ПРОЕКТ «ВОЖАТЫЙ»
ЦЕЛИ: возрождение шефской работы в ОУ, помощь каждому в процессе активной
деятельности, развивать разносторонне творческую личность, уважающую себя и
других.
ЗАДАЧИ:
·
Развитие организаторских и коммуникативных навыков;
·
Обучение основам знаний вожатской работы;
·
Развитие мотивации к самосовершенствованию, к
творческой деятельности;
- Создание условий для самореализации,
самовыражения, самоутверждения членов детской организации;
- Развитие самодеятельности, самоуправления
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:
- добровольности (в осуществлении данного
проекта может участвовать любой ребенок, пожелавший жить интересной
творить и выдумывать);
- самостоятельности и инициативы (этот принцип
необходим для самовыражения личности; способствует становлению самостоятельного,
творческого человека);
- учет возрастных и индивидуальных
особенностей ;
- гуманизм (уважение к личности ребенка и вера
в его способности);
- общественно-полезной направленности (данный
принцип необходим для обогащения знаний ребят об окружающем, воспитание в
детях стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, работать
самостоятельно и творчески.);
- романтики и игры (этот принцип делает проект
более интересным).
УЧАСТНИКИ:
Старшие школьники – отряд вожатых «Спутник»
Младшие школьники – «Землята»
СТРУКТУРА:
- Отряд делится на звенья по 4 - 5 человек, во главе каждого -
звеньевой.
- К отряду прикреплён вожатый - старшеклассник. (Вожатые могут быть и у каждого
звена.)
ЭТАПЫ:
На 1 этапе формируются умения и навыки общения младшего и
старшего школьника, навыки поведения в коллективе.
На 2 этапе активно развивается опыт самоуправления при
существенной помощи и поддержке старших школьников - Спутников, возрастает
сложность и объём выполняемых Землятами (младшие школьники) поручений.
На 3 этапе значительно возрастает опыт общественного поведения
Землят, навыки коллективного думания и решения при повышенной индивидуальной
ответственности, самостоятельного управления своей жизнью и делами. Переход в
Отряд вожатых «Спутник»
ФУНКЦИИ:
- Отряд «Землят» создаётся при классе младших
школьников.
- Планирование и осуществление планов в
повседневной воспитательной работе организуется учителем начальных классов и
воспитателем совместно с вожатыми - старшеклассниками и родителями при активном
участии самих «Землят».
- Коллективные дела «Землят» призваны воспитывать общественную активность
каждого Землёнка.
- В коллективных делах воплощаются все правила Землят.
Землята - дружные ребята:
читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Землята - честные ребята, любят учиться,
уважают старших и берегут родную природу.
Только тех, кто любит труд, все Землятами зовут.
- При планировании работы необходимо помнить, что
коллектив класса - это коллектив, управляемый воспитателем, а отряды «Спутник»
и «Землята» - коллектив, который учится быть самоуправляемым.
- Жизнь и дела отрядов «Спутник» и «Землята» должны помогать развитию их
познавательной активности, глубокого интереса к знанию, учению.
- Наиболее эффективное средство организации жизни в коллективе - игра.
- Последовательное развитие воспитательных задач в работе отрядов, усложнение
требований к деятельности детей с учётом их возрастных и
индивидуально-психологических особенностей, предполагают формирование
самостоятельности и самодеятельности, подготовку к вступлению на вторую ступень
детской организации.
СЛАГАЕМЫЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЕКТЕ:
Организационные задачи:
- Организация самоуправляемой познавательной,
общественно полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной,
досуговой деятельности детей.
- Организация общения учащихся как особого
вида их деятельности.
Содержание деятельности детей:
- Всё больше и больше узнают о
родном крае, о Родине, о работе пап и мам, о сверстниках, об истории своего
народа.
- Участвуют в полезном труде, спортивных состязаниях.
- Играют, разучивают новые стихи и песни, читают, рисуют, рукодельничают.
Содержание деятельности педагога:
- Продумывание целей и задач и составление плана работы с детьми.
- Подготовка и проведение совещания с вожатыми и младшими ребятами о ходе
работы или занятия.
- Контроль хода работы и необходимая поддержка, помощь.
- Оценка проведённого дела, подведение воспитательных итогов.
Формы коллективного действия детей:
- Рейд, десант
- Смотр, праздник песни
- Город весёлых мастеров
- Клуб почемучек
Поручения даются на разные сроки: от недельных и месячных до поручений на
четверть и на полугодие. Поручения могут быть как индивидуальные (для каждого
члена звена) так и коллективные (для всего звена).
Ответственность:
- за состояние тетрадей и учебников;
- за готовность товарищей к урокам;
- за поведение на уроках и на переменах,
- за порядок в кабинете, в комнатах,
- за чистоту, опрятный внешний вид,
- за настенный календарь природы,
- за классную библиотечку,
- за дежурство по классу,
- за живой уголок и комнатные растения,
- за организацию игр и развлечений,
- за организацию добрых дел,
Играя, ребята выполняют все вышеперечисленные поручения. Это
сюжетно-ролевая игра. Игра обучающая и развивающая. Играя, наши дети учатся
строить свою жизнь в обществе, в коллективе, учатся раскрывать свой творческий,
интеллектуальный потенциал, учатся самоуправлению.
Соревнование испытывает возможности детей, даёт мощный стимул к
развитию задатков и способностей, самораскрытию и самосовершенствованию, к
выявлению духовных и физических талантов ребёнка, к развитию духа
сотрудничества.
Состязательность:
- в разных видах коллективного труда детей
- в спортивных соревнованиях, смотрах и конкурсах
- в соблюдении чистоты, порядка, аккуратности и бережливости
- в приобретении элементарных умений, например ПДД или противопожарных
правил.
Соревнованию обеспечена:
- доступность всем детям
- сравнимость результатов
- гласность
- экран соревнования
- торжественное подведение итогов
- шуточные задания, весёлые репортажи, призы с улыбкой.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
- Патриотическое
- Экологическое
- Развитие общественной (гражданской)
активности и самосознания
- Этическое и эстетическое
- Трудовое и экономическое
- Спортивное и оздоровительное
- Просветительское
Патриотическое
- Учимся любить Родину и служить Отечеству
-
- военизированные игры,
- поисковая работа, сотрудничество со школьным музеем,
- встречи с ветеранами, выходы на Бульвар Героев,
- экскурсии в музеи города
- знакомство со службой в армии и милиции, в пожарных частях,
- участие в городских, общественно-значимых мероприятиях,
- изучение истории родного края, биографий наших славных земляков
- Цикл мероприятий по теме "Боевое
прошлое нашей страны в духовной жизни нашего народа"
- Мероприятия, посвящённые общегосударственным
праздникам, изучение государственной символики
- Знакомство с биографиями и делами выдающихся
сынов Отечества, с достижениями Родины
Экологическое
- Цикл мероприятий на тему "Мы - дети
твои, дорогая Земля!"
- Экологические десанты (на речку Слюдянка, на
озеро Байкал)
- Субботники
- Природоохранная пропаганда
Общественная активность и гражданское самосознание
- Организация классного соуправления
- Организация встреч с интересными людьми,
экскурсий
- Организация конкурсов, состязаний, сборов и
слётов, праздников, игр и турпоходов
- Знакомство с символикой, общественным
устройством и законами нашего государства
Этическое и эстетическое
- Организация творческих встреч, экскурсий и
культпоходов, занятий в библиотеке, музее, театре
- Организация творческих выставок (поделок,
рисунков), литературных чтений, конкурсов
- Организация театрализованных праздников, игр
- Знакомство с правилами поведения в
общественных местах (культура поведения)
- Знакомство с правилами культурного общения
людей (этика общения и человеческих отношений)
- Изучение вопросов детской моды, эстетики
внешнего вида учащихся
- Активное участие в работе школьной газеты
«Заводила»
Трудовое и экономическое
- Цикл профориентационных мероприятий на тему
"Чем пахнут ремёсла?"
- Субботники
- Общественно-полезный труд в школе, в классе
- Организация конкурса на самый
благоустроенный и чистый класс
Спортивное и оздоровительное
- Организация спортивных конкурсов, игр и
состязаний
- Цикл мероприятий на тему "Чистота -
залог здоровья"
- Организация физической зарядки (физминуток)
в классах
Педагогическое и просветительское
- Проведение агитминуток, лекций, бесед
- Выступления в школьной газете, оформление
наглядной агитации в школе
- Привлечение родителей к подготовке и
проведению всевозможных мероприятий
- Работа вожатых
Семь волшебных правил отрядов «Спутник и «Землята»:
Земля - твой дом.
Есть Земля - есть ты.
Мы - дети одной Земли.
Люби свою родную землю.
"Я" не хуже и не лучше, чем "МЫ"
"Ты" не один, когда
"МЫ" с тобой.
А добро всегда лучше зла.
Курирование шефской работы, которая включает в себя:
- Помощь классному руководителю и воспитателю
подшефного класса.
- Помощь в организации конкурсов.
- Знакомство и изучение новых игр
- Проведение шефских спектаклей.
- Проведение тематических классных часов.
- Знакомство с новинками художественной и
научной литературы, осуществляет библиотечные чтения
- Проведение подвижных и «тихих» игр на
переменах
- Сопровождение в поездках.
Традиционными
делами являются следующие мероприятия:
Сентябрь
|
Октябрь
|
«Праздник первого звонка»
«Юные Робинзоны»
|
«День пожилого человека»
«Посвящение в старшеклассники»
«День учителя»
«Золотая осень»
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
«День согласия и примирения»
«День матери»
Акция «Покормите птиц»
|
«Идет новый год»
Город мастеров «Изготовление новогодних
сувениров»
|
Январь
|
Февраль
|
«Татьянин день»
|
«Хлеб - всему голова!»»
«Конкурс патриотической песни»
«День защитника Отечества»
|
Март
|
Апрель
|
«Месячник чистоты и порядка»,
«День земли»,
«День птиц»,
«День 8-го марта»
|
«День здоровья»,
«Безопасное колесо»,
«Зарница»
|
Май
|
Июнь-июль-август
|
«День Победы»,
«Вот и стали мы на год взрослее»
|
«День защиты детей»
|
ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:
При
участии в проекте для старшеклассников основным результатом должно стать:
1.Владение
приемами эффективного общения.
2.Знать:
·
особенности возрастного развития детей младшего
возраста и подростков.
·
особенности временного детского коллектива.
·
методика организации коллективно-творческих дел,
малые формы работы.
·
возможности игры.
·
безопасность жизни и здоровья детей.
3.Уметь:
·
Проектировать коллективную и индивидуальную работу
в отряде;
·
Организовывать жизнедеятельность в отряде, работу в
группе, координировать собственную деятельность;
·
Сотрудничать с младшими детьми, взаимодействовать с
ними;
·
Анализировать собственную деятельность;
·
Оформлять пресс-центр, уголки, выставки,
изготавливать призы и т.д.
Литература
1.Я и мы.-Программа
СПО – ФДО.М.,1996
2.Как стать собой.
Психотехника индивидуальности.-М., Интерпракс, 1994
3.Детские
общественные организации в новом веке.: Ж. «Воспитание школьников» № 3, 2003
4.Сартан Г.Н.:
Психотренинги для учителей и страшеклассников.-М.: ГНДМПК «Комплес-центр», 1992
5.Карнеги Д.: Как
завоевать друзей. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.:
Просвещение, 2007
7.Игры – обучение.
Тренинг.Досуг.: Под редакцией В.В. Петрусинского.- М.: Новая школа, 2008
8.Андреев
В.И.:Деловая игра.-Казань, 2007
Материально-техническое
обеспечение программы
Для
проведения занятий предоставлен учебный класс с наличием не менее 20 столов,
стульев.
Доступ
к информационно - компъютерным технологиям, множительной техники.
Наличие
канцелярских товаров, фото, видео.
Привлечение
родителей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.