Главная / Другое / "Возможности педагога-психолога в профилактике асоциального поведения и самоопределении старшеклассников"

"Возможности педагога-психолога в профилактике асоциального поведения и самоопределении старшеклассников"

Возможности педагога-психолога в профилактике асоциального поведения и самоопределении старшеклассников


Современные меняющиеся условия развития общества затрудняют вступление молодежи в нестабильный, противоречивый мир. Обостряющиеся социально-психологические проблемы подростков и юношей вызывают ощущение неустойчивости, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, страх перед жизненной неопределенностью. Психологические исследования выявляют опасные масштабы и глубину кризисных явлений в сфере социализации детей и подростков [1, с.15]. Вследствие этого увеличивается категория подростков с девиантным поведением, возникают трудности самоопределения старшеклассников. А ведь именно оно является важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека.

Исследователи рассматривают этот феномен как «относительно самостоятельный этап сациализации, который заключается в формировании у индивида осознание цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний и требований, предъявляемых к нему со стороны общества» [5]. И.В.Дубровина отмечает, что формирование готовности к самоопределению осуществляется в период обучения в старших классах.

Что же актуально в современном мире при работе со старшеклассниками по профилактике асоциального поведения и их успешному жизненному самоопределению?

Особое место, на мой взгляд, в этом процессе занимает система дополнительного образования детей. Включение ребенка в творческую деятельность не только занимает свободное время, создает приподнятое настроение, но и переключает его энергию на социально значимую деятельность, повышает интерес к получению новых знаний, ориентирует на выбор профессии.

Важным ресурсом в профилактике асоциального поведения и работе с девиантыми подростками в школе является педагог-психолог. Его главной задачей в этом направлении стало содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, профилактика и преодоление отклонений в их социальном развитии.

Данные задачи реализуются в различных видах деятельности педагога-психолога:

- психологическое просвещение родителей, педагогов по данной проблеме;

- психологическая профилактика предполагает работу по адаптации детей к условиям учреждения, создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний детей, развитие благоприятного психологического климата в учреждении;

- психологическая диагностика, основной задачей которой является диагностика развития личности ребенка;

- психологическая коррекция предполагает воздействие на процесс формирования личности и сохранения индивидуальности детей, соответствие развития ребенка возрастным нормам;

- консультативная деятельность направлена на консультирование родителей, педагогов, детей по вопросам и проблемам личностного развития, обучения, воспитания.

Взаимодействие с данной категорией детей осуществляется через спектр мероприятий:

- индивидуальные беседы и консультации;

- тренинговые занятия;

- дискуссии;

- ролевые и деловые игры;

- просмотр и обсуждение кинофильмов;

- встречи, конкурсы, праздники, походы.

Вовлечение трудных подростков в игровую деятельность способствует освоению социального опыта. Важен не только игровой результат. Главное – в построении взаимодействий между участниками, приобретении ими определенных качеств, познании и самовыражении.

Игра человека – порождение деятельности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир [4]. Такие ее слагаемые, как цель, правила, условия, алгоритм, сюжет, позволяют воссоздать жизненные события и правильно действовать в реальных проблемных ситуациях, с которыми трудный ребенок встречается довольно часто.

Тренинговые занятия с включением арттерапии, психогимнастики, проигрывание различных ситуаций помогают трудному подростку приобрести навыки организатора и исполнителя, развивают умения , необходимые ему в будущей жизни. Использование принципа практической направленности занятий опирается на факт, что человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90% того, что делает сам.

Работая в группе, ребенок повышает уровень открытости, толерантности, овладевает навыками бесконфликтного взаимодействия, умениями слушать и быть услышанными. Трудный подросток не всегда принимается группой и сам часто отвергает взаимодействие со сверстниками, поэтому здесь я выбираю такие формы работы как творческие мероприятия, походы, экскурсии, которые опосредованно сплачивают детей, помогают ребенку раскрыть свой потенциал.

Особое внимание педагог-психолог уделяет работе с чувствами.

Особенностью трудных подростков является закрытость от внешнего мира, страх быть «другим». Педагог-психолог не должен избегать «неприятных» чувств, а научить ребенка справляться с ними. Любое чувство – это отражение того, что происходит внутри человека. Поэтому психологические игры, просмотры и обсуждение кинофильмов дают возможность ребенку высказать свою точку зрения, обозначить свои чувства.

Также педагог-психолог с учителями составляет план изучения личности трудного подростка (ценностей, интересов, мотивов, самооценки, самочувствия, активности, склонностей, что помогает ребенку расширить знания о себе и способствует формированию положительного образа «Я».

Осмысливая на каждом этапе те или иные проблемы совместно с учителем и сверстниками, ребенок поднимается по «лестнице» личностного развития.

Таким образом, психологическая помощь и практическая поддержка играет немаловажную роль в успешном жизненном самоопределении и профилактике асоциального поведения ребенка.


Библиографический список

1. Дубровина И.В., - Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Психологический мониторинг. Мироощущение подростков и старшеклассников. – М.: Издат. Центр «Помощь», 1996. – С.15-19.

2. Ожегов С.М. Словарь русского языка. – М.: Сов. Энциклопедия. 1970. – С.320.

3. Репринцева Е.А. Игра в образовании ребенка: от прошлого – к настоящему. Учебное пособие. – Курск: Издат-во Курск. гос. ун-та, 2004. – 264 с.

4. Яценко Т.О. О самоопределении личности в современном обществе// Психология образования: проблемы и перспективы: Мастер. Первой международной научно-прак. Конф. – М.: Смысл, 2004. – С.186-189.


"Возможности педагога-психолога в профилактике асоциального поведения и самоопределении старшеклассников"
  • Другое
Описание:

Советы начинающему педагогу-психологу на тему "Возможности педагога-психолога в профилактике асоциального поведения и самоопределении старшеклассников (9-11 класс)".

Взаимодействие с данной категорией подростков осуществляется через спектр мероприятий:

- индивидуальные беседы и консультации;

- тренинговые занятия;

- дискуссии;

- ролевые и деловые игры;

- просмотр и обсуждение кинофильмов;

- встречи, конкурсы, праздники, походы.

Автор Залогина Галина Анатольевна
Дата добавления 17.02.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 232
Номер материала MA-064925
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓