Главная / Иностранные языки / Возможности образовательного учреждения по формированию мотивации ведения здорового образа жизни.

Возможности образовательного учреждения по формированию мотивации ведения здорового образа жизни.

Возможности образовательного учреждения по формированию мотивации ведения здорового образа жизни.


В условиях внедрения в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.

Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и окружающих.

МОУ « Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области – с 2008 года является опорной базовой школой, основными требования которой является создание необходимых условий для качественного образования сельских школьников. Важное направление деятельности школы – охрана и укрепление здоровья учащихся. Школа реализует воспитательную систему «Школа Успеха» – школа Здоровья». Здоровье человека – это актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

C 1 сентября 2009 года школа является экспериментальной площадкой муниципального эксперимента «Создание модели тьюторского сопровождения процесса сохранения и укрепления здоровья сельских школьников».

В ходе опытно-экспериментальной деятельности с 1 декабря 2010 года

в школе организован Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, который мы назвали «РаДоСТь» (Растить Добрых, Счастливых, Талантливых!»), обеспечивающий взаимодействие и координацию всех его участников, охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся и сотрудников школы.

Важной целью работы нашего образовательного учреждения является подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире с сохранением собственного здоровья.

Чтобы базовые ценности превратились в личностные смыслы и ориентиры необходимо включить ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Работа над формированием ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в школе ведётся по следующим направлениям:

- мы даём элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического;

- о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья;

- об оздоровительном влиянии природы на человека;

работаем над :

- пониманием важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- над знанием и выполнением санитарно-гигиенических правил, соблюдением режима дня;

- прививаем интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

воплощаем это :

- в изучении учебных предметов и проведении внеурочных мероприятий о роли здоровья и правилах его сохранения с участием врачей- специалистов, о режиме дня и правилах профилактики заболеваний;

- в проведении семейных праздников, спортивных мероприятий;

- в выполнении презентаций и творческих проектов на тему здоровья;

- в обучении подвижным играм, применении здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- в проведении бесед, классных часов о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, вредных привычках

- в организации выставок рисунков, газет, просмотр видеоматериалов, презентаций;

В школе созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья.

Педагоги школы эффективно используют элементы здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности: на кружках, секциях

Каким должен быть современный урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, необходимо помнить, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала, доброжелательные отношения). Урок следует заканчивать спокойно, не задерживать учащихся, не перегружать домашним заданием.

Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, в нашей школе огромное значение уделяется организация урока. Учитель строит урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, устную речь.

Во избежание усталости учащихся используется смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Приведу некоторые примеры.

Для снятия усталости и повышения работоспособности проводятся короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и рифмовок к уроку внимание обращается на:

- сочетание грамматического и лексического материал с темой урока;

- на подборку стихов и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

- воспроизведение текста в записи или проговор учителем, особенно в 5х и 6х классах, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание

( Two little feet go tap, tap, tap.)


Музыкальные физкультминутки позволяют сделать урок насыщеннее и интереснее, повышают эмоциональное состояние обучающихся. Это не только знакомит детей с народным творчеством страны изучаемого языка, а также способствует развитию координации, непринужденности и эмоциональности движений. (Дети выполняют танцевальные движения)


«Come, my friend and dance with me»


Использование пальчиковых игр - это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений, что несомненно является очень важным для маленького человека, начинающего осваивать иностранный язык. Сюжетная канва игры, иллюстрируемая, несомненно, движениями пальцев, способствует повышению интереса, концентрации внимания, а также снимает психологические трудности в общении. С помощью пальчиковых игр вводятся новые лексические единицы, отрабатывается фонетика и речевые образцы.

« Tommy Thumbs, up»

Игра - одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Она наиболее согласуются с детской психикой и обеспечивают условия для самовыражения и реализации. Дети очень любят играть. Но в данном случае имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху. Например:

- при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать в воздухе.

- при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями.

Песня на уроке – хороший вид релаксации, которая представляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере следующих песен можно показать изучение спряжения глагола «to have», активизацию лексики по темам: «Семья», «Животные».

I have a father, I have a mother»

Релаксация- состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения. Этот вид разрядки проводится преимущественно с обучающимися средней и старшей школы. Упражнения можно проводить под спокойную, тихую музыку.

Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз. Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Итак, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения. В нашей школе созданы все условия для формирования мотивации ведения здорового образа жизни. И , хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Мы осознаем, что еще далеки от полного достижения поставленных целей, но «Дорогу осилит идущий!» и потому наша школа будет продолжать бороться за здоровье своих учеников.














































Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка. Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.


На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.


Урок — зона психологического комфорта, в результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроке. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.


Упражнение «Комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.


Игра «Вам-сообщение». По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.


Игра «Подарок». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».


Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.


Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.


Медитативно-релаксационные упражнения.

Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую» ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

Упражнение «Шалтай-Болтай». Дети стоят в расслабленном состоянии, руки свободно свисают. Под текст дети делают повороты, руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Можно при этом слегка ударять по пояснице.

«Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.

Дети в расслабленном состоянии медленно опускаются на стул».

Упражнение на релаксацию и визуализацию. Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т. д.


Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.


Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».


Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.


Индивидуальный и дифференцированный подход на моих уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал подбирается с учетом увлечений ученика. Для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается либо индивидуальный, либо групповой стиль работы. Можно, например, приготовить презентацию или сделать задание в письменной форме. Также важный этап в работе это поддержание интереса к изучению английского языка. Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные моменты обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем… И все?


А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка. Я использую игровую методику особенно широко на младшем и среднем этапах обучения. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал. Например, вводя тему «Одежда», «Любимые животные» предлагаю детям игру «Модники и модницы» и «Давайте похвастаем». Дети могут похвастаться нарядами, которые у них есть дома и любимыми животными или игрушками.


Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов. В своей работе я опробовала несколько типов проектов исследовательские, творческие и информационные. Например, проект «Легко ли быть молодым». Группа 11 класса провела ряд исследований через анкетирование своих сверстников о том, что интересует подростков, какие у них самые важные ценности, как складываются отношения со старшими, какой они видят свою школу и свое будущее. По результатам они нарисовали портрет идеального, реального подростка и наметили программу совершенствования.


Проект группы 9 класса посвящен дню рождения школы, он состоял из видеофильма о нашей школе. Проект 9 класса «Здоровый образ жизни» состоит из нескольких презентаций в Power Point посвященных поговоркам и пословицам, вредным привычкам, правильному питанию и здоровому образу жизни. Провели анкетирование своих сверстников о правильном питании, организации рабочего времени и отдыхе. Подготовили свои творческие работы и организовали выставку на тему ЗОЖ. А учащиеся 3 класса подготовили полезные советы своим друзьям и любимым животным по теме «Здоровая еда». Ученики 2 класса подготовили творческие проекты на тему «Английский алфавит». Они рассказывали стихи и рифмовки на каждую букву алфавита.


Метод проектов является составной частью обучения английскому языку и поддерживает мотивацию к учению в проектной работе она всегда положительная, так как проект отражает интерес учащихся, их собственный мир.


На своих уроках систематически использую собственно разработанные мультимедийные презентации, а также другие электронные образовательные ресурсы. Считаю, что использование возможностей современных информационных технологий в школе способствует:

Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

Развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;

Повышению уровня комфортности обучения;

Повышению активности и инициативности школьников на уроке;

Развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникационной компетентности;

Приобретению навыков работы на компьютере учащимися школы с соблюдением правил безопасности.


Итак, важной составляющей современного урока является использование компьютерных обучающих программ, основной функцией которых является передача знаний. Хотя сегодня еще нет программ, соответствующих тематическому планированию учебного материала каждого класса. Поэтому я использую обучающие компоненты существующих игровых программ ("Английский с Винни Пухом" “Уроки тетушки Совы”). Так при изучении различных разделов (фонетики, грамматики, лексики) дети имеют возможность услышать живую речь носителей языка с одновременной визуализацией изучаемого материала, что стимулирует интерес школьника.


Возможности компьютера позволяют не только подготовить интересный дидактический материал, но и разработать различного рода проверочные задания с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.


На своих уроках английского языка я использую презентации в Power Point. Они мне помогают правильно и четко строить план работы на уроках, фиксировать наиболее важные аспекты, наглядно показывать и выделять значимые детали урока. При такой успешной работе меняется восприятие информации, получаемой при ведении урока с применением ИКТ. При организации любой из видов деятельности, групповой или индивидуальной, реализуется работа с классом.


На начальном этапе обучения английскому языку при введении алфавита, животных, цвета, глаголов действия, прилагательных и различных предметов очень удобно использовать презентации. В презентациях всегда красочные картинки, что положительно влияет на восприятие учебного материала, особенно младшими школьниками. При проведении фонетических зарядок, отработки произношения например пословиц и поговорок, при отгадывании кроссвордов, предлагается ответить на вопросы или прослушать загадки, в которых зашифрованы слова, связанные с темой урока. Затем на экране появляются правильные ответы и отрабатывается или закрепляется лексический материал. Также для закрепления полученных знаний выполняется задание на построение предложений из данных слов. Возможности ИКТ позволяют в игровой форме развивать лексико-грамматические навыки учащихся. Для закрепления лексики по теме выполняется упражнение на определение лишнего слова в группе данных слов. Учитель просит проанализировать, почему слово не подходит. При закреплении темы «Меню» в 3-м классе успешно используются слайды с продуктами и блюдами на завтрак, обед и ужин, где отрабатывается лексико-грамматическая конструкция. После такого закрепления дети успешно справляются с выполнением домашнего задания. При обобщении темы «Советы Айболита» легко и интересно научиться говорить о здоровых привычках - что полезно есть детям и их любимым домашним питомцам и как полезно заниматься подвижными играми и спортом.





17 слайд

По договору с районным центром психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района на базе лицея работают представители центра: психолог и логопед.

18 слайд

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей.

19 слайд

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемые УМК «Школа России» и «Начальная школа XXI века» содержат материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении. Система учебников формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного здоровья.

20 слайд

Лицей является школой–лабораторией по внедрению саногенетического мониторинга состояния здоровья учащихся, дающего комплексную оценку состояния здоровья школьника для последующей коррекции состояния основных функциональных систем организма и формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

21 слайд

В лицее строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров, интерактивных досок и аудиовизуальных средств.

22 слайд

Педагогический коллектив кафедры начальной школы учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся.

23 слайд

Учителя организуют дифференцированную работу: Это:

разработка разноуровневых заданий;

индивидуальные домашние задания;

задания на выбор;

творческие проекты.

24 слайд

Направление работы начальной школы лицея по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлены в виде:

25 слайд

медосмотров и профилактических прививок;

составления рационального расписания уроков, не допускающего перегрузок учащихся;

проведения уроков здоровья и мероприятий, посвященных Всемирному дню здоровья, Международному дню Красного Креста и Красного полумесяца;

бесед и классных часов о здоровье с учащимися и родителями;

выставок рисунков, творческих работ, выпуска стенгазет и плакатов, информационных листов;

школьных спортивных праздников, спортивно-массовых мероприятий;

участия в районных спортивных соревнованиях Спартакиады школьников Выборгского района;

26 слайд

инструктажей, бесед по изучению ОБЖ;

профилактики вредных привычек;

физкультурно-оздоровительной работы это-физкультминутки на уроках; подвижные игры на переменах и ГПД;

организации питания учащихся;

внеклассных физкультурно-оздоровительных мероприятий: это- работа секций доп. образования;

прогулок и экскурсий на природу;

психологической помощи ученикам;

27 слайд

Сложившаяся система работы с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

28 слайд

привлечение родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

создание творческих работ, проектов по соответствующей тематике;

29 слайд

В лицее проводится множество конкурсов, викторин, игр, позволяющих учащимся реализовать и продемонстрировать свои знания, умения и навыки в вопросах здоровьесбережения. Команды лицея активно участвуют в мероприятиях районного и городского уровня, в различных соревнованиях, конкурсах, проектах.

30 слайд

Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств осознанного понимания ценности собственного здоровья.

31 слайд

Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

32 слайд

Потенциальными партнерами лицея в ее здоровьесберегающей работе являются семьи учащихся, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, учреждения дополнительного образования, культуры, спорта, общественные организации, традиционные религиозные организации.

33 слайд

Становление учащегося как субъекта учебной деятельности означает превращение его в субъект самооздоровления.

34 слайд

Предметом приложения сформированных у учащегося универсальных учебных действий становятся реальные жизненные ситуации, содержащие проблемы здоровья, безопасности, нравственного выбора.

35 слайд

Здоровья всем нам!

Возможности образовательного учреждения по формированию мотивации ведения здорового образа жизни.
  • Иностранные языки
Описание:

     В условиях внедрения  в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.

              Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и окружающих.

         МОУ « Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области     с 2008 года   является опорной базовой школой, основными требования которой является создание необходимых условий для качественного образования сельских школьников. Важное направление деятельности школы – охрана и  укрепление здоровья учащихся. Школа реализует воспитательную систему «Школа Успеха» – школа Здоровья».Здоровье человека – это актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

        C1  сентября 2009 года  школа является экспериментальной площадкой муниципального эксперимента «Создание  модели тьюторского сопровождения  процесса сохранения  и укрепления здоровья сельских школьников».

Автор саламахина наталья николаевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 839
Номер материала 19980
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы