Главная / История / Восстановление промышленности в начале 1920-х годов. «Курс на индустриализацию Казахстана». 9 класс

Восстановление промышленности в начале 1920-х годов. «Курс на индустриализацию Казахстана». 9 класс



СШ.им.И.Жансугурова.

с.Космос. Алматинской области, Енбекшиказахского района. 
Китиязова Дина Маратовна-учитель истории



Тема:Восстановление промышленности в начале 1920-х годов. «Курс на индустриализацию Казахстана».

Цели урока:


  • определить сущность понятия «индустриализация»;

  • выяснить причины «индустриализации в СССР»;

  • определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1921-1940гг.;

  • определить свою позицию к курсу форсированной индустриализации в Казахстане;

  • развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;

  • воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.


Оборудование: хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта индустриализации в Казахстане.


Опорные знания:

Даты и события:

1925 г. – курс на Индустриализацию

1927 – 1930 гг. – «Турксиб»

1928-1932 гг. – первая пятилетка

1930 г. – 6 Краевая партийная конференция


Личности: Ф.И. Голощекин, И.В.Сталин, С.Садвакасов, И.М.Губкин, Н.С.Курнаков, К.И.Сатраев, Т.Кузембаев, А.Г.Стаханов.

Понятия: «индустриализация», «Малый Октябрь», «Советизация», сырьевой придаток, угроза империализма.


В начале урока диагностика эмоционального состояния прием «Я разведчик»:

Далее характеритсика

1. Процесс индустриализации в более широком смысле, как «Подведение базы современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство», в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932), но проходил он в более сложных условиях.

2. В годы НЭПа восстановление промышленности не было завершено. Промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня.

3. Низкий уровень промышленного развития республики объяснялся также тем, что ее недра еще не были изучены.

4. Слабо были развиты средства связи и транспорт.

5. Рабочий класс был малочисленным, национальной инженерно-технической интеллигенции не было.

Далее урок строится на основе методики проблемного обучения с элементами критического мышления.


1 стадия – стадия вызова

Она предполагает:

  • Изучение документа – Сталин И.В. Соч.Т. 13. С. 185.

  • Несколько точек зрения историков на данную проблему.

  • Выводы учащихся после изучения документа.

  • Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме).


2 стадия – стадия осмысления

Она включает:

  • Краткий обзор учителем исторической ситуации после Первой мировой войны. (угроза империализма)

Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали толчок «курсу на Индустриализацию».

Выводы: а) Гражданская война, поддержка Антанты белогвардейцев, показала угрозу Запада «большевикам», коммунизму.

б) СССР – очаг коммунизма-социализма, который необходимо погасить.

в) СССР подготовка к агрессии, форсированная индустриализация

  • Работу по моделированию материала в опорный конспект (ОК).



ОК

«Индустриализация оправдана»

(1927-1940)

Индустриализация - это создание и развитие тяжелой промышленности.


Причины

  1. Ликвидация диспропорции в развитии промышленности центра и окраин СССР.

  2. Преодоление технико-экономической отсталости края.

  3. Восстановление промышленности.

  4. Необходимость в обеспечении, определении новых источников сырья для развития центральных промышленных районов.

  5. Идея «Малого Октября» Ф.И.Голощекина.


Класс делится на 2 группы:

«советские историки» Парламентарии – доказывают то, что индустриализация оправдана.

«Казахстанские историки» Оппозиционеры - доказывают то, что индустриализация не оправдана.


Утверждающий кейс:

Опровергающий кейс:

Критерий:

Развитие промышленности в годы индустриализации.

Аргументы:

  1. Развитие ведущих отраслей промышленности, основанных на местных ресурсах.

  2. Строительство железнодорожной магистрали и путей связи.

  3. Формирование промышленно-технической интеллигенции, рабочего класса из числа представителей коренного населения.

Критерий:

Казахстан – сырьевая база СССР.

Аргументы:

  1. Превращение Казахстана в сырьевую базу СССРР.

  2. Слабое развитие связи и транспорта.

  3. Дефицит квалифицированной рабочей силы.

  4. Наследие - современные проблемы промышленности Казахстана.



  • Рассуждения-споры (мини-дебаты) по разрешению проблемной ситуации:


3 стадия – стадия рефлексии: выражение отношения учащихся к изучению проблемы.

Можно провести с помощью интерактивного метода «Шляпа мышления»


белый цвет – нейтральная информация;

красный – эмоции, чувства;

синий – размышление;

зелёный – изобретение,

жёлтый – прогноз (как бы развивался Казахстан, каково было бы его положение сейчас, если бы не была проведена Индустриализация?)


заполнение рефлективного дневника


Тест: ИАД


Главный вывод: В исторически короткие сроки в условиях тоталитарного режима, голода и нищеты, насилия и беззакония, рабочий класс своим героическим трудом создавал огромные материальные ценности, промышленный потенциал. Выросли многонациональные коллективы, крепло братство людей труда. Упрочились экономические связи Казахстана с другими индустриальными регионами страны.


Д/з: Написать эссе «Мое отношение к индустриализации в Казахстане»



Восстановление промышленности в начале 1920-х годов. «Курс на индустриализацию Казахстана». 9 класс
  • История
Описание:

СШ.им.И.Жансугурова.

с.Космос. Алматинской области, Енбекшиказахского района.
Китиязова Дина Маратовна-учитель истории

Тема:Восстановление промышленности в начале 1920-х годов. «Курс на индустриализацию Казахстана».

Цели урока:

определить сущность понятия «индустриализация»;

выяснить причины «индустриализации в СССР»;

определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1921-1940гг.;

определить свою позицию к курсу форсированной индустриализации в Казахстане;

развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;

воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.

Оборудование: хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта индустриализации в Казахстане.

Опорные знания:

Даты и события:

1925 г. – курс на Индустриализацию

1927 – 1930 гг. – «Турксиб»

1928-1932 гг. – первая пятилетка

1930 г. – 6 Краевая партийная конференция

Личности: Ф.И. Голощекин, И.В.Сталин, С.Садвакасов, И.М.Губкин, Н.С.Курнаков, К.И.Сатраев, Т.Кузембаев, А.Г.Стаханов.

Понятия: «индустриализация», «Малый Октябрь», «Советизация», сырьевой придаток, угроза империализма.

В начале урока диагностика эмоционального состояния прием «Я разведчик»:

Далее характеритсика

1. Процесс индустриализации в более широком смысле, как «Подведение базы современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство», в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932), но проходил он в более сложных условиях.

2. В годы НЭПа восстановление промышленности не было завершено. Промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня.

3. Низкий уровень промышленного развития республики объяснялся также тем, что ее недра еще не были изучены.

4. Слабо были развиты средства связи и транспорт.

5. Рабочий класс был малочисленным, национальной инженерно-технической интеллигенции не было.

Далее урок строится на основе методики проблемного обучения с элементами критического мышления.

1 стадия – стадия вызова

Она предполагает:

Изучение документа – Сталин И.В. Соч.Т. 13. С. 185.

Несколько точек зрения историков на данную проблему.

Выводы учащихся после изучения документа.

Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме).

2 стадия – стадия осмысления

Она включает:

Краткий обзор учителем исторической ситуации после Первой мировой войны. (угроза империализма)

Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали толчок «курсу на Индустриализацию».

Выводы: а) Гражданская война, поддержка Антанты белогвардейцев, показала угрозу Запада «большевикам», коммунизму.

б) СССР – очаг коммунизма-социализма, который необходимо погасить.

в) СССР подготовка к агрессии, форсированная индустриализация

Работу по моделированию материала в опорный конспект (ОК).

ОК

«Индустриализация оправдана»

(1927-1940)

Индустриализация - это создание и развитие тяжелой промышленности.

Причины

1.Ликвидация диспропорции в развитии промышленности центра и окраин СССР.

2.Преодоление технико-экономической отсталости края.

3.Восстановление промышленности.

4.Необходимость в обеспечении, определении новых источников сырья для развития центральных промышленных районов.

5.Идея «Малого Октября» Ф.И.Голощекина.

Класс делится на 2 группы:

«советские историки» Парламентарии – доказывают то, что индустриализация оправдана.

«Казахстанские историки» Оппозиционеры - доказывают то, что индустриализация не оправдана.

Утверждающий кейс:

Опровергающий кейс:

Критерий:

Развитие промышленности в годы индустриализации.

Аргументы:

1.Развитие ведущих отраслей промышленности, основанных на местных ресурсах.

2.Строительство железнодорожной магистрали и путей связи.

3.Формирование промышленно-технической интеллигенции, рабочего класса из числа представителей коренного населения.

Критерий:

Казахстан – сырьевая база СССР.

Аргументы:

1.Превращение Казахстана в сырьевую базу СССРР.

2.Слабое развитие связи и транспорта.

3.Дефицит квалифицированной рабочей силы.

4.Наследие - современные проблемы промышленности Казахстана.

Рассуждения-споры (мини-дебаты) по разрешению проблемной ситуации:

3 стадия – стадия рефлексии: выражение отношения учащихся к изучению проблемы.

Можно провести с помощью интерактивного метода «Шляпа мышления»

белый цвет – нейтральная информация;

красный – эмоции, чувства;

синий – размышление;

зелёный – изобретение,

жёлтый – прогноз (как бы развивался Казахстан, каково было бы его положение сейчас, если бы не была проведена Индустриализация?)

заполнение рефлективного дневника

Тест: ИАД

Главный вывод: В исторически короткие сроки в условиях тоталитарного режима, голода и нищеты, насилия и беззакония, рабочий класс своим героическим трудом создавал огромные материальные ценности, промышленный потенциал. Выросли многонациональные коллективы, крепло братство людей труда. Упрочились экономические связи Казахстана с другими индустриальными регионами страны.

Д/з: Написать эссе «Мое отношение к индустриализации в Казахстане»

Автор Мукашева Гульжан Омарбековна Аманбаева Арай Сембековна
Дата добавления 30.05.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 762
Номер материала 59786
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓