Главная / История / Возможности урока безграничны... (урок по методике А.Литвинова - система иконических(иллюстративных) моделей в преподавании истории)

Возможности урока безграничны... (урок по методике А.Литвинова - система иконических(иллюстративных) моделей в преподавании истории)

Возможности урока безграничны...(урок по методике А.Литвинова - система иконических (иллюстративных) моделей в преподавании истории).

Отличительная особенность уроков истории в том, что школьники не имеют возможности воспринимать события прошлого непосредственно. Конечно, в этом может помочь карта и учебный фильм, экспозиция в музее, репродукция с картины и художественная литература и иллюстрации в учебнике. И тем не менее учителю приходится прилагать массу усилий, чтобы оживить исторические события, факты. А ведь сама по себе история - это живой процесс. И преподавание её должно быть наполнено чувствами, страстями, красками времени, эпохи.

Каждая эпоха своеобразна, у каждого события свои оттенки: трагичные, веселые, забавные. Причем все это может быть одновременно. Как, например,  во всей значимости показать великие открытия человечества, когда там, в немыслимой дали времен, своими дерзкими попыткамиудержаться, выжить среди могучих хищников и более сильных собратьев по экологической лестнице, человек изготовил орудия труда, приручил огонь, изобрел лук со стрелами, колесо? Как показать важность возникновения нравственных норм в становлении человека? И за этим не упустить, что из самых маленьких открытий, изобретений как в области материальной, так и духовной культуры, складывался полный драматизма путь человечества. Мы просто обязаны показать историю прежде всего как историю человека - тех неизвестных нам людей, которые любили и ненавидели, страдали, радовались.

Всеми способами оживить историю, наполнить её чувствами наших далеких и близких предков, попытаться понять их проблемы - глубочайшая нравственная задача учителя, и не только истории.

Это нужно и можно делать везде и во всем. даже в проверочном вопросе. Можно просто спросить у детей, какую пользу приносила египтянам кошка? А можно поступить и по - другому.

Рассказываю ребятам: Судьба этого домашнего животного в суеверном представлении человека оказалось чрезвычайно переменчивой. Египтяне посвятили ее богине Луны. Горе было тому человеку, который нечаянно и преднамеренно убивал это животное. Ему грозила смерная казнь. Когда это животное умирало в доме, то все члены семьи в знак глубокого траура сбривали брови.

Если дом горел, в первую очередь спасали из пожара это священное животное. В древнем городе Бубастисе в честь этого животного выстроили большой храм. На празднества в его честь к храму стекались тысячи паломников.

Это животное уважали и почитали и в Греции. 

Но с распространением христианства для него настали буквально черные дни. Во времена средневековья в Бельгии в городе ИПР выстроили высокую башню. По определенным дням, чаще всего по средам, сбрасывали вниз ни в чем не повинных животных. И даже всего сто лет назад жители Ипра все еще расправлялись с этими животными.

А затем задаю вопросы:

1. Назовите это животное. Почему так к нему относились египтяне?

2. Почему египтяне посвятили это животное богине Луны?

3. почему с распространением христианства для него настали черные дни? 

Такие методические приемы помогают мне увлечь ребят историей.

Слово на уроке истории

При изучении истории ученики узнают много новых слов и понятий. Как сделать, чтобы они стали "своими", вошли в активный запас? Для этого мы организуем специальную словарную работу на уроке и дома. При этом задача учителя состоит прежде всего в формировании умений активно и правильно пользоваться историческими терминами, уметь употреблять их как в прямом, так и в переносном смысле. Важно, чтобы ученики  научились выбирать для выражения своих мыслей наиболее точные слова, используя при этом эпитеты и метафоры.

выделяя в каждой теме учебный минимум - знания, умения, навыки, которыми должны овладеть все учащиеся в обязательном порядке, учитель отбирает новые слова, которые ученики должны усвоить.

Для этого я делю двойной лист тетради на 6 частей. Обозначаю тему, заготовки разделов и группы слов, с которыми предстоит работать.

1. Специальные исторические термины, понятия.

2. Географические названия.

3. Исторические деятели. герои мифов, сказаний. 

4. Даты исторических событий.

5. Крылатые слова и выражения.

6. Слова, вошедшие в нашу речь.

Например:

тема: Древняя Греция

Специальные исторические термины, понятия

критяне        аристократия        илоты      фаланга   Микенская культура   демос      триеры      пошлина      акрополь     красноречие  демократия

Географические названия:

Балканский полуостров    Эгейское море  Эллада    Греция   Пирей   Пелопоннес     Крит    Микены     Торя     Фермопильский проход и др.

Исторические деятели. Герои мифов, сказаний:

Гомер, Солон,Геродот, Ксеркс, Аристотель, Леонид, Эсхил, Перикл, Александр Македонский    Дарий    Аристофан и др.

Исторические даты:

около 1200 лет до н. э. - Троянская война

776г. до н.э. начало Олимпийских игр

594г до н.э. - реформы Солона

490г до н. э. - Марафонская битва


Эпитеты, образные выражения, крылатые изречения, слова:

"ахиллесова пята", "троянский конь", "отец истории", "марафонский бег", "со щитом или на щите" и др.

таким образом, производится своего рода инструментовка учебного материала, в данном случае словарного.

Может быть несколько путей объяснения новых терминов. Одни легко объясняются по своему происхождению, другие осмысливаются по ходу объяснения учебного материала. Если это иностранное слово, то его объяснение сопровождается переводом. Однако при всем разнообразии приемов и способов объяснения исторических терминов ученики не могут их усвоить достаточно глубоко, если не будет проведено закрепление словарных знаний.

Весьма эффективным средством введения новых терминов в активный словарь школьника являются словарные задания, которые предлагаются учениукам во время опроса, при закреплении изученного материала, на специальных уроках. Вот один из таких специальных уроков:

Повторительный урок: Древняя Греция

На доске написаны задания:

1. Подбери к историческому термину родственные (однокоренные) слова. Объясни их значение: раб, эксплуатация.

2. Вставь пропущенные буквы. Объясни значение слов: дем_кратия, арист_крат, акроп_ль, страте_.

3. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? Сгруппируйте их.Объясни: Фермопилы, Саламин, Леонид, Мильтиад, Ксеркс, Платеи, Марафон, Перикл, Аттика, Геродот.

4. Подчеркните слова, относящиеся только к истории Др.Греции: театр, фараон, государство, демос, гражданин, оратор, восстание, шадуф, триеры, стратег, иероглифы, шелк.

В начале урока 4 ученика получают задания и приступают к работе у доски. Условия задания могут быть написаны на доске или розданы уч-ся на карточках.Пока у доски готовят ответы, учитель работает с классом, проводит "историческую зарядку"

"Историческая зарядка"

Ученики отвечают не вставая(время!). Учитель в довольно быстром темпе называет исторический термин, получив краткий ответ, называет другое слово. (К примеру, амфора, ответ - глиняный сосуд с двумя ручками, узким горлом для хранения вина и масла). Продолжаем: оратор, Фермопильский проход, критяне, Гомер и др. Объясните исторические происхождения и смысл выражений: "ахиллесова пята", "тучегонитель", "марафонский бег2, "колебатель земли". Затем учитель обращается к тем, кто работал у доски. Можно полностью или частично сменить отвечающих, то есть подготовили задание одни, а отвечают другие. После того, как ответили ребята, работавшие у доски, учитель работает со всем классом.

Задание классу: "Только одна битва"

Условия задания: учитель произносит слово; если оно относится к рассказу об одной битве, и только об одной (в данном случае Марафон, Саламин, Фермопилы), то ученики поднимают руки, подтверждая, что это слово можно применить, к примеру, только в рассказе о Марафонском сражении. Например: персы, греки, предатель, Ксеркс, Марафон, "Радуйтесь...", флот, клещи и др.

Историческая цепочка

работает весь класс. Условия:

- назвать исторические термины по теме;

- отвечают не вставая;

-назвав слово, передают эстафету;

-ученик, который не смог ответить, встает и ждет, когда закончится цепочка. Если таких учеников набирается несколько, им дается возможность отыграться. Для них проводится мини-цепочка с заданием: назвать слова темы, которые пишутся с заглавной буквы.

Кому принадлежит выражение и с каким событием оно связано?

"Приди и возьми"

"Радуйтесь, афиняне, мы победили"

"Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце"

отвечать надо строго на вопрос, без подробностей.

Четвертое лишнее. Найдите это слово. Объясните.

Аристотель, Демокрит, леонид, Эсхил.

Перикл, Солон, геродот, Ксеркс.

Трагедия, театр, комедия, аристократия.

Исторический диктант.

Назови, кто это или что это:

Автор поэм "Илиада" и "Одиссея"

Сосуд с двумя ручками и узким горлом для хранения масла, вина.

Человек, умеющий красиво говорить

рыночная площадь

афинянин, избиравшийся 15 лет первым стратегом

знатный человек

Картина, написанная на сырой штукатурке

Греческие военные корабли с тремя ярусами вёсел

Учитель диктует, ученики пишут только ответы. Затем обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. За диктант выставляется оценка.

Форма проведения такого урока необычна, но практика показывает, что это вполне самостоятельная и серьезная форма.

Из журнала "Сельская школа"


Возможности урока безграничны... (урок по методике А.Литвинова - система иконических(иллюстративных) моделей в преподавании истории)
  • История
Описание:

Возможности урока безграничны...(урок по методике А.Литвинова - система иконических (иллюстративных) моделей в преподавании истории).

Отличительная особенность уроков истории в том, что школьники не имеют возможности воспринимать события прошлого непосредственно. Конечно, в этом может помочь карта и учебный фильм, экспозиция в музее, репродукция с картины и художественная литература и иллюстрации в учебнике. И тем не менее учителю приходится прилагать массу усилий, чтобы оживить исторические события, факты. А ведь сама по себе история - это живой процесс. И преподавание её должно быть наполнено чувствами, страстями, красками времени, эпохи.

Каждая эпоха своеобразна, у каждого события свои оттенки: трагичные, веселые, забавные. Причем все это может быть одновременно. Как, например,  во всей значимости показать великие открытия человечества, когда там, в немыслимой дали времен, своими дерзкими попыткамиудержаться, выжить среди могучих хищников и более сильных собратьев по экологической лестнице, человек изготовил орудия труда, приручил огонь, изобрел лук со стрелами, колесо? Как показать важность возникновения нравственных норм в становлении человека? И за этим не упустить, что из самых маленьких открытий, изобретений как в области материальной, так и духовной культуры, складывался полный драматизма путь человечества. Мы просто обязаны показать историю прежде всего как историю человека - тех неизвестных нам людей, которые любили и ненавидели, страдали, радовались.

Всеми способами оживить историю, наполнить её чувствами наших далеких и близких предков, попытаться понять их проблемы - глубочайшая нравственная задача учителя, и не только истории.

Это нужно и можно делать везде и во всем. даже в проверочном вопросе. Можно просто спросить у детей, какую пользу приносила египтянам кошка? А можно поступить и по - другому.

Рассказываю ребятам: Судьба этого домашнего животного в суеверном представлении человека оказалось чрезвычайно переменчивой. Египтяне посвятили ее богине Луны. Горе было тому человеку, который нечаянно и преднамеренно убивал это животное. Ему грозила смерная казнь. Когда это животное умирало в доме, то все члены семьи в знак глубокого траура сбривали брови.

Если дом горел, в первую очередь спасали из пожара это священное животное. В древнем городе Бубастисе в честь этого животного выстроили большой храм. На празднества в его честь к храму стекались тысячи паломников.

Это животное уважали и почитали и в Греции. 

Но с распространением христианства для него настали буквально черные дни. Во времена средневековья в Бельгии в городе ИПР выстроили высокую башню. По определенным дням, чаще всего по средам, сбрасывали вниз ни в чем не повинных животных. И даже всего сто лет назад жители Ипра все еще расправлялись с этими животными.

А затем задаю вопросы:

1. Назовите это животное. Почему так к нему относились египтяне?

2. Почему египтяне посвятили это животное богине Луны?

3. почему с распространением христианства для него настали черные дни? 

Такие методические приемы помогают мне увлечь ребят историей.

Слово на уроке истории

При изучении истории ученики узнают много новых слов и понятий. Как сделать, чтобы они стали "своими", вошли в активный запас? Для этого мы организуем специальную словарную работу на уроке и дома. При этом задача учителя состоит прежде всего в формировании умений активно и правильно пользоваться историческими терминами, уметь употреблять их как в прямом, так и в переносном смысле. Важно, чтобы ученики  научились выбирать для выражения своих мыслей наиболее точные слова, используя при этом эпитеты и метафоры.

выделяя в каждой теме учебный минимум - знания, умения, навыки, которыми должны овладеть все учащиеся в обязательном порядке, учитель отбирает новые слова, которые ученики должны усвоить.

Для этого я делю двойной лист тетради на 6 частей. Обозначаю тему, заготовки разделов и группы слов, с которыми предстоит работать.

1. Специальные исторические термины, понятия.

2. Географические названия.

3. Исторические деятели. герои мифов, сказаний. 

4. Даты исторических событий.

5. Крылатые слова и выражения.

6. Слова, вошедшие в нашу речь.

Например:

тема: Древняя Греция

Специальные исторические термины, понятия

критяне        аристократия        илоты      фаланга   Микенская культура   демос      триеры      пошлина      акрополь     красноречие  демократия

Географические названия:

Балканский полуостров    Эгейское море  Эллада    Греция   Пирей   Пелопоннес     Крит    Микены     Торя     Фермопильский проход и др.

Исторические деятели. Герои мифов, сказаний:

Гомер, Солон,Геродот, Ксеркс, Аристотель, Леонид, Эсхил, Перикл, Александр Македонский    Дарий    Аристофан и др.

Исторические даты:

около 1200 лет до н. э. - Троянская война

776г. до н.э. начало Олимпийских игр

594г до н.э. - реформы Солона

490г до н. э. - Марафонская битва

Эпитеты, образные выражения, крылатые изречения, слова:

"ахиллесова пята", "троянский конь", "отец истории", "марафонский бег", "со щитом или на щите" и др.

таким образом, производится своего рода инструментовка учебного материала, в данном случае словарного.

Может быть несколько путей объяснения новых терминов. Одни легко объясняются по своему происхождению, другие осмысливаются по ходу объяснения учебного материала. Если это иностранное слово, то его объяснение сопровождается переводом. Однако при всем разнообразии приемов и способов объяснения исторических терминов ученики не могут их усвоить достаточно глубоко, если не будет проведено закрепление словарных знаний.

Весьма эффективным средством введения новых терминов в активный словарь школьника являются словарные задания, которые предлагаются учениукам во время опроса, при закреплении изученного материала, на специальных уроках. Вот один из таких специальных уроков:

Повторительный урок: Древняя Греция

На доске написаны задания:

1. Подбери к историческому термину родственные (однокоренные) слова. Объясни их значение: раб, эксплуатация.

2. Вставь пропущенные буквы. Объясни значение слов: дем_кратия, арист_крат, акроп_ль, страте_.

3. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? Сгруппируйте их.Объясни: Фермопилы, Саламин, Леонид, Мильтиад, Ксеркс, Платеи, Марафон, Перикл, Аттика, Геродот.

4. Подчеркните слова, относящиеся только к истории Др.Греции: театр, фараон, государство, демос, гражданин, оратор, восстание, шадуф, триеры, стратег, иероглифы, шелк.

В начале урока 4 ученика получают задания и приступают к работе у доски. Условия задания могут быть написаны на доске или розданы уч-ся на карточках.Пока у доски готовят ответы, учитель работает с классом, проводит "историческую зарядку"

"Историческая зарядка"

Ученики отвечают не вставая(время!). Учитель в довольно быстром темпе называет исторический термин, получив краткий ответ, называет другое слово. (К примеру, амфора, ответ - глиняный сосуд с двумя ручками, узким горлом для хранения вина и масла). Продолжаем: оратор, Фермопильский проход, критяне, Гомер и др. Объясните исторические происхождения и смысл выражений: "ахиллесова пята", "тучегонитель", "марафонский бег2, "колебатель земли". Затем учитель обращается к тем, кто работал у доски. Можно полностью или частично сменить отвечающих, то есть подготовили задание одни, а отвечают другие. После того, как ответили ребята, работавшие у доски, учитель работает со всем классом.

Задание классу: "Только одна битва"

Условия задания: учитель произносит слово; если оно относится к рассказу об одной битве, и только об одной (в данном случае Марафон, Саламин, Фермопилы), то ученики поднимают руки, подтверждая, что это слово можно применить, к примеру, только в рассказе о Марафонском сражении. Например: персы, греки, предатель, Ксеркс, Марафон, "Радуйтесь...", флот, клещи и др.

Историческая цепочка

работает весь класс. Условия:

- назвать исторические термины по теме;

- отвечают не вставая;

-назвав слово, передают эстафету;

-ученик, который не смог ответить, встает и ждет, когда закончится цепочка. Если таких учеников набирается несколько, им дается возможность отыграться. Для них проводится мини-цепочка с заданием: назвать слова темы, которые пишутся с заглавной буквы.

Кому принадлежит выражение и с каким событием оно связано?

"Приди и возьми"

"Радуйтесь, афиняне, мы победили"

"Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце"

отвечать надо строго на вопрос, без подробностей.

Четвертое лишнее. Найдите это слово. Объясните.

Аристотель, Демокрит, леонид, Эсхил.

Перикл, Солон, геродот, Ксеркс.

Трагедия, театр, комедия, аристократия.

Исторический диктант.

Назови, кто это или что это:

Автор поэм "Илиада" и "Одиссея"

Сосуд с двумя ручками и узким горлом для хранения масла, вина.

Человек, умеющий красиво говорить

рыночная площадь

афинянин, избиравшийся 15 лет первым стратегом

знатный человек

Картина, написанная на сырой штукатурке

Греческие военные корабли с тремя ярусами вёсел

Учитель диктует, ученики пишут только ответы. Затем обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку. За диктант выставляется оценка.

Форма проведения такого урока необычна, но практика показывает, что это вполне самостоятельная и серьезная форма.

Из журнала "Сельская школа"

 

Автор Мухаметшина Сирина ренатовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 482
Номер материала 11307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓