Главная / Классному руководителю / воспитательное занятие "Дети блокадного Ленинграда"

воспитательное занятие "Дети блокадного Ленинграда"


Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида п. Орловского













Воспитательное занятие для обучающихся воспитанников группы продленного дня «Дети блокадного Ленинграда»















Выполнила: Шкурина Юлия Сергеевна

воспитатель группы продленного дня




Воспитательное занятие на тему «Дети блокадного Ленинграда»


Цель:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

2. Рассказать о героизме юных солдат - ровесников современных мальчишек и девчонок;

3. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.

4. Способствовать воспитанию связи поколений.

Задачи:

1. Познакомить ребят с понятием блокада;

2. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.


Слайд 1

(под звучание музыки «Журавли» говорит воспитатель)


Воспитатель: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашисткой Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с кровавым, коварным, беспощадным врагом.


Байдиев Руслан


Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она.

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей.


Слайд 2, 3, 4, 5, 6.

Воспитатель: Особое место в летописи Великой Отечественной войны занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. Ребята на этих фотографиях великолепный и красивый мирный город Ленинград (сейчас он называется Санкт - Петербург)


Слайд 7, 8, 9, 10, 11

Воспитатель: Первые фашистские бомбы были сброшены на город 6 сентября, а затем город стал подвергаться систематическим налетам вражеской авиации. Один из самых крупных налетов в нем участвовало 276 фашистских самолетов, в течение дня Ленинград бомбили шесть раз. За время блокады фашисты сбросили на город более 107 тысяч бомб и 150 тысяч снарядов.


Слайд 12

Воспитатель: На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость.


Слайд 13

Воспитатель: Ленинградцы построили 35 километров баррикад.


Слайд 14, 15, 16, 17, 18.

Воспитатель: Было построено 4170 дотов,( дот – укрепление защищающее бойцов) 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках – отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.


Слайд 19

Воспитатель: С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. (показать детям хлеб весом 125 грамм) Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.


Слайд 20

Рассказ «Хлебные крошки»

Воспитатель: Это было во время войны, в осажденном фашистами Ленинграде. В магазине холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь.

Люди подходили. Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький ,

но тяжелый и влажный, потому , что муки

в нем было совсем мало., а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой стороны

прилавка толпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, изнеможённые лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны теплыми шарфами и платками.

Ноги – в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.


Слайд 21

Воспитатель: Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной

Слайд 22

Воспитатель: Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.


Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной “транспорт” жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).


Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Клип « за водой »




Слайд 23

Воспитатель: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.

Слайд 24

Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.


Слайд 25

Воспитатель: И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.


Слайд 26

Воспитатель: 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.


«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.


Слайд 27

Воспитатель: Мы помним и героических защитников города, и женщин заменивших мужей на заводах, но мне хотелось бы вспомнить о самых юных ленинградцах – ваших ровесниках и тех кто был еще младше.


Слайд 28

Воспитатель: До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали взрослым, бегали, разбивали носы и коленки.


Слайд 29

Воспитатель: Но пришел час, и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.


Слайд 30

Воспитатель: Маленькие герои большой войны.


Слайд 31

Воспитатель: Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.



Слайд 32

Воспитатель: Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что порою в это сложно поверить.





Слайд 33, 34

Воспитатель: На защиту Отечества встали не только взрослые, но и дети. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду.

Слайд 35

Воспитатель: Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации, тушили зажигательные бомбы

Но это было и в истории нашей страны и в судьбах ребят.


Слайд 36


Вика Цурикова читает стихотворение


Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой

Несовместимы,

Несовместимы

Дети и война!


Слайд 37

Воспитатель: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.


Слайд 38

Воспитатель: Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.

Слайд 39

Воспитатель: Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила.





Слайд 40

Воспитатель: Стоявшая в центре класса жестяная печурка – “буржуйка” не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.


Слайд 41

Воспитатель: Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.


Максим Булочкин читает стихотворение.

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.


Слайд 42

Воспитатель: Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней


Слайд 43

Воспитатель: В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие рабочие ушли на фронт.


Слайд 44

Воспитатель: И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.


Слайд 45

Воспитатель: Трудно пришлось ребятам блокадной поры, но они выдержали, не сдались, потому что не могли себе представить – как можно отдать врагу родной город.


Слайд 46

Воспитатель: Тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они лежали в холодных квартирах, едва передвигались.

Ужас от перенесенных невзгод застыл в их лицах. Многие из них по 10-15 дней не видели горячей пищи или просто кипятка.


слайд 47

Воспитатель: В Ленинграде создана была широкая сеть детских домов, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел.

Слайд 48

Воспитатель: Всем война принесла горе, но больше всех - детям.


Слайд 49

Воспитатель: На них обрушилось столько, что каждый хотел хоть часть этого кошмара снять с детских плеч. "Ленинградцы" - это звучало как пароль. И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей страны.


Ребята а вы любите рисовать?? Я думаю что очень любите! И детки Ленинградцы тоже любили рисовать

Слайды 50, 51, 52, 53, 54

Рисуют дети


Слайд 55

Клип посвященный детям Ленинграда


Слайд 56

Воспитатель: Окончательный разгром фашистских войск под Ленинградом был завершен 27 января 1944 года. С тех пор прошло уже 70 лет. Но героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Люди бережно хранят в памяти подвиг защитников Ленинграда.


Нина Карнаухова читает стихотворение


Блокада…. Далеко как это слово

От наших с вами мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи вмёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести


Слайд 57

Воспитатель: Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.


на выезде из Ленинграда стоит памятник - "Цветок жизни", в память о детях блокадного города, перенесших весь ужас войны. На каменных лепестках начертано: "Пусть всегда будет солнце".


Слайд 58

Воспитатель: Ленинградский метроном

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.




воспитательное занятие "Дети блокадного Ленинграда"
  • Классному руководителю
Описание:

Воспитательное занятие   на тему  «Дети блокадного Ленинграда»

 

Цель:

1.     Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

2.   Рассказать о героизме юных солдат - ровесников современных мальчишек и девчонок;

3.   Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.

4.   Способствовать воспитанию связи поколений.

Задачи:

1.         Познакомить ребят с понятием блокада;

2.         Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой 

Автор Шкурина Юлия Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 544
Номер материала 32451
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓