Главная / Классному руководителю / Воспитательный проект работы с классом "Вожатые: большие и маленькие"

Воспитательный проект работы с классом "Вожатые: большие и маленькие"

ПРОЕКТ «ВОЖАТЫЙ»

ЦЕЛИ: возрождение шефской работы в ОУ, помощь каждому в процессе активной деятельности, развивать разносторонне творческую личность, уважающую себя и других.

ЗАДАЧИ:

  • Развитие организаторских и коммуникативных навыков;

  • Обучение основам знаний вожатской работы;

  • Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;

  • Создание условий для самореализации, самовыражения, самоутверждения членов детской организации;

  • Развитие самодеятельности, самоуправления

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:

  • добровольности (в осуществлении данного проекта может участвовать любой ребенок, пожелавший жить интересной творить и выдумывать);

  • самостоятельности и инициативы (этот принцип необходим для самовыражения личности; способствует становлению самостоятельного, творческого человека);

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ;

  • гуманизм (уважение к личности ребенка и вера в его способности);

  • общественно-полезной направленности (данный принцип необходим для обогащения знаний ребят об окружающем, воспитание в детях стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, работать самостоятельно и творчески.);

  • романтики и игры (этот принцип делает проект более интересным).

УЧАСТНИКИ:

Старшие школьники – отряд вожатых «Спутник» Младшие школьники – «Землята»

СТРУКТУРА:

- Отряд делится на звенья по 4 - 5 человек, во главе каждого - звеньевой.
- К отряду прикреплён вожатый - старшеклассник. (Вожатые могут быть и у каждого звена.)

ЭТАПЫ:

На 1 этапе формируются умения и навыки общения младшего и старшего школьника, навыки поведения в коллективе.

На 2 этапе активно развивается опыт самоуправления при существенной помощи и поддержке старших школьников - Спутников, возрастает сложность и объём выполняемых Землятами (младшие школьники) поручений.

На 3 этапе значительно возрастает опыт общественного поведения Землят, навыки коллективного думания и решения при повышенной индивидуальной ответственности, самостоятельного управления своей жизнью и делами. Переход в Отряд вожатых «Спутник»


ФУНКЦИИ:


- Отряд «Землят» создаётся при классе младших школьников.

- Планирование и осуществление планов в повседневной воспитательной работе организуется учителем начальных классов и воспитателем совместно с вожатыми - старшеклассниками и родителями при активном участии самих «Землят».
- Коллективные дела «Землят» призваны воспитывать общественную активность каждого Землёнка.
- В коллективных делах воплощаются все правила Землят.

   Землята - дружные ребята:
   читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
   Землята - честные ребята, любят учиться,
   уважают старших и берегут родную природу.
   Только тех, кто любит труд, все Землятами зовут.

- При планировании работы необходимо помнить, что коллектив класса - это коллектив, управляемый воспитателем, а отряды «Спутник» и «Землята» - коллектив, который учится быть самоуправляемым.
- Жизнь и дела отрядов «Спутник» и «Землята» должны помогать развитию их познавательной активности, глубокого интереса к знанию, учению.
- Наиболее эффективное средство организации жизни в коллективе - игра.
- Последовательное развитие воспитательных задач в работе отрядов, усложнение требований к деятельности детей с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей, предполагают формирование самостоятельности и самодеятельности, подготовку к вступлению на вторую ступень детской организации.

СЛАГАЕМЫЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЕКТЕ:

Организационные задачи:

  • Организация самоуправляемой познавательной, общественно полезной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной, досуговой деятельности детей.

  • Организация общения учащихся как особого вида их деятельности.

Содержание деятельности детей:

- Всё больше и больше узнают о родном крае, о Родине, о работе пап и мам, о сверстниках, об истории своего народа.
- Участвуют в полезном труде, спортивных состязаниях.
- Играют, разучивают новые стихи и песни, читают, рисуют, рукодельничают.

Содержание деятельности педагога:
- Продумывание целей и задач и составление плана работы с детьми.
- Подготовка и проведение совещания с вожатыми и младшими ребятами о ходе работы или занятия.
- Контроль хода работы и необходимая поддержка, помощь.
- Оценка проведённого дела, подведение воспитательных итогов.



Формы коллективного действия детей:
- Рейд, десант
- Смотр, праздник песни
- Город весёлых мастеров
- Клуб почемучек

Поручения даются на разные сроки: от недельных и месячных до поручений на четверть и на полугодие. Поручения могут быть как индивидуальные (для каждого члена звена) так и коллективные (для всего звена).
Ответственность:
- за состояние тетрадей и учебников;
- за готовность товарищей к урокам; 
- за поведение на уроках и на переменах,
- за порядок в кабинете, в комнатах,
- за чистоту, опрятный внешний вид, 
- за настенный календарь природы,
- за классную библиотечку, 
- за дежурство по классу,
- за живой уголок и комнатные растения,
- за организацию игр и развлечений,
- за организацию добрых дел,


Играя, ребята выполняют все вышеперечисленные поручения. Это сюжетно-ролевая игра. Игра обучающая и развивающая. Играя, наши дети учатся строить свою жизнь в обществе, в коллективе, учатся раскрывать свой творческий, интеллектуальный потенциал, учатся самоуправлению.
Соревнование испытывает возможности детей, даёт мощный стимул к развитию задатков и способностей, самораскрытию и самосовершенствованию, к выявлению духовных и физических талантов ребёнка, к развитию духа сотрудничества.

Состязательность:
- в разных видах коллективного труда детей
- в спортивных соревнованиях, смотрах и конкурсах
- в соблюдении чистоты, порядка, аккуратности и бережливости
- в приобретении элементарных умений, например ПДД или противопожарных правил.

Соревнованию обеспечена:
- доступность всем детям
- сравнимость результатов
- гласность
- экран соревнования
- торжественное подведение итогов
- шуточные задания, весёлые репортажи, призы с улыбкой.







НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

  • Патриотическое

  • Экологическое

  • Развитие общественной (гражданской) активности и самосознания

  • Этическое и эстетическое

  • Трудовое и экономическое

  • Спортивное и оздоровительное

  • Просветительское

Патриотическое

  • Учимся любить Родину и служить Отечеству - 
    - военизированные игры, 
    - поисковая работа, сотрудничество со школьным музеем,
    - встречи с ветеранами, выходы на Бульвар Героев, 
    - экскурсии в музеи города
    - знакомство со службой в армии и милиции, в пожарных частях,
    - участие в городских, общественно-значимых мероприятиях, 
    - изучение истории родного края, биографий наших славных земляков

  • Цикл мероприятий по теме "Боевое прошлое нашей страны в духовной жизни нашего народа"

  • Мероприятия, посвящённые общегосударственным праздникам, изучение государственной символики

  • Знакомство с биографиями и делами выдающихся сынов Отечества, с достижениями Родины

Экологическое

  • Цикл мероприятий на тему "Мы - дети твои, дорогая Земля!"

  • Экологические десанты (на речку Слюдянка, на озеро Байкал)

  • Субботники

  • Природоохранная пропаганда

Общественная активность и гражданское самосознание

  • Организация классного соуправления

  • Организация встреч с интересными людьми, экскурсий

  • Организация конкурсов, состязаний, сборов и слётов, праздников, игр и турпоходов

  • Знакомство с символикой, общественным устройством и законами нашего государства

Этическое и эстетическое

  • Организация творческих встреч, экскурсий и культпоходов, занятий в библиотеке, музее, театре

  • Организация творческих выставок (поделок, рисунков), литературных чтений, конкурсов

  • Организация театрализованных праздников, игр

  • Знакомство с правилами поведения в общественных местах (культура поведения)

  • Знакомство с правилами культурного общения людей (этика общения и человеческих отношений)

  • Изучение вопросов детской моды, эстетики внешнего вида учащихся

  • Активное участие в работе школьной газеты «Заводила»

Трудовое и экономическое

  • Цикл профориентационных мероприятий на тему "Чем пахнут ремёсла?"

  • Субботники

  • Общественно-полезный труд в школе, в классе

  • Организация конкурса на самый благоустроенный и чистый класс

Спортивное и оздоровительное

  • Организация спортивных конкурсов, игр и состязаний

  • Цикл мероприятий на тему "Чистота - залог здоровья"

  • Организация физической зарядки (физминуток) в классах

Педагогическое и просветительское

  • Проведение агитминуток, лекций, бесед

  • Выступления в школьной газете, оформление наглядной агитации в школе

  • Привлечение родителей к подготовке и проведению всевозможных мероприятий

  • Работа вожатых

Семь волшебных правил отрядов «Спутник и «Землята»:

Земля - твой дом.
Есть Земля - есть ты.

Мы - дети одной Земли.
Люби свою родную землю.
"Я" не хуже и не лучше, чем "МЫ"
"Ты" не один, когда "МЫ" с тобой.
А добро всегда лучше зла.


Курирование шефской работы, которая включает в себя:

  • Помощь классному руководителю и воспитателю подшефного класса.

  • Помощь в организации конкурсов.

  • Знакомство и изучение новых игр

  • Проведение шефских спектаклей.

  • Проведение тематических классных часов.

  • Знакомство с новинками художественной и научной литературы,   осуществляет библиотечные чтения 

  • Проведение подвижных и «тихих» игр на переменах

  • Сопровождение в поездках.





Традиционными делами являются следующие мероприятия:


Сентябрь

Октябрь

«Праздник первого звонка»
«Юные Робинзоны»

«День пожилого человека»
«Посвящение в старшеклассники»
«День учителя»
«Золотая осень»

Ноябрь

Декабрь

«День согласия и примирения»
«День матери»

Акция «Покормите птиц»

«Идет новый год»

Город мастеров «Изготовление новогодних сувениров»

Январь

Февраль

«Татьянин день»

«Хлеб - всему голова!»»
«Конкурс патриотической песни»
«День защитника Отечества»

Март

Апрель

«Месячник чистоты и порядка»,
«День земли»,
«День птиц»,
«День 8-го марта»

«День здоровья»,
«Безопасное колесо»,
«Зарница»

Май

Июнь-июль-август

«День Победы»,
«Вот и стали мы на год взрослее»

«День защиты детей»


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:

При участии в проекте для старшеклассников основным результатом должно стать:

1.Владение приемами эффективного общения.

2.Знать:

  • особенности возрастного развития детей младшего возраста и подростков.

  • особенности временного детского коллектива.

  • методика организации коллективно-творческих дел, малые формы работы.

  • возможности игры.

  • безопасность жизни и здоровья детей.

3.Уметь:

  • Проектировать коллективную и индивидуальную работу в отряде;

  • Организовывать жизнедеятельность в отряде, работу в группе, координировать собственную деятельность;

  • Сотрудничать с младшими детьми, взаимодействовать с ними;

  • Анализировать собственную деятельность;

  • Оформлять пресс-центр, уголки, выставки, изготавливать призы и т.д.

Литература

1.Я и мы.-Программа СПО – ФДО.М.,1996

2.Как стать собой. Психотехника индивидуальности.-М., Интерпракс, 1994

3.Детские общественные организации в новом веке.: Ж. «Воспитание школьников» № 3, 2003

4.Сартан Г.Н.: Психотренинги для учителей и страшеклассников.-М.: ГНДМПК «Комплес-центр», 1992

5.Карнеги Д.: Как завоевать друзей. Старшеклассникам об основах организаторской работы. М.: Просвещение, 2007

7.Игры – обучение. Тренинг.Досуг.: Под редакцией В.В. Петрусинского.- М.: Новая школа, 2008

8.Андреев В.И.:Деловая игра.-Казань, 2007



Материально-техническое обеспечение программы

Для проведения занятий предоставлен учебный класс с наличием не менее 20 столов, стульев.

Доступ к информационно - компъютерным технологиям, множительной техники.

Наличие канцелярских товаров, фото, видео.

Привлечение родителей.


Воспитательный проект работы с классом "Вожатые: большие и маленькие"
  • Классному руководителю
Описание:

Данный проект помогает привлечь детей к участию в общественной деятельности, повышению социальной активности, дает возможность позитивной самореализации, сближению интересов старших и младших школьников  в организации досуга.

Также осуществляется интеграция приобретенных навыков выбора вида деятельности и социальной роли через участие детей в работе отряда вожатых.

Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся. Раскрывает личностные качества подростка.

Одним из важнейших направлений в деятельности отряда является привлечение учащихся к общественной жизни школы, организации досуга. Необходимо отметить, что добровольное участие в Отряде вожатых возможно лишь тогда, когда дети видят в нем перспективу интересной жизни, основанной на энтузиазме, творчестве и желании “зажигать” сердца окружающих людей, а также перспективу реализации собственных возможностей и потребностей.

Все учащиеся, участвуя в работе Отряда вожатых, невольно принимают точку зрения интересов всего коллектива. Здесь важно добиться, чтобы жизнь коллектива для каждого члена самоуправления, забота о подшефном классе, о деле, в котором участие  в своей школе стало неотъемлемой частью его личности. Занятия в рамках работы Отряда вожатых пробуждает воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников.

Автор Лиходей Наталья Вячеславовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 514
Номер материала 51528
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓