Главная / Физкультура / Воспитательные возможности современного урока физической культуры

Воспитательные возможности современного урока физической культуры

Воспитательный потенциал урока


 


Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы.

Остановлюсь на двух аспектах проблемы: воспитательные возможности учебных предметов и использование на уроке современных образовательных технологий.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.



Одна из причин неэффективности применения на уроке современных технологий видится в том, что у нас сразу же складывается своя особая трактовка новой технологии. Из нее исключаются наиболее сложные и непривычные элементы и берутся на вооружение понятные.

Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии.

Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Но ведь намного проще организовать деятельность учащихся только на одном уровне - репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: оргмомент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание. И еще одна проблема, связанная с применением современных технологий.

Сегодня в школу приходят технологии, базирующиеся на использовании тестовых заданий. Для многих из нас это оказалось новацией. Не ставя под сомнение значение теста в обучении, хочу высказать опасение: если такие технологии станут системой в преподавании предметов, не ограничит ли это возможность воспитывать в наших учениках такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д.? Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов.

Липецкие педагоги накопили большой опыт в воспитании подрастающего поколения. Наша задача - осмыслить его, проанализировать и на этой основе искать новые эффективные пути решения педагогических задач.

Чем успешнее будет эта работа, тем скорее сбудутся слова создателя классно-урочной системы Я.А.Коменского, призывавшего педагогов "...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию".

В заключение я хочу и себе, и другим педагогам задать вопрос: реализуя образовательный и воспитательный потенциал каждого своего урока, мы движемся к Я. А. Коменскому в XVII век или же с Коменским идем в век XXI ?!





















Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечиваете роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника.

Урок – ключевой элемент воспитания.

Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Откроем же потенциальные возможности, высветим скрытые воспитательные мощности урока и приступим к качественному преобразованию урока в ситуации мировой «революции в обучении».

Важно очертить наше представление о воспитании: что оно такое?

Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее такими новообразованиям в структуре личности, как:

  • знания о мире;

  • умение взаимодействовать с миром;

  • ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается поднятья на уровень культуры, и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.

А педагогический профессионализм, педагога входящего вместе с детьми на вершину культуры – это:

  • знание философских, психологических биологических закономерностей развития ребенка;

  • система профессиональных умений взаимодействия с детьми, обеспечивающих организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим миром;

  • система мировоззренческих отношений к миру и системам отношений ценностям жизни на земле;

  • система умений «прикосновения к личности» ребенка.

Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая воспитательная работа с детьми обеспечена профессиональной подготовкой педагогов, работающих с детьми.

Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личностной структуры ученика. Повседневный урок – это широкий воспитательный процесс, а урок – отдельный момент этого широкого воспитательного процесса. Следовательно, нельзя «не хотеть заниматься воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания. Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика. Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно. Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я». В воспитательный потенциале урока входят пять компонентов, скрывающие в себе возможности социально-личностного влияния на становление человека. Два из них — условные, содействующие наилучшему качественному результату деятельности детей и педагога.

Материально-средовое окружение ученика во время урок как условие его деятельности обеспечивается предметным обустройством урока на уровне культуры, культурными поведенческими традиций и выстраиванием благоприятной для развития детей мизансцены урока

Духовные благоприятные условия создаются благодаря гуманистической позицией педагога, которая предполагает всю совокупность отношений между всеми участниками урока в парадигме «человек – человек»; вводят на урок безусловную ценность Человека гуманистическими взаимоотношениями между людьми на уроке и педагогически создаваемому триумфу личности каждого ребенка в процессе обучения.

Коренным компонентом является деятельность учеников, мы называем его «тело урока». Чтобы реально обеспечить воспитательное влияние, этот компонент должен отвечать требованиям такого рода:

  • содержание учебного материала должно инструментоваться с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям»;

  • процесс познавательной деятельности обеспечивает систему методик, адекватных поставленным задачам формирования вполне определенных новообразований личности ученика;

  • взаимоотношения субъектов деятельности на уроке должны выстраиваться как отношения субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;

  • необходима индивидуализация деятельности каждого учащегося в ее объеме, уровне трудности и оформлении, а также признание права личности на индивидуальные поведенческие проявления.

Базовый организационный компонент создается пятью профессиональными операциями педагога, выдвигающего организационные требования групповой работы. Они общеизвестны, мы позволим себе перечислить их: довести до логического конца требование; сопроводить инструкцией для легкого исполнения требования; сохранять неизменно позитивный характер требования; сохранять доступность требуемого на данном этапе развития детей; переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Неотъемлемым компонентом урока становится любое случайное событие, происшедшее по воле неожиданно возникших обстоятельств, то, что мы назвали инцидентом.









































Сообщение на тему:

«Воспитательные возможности современного урока».





















Учитель: Газиева Л.И.











































Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога — в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

В. А. Сухомлинский называл таких учителей «умеющими воспитывать знаниями». Он писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

— использования современных образовательных технологий;

— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время.

Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.

Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

Воспитательные возможности современного урока физической культуры
  • Физкультура
Описание:

Воспитательный потенциал урока

 

 

 

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы.

Остановлюсь на двух аспектах проблемы: воспитательные возможности учебных предметов и использование на уроке современных образовательных технологий.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно изжил себя. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.

Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

 

Одна из причин неэффективности применения на уроке современных технологий видится в том, что у нас сразу же складывается своя особая трактовка новой технологии. Из нее исключаются наиболее сложные и непривычные элементы и берутся на вооружение понятные.

Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии.

Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Но ведь намного проще организовать деятельность учащихся только на одном уровне - репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: оргмомент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание. И еще одна проблема, связанная с применением современных технологий.

Сегодня в школу приходят технологии, базирующиеся на использовании тестовых заданий. Для многих из нас это оказалось новацией. Не ставя под сомнение значение теста в обучении, хочу высказать опасение: если такие технологии станут системой в преподавании предметов, не ограничит ли это возможность воспитывать в наших учениках такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д.? Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов.

Липецкие педагоги накопили большой опыт в воспитании подрастающего поколения. Наша задача - осмыслить его, проанализировать и на этой основе искать новые эффективные пути решения педагогических задач.

Чем успешнее будет эта работа, тем скорее сбудутся слова создателя классно-урочной системы Я.А.Коменского, призывавшего педагогов "...учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам и глубокому благочестию".

В заключение я хочу и себе, и другим педагогам задать вопрос: реализуя образовательный и воспитательный потенциал каждого своего урока, мы движемся к Я. А. Коменскому в XVII век или же с Коменским идем в век XXI ?!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечиваете роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника.

Урок – ключевой элемент воспитания.

Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Откроем же потенциальные возможности, высветим скрытые воспитательные мощности урока и приступим к качественному преобразованию урока в ситуации мировой «революции в обучении».

Важно очертить наше представление о воспитании: что оно такое?

Воспитание – это введение ребенка в контекст современной культуры, содействующее такими новообразованиям в структуре личности, как:

·         знания о мире;

·         умение взаимодействовать с миром;

·         ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается поднятья на уровень культуры, и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.

А педагогический профессионализм, педагога входящего вместе с детьми на вершину культуры – это:

·         знание философских, психологических биологических закономерностей развития ребенка;

·         система профессиональных умений взаимодействия с детьми, обеспечивающих организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим миром;

·         система мировоззренческих отношений к миру и системам отношений ценностям жизни на земле;

·         система умений «прикосновения к личности» ребенка.

Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая воспитательная работа с детьми обеспечена профессиональной подготовкой педагогов, работающих с детьми.

Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личностной структуры ученика. Повседневный урок – это широкий воспитательный процесс, а урок – отдельный момент этого широкого воспитательного процесса. Следовательно, нельзя «не хотеть заниматься воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания. Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика. Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно. Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я». В воспитательный потенциале урока входят пять компонентов, скрывающие в себе возможности социально-личностного влияния на становление человека. Два из них — условные, содействующие наилучшему качественному результату деятельности детей и педагога.

Материально-средовое окружение ученика во время урок как условие его деятельности обеспечивается предметным обустройством урока на уровне культуры, культурными поведенческими традиций и выстраиванием благоприятной для развития детей мизансцены урока

Духовные благоприятные условия создаются благодаря гуманистической позицией педагога, которая предполагает всю совокупность отношений между всеми участниками урока в парадигме «человек – человек»; вводят на урок безусловную ценность Человека гуманистическими взаимоотношениями между людьми на уроке и педагогически создаваемому триумфу личности каждого ребенка в процессе обучения.

Коренным компонентом является деятельность учеников, мы называем его «тело урока». Чтобы реально обеспечить воспитательное влияние, этот компонент должен отвечать требованиям такого рода:

·         содержание учебного материала должно инструментоваться с точки зрения жизни как основного объекта изучения: «от факта к явлению и от него к закономерностям»;

·         процесс познавательной деятельности обеспечивает систему методик, адекватных поставленным задачам формирования вполне определенных новообразований личности ученика;

·         взаимоотношения субъектов деятельности на уроке должны выстраиваться как отношения субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями;

·         необходима индивидуализация деятельности каждого учащегося в ее объеме, уровне трудности и оформлении, а также признание права личности на индивидуальные поведенческие проявления.

Базовый организационный компонент создается пятью профессиональными операциями педагога, выдвигающего организационные требования групповой работы. Они общеизвестны, мы позволим себе перечислить их: довести до логического конца требование; сопроводить инструкцией для легкого исполнения требования; сохранять неизменно позитивный характер требования; сохранять доступность требуемого на данном этапе развития детей; переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Неотъемлемым компонентом урока становится любое случайное событие, происшедшее по воле неожиданно возникших обстоятельств, то, что мы назвали инцидентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Романенко Оксана Александровна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 1722
Номер материала 12773
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓