросы

В чем историк усматривает главную особенность Земского собора?

Какие важные сведения о его работе приведены в данном фрагменте?



5.Было ли родства Федора Ивановича и Федора Никитича Романова?



6.21 февраля 1613 года избран царь Михаил Федорович Романов



7.Почему народ поддержал именно кандидатуру Романова



3.Вступление Михаила Федоровича на престол

1.Михаил вместе с матерью находился в Костромском уезде. Поляки узнав об этом решили расправиться с ним.



2.Сообщение по теме: «Подвиг Ивана Сусанина»



3.11 июля 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском Соборе Московского Кремля


Слушают учителя и заполняют таблицу на стр. 29















Записывают дату







Заслушиваем сообщение



Слушают учителя





Заслушиваем сообщение





Слушают учителя





Слушают учителя



















Записывают дату





Записывают дату



Ответы учащихся







Слушают учителя











Работа с документом



Записывают дату





Работа с документом















































Ответы учащихся





Записываю дату





Работа с текстом на стр.34









Слушают учителя







Сообщение учащегося





Записывают дату

Индивидуальная

Работа в парах

Групповая

РУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия


КУД: совместная деятельность


ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)



ЛУД: Рассуждение учеников












Первичное осмысление и закрепление


О чем идет речь?

К началу 1611 г. запасы продовольствия в городе стали иссякать. Болезни и голод косили горожан. Многие были убиты или умерли от ран. В живых осталась лишь пятая часть защитников. Появились перебежчики. Изменник Андрей Дедешин указал полякам слабое место в крепости – стену, сложенную осенью. Под прицельным огнем пушек стена рухнула. Враг ворвался в город”. Взятие этого города позволило Сигизмунду заявить о правах на русский престол. (О падении Смоленска под натиском польских войск)

И вам бы господа, по нашему приговору, выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек… Дав им т себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами всех вас советоваться…”



(О созыве Земского собора в 1613 году)


Ответы учащихся

Индивидуальная

Работа в парах

Групповая

ЛУД: Рассуждение учеников



РУД: Выявление причинно-следственных связей;

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Итоги урока.

Рефлексия


Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Рефлексия


Оценивают работу на уроке всего класса


ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса


Домашнее задание


П.6, пересказ



Записывают домашнее задание в дневник




Второе ополчение и освобождение Москвы
  • История
Описание:

Цели урока:

1.продолжить формирование у учащихся представлений о роли личности в истории, исторических событиях, предшествующих Смуте, сложностях исторического познания;

2.способствовать развитию критического мышления, умения самостоятельно анализировать разнообразную информацию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, выявлять причинно-следственные связи;

3.продолжить работу по формированию ценностного отношения к историческому прошлому.

Автор Мелекессова Татьяна Николаевна
Дата добавления 31.05.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1228
Номер материала 59806
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓