Главная / Обществознание / Возможно ли наказать нарушителей земельного права административными санкциями

Возможно ли наказать нарушителей земельного права административными санкциями

Возможно ли наказать нарушителей земельного права административными санкциями?

Земля всегда пользовалась высоким спросом. Еще в древности люди придавали земле особое значение, поскольку именно земля служила для них практически единственным источником прибыли и пропитания. Земля – источник прибыли, данное определение не утратило своей актуальности и по сей день. Высокий спрос на земли различного назначения повлек за собой как следствие возникновение правонарушений, связанных с нарушением правил пользования или порчей земель.

Земельное правонарушение - это поведение, выражающееся в деянии - не только в действии, но и в бездействии - в последнем случае тогда, когда право предписывает совершение действий.1

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится несколько составов, непосредственно связанных с земельными отношениями.

Согласно КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим уголовным законодательством уголовной ответственности.

Среди предусмотренных в КоАП правонарушений предусматриваются следующие правонарушения в области охраны и использования земли, за которые установлена административная ответственность:

1) в области охраны собственности - самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1); уничтожение межевых знаков (ст. 7.2); пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3); самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.9, 7.10) и др.;

2) в области охраны окружающей среды и природопользования - несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

3) нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.9 - 8.11);

4) нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (ст. 8.13 - 8.15);

5) нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21, 8.22);

6) нарушение правил лесопользования, правил осуществления побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов (ст. 8.25 - 8.28, 8.31);

7) уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.29, 8.33, 8.35, 8.38);

8) порча сельскохозяйственных и других земель (ст. 8.6); несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению (ст. 8.7); использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и др.

Ряд земельных правонарушений находится и в других главах КоАП, например об административных правонарушениях в промышленности, строительстве и энергетике, в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и др.2

За данные правонарушения предусмотрены следующие санкции:

- для граждан: штрафы в размере от 1000 до 5000 рублей;

-для должностных лиц: штрафы до 50000 рублей;

-для юридических лиц: штрафы до 1 млн. рублей и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.3

Очевиден тот факт, что данными санкциями «матерого» предпринимателя не запугаешь. Как 1.500-2.000 не являются существенными денежными средствами для современного гражданина, так и потеря 30.000 не является ударом по функционированию предприятия, особенно занимающимся природными ресурсами. А на 1 милн. рублей за всю историю существования данных норм штрафовали крайне редко, потому что во -первых не доказать, а во –вторых, у хороших фирм хорошие адвокаты. Следовательно, неэффективность штрафных санкций налицо, на них систему профилактики земельных правонарушений никоем образом не построить.

Административное приостановление деятельность наказание более страшное, однако при определенных условиях срок приостановлении деятельности можно сократить, а в современной России для того чтобы запустить механизм предприятия вновь необходимо лишь дать взятку уполномоченному лицу, поэтому стимула придерживаться требованиям закона у современных предпринимателей, занимающихся земельным бизнесом, нет.

Особую роль играют и особенности процесса привлечения к административной ответственности. Небольшие рассмотрения административного протокола и привлечения к административной ответственности играют на руку всем нарушителям. Можно спокойно прятаться год от работающих спустя рукава судебных приставов, а спустя год за административные грехи наказать уже никто не сможет.

Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, что административные санкции за земельные правонарушения категорически неэффективны, поскольку ими можно только рассмешить правонарушителя, а не наказать.


Список литературы

  1. Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 2012

  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях в ред. от 25.05.2013.








1 Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 2014

2 КоАП РФ, в ред. от 25.10.2014

3 КоАП РФ, в ред. от 25.10.2014

Возможно ли наказать нарушителей земельного права административными санкциями
  • Обществознание
Описание:

Земля всегда пользовалась высоким спросом. Еще в древности люди придавали земле особое значение, поскольку именно земля служила для них практически единственным источником прибыли и пропитания. Земля – источник прибыли, данное определение не утратило своей актуальности и  по сей день. Высокий спрос на земли различного назначения повлек за собой как следствие возникновение правонарушений, связанных с нарушением правил пользования или порчей земель.

Земельное правонарушение - это поведение, выражающееся в деянии - не только в действии, но и в бездействии - в последнем случае тогда, когда право предписывает совершение действий.[1]

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится несколько составов, непосредственно связанных с земельными отношениями.

 



[1]  Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 2014

 

Автор Кайгородова Елена Геннадьевна
Дата добавления 16.02.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Другое
Просмотров 334
Номер материала 56437
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓