Главная / Начальные классы / Возможность использования технологии «Лабораторного плана» для формирования метапредметных результатов младших школьников

Возможность использования технологии «Лабораторного плана» для формирования метапредметных результатов младших школьников

Возможность использования технологии «Лабораторного плана» для формирования метапредметных результатов младших школьников



Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

Дистервег А.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов: что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию; что нужно и как можно вложить в сознание младшего школьника; какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Во-первых, люди постепенно осознают, что запомнить ту информацию, которая как снежная лавина обрушивается ежедневно на человека, невозможно, да и не нужно и, следовательно, необходимо менять приоритет в образовании. Знания должны уступить своё главенствующее положение способам деятельности, и в первую очередь творческим.

Во-вторых, в настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

И также не менее актуально звучит вопрос и об индивидуализации обучения. Это связано с тем, что в классе учатся дети с различными образовательными потребностями.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Важен не объём знаний, а умение познать необходимые знания и применять их в конкретных жизненных ситуациях

Задачи образования:

  • помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни;


  • создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка;


  • создание предметно - пространственной, здоровье сберегающей среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от индивидуальной специфики его развития


Чтобы эти задачи успешно решались, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя “ пищу для ума”, то ученики не смогут состояться как творческие личности.

Для этого необходимы специальные технологии, формирующие умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.

Итак, развитие самостоятельности, творчества учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста.

Достичь такого развития можно используя технологию «ЛАБОРАТОРНОГО ПЛАНА», достоинствами которой являются высокая степень индивидуализации, самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

Технология «Лабораторного плана» является одним из наилучших условий для формирования метазнаний, метаспособов, метаумений.

Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)

Метаумения. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).



Технология разработана Хален Паркерхерст для учащихся среднего и старшего звена и распространена в школах США, Голландии. В нашей стране данная технология применяется также в среднем и старшем звеньях Московских школ.

Ещё в 2003г изучив литературу по данной проблеме и опыт работы, я попробовала адаптировать данную технологию в начальных классах. Анализируя результаты, я приходила к выводу, что многие элементы данной технологии наиболее эффективны в современной системе и начального образования.

Технология «Лабораторного плана» не подавляет естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть, что присуще младшему школьнику и необходимо для его дальнейшего успешного развития интеллектуального, физического, духовного.

Выпускники начальной школы, обучавшиеся по данной технологии показывают высокие результаты, не только на первой ступени, но и в дальнейшем обучении.

В основе технологии «Лабораторного плана» лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Это достигается через осуществление индивидуализации обучения.


«Лабораторный план» имеет своей целью научить детей жить в социуме, развивать ум, тело, дух.

Задачи технологии

ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА;

РАЗВИВАТЬ ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЗА СЧЁТ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СОТРУДНИЧЕСТВА, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО -ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель

Необходимым условием успешности реализации технологии «лабораторного плана»является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения.

Меняется в этой технологии и роль учителя. Он перестаёт быть единственным источником знаний. Учитель создаёт условия и сохраняет процесс самостоятельности учащихся, обеспечивает их безопасность, стимулирует общение и сотрудничество в группах.

Учитель так устраивает свой класс, чтобы большую часть работы дети могли осуществлять без его участия, а он был бы необходим лишь на начальных этапах, когда ребята ещё только учатся самостоятельному поиску и ориентации в информационном пространстве.

Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает:

10 % того, что он читает,

20 % - из того, что слышит,

30 % - из того, что видит,

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем,

90% когда непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Ученик

Данная технология выращивает свободных людей, умеющих выбирать и отвечать за свой выбор.

Ребёнок сам выбирает, что, когда, как, сколько и с кем он будет изучать. Это не означает полное отсутствие границ и правил. Правила разрабатываются совместно всеми участниками образовательного процесса и их соблюдение также обязательно для всех.

С помощью правил ребёнок учится контролировать и собственное поведение.

Работая в группе, каждый вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешая конфликты.

Все формы занятий данной технологии предполагают, прежде всего, участие каждого ученика в активной познавательной деятельности.

Самое главное - меняются отношения между учителем и учеником. Они становятся наиболее паритетными в творческом поиске наилучшего маршрута развития каждого ученика.

Технология «Лабораторного плана» основывается на принципах свободы, самостоятельности, сотрудничества.

Принцип свободы в технологии реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, времени и места их выполнения, источников информации, партнеров по труду, уровня самостоятельности и т. д. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения задания, за продуктивность сотрудничества с одноклассниками.

У ученика появляется право выбора предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет определяется учебным планом. Кроме этого, он получает свободу передвижения по классу, школе на определённых занятиях.

Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает. Это даёт возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать друг другу, отвечать за работу в группе. Помощь учителя состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.


Свобода - сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем по свободно выполненному заданию.

Работай, с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам.

Условия реализации технологии

Реализуется эта технология через систему индивидуальных творческих заданий (план-задания), лабораторную работу (учебно-познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности, у спеха в таких организационных формах учебно-воспитательного процесса, как час, день, неделя, конференция.

Учебные занятия осуществляются на лабораторном занятии, классном или коллективном уроках. Технология предлагает ещё одну форму – конференция. Для начальной школы, я считаю, эта форма приемлема в очень редких случаях, т.к. отличается длительным обсуждением теоретического вопроса, к которому учащиеся начальной школы, в силу возрастных особенностей, не всегда готовы).

Лабораторное занятие – ученик получает и выполняет индивидуально задание (в своём темпе, в паре, группе, выступает в роли репетитора для других, консультируется у учителя, сдаёт выполненную работу).

Коллективный урок- занятие, где главным составляющим компонентом является наличие проблемы, возникшей у большинства учащихся во время практической деятельности. Результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя);

Классное занятие (классно-урочная система) занятие, имеющее своей целью усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление, контроль.

Практика показала, что в начальной школе наиболее эффективна работа по Лабораторному плану, рассчитанному на неделю (с учётом кол-ва недельных часов на предмет) и расположенная в следующей последовательности этапов:

Кhello_html_49715bdf.gifhello_html_49715bdf.gifлассное занятие Лаборатория hello_html_49715bdf.gifКоллективный урок

(hello_html_m6982c349.gifусвоение нового

материала)

hello_html_56bed5e1.gifРефлексия Классное занятие

(контрольная, проверочная

работа)

Час лабораторного плана можно вводить уже в конце первого года. обучения, когда дети научились читать, или в любом из последующих классов.

В 1 и во 2 классах систему занятий я выстраивала так: предварительно на специальных занятиях учила детей ориентироваться в море карточек и текстов. Учебник относим к разряду прочих книг, которым также надо уметь самостоятельно пользоваться.

На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно её используют. Поэтому необходима серьёзная предварительная работа с детьми по развитию умения распределять время работы.

Затем, проводили специальные занятия по изучению новых знаний, но обязательно имел место час «Лаборатория» в форме практической работы по одному предмету. В 3-4 классах «Лабораторию» можно применять в течение целого дня сразу по нескольким предметам.

Во время работы по «Лабораторному плану» все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты. Обязательно работает библиотека. Мебель в классной комнате из стройных рядов перемещаем, разделив на зоны: общий стол (здесь могут заниматься несколько ребят, работающих над общей проблемой), индивидуальные столики (ребёнок занимается самостоятельно) и т.д.

  • ЗАДАНИЯ должны носить творческий, исследовательский, уровневый характер. Каждое задание требует освоение достаточного объёма информации, но с учётом уровневой дифференциации, для того чтобы ребёнок мог выбрать работу по силам.

Материал, включаемый в задание, обязательно должен быть пригодным для самостоятельной проработки.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ:

    • уровневый характер;

    • достаточный объём учебного материала;

    • чётко сформулированная цель задания;

    • предоставлять возможность самостоятельно справиться с ними (для этого учитель выясняет реальную возможность получения информации учащимися);

    • различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;

    • возможность самоконтроля и контроля (например, выступление в группе);

    • предусматривать применение полученных ЗУНов в последующем обсуждении;

    • предусматривать достижение качественных и количественных показателей


Формы работы могут быть самые разнообразные: упражнения, составление вопросов к тексту, рисование схем, написание сочинений и т.д. При этом обязательно учитываются непосредственные интересы ребёнка. Это даёт возможность сделать занятие ещё более привлекательным для него.

Особенно интересны задания исследовательского характера, предусматривающие постановку эксперимента, разработку проекта.


Примерное содержание лабораторного плана

  • тема

  • рекомендуемые источники информации

  • вопросы и задания

  • дата окончания работы

  • способ её проверки и оценивания

  • к кому и когда можно обратиться за необходимой помощью


Каждый ученик получает специальный лист заданий, в котором чётко прописаны темы, рекомендуемые источники информации, вопросы и задания, дата окончания работы, способ её проверки и оценивания, к кому и когда можно обратиться за необходимой помощью.

Каждый ученик, определяет сам, какие задания, в каком порядке будет работать, самостоятельно или с кем-то. Будет ли отчитываться перед учителем сегодня или попозже (вариативность предлагается)

При выполнении заданий необходимое условие для всех – соблюдение совместно разработанных правил.

В развитии самоконтроля учащегося серьезную роль может сыграть «Дневник достижений», с помощью которого младший школьник будет учиться самостоятельной работе с информацией.

хочу узнать, научиться, применить


где найти? кто поможет?


что делать? (порядок действий)


узнал, научился, применил


Отношение

 

 

 

 

 


Не трудно увидеть, что в этом дневнике ребенок будет ставить индивидуальные цели, выбирать средства, планировать, контролировать и анализировать свою деятельность. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и даётся проверочная работа для всех.

Оценивание может осуществлять и сам ученик, и учитель в таблице, прилагаемой к заданиям.

Раньше мы пользовались предлагаемой технологией системой оценки предметных знаний . Учитель ставил оценку в специальный дневник. Мы называли его «Страничка радости». Это самостоятельно изготовленный блокнот с оценочными табличками.

В ней учитель заранее указывает виды заданий для выполнения на определённом этапе работы. После проверки учитель отмечает только успешно выполненные учеником задания, а вызвавшие трудности – учащийся уточняет, исправляет. В журнал же выставляется лишь итоговая оценка за проверочную работу. При этом отсутствует самооценка и соотнесение её с оценкой другого человека. Наблюдения показали, что в начальных классах необходимо не только контрольное, но и промежуточное оценивание. Это служит дополнительным стимулом к качественному усвоению материала. И в младшем школьном возрасте самооценка ребёнка формируется через оценку взрослого.

Мы с детьми дополнили систему оценки, разработав свою небальную систему оценки умений.

Ученик указывает соответствующим цветом строку.


Умение

Умел раньше

Научился сегодня

На каких уроках могу использовать

Где пригодится в обычной жизни?

Доказывать





Объяснить другому человеку тему





Самостоятельно построить план работы





Самостоятельно распределить время для выполнения задания





И т.д.







Учитель обязательно организует мониторинг сформированности учебных умений и предметных знаний.

Критерии оценки учителем:

-познавательная самостоятельность ученика;

-стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими;

-уровень сформированности у школьника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

-правильность выполненных заданий; и т.д.


ИТАК: Практика показала, что технология «Лабораторного плана» имеет многие преимущества для развития учащихся начального звена.

В процессе работы по лабораторному плану формируются различные обще-учебные умения и навыки

  • Рефлексивные

  • Поисковые

  • Оценочные

  • Умения и навыки работы самостоятельно в сотрудничестве

  • Коммуникативные

  • Презентационные


Это поможет научиться учиться, а в дальнейшем:


  • быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире;

  • поможет влиться в быстро развивающееся общество.



















9


Возможность использования технологии «Лабораторного плана» для формирования метапредметных результатов младших школьников
  • Начальные классы
Описание:
Возможность использования технологии «Лабораторного плана» для формирования метапредметных результатов младших школьниковПлохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

Дистервег А.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов: что сегодня важно в начальной школе кроме простейших знаний по математике и правописанию; что нужно и как можно вложить в сознание младшего школьника; какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Во-первых, люди постепенно осознают, что запомнить ту информацию, которая как снежная лавина обрушивается ежедневно на человека, невозможно, да и не нужно и, следовательно, необходимо менять приоритет в образовании. Знания должны уступить своё главенствующее положение способам деятельности, и в первую очередь творческим.

Во-вторых, в настоящее время во всех сферах общественной жизнивостребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

И также не менее актуально звучит вопрос и об индивидуализации обучения. Это связано с тем, что в классе учатся дети с различными образовательными потребностями.

Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Важен не объём знаний, а умение познать необходимые знания и применять их в конкретных жизненных ситуациях

Задачи образования:

  • помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни;

 

  • создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка;

 

  • созданиепредметно - пространственной, здоровье сберегающей среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от индивидуальной специфики его развития

 

Чтобы эти задачи успешно решались, начиная с первых лет обучения, нужно приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нетрадиционных решений, к творческой работе. Если учитель не будет постоянно заботиться о развитии мышления, поставляя “ пищу для ума”, то ученики не смогут состояться как творческие личности.

Для этого необходимы специальные технологии, формирующие умения, которые в дальнейшем смогут помочь детям самостоятельно принимать решения и действовать в сложных условиях современной жизни.

Итак, развитие самостоятельности, творчества учащихся нужно начинать как можно раньше с учётом возможностей возраста.

Достичь такого развития можно используя технологию «ЛАБОРАТОРНОГО ПЛАНА», достоинствами которой являются высокая степень индивидуализации, самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

Технология «Лабораторного плана» является одним из наилучших условий для формирования метазнаний, метаспособов, метаумений.Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)Метаумения. К ним относятся:- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);- навыки переработки информации (анализ, синтез, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

 

 

Технология разработана Хален Паркерхерст для учащихся среднего и старшего звена и распространена в школах США, Голландии. В нашей стране данная технология применяется также в среднем и старшем звеньях Московских школ.

Ещё в 2003г изучив литературу по данной проблеме и опыт работы, я попробовала адаптировать данную технологию в начальных классах. Анализируя результаты, я приходила к выводу, что многие элементы данной технологии наиболее эффективны в современной системе и начального образования.

Технология «Лабораторного плана» не подавляет естественное желание детей свободно высказывать свои мысли, задавать вопросы, играть, что присуще младшему школьнику и необходимо для его дальнейшего успешного развития интеллектуального, физического, духовного.

Выпускники начальной школы, обучавшиеся по данной технологии показывают высокие результаты, не только на первой ступени, но и в дальнейшем обучении.

В основе технологии «Лабораторного плана» лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения. Это достигается через осуществление индивидуализации обучения.

 

«Лабораторный план» имеет своей цельюнаучить детей жить в социуме, развивать ум, тело, дух.

Задачи технологии ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА;РАЗВИВАТЬ ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ ЗА СЧЁТ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ СОТРУДНИЧЕСТВА, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНО -ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель

Необходимым условием успешности реализации технологии «лабораторного плана»является психологическая готовность педагогов к принятию системного нововведения.

Меняется в этой технологии и роль учителя. Он перестаёт быть единственным источником знаний. Учитель создаёт условия и сохраняет процесс самостоятельности учащихся, обеспечивает их безопасность, стимулирует общение и сотрудничество в группах.

Учитель так устраивает свой класс, чтобы большую часть работы дети могли осуществлять без его участия, а он был бы необходим лишь на начальных этапах, когда ребята ещё только учатся самостоятельному поиску и ориентации в информационном пространстве. Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает: 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 30 % - из того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем,90% когда непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Ученик

Данная технология выращивает свободных людей, умеющих выбирать и отвечать за свой выбор.

Ребёнок сам выбирает, что, когда, как, сколько и с кем он будет изучать. Это не означает полное отсутствие границ и правил. Правила разрабатываются совместно всеми участниками образовательного процесса и их соблюдение также обязательно для всех.

С помощью правил ребёнок учится контролировать и собственное поведение.

Работая в группе, каждый вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешая конфликты.

Все формы занятий данной технологии предполагают, прежде всего, участие каждого ученика в активной познавательной деятельности.

Самое главное - меняются отношения между учителем и учеником. Они становятся наиболее паритетными в творческом поиске наилучшего маршрута развития каждого ученика.

Технология «Лабораторного плана» основывается на принципах свободы, самостоятельности, сотрудничества. Принцип свободы в технологии реализуется через выбор учениками заданий, уровня их сложности, времени и места их выполнения, источников информации, партнеров по труду, уровня самостоятельности и т. д. Ученик несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения задания, за продуктивность сотрудничества с одноклассниками.

У ученика появляется право выбора предмета, темы, партнёра, источников знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет определяется учебным планом. Кроме этого, он получает свободу передвижения по классу, школе на определённых занятиях.

Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: учащимся, родителям, учителю. Он не должен бояться признать, что чего-то не знает.Это даёт возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь его выслушать, понять, найти с ним контакт, учиться принимать совместные решения, доверять друг другу, учиться помогать друг другу, отвечать за работу в группе. Помощь учителя состоит в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

 

Свобода - сочетается с ответственностью: ученик осуществляет свободное учение, самоконтроль, взаимоконтроль, но окончательно каждый ученик индивидуально отчитывается перед учителем по свободно выполненному заданию.

Работай, с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам.

Условия реализации технологии

Реализуется эта технология через систему индивидуальных творческих заданий (план-задания), лабораторную работу (учебно-познавательная самостоятельная деятельность), создание атмосферы доверия, ответственности, у спеха в таких организационных формах учебно-воспитательного процесса, как час, день, неделя, конференция.

Учебные занятия осуществляются на лабораторном занятии, классном или коллективном уроках. Технология предлагает ещё одну форму – конференция. Для начальной школы, я считаю, эта форма приемлема в очень редких случаях, т.к. отличается длительным обсуждением теоретического вопроса, к которому учащиеся начальной школы, в силу возрастных особенностей, не всегда готовы).

Лабораторное занятие – ученик получает и выполняет индивидуально задание (в своём темпе, в паре, группе, выступает в роли репетитора для других, консультируется у учителя, сдаёт выполненную работу).

Коллективный урок- занятие, где главным составляющим компонентом является наличие проблемы, возникшей у большинства учащихся во время практической деятельности. Результатом коллективного урока является некое решение проблемы (для каждого может быть своя);

Классное занятие (классно-урочная система) занятие, имеющее своей целью усвоение теории и отработку умений и навыков, их закрепление, контроль.

Практика показала, что в начальной школе наиболее эффективна работа по Лабораторному плану, рассчитанному на неделю (с учётом кол-ва недельных часов на предмет) и расположенная в следующей последовательности этапов:

Классное занятие ЛабораторияКоллективный урок (усвоение новогоматериала) Рефлексия Классное занятие(контрольная, проверочная работа)

Час лабораторного плана можно вводить уже в конце первого года. обучения, когда дети научились читать, или в любом из последующих классов.

В 1 и во 2 классах систему занятий я выстраивала так: предварительно на специальных занятиях учила детей ориентироваться в море карточек и текстов. Учебник относим к разряду прочих книг, которым также надо уметь самостоятельно пользоваться.

На первых порах дети далеко не все, получив свободу, правильно её используют. Поэтому необходима серьёзная предварительная работа с детьми по развитию умения распределять время работы.

Затем, проводили специальные занятия по изучению новых знаний, но обязательно имел место час «Лаборатория» в форме практической работы по одному предмету. В 3-4 классах «Лабораторию» можно применять в течение целого дня сразу по нескольким предметам.

Во время работы по «Лабораторному плану» все необходимые для работы учащихся кабинеты открыты. Обязательно работает библиотека. Мебель в классной комнате из стройных рядов перемещаем, разделив на зоны: общий стол (здесь могут заниматься несколько ребят, работающих над общей проблемой), индивидуальные столики (ребёнок занимается самостоятельно) и т.д.

  • ЗАДАНИЯ должны носить творческий, исследовательский, уровневый характер. Каждое задание требует освоение достаточного объёма информации, но с учётом уровневой дифференциации, для того чтобы ребёнок мог выбрать работу по силам.

Материал, включаемый в задание, обязательно должен быть пригодным для самостоятельной проработки.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ:

  • уровневый характер;
  • достаточный объём учебного материала;
  • чётко сформулированная цель задания;
  • предоставлять возможность самостоятельно справиться с ними (для этого учитель выясняет реальную возможность получения информации учащимися);
  • различные формы их выполнения, возможность сотрудничества с другими;
  • возможность самоконтроля и контроля (например, выступление в группе);
  • предусматривать применение полученных ЗУНов в последующем обсуждении;
  • предусматривать достижение качественных и количественных показателей
Формы работымогут быть самые разнообразные: упражнения, составление вопросов к тексту, рисование схем, написание сочинений и т.д. При этом обязательно учитываются непосредственные интересы ребёнка. Это даёт возможность сделать занятие ещё более привлекательным для него.

Особенно интересны задания исследовательского характера, предусматривающие постановку эксперимента, разработку проекта.

 

Примерное содержание лабораторного плана

  • тема

  • рекомендуемые источники информации

  • вопросы и задания

  • дата окончания работы

  • способ её проверки и оценивания

  • к кому и когда можно обратиться за необходимой помощью

 

Каждый ученик получает специальный лист заданий, в котором чётко прописаны темы, рекомендуемые источники информации, вопросы и задания, дата окончания работы, способ её проверки и оценивания, к кому и когда можно обратиться за необходимой помощью.

Каждый ученик, определяет сам, какие задания, в каком порядке будет работать, самостоятельно или с кем-то. Будет ли отчитываться перед учителем сегодня или попозже (вариативность предлагается)

При выполнении заданий необходимое условие для всех – соблюдение совместно разработанных правил.

В развитии самоконтроля учащегося серьезную роль может сыграть «Дневник достижений», с помощью которого младший школьник будет учиться самостоятельной работе с информацией.

хочу узнать, научиться, применить

где найти? кто поможет? что делать? (порядок действий) узнал, научился, применил Отношение

 

 

 

 

 

 

Не трудно увидеть, что в этом дневнике ребенок будет ставить индивидуальные цели, выбирать средства, планировать, контролировать и анализировать свою деятельность. Выполнение задания не только проверяется учителем индивидуально у каждого ученика, но и даётся проверочная работа для всех.Оценивание может осуществлять и сам ученик, и учитель в таблице, прилагаемой к заданиям. Раньше мы пользовались предлагаемой технологией системой оценки предметных знаний . Учитель ставил оценку в специальный дневник. Мы называли его «Страничка радости». Это самостоятельно изготовленный блокнот с оценочными табличками.

В ней учитель заранее указывает виды заданий для выполнения на определённом этапе работы. После проверки учитель отмечает только успешно выполненные учеником задания, а вызвавшие трудности – учащийся уточняет, исправляет. В журнал же выставляется лишь итоговая оценка за проверочную работу. При этом отсутствует самооценка и соотнесение её с оценкой другого человека. Наблюдения показали, что в начальных классах необходимо не только контрольное, но и промежуточное оценивание. Это служит дополнительным стимулом к качественному усвоению материала. И в младшем школьном возрасте самооценка ребёнка формируется через оценку взрослого.

Мы с детьми дополнили систему оценки, разработав свою небальную систему оценки умений. Ученик указывает соответствующим цветом строку.

Умение

Умел раньше

Научился сегодня

На каких уроках могу использовать

Где пригодится в обычной жизни?

Доказывать

 

 

 

 

Объяснить другому человеку тему

 

 

 

 

Самостоятельно построить план работы

 

 

 

 

Самостоятельно распределить время для выполнения задания

 

 

 

 

И т.д.

 

 

 

 

Учитель обязательно организует мониторинг сформированности учебных умений и предметных знаний.Критерии оценки учителем:-познавательная самостоятельность ученика;-стратегия поведения ученика в процессе взаимодействия с другими;-уровень сформированности ушкольника умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); -правильность выполненных заданий; и т.д.

ИТАК: Практика показала, что технология «Лабораторного плана» имеет многие преимущества для развития учащихся начального звена.

В процессе работы по лабораторному плану формируются различные обще-учебные умения и навыки
  • Рефлексивные
  • Поисковые
  • Оценочные
  • Умения и навыки работы самостоятельно в сотрудничестве
  • Коммуникативные
  • Презентационные
Это поможет научиться учиться, а в дальнейшем:
  • быть востребованным в высококонкурентном и высокотехнологичном мире;
  • поможет влиться в быстро развивающееся общество.

 

 

 

Автор Кочитова Галина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 466
Номер материала 30153
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓