Главная / История / Восточные славяне (10 класс)

Восточные славяне (10 класс)

Тема урока: Восточные славяне

Цель урока: сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён и их соседей в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян.


Задачи урока:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1. Рассмотреть восточнославянские племенные союзы.

2. Рассмотреть основные занятия славян.

3. Проанализировать общественное устройство славян V-VIII вв.

4. Рассмотреть верования, быт, нравы славян.


1. Формировать навыки учебно-исследовательской работы: работать с источниками.

2. Формирование умений составлять
схему и таблицу.

3. Развитие познавательных интересов школьников, критического мышления в процессе восприятия информации и определение

собственной позиции


1. Воспитать чувства понимания к судьбе своего народа, толерантного отношения к вере народа, стремление совершать хорошие поступки, необходимости борьбы за неотъемлемые права человека.




Тип урока: урок изучения нового материала.


План:

1. Расселение восточнославянских племен

2. Занятия славян

3. Общественное устройство в V-VIII вв.

4. Быт, нравы, верования


Ход урока:

I. Изучение нового материала.

1. Расселение восточнославянских племен.

К VII-IX в. восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря.

Работа с учебником:

Пользуясь картой и учебником на стр. 25-26 (восточнославянские племена в VIII-IX)

заполните таблицу:

Расселение восточнославянских племен

Название

племенного союза

Место расселения

Поляне

Среднее течение Днепра (Киев-центр)

Древляне

В бассейне р. Припять, г. Искоростень

Располагались на северо-западе

Дреговичи

На территории современной Белоруссии

Полочане

Ср. течение Зап. Двины при впадении в р. Полот, гл. город - Полоцк

Ильменские славене (Словене)

Вокруг озера Ильмень. Гл. город Ладога, Новгород.

Северяне

В бассейнах р. Десна, Сейм и Сула. Город Чернигов.

Радимичи

По рекам Сож и Сейм

Кривичи

Верховья Зап. Двины и Днепра, гл. город Смоленск

Вятичи

На северо-востоке, в лесных чащах Верхней Волги

Волыняне (Бужане)

В бассейне р. Южный Буг

Уличи

hello_html_36c6e686.gif Между Днестром и Дунаем

Тиверцы



Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиям соседних народов.

2. Занятия восточных славян.

Работа с учебными картинами:

На основе картин «Славянский поселок», «Занятия славян» назовите их основные занятия.

(см. Приложение 1, 2).

1. Земледелие. 

Южные земли (плодородные почвы, древние скифские земледельческие традиции, связи с государствами Северного Причерноморья) - обгоняют северные земли в развитии.

Север: подсечно-огневое земледелие
1 год: деревья вырубаются
2 год: деревья сжигаются, а зола используется как удобрение, засев и сбор урожая
Затем - новый участок, т.к. земля истощается.
Юг:  вид земледелия - перелог
Много плодородных земель. Засевали участок в течение 2-3 лет, затем  выбирали новый участок.
2. Скотоводство.
Свиньи, коровы, мелкий рогатый скот. Рабочий скот  волы и лошади.

3. Развито рыболовство, охота, бортничество (сбор меда диких пчел), особенно на севере.
4. Ремесло (кузнечное, ткацкое)

5hello_html_57fd0fcc.gifhello_html_4b1b3a8c.gif. Торговля

Главным в хозяйстве на юге была торговля. Слишком удален от

Торговля хлебом, воском, медом, мехом с Римом приморских рынков,

и Византией. Внешняя торговля не стала

движущей силой народного

хозяйства.

Торговый путь «из варяг в греки» зародился в VIII-IX в. (из Балтийского в Черное море). Где путь пролегал по русским землям возникли крупные восточнославянские города (Киев, Новгород, Смоленск).

3. Общественное устройство славян.

(Зарисовывают схему в тетрадь)

hello_html_4729946d.png



4. Быт, нравы, верования.

Работа с источником (Ибн-Русте – славянский быт): (см. Приложение 3).

Вопрос: На основе источника арабского автора расскажите о славянском быте? Что для него характерно?



Работа с источниками (Маврикий Стратег о славянах, Византийские ученые VI в.): (см. Приложение 3).


Вопрос: На основе текста источников, назовите нравы, черты характера, присущие славянам. Какие общие черты характера славян рисуют нам авторы, которые можно выделить по этим отрывкам?

(Записывают в тетрадь)


Религия была существенной частью жизни славян.

Религия с множеством божеств называется многобожием или политеизм (от греч. «поли» - много и «теос»- бог.). Записывают определение в тетрадь.


(Записывают пантеон славянских богов)

Во главе стоял великий Сварог – бог Вселенной, бог неба, сын Сварога Даждьбог (бог солнца)

Велес – бог скота, богатства

Перун – бог молнии, грома

Стрибог – повелевал ветрами

Макошь – богиня домашнего очага, рукоделия

Ярило – бог солнца, популярные у иранских племен бог солнца Хорс и бог плодородия Симаргл.

Славянский мир был наполнен сверхъестественными существами – упыри (злые духи), и берегини (добрые духи). Славяне населили лес лешими, воду – русалками. Каждый дом находился под покровительством домового.


Работа с иллюстрацией (см. Приложение 4):

Существовали ли у славян храмы для молитвы?

Как проходил обряд молитвы?


Работа с источником (Прокопий Кесарийский о славянах, Ибн-Русте): (см. Приложение 3).

Какие выводы мы можем сделать о религии славян?

На основе отрывка источника, расскажите, зачем славяне совершали жертвоприношения?

Было ли у славян верование в загробную жизнь?

Каким образом происходило захоронение?


Сообщение учащегося: «Праздники славян»


II. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

(Записывают домашнее задание)

Домашнее задание:

  • Напишите рассказ об одном дне из жизни славян

  • Нанесите на контурной карте путь «из варяг в греки»













Приложение 1


hello_html_6b17f23a.jpg


Приложение 2


hello_html_4e0ccb8e.jpg




hello_html_m3c569622.jpghello_html_4d8bc046.jpg



















Приложение 3

Ибн – Русте (Славянский быт)

Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, <.....> и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всеми семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны

Прокопий Кесарийский о славянах

Племена славян не управляются одним челове­ком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэто­му у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Эти варварские племена считают, что один только бог, творец мол­ний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву бы­ков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не зна­ют и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жерт­ву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жерт­вы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, при­носят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и га­дания.

Маврикий Стратег о славянах

Племена славян никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в слу­чае надобности, так что, если бы оказалось, что по нерадению то­го, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находя­щихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племе­на, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

Византийские ученые VI в. (о славянских воинах)

Вступая в битву, большинство идёт на врагов со щитами и короткими копьями в руках, панцирей они никогда не надевают, некоторые не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны с широким поясом, и в таком виде идут на сражение с врагами. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет волос у них белый или золотистый.

Отрывок из книги другого византийского автора:

Славяне многочисленны, выносливы, легко переносят жару, холод, недостаток в пище. Они селятся в лесах у рек, болот и озёр. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, пользуясь засадами, внезапными атаками, хитростями, днём и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки. Мужественно выдерживают они пребывание в воде. Если на славян внезапно нападут, они могут скрыться под водой. При этом держат во рту длинные выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лёжа на дне, дышат через них. Так они могут лежать много часов, так что совершенно нельзя догадаться, куда они спрятались.

Каждый славянский воин вооружён двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными сильным ядом.

Ибн – Русте (Религия, верования)

<…> Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сжигании покойника отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут в урну, которую ставят затем на холм. Через год семейство покойного собирается на холме, едят, пьют и затем расходятся. Все они идолопоклонники. Во время жатвы берут они зерна в ковше поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».

Приложение 4


hello_html_m4ee98d81.png

6


Восточные славяне (10 класс)
  • История
Описание:

Тема урока: Восточные славяне (10 класс)

Цель урока: сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён и их соседей в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян.

Задачи урока:

Образовательные

1. Рассмотреть восточнославянские племенные союзы.

2. Рассмотреть основные занятия славян.

3. Проанализировать общественное устройство славян V-VIII вв.

4. Рассмотреть верования, быт, нравы славян. 

Развивающие

1. Формировать навыки учебно-исследовательской работы: работать с источниками.

2. Формирование умений составлять
схему и таблицу.

3. Развитие познавательных интересов школьников, критического мышления в процессе восприятия информации и определение

собственной позиции

Воспитательные

1.Воспитать чувства понимания к судьбе своего народа, толерантного отношения  к вере народа,  стремление совершать хорошие поступки, необходимости борьбы за неотъемлемые права человека.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Автор Игошина Валерия Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2971
Номер материала 30355
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓