Выступление на ШМО учителей математики и информатики
«Значение устного счета при формировании универсальных
учебных действий на уроках математики и в рамках внеурочной деятельности»
(Капин А.В.)
Математике как учебному предмету
отводиться особая роль. Математика вооружает обучающихся нужными умениями,
навыками и знаниями, которые в дальнейшем применяются при изучении других
школьных предметов, таких как физика и химия, информатика и другие. Изучение
математики требует от обучающихся немалых умственных и волевых усилий,
развитого воображения, высокой концентрации внимания. Кроме того, математика
формирует и развивает многие качества обучающегося. Например, развивается
пространственное и логическое мышление ученика, в целом расширяется кругозор
ребенка.
Важнейшая наука - это математика,
каждый человек в своей жизни встречается с математикой. В связи с этим, учитель
должен формировать и развивать у детей интерес к своему предмету, то есть
замотивировать их. Существенной задачей обучения математики школьников считается
формирование и развитие вычислительных умений и навыков, основа которых -
использование вычислительных приемов. Требование современного мира,
стремительно развивающегося - это умения быстро вычислять «на ходу». Умения
быстро вычислять пригодятся в дальнейшем и при обучении в школе, и в институте,
и в жизни.
Педагог (учитель) должен помочь
учащимся овладеть базой математических знаний, которые понадобятся им в
дальнейшей жизни, в их профессиональной деятельности. Владение устным счётом
является неотъемлемой частью нашей жизни (умение рассчитывать стоимость услуг
или товаров, подсчёт процентов и т.п.). Я считаю, что познавательный интерес к
математике можно развивать при помощи использования разных видов устного
счёта или же привлекая обучающихся к подготовке и проведению данного этапа
урока или же урока в целом.
Устный счет - это неотъемлемым
этапом каждого урока математики и в 1-ом и 9-м и в 11-м классах. На данном
этапе возможно решение основной задачи урока- сформировать у школьников навыки
выполнения арифметических действия и решение задач с их помощью.
От того, какие задания подобраны
педагогом для устных упражнений и в какой последовательности они присутствуют
на уроке, существенно зависит достижение целей урока и уровень активности
обучающихся. Для того чтобы заинтересовать учащихся, нужно подбирать
всевозможные задания и упражнения, которые будут рассчитаны как на «слабых»,
так и на «сильных» детей. Например, вычислительные задания (арифметические
действия с натуральными числами, дробями, решение элементарных уравнений или
неравенств), разгадывание ребусов, задания на внимание, геометрические
упражнения.
Важность устных упражнений
активизируют мыслительную деятельность обучающихся, но и имеют
воспитательную роль в обучении - дисциплинируют детей, развивают такие качества
у детей как терпение, учат их ждать отставших товарищей, приходить им на
помощь. Устный счёт является связующим элементом между этапами урока и может
переключить ребенка с одного вида деятельности на другую, подготовить их к
изучению новой темы, кроме того в устный счет могут включаться задание на
повторение или обобщение изученного материала.
Прививая интерес к устным
упражнениям, педагог помогает обучающимся активно действовать с учебным
материалом, побуждать у них стремление улучшать способы вычислений и решения
задач, менее рациональные заменять более экономичными. А это является важнейшим
условием сознательного усвоения материала. Направленность мыслительной
деятельности на поиск рациональных путей решения задачи подтверждает вариативность
мышления.
Упражнения - это система заданий,
направленная на общее (математическое) развитие обучающихся и на развитие
каких-то навыков. Устные упражнения - это специально подобранный комплекс
упражнений, которые учащиеся должны выполнить в уме и представить учителю
только ответ, при этом нельзя использовать черновики, калькуляторы и т.п.
Устные упражнения - это те
упражнения, решение которых возможно производить в уме. Основное их
преимущество перед другими видами вычислений состоит в большой экономии
времени, затрачиваемого на вычисления. Устные упражнения, обладают особенностью
вызывать высокое напряжение мышления, большую сосредоточенность внимания. Эта
напряженная мыслительная деятельность может быть использована с большим
эффектом для формирования у учащихся прочных и глубоких математических знаний.
Для этого разрабатывается система устных вычислительных упражнений - задач,
каждая из которых имеет определенное назначение: или подготовить учащегося к
восприятию вновь вводимого понятия, или способствовать выявлению свойств
понятия и их доказательству, или побудить учащегося к творческому решению
возникшей проблемы.
Раньше устные упражнения сводились
к обычным вычислениям, в результате за ними закрепилось название «устный счёт».
Устный счёт сохраняется до сих пор, несмотря на то, что изменилось содержание
программы, система устных упражнений. Введен алгебраический и геометрический
материал, уделяется большое внимание свойствам действий над числами и
величинами и многим другим вопросам. В формировании и совершенствовании знаний
по нумерации, в развитии личностных качеств обучающегося, большое значение
имеют устные упражнения. Создав определенную систему устных упражнений,
возможно, успешное повторение ранее изученного материала и даёт учащимся шанс
усвоить знания и применять их автоматически. Устные задания находятся в
методической взаимосвязи с темой урока и обладают проблемным характером.
Устные задания проводят в
вопросно-ответной форме, при этом все дети выполняют одновременно одни и те же
задания.
При выполнении устной работы у
ребенка активизируется мыслительная деятельность, развивается память и
внимание, речь, формируются и развиваются способности восприятия сказанного на
слух, быстрота реакции.
Процесс овладения навыками устных
вычислений обладает значительным образовательным, практическим и воспитательным
значением.
Наилучшему усвоению приёмов
письменных вычислений помогают устные упражнения и вычисления. Практическая
значимость устных вычислений заключается в том, что грамотность, правильность и
скорость таких вычислений необходима в повседневной жизни. Устные упражнения
содействуют развитию мышления школьников, развитию их сообразительности,
наблюдательности и математической зоркости.
Основная цель устных вычислений -
это формирование и развитие вычислительных навыков или навыков быстрого счёта.
Устные упражнения подбираются педагогом либо из специализированных сборников
или журналов, либо составляются им самостоятельно. Устные упражнения должны
отвечать целям урока и его теме, способствовать усвоению учебного материала на
конкретном уроке или усвоению ранее изученного материала.
Устные упражнения и устный счёт в
том числе не надо проводить на последних этапах урока, так как учащиеся уже
утомлены, а устные упражнения требуют от детей большого напряжения, мышления,
памяти и внимания. Число заданий должно быть таким, что бы и дети не утомились
при их решении и не тратили слишком много времени от всего урока.
В зависимости от общей цели урока
которой стремится достичь учитель могут быть различные цели и задачи при
использовании устных заданий на уроках математики.
Целью этапа урока, на котором
решаются устные задания можно сформулировать следующим образом:
1) как элемент достижения
поставленных целей урока. Например, на уроке поставлена цель научиться
складывать числа в пределах ста. Учитель объяснил материал, далее следует
решение заданий (коллективное), а в конце урока может быть выделен отдельный
этап, цель которого проверить как учащиеся могут выполнять сложение чисел в
пределах сотни в уме. Таким образом, устная работа выступает как один из
элементов достижения цели урока.
2) совершенствование вычислительных
навыков. Пример, на одном из первых этапов урока предлагается работа с рядом
устных упражнений, которые направлены на отработку вычислительных навыков
(умножение чисел или деление, сложение или вычитание и т.д.).
3) развитие или совершенствование
математической речи и культуры. Тут подразумевается использование упражнений,
которые требуют рассуждений на чисто математическом языке, оперируя
математическими терминами, например, такими как сумма и разность, периметр или
площадь и т.п.
4) способность систематизировать и
обобщать, а также переносить ранее приобретенные знания в новую ситуацию. Это
могут быть упражнения на сложение и вычитание двухзначных чисел, среди примеров
один пример с трехзначными числами, таким образом дети могут, во-первых,
повторить материал сложение двухзначных чисел, а затем его перенести на действия
с трехзначными числами.
Задачи этапа урока, на котором
работают с устными заданиями могут быть следующими:
Воспроизводство и корректировка
конкретных знаний, умений и навыков обучающихся, нужных для их дальнейшей
самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения
учителя.
Контроль педагога за состоянием
знаний обучающихся.
Психологическая подготовка детей к
восприятию нового материала.
Повышение познавательного интереса.
Список требований, которые должны
выполняться на этапе устных вычислений:
Подбор заданий процесс
целенаправленный, а не случайный;
Разнообразие в заданиях. Не должно
быть слишком простых заданий и заданий требующих трудных вычислений;
Заранее подготовить текст
упражнения, рисунок или чертёж;
В устной работе принимают участие
все обучающиеся;
Заранее определены критерии
оценивания ответов;
Современный урок математики сложный
педагогический процесс со своей структурой. Устные упражнения в том числе и
устные вычисления являются одним из этапов всего урока, имеющего свои цели и
задачи. Устные упражнения как этап урока своей целью имеют систематизацию и
обобщение знаний по какому-либо материалу, это способ активизации деятельности
учащихся.
Вывод: Устные упражнения - это те
упражнения, решение которых возможно производить в уме. Основное их
преимущество перед другими видами вычислений состоит в большой экономии
времени, затрачиваемого на вычисления. Устные упражнения, обладают особенностью
вызывать высокое напряжение мышления, большую сосредоточенность внимания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.