1 класс
Тема: «Русские
народные сказки, песни, игры».
I четверть.
Знакомство с русскими
народными сказками о животных. Слушание сказок, пересказ, обыгрывание,
иллюстрации персонажей. Работа над выразительностью речи – декламация
ритмотекстов, песенок, считалок, зазывалок и т.д. Пение на удобной высоте.
Знакомство с русскими народными играми.
II четверть.
Волшебные русские
народные сказки. Знакомство с русским народным праздником: «Осенины».
Проведение утренника с использованием русских народных припевок, зазывалок,
загадок, игр, песенок. Инсценирование одной из сказок.
III четверть.
Продолжение темы:
«Волшебные сказки». Знакомство с новыми сказками. Рисунки к ним, обыгрывание по
ролям. Русские народные праздники «Святки», «Масленица», «Веснянка». Традиции
празднования их на Кубани. Проведение утренника, посвященного русским народным
сказкам. Дальнейшее развитие декламационно-ритмических навыков с помощью
игр-песенок. Разучивание новых прибауток, считалок, зазывалок, загадок и т.д.
IV четверть.
Бытовые русские
народные сказки. Слушание, пересказ, инсценировка, рисунки персонажей и
эпизодов.
Народные праздники:
«Веснянка», «Троица», «День Егория-Победоносца». Разучивание новых русских
народных песенок, загадок, считалок, игр. Повторение выученного за весь год.
2 класс
Тема: Русские
народные праздники, сказки, песни, игры» - продолжение темы 1-го класса.
Во 2-ом классе дети
продолжают знакомство с русской народной сказкой. Более углубленно подходят к
раскрытию образов главных персонажей сказок, размышляют о добре и зле.
Инсценировки сказок и утренники проводятся вместе с 1-м классом. Более
расширенно даются русские народные праздники. На протяжении года дети изучают
новые русские народные, кубанские песни, игры, прибаутки и повторяют выученные
в 1-ом классе.
I четверть.
Сказки о животных.
Загадки о животных, о природе; загадки-задачки, загадки-игры. Скороговорки,
сечки, считалки. Игры и игровые припевы. Русские народные песни.
II четверть.
Русские народные
праздники: «Осенины», «Воздвижение», «Покров-день», «Дмитриев-день», «Синичкин
день».
Русские народные
песни. Загадки, потешки, дразнилки, зазывалки, игры, считалки, скороговорки,
пословицы.
III четверть.
Праздники «Святки»,
«Масленица», «Весна-красна». В этой четверти дети принимают участие в
праздниках зимне-весеннего цикла. Продолжается изучение русского устного
народного творчества: загадки, пословицы, скороговорки, считалочки, дразнилки.
Изучаются новые песенки. Проводятся утренники с применением выученных песенок,
прибауток. Скороговорки, загадки, веснянки, колядки, щедровки.
IV четверть.
В этой четверти дети
заканчивают знакомство с русскими народными праздниками весенне-летним циклом.
Проводятся утренники: «Радуйся, белая березонька» - Троица, «Праздник Ивана
Купала». Наряду с этим дети знакомятся с бытовыми сказками. В IV
четверти в основном повторяется устный материал, используемый на протяжении
всего учебного года.
3 класс
Тема: «Народный
фольклор – поэтическая мудрость народа»
В 3-ем классе дети
должны ближе познакомиться с народным фольклором. Активное участие принимать в
народных праздниках, которые будут проводиться в школе. Необходимо дать детям
более подробную информацию об обрядовой поэзии, о русской народной сказке, о
загадке, пословице, поговорке. Дети ближе должны познакомиться с хороводными ,
колыбельными, урожайными и другими обрядовыми песнями. Продолжается знакомство
с новыми народными играми.
I четверть.
Ведется подготовка к
праздникам «Осенины», «Покров», Дмитриев-день». Разучиваются прибаутки, потешки
к «Капустнику». На протяжении всей четверти дети постепенно знакомятся с
понятием «народный фольклор». Наряду с русским фольклором дети знакомятся с
английскими детскими фольклорными песенками.
Русские народные
игры.
II четверть.
Дети более подробно
знакомятся с зимним циклом народных праздников: «Синичкин день», «Михайлов
день», «Введение», «Наум-грамотник», «Святый вечер», «Новый год». Дети должны
слушать и запоминать некоторые прибаутки, колядки, песни, которые относятся к
разделу «Обрядовая поэзия». Учатся новые русские народные игры, щедровки,
колядки и т.д.
III четверть.
В этой четверти дети
более подробно знакомятся со сказкой, пословицей, поговоркой, загадкой.
Дальнейшее знакомство происходит на основе повторения материала 1-го и 2-го
классов. Теперь материал дается расширенно и углубленно. Вводятся элементы
народных обычаев Кубани.. наряду с этим происходит подготовка к русским народным
праздникам зимнего обрядового цикла: «Святки», «Емельяна-перезимника»,
«Сретенье», «Масленица».
Дети разыгрывают
сценки из народных обычаев и обрядов, используя устное народное творчество.
IV четверть.
В этой четверти дети
знакомятся с весенними и летними праздниками: «Благовещенье», «Красная горка»,
«Егория-Победоносца», «Николы-весенника», «Заклинание Весны», «Обряды с
березкой», «Троица», «Ивана Купалы». Разучивание песен, связанных с этими
праздниками.
Повторение игр,
потешек, пословиц, поговорок, выученных ранее.
5 класс
Тема: «Народный
фольклор»
В 5-ом классе
народный фольклор изучается более расширенно и углубленно. Затрагиваются все
жанры народного творчества: календарные обряды и обрядовая поэзия, загадки,
пословицы, сказки, былины, исторические песни, лирические песни, игры. Основной
акцент необходимо направить на изучение народных праздников и обычаев, беря за
основу материал, изученный в предыдущих классах. Применять народный фольклор
Кубани.
I четверть.
В этой четверти детей
нужно познакомить с понятием «народный календарь». Здесь необходимо объяснить
что такое календарные обряды и продолжить знакомство с осенним циклом народных
праздников. Более углубленно подойти к изучению тех праздников и обычаев,
которые уже знакомы детям из предыдущих классов: «Осенины», «Капустные вечера»,
«Рождество Богородицы», «Воздвижение», «Покров-день». Повторяются и изучаются
новые народные кубанские песни, прибаутки потешки. Дети сами должны участвовать
в составлении сценариев к этим праздникам.
II четверть.
В этой четверти
продолжается изучение народных праздников и обычаев. Широко применяется
обрядовая поэзия при составлении сценариев праздников: «Дмитриев день»,
«Синичкин день», «Михайлов день», «Введение», «Наум-грамотник», Святый вечер»,
«Новый год». Народные традиции и праздники должны постоянно сочетаться с
современностью. Народные песни: хороводные, колядки, щедровки, подблюдные
песни, игры, сопровождаемые пением.
III четверть.
В этой четверти дети
повторяют знакомые им фольклорные жанры: загадки, пословицы, сказки, былины,
исторические и лирические песни. Только теперь дается более четкое определение
этих жанров, их происхождение и назначение. Наряду с этим составляются сценарии
русских народных праздников зимне-весеннего цикла: «Святочные вечера», «Крещенские
вечера», «Емельяна-перезимника», «Сретенье», «Масленица», «Весна-красна».
Загадки, пословицы, сказки, былины, исторические песни, песни кубанских казаков,
щедровки, посевание на Новый год, вождение козы, колядки, подблюдные песни,
масленичные песни, веснянки, игры, сопровождающиеся пением.
IV четверть.
В этой четверти дети
знакомятся с понятием «жизненный круг», со свадебными обрядами, похоронными
обрядами. Изучают колыбельные, свадебные песни, похоронные плачи и причитания.
Наряду с этим, завершается изучение народных праздников весенне-летним циклом:
«Благовещенье», «Красная горка», «Егория-Победоносца», «Николы-весенника»,
«Ивана Купалы». Заканчивается изучение народного фольклора большим «Праздником
русской березки». Необходимо совместить современные праздники: День Победы и
Международный женский день с традиционными обрядовыми праздниками.
Литература:
- Азыркин Д.В.
Литература Кубани.
- Костанян Н.Н.
Русская народная словесность. «Просвещение». 1994г.
- Ладыгин М.Б. и
Тренина Т.Г. Литература.
- Новицкая М.Ю. и
Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем играть» - русский
детский игровой фольклор.
- Петров В.М.,
Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. летние праздники, игры и забавы для детей.
Творческий центр «Сфера». Москва. 2000г.
- Тарасенко Т.В.
Народные музыкальные праздники и развлечения.
- Сборники русских
народных песен. Издательство «Детская литература»
- Журналы:
«Начальная школа», «Дошкольное воспитание», «Воспитание школьников».
Учитель
музыки
МБОУ ООШ № 25
Савило С.А.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.