Главная / Русский язык и литература / «Время, человек, судьба» (Урок – диалог, презентация по творчеству писателей 30-х годов)

«Время, человек, судьба» (Урок – диалог, презентация по творчеству писателей 30-х годов)

Название документа Время_Человек_Судьба.doc

Тема: «Время, человек, судьба»

(Урок – диалог по творчеству писателей 30-х годов)


Цель: подготовка к сочинению по теме «Жизнь и судьба».

Задачи:

- закрепить навыки монологической, диалогической речи, умение обобщать ориентироваться в событиях общественно- исторического направления;

- определить особенности эпохи начала 20 – го века, связать с произведениями этого периода, раскрыть особенности времени, определить каков человек этой эпохи, как в его судьбе отразились веяния времени;

- расширить знания об общественно – политических исторических событиях, пробудить чувства справедливости и добра.


1.Музыка. Свиридов «Время, вперед!»

2.Презентация «Время, Человек, Судьба»

3.Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Эпизоды: Мастер и Иван Бездомный

Первая встреча с Маргаритой


Ход урока:


I Слово учителя:

1 - звучит музыка. Свиридов «Время, вперед !»

- вопросы:

-Знакомо ли вам это произведение?

-Что передает, отражает эта музыка?

Время, его движение: то замедляется, то стремительно мчится вперед. Ход времени быстротечность жизни, событий

2- домашнее задание: Размышление о времени. (ответы детей)

3- Учитель: Да, неумолимо течение времени, идут года, века, целая эпоха и наша задача сегодня определить особенности эпохи 30 – х годов, как время отразилось в творчестве и судьбах Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Михаила Булгакова. (Слайд № 1)

Эпоха начала 20- го века сложный период в жизни страны и жизни человека. Новое время - новые веяния. Что испытывает человек, когда круто меняется ход истории.

4 Прослушав стихотворение Сергея Есенина попытаемся понять как чувствует себя поэт в новой стране, родной деревне. (Слайд № 2)

Выразительно чтение стихотворения.

- Поэт ощущает себя чужим, он не знаком, люди другие, он просто наблюдатель. Легко ли найти свое место, сделать выбор?

II По страницам романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Слайд№3)


1- В это сложное время создает Булгаков свой роман, который долгое время находился в забвение. Но как утверждает герой романа Воланд: Рукописи не горят. В это верил и сам писатель, эти слова как заклятия от разрушительной работы времени, от глухого забвения.

Время стало союзником Булгакова: роман не только увидел свет, но стал среди других более актуальных произведений насущным, неувядающим, современным.

Перелистаем страницы романа. (Слайд № 4)

- Странная фантастическая ночь: Маргарита летит на бал сатаны, волей магических сил, чтобы встретиться с Мастером.

- Кто он? Который способствует ей в этом? С какой целью появляется в Москве? (Слайд № 5)

(Слайд № 6)

- Волшебник черной магии Воланд, он решает узнать: каков человек нового времени? Изменился ли он. Желает испытать его, соблазняет и наказывает. В этом ему помогает его свита: Коровьев, Кот – Бегемот и Азазелло. (Слайд №7)

В Москве происходят не вероятные события:

2 Анализ эпизодов:


Сцена в театре: какова сущность человека? ( размышления ребят)

Вывод: Человек ненасытен, жаден, желает получить все легко и просто, хватает деньги, берет наряды, изворачивается, лжет. Финал сцены – Булгаков оголяет человеческую натуру.


События в квартире № 5: Что происходит с жителями этой квартиры. Приведите примеры как свита Воланда, разоблачает человека, показывает его отрицательные черты. (размышления и вывод ребят)

- Верит ли Воланд в силу человека, в его умение управлять своей жизнью.


Сцена на Патриарших прудах: Кто же управляет жизнью человека, как строит он свою судьбу. Проследим, как Булгаков отвечает на вопрос своим романом. Каково мнение о человеке у Воланда?

- Человек не изменился, только его испортил квартирный вопрос.

- Какова человеческая сущность по Воланду?

- Труслив, жаден, легко поддается соблазну, способен предать, стремится за счет других улучшить свое положение.

- Вы согласны с его мнением: Человек носитель зла только ли?!


(Слайд № 8)


3 Откроем еще одну страницу:

Эпизод Понтий Пилат и Йешуа:


Сравнительная характеристика:

Понтий Пилат

Йешуа

1.Волей данной ему властью решает судьбы людей – но чувствует себя бессильным

1.Бродячий философ, физически слабый

2.Жесток, безразличен

2. Проповедует идеи добра и справедливости: люди все добрые

3.Действует по букве закона времени и приказов свыше

3. Правду говорить легко и приятно

4.Боится испортить карьеру

4. Святой, благородный, но не защищенный


(Слайд № 9)

Вывод:

Прокоментируйте:

- Йешуа: Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.

-Понтий Пилат: Нет философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Согласны ли вы с этим мнением?!

- Трусость делает человека безвольным оружием в чужих руках.

- Кто из героев сильный?

- Всесильный Понтий Пилат чувствует себя сильным не защищенным, Йешуа силен, так как он внутренне свободен, он бессилен перед силой власти, но он силен, что способен свободно говорить правду, поступать по велению сердца.


(Слайд № 10)

- Перенесемся в реальный мир: Как чувствует себя творческая личность, зажатая условиями времени.


(Кадр из фильма «Мастер и Иван Бездомный»)


- Что узнали мы о жизни Мастера? (Образованный, историк, знает языки, выиграв 100 тыс.купил книги, решил создать роман, он во власти воображения способен вызвать из глубины веков тени Йешуа и Понтий Пилата). Роман не сулит ему награды – кратчайшие минуты торжества, гордость, он весь во власти творчества и именно в этот момент происходит важное событие:


(Кадр из фильма: «Встреча с Маргаритой»)


- Как изменила его жизнь эта встреча? (Любовь дает ему вдохновение для создания великого произведения, она поразила его как молния)

- Верите ли вы в такую любовь? Многие утверждают что любви нет!


(Слайд № 11)

Вот как об этом размышляет Анна Ахматова: Неуверенно, что она есть, кто придумал; но сама больна любовью.

Как в романе раскрывается эта тема?


( Слайд № 12)


- Верит ли Булгаков?


- «За мной мой читатель! Кто сказал, что нет на свете настоящей верной, вечной любви! Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной мой читатель, и только за мной: Я покажу тебе такую любовь!»


- Какая она эта любовь? Что значит она для Маргариты? (Быть с любимым, разделить уготовленную ему судьбу. Она верит в него, гениальность романа, но Мастер не способен противостоять силе власти: нет возможности творить, видеться с любимой, лишён смысла жизни – сжег свой роман, уходит в сумасшедший дом).

(Слайд13)


- Кто дарит им возможность быть вместе, а Мастеру творить? В каком это мире происходит! (Воланд предлагает Маргарите отдать душу дьяволу за возможность быть с Мастером. Она принимает его предложение. Мастер воссоединяется с любимой, обретает покой)


(Слайд № 14)


- Какой покой? (Творческий)


III Обобщение: В реальном жестоком мире в период разгула тоталитарного режима нет свободы творческой личности.


(Слайд № 15, №16).


Прослушайте стихотворение Бориса Пастернака «Нобелевская премия», что пишет он о времени, о себе. Во что верит поэт?

(Придет пора – силу подлости и злобы одолеет дух добра)

- А Булгаков? Верит ли он?


(Слайд № 17).


- Каков человек, кто управляет его жизнью!


- Человек творец созидатель, носитель добра, утверждает вечно истины: искусства, красота, любовь, верит в справедливое общество, построенное на гуманистических чувствах.


- Человек сам управляет жизнью, сам делает выбор, создает свою судьбу. Ему могут помешать болезнь, события, обстоятельства, но он сам решает, как поступить.


- Верил ли Булгаков что его роман дойдет до читателя?

(Слайд № 18)


- Да, рукописи не горят, утверждает писатель: Его не принимают мире в котором он живет, но настанет время, когда его поймут, отдадут должное его таланту.


IV Заключительное слово учителя:

И это время настало. Роман читают, так как он призывает к добру. Я желаю вам, какие бы трудности не возникали перед вами: быть верным себе, оставаться свободными, пусть ничто не заставит вас проявить малодушие. Верьте в добро, справедливость – это желает нам Михаил Булгаков.

Я думаю, что диалог состоялся. Свои размышлениями, чувствами, которые пробудил этот урок поделитесь в творческой работе на тему: «Время, Человек, Судьба»


(Слайд №19 ).

Название документа Урок_31.10.ppt

Сергей Есенин
Пилат - носитель и олицетворение “самого странного порока” – трусости. Трусос...
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе. Иешуа в...
Анна Ахматова
«В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую, верную, вечную...
У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на все, даже н...
…любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить только истинно...
Борис Пастернак
Пастернак Б. Л. - «Нобелевская премия» Я пропал, как зверь в загоне. Где-то л...
Тьма, или Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в то...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Сергей Есенин
Описание слайда:

Сергей Есенин

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Пилат - носитель и олицетворение “самого странного порока” – трусости. Трусость
Описание слайда:

Пилат - носитель и олицетворение “самого странного порока” – трусости. Трусость в соединении с ложью как источник предательства, зависти, злобы и других пороков, которые нравственный человек способен держать под контролем, - питательная среда деспотизма и неразумной власти. «Значит, изъяны великого общества, очевидно, полагал и Булгаков, зависят от степени страха, владеющего гражданами». «Человека умного, смелого и благодетельного он (страх) способен превратить в жалкую тряпицу, обессилить и обесславить. Единственное, что может его спасти - внутренняя стойкость, доверие к собственному разуму и голосу своей совести».

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе. Иешуа вери
Описание слайда:

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри ведут дискуссию о человеческой природе. Иешуа верит в наличие добра в мире, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в незыблемости зла, неискоренимости его в человеке. Ошибаются оба. В финале романа они продолжают на лунной дороге свой двухтысячелетний спор, навечно их сблизивший; так зло и добро слились воедино в человеческой жизни.

№ слайда 11 Анна Ахматова
Описание слайда:

Анна Ахматова

№ слайда 12 «В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую, верную, вечную лю
Описание слайда:

«В Мастере и Маргарите» Булгакову удалось выразить «настоящую, верную, вечную любовь», которые естественным образом проясняет главную мысль романа. Любовь Маргариты и Мастера необычна, вызывающа, безрассудна - и этим как раз привлекательна. В нее верится сразу и навсегда. «За мной, читатель. и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке.

№ слайда 13 У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на с
Описание слайда:

У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на все, даже на сделку с самим Сатаной…

№ слайда 14 …любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить только истинно зе
Описание слайда:

…любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить только истинно земная женщина…

№ слайда 15 Борис Пастернак
Описание слайда:

Борис Пастернак

№ слайда 16 Пастернак Б. Л. - «Нобелевская премия» Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди
Описание слайда:

Пастернак Б. Л. - «Нобелевская премия» Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра!

№ слайда 17
Описание слайда:

№ слайда 18 Тьма, или Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том и
Описание слайда:

Тьма, или Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях, в качестве массового человека данного общества. Как же победить Зло и Тьму? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако это ещё не будет конечным торжеством добра. Чтобы Свет окончательно победил Тьму, люди должны научиться творить чудо человечности, нужен “...акт милосердия, которое, в отличие от понятной и доступной человеку справедливости, остаётся для человека и чудом, и тайной”

№ слайда 19
Описание слайда:

«Время, человек, судьба» (Урок – диалог, презентация по творчеству писателей 30-х годов)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок диалог на тему " Время, Человек, Судьба" дает возможность учащимся размышлять о судьбах писателей и их произведений, так как при жизни писателя многие произведения были под запретом. Но, рукописи не горят, утверждает писатель: Его не принимают мире, в котором он живет, но настанет время, когда его поймут, отдадут должное его таланту.И это время настало. Роман читают, так как он призывает к добру. Я желаю вам, какие бы трудности не возникали перед вами: быть верным себе, оставаться свободными, пусть ничто не заставит вас проявить малодушие. Верьте в добро, справедливость – это желает нам Михаил Булгаков.

 

Автор Уразбекова Рабира Мухамодьяновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 467
Номер материала 53384
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓