Главная / Другое / воспитательное занятие для младших школьников "Экологический марафон"

воспитательное занятие для младших школьников "Экологический марафон"

hello_html_190e626f.gifВоспитательное занятие для младших школьников "Экологический марафон"



Цели:

  • прививать любовь к природе, окружающему миру;

  • воспитывать бережное отношение ко всему живому;

  • учить правилам поведения в природе.

Оборудование: аудиозапись, картины, плакаты о природе, листы ватмана, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход занятия

1. Вступление.

На фоне негромко звучащей мелодии двое учащихся читают стихотворение:

1 уч.

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес - 
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт,
В степи ковыль, как нежный шёлк
Расчёсывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит - 
Большой, как дом, на волнах спит:

2 уч.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки.
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источнике нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты - тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

2. Основная часть.

Учитель: Мы начинаем экологический марафон. Как вы понимаете название, которое мы выбрали для нашего занятия? Что такое, по-вашему, марафон? Почему мы назвали его экологическим? (Выслушиваются предположения детей).

Учитель: Марафон - длительное состязание в чём-либо. Название таких состязаний произошло от названия греческого селения Марафон, из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в 5 веке до нашей эры. Это расстояние было равно 42 км 195 м.

Позже в честь этого события стали проводить состязания в беге, в которых могли принять участие все желающие. Длина дистанции была равна расстоянию от Афин до Марафона. Потом марафоном стали называть любые длительные состязания и не только спортивные, но и интеллектуальные.

Наш марафон назван экологическим, значит, мы будем говорить об экологии. Что же такое экология? (Ответы детей).

Учитель: В переводе на русский язык - "ойкос" - дом, "логос" - наука. Выходит, что экология - это "наука о доме". Для человека дом чаще всего - 4 стены и крыша ; для зверя - лес, горы, поле; для рыб - моря, реки, озёра. Значит, у всего живого есть свой дом, а для всех вместе - это, конечно, наша планета Земля. А жить в одном доме разным существам совсем не просто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. Однако, наша Земля не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря, сосуществуют, и даже на пользу друг другу.

Вот наука экология и призвана изучить, как отдельные жильцы нашего большого дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.

Давайте вспомним, что мы знаем о взаимосвязях в природе. (Ответы детей).

Учитель. Так как наше занятие названо марафоном, значит, должно присутствовать состязание. Сейчас мы поделим класс на три группы. У каждого из вас на партах лежат квадраты разных цветов. Дети, которым достались квадраты красного цвета - 1 группа; зеленого - 2 группа; жёлтого - 3 группа.

А теперь выберем названия образовавшимся группам. Один человек от каждой команды снимет с доски капельку дождя, на обороте капельки будет написано название вашей команды.

Итак, названия выбраны, состязания начинаются! (Оценивает работу команд жюри, в состав которого входят родители уч-ся).

1 тур - "Блицтурнир".

Каждой команде задаются вопросы о природе. Команда, ответившая на большее количество вопросов за одну минуту, является победителем в данном туре. Отсчитывать время будут песочные часы. Как только весь песок опустится вниз - ваше время истекло.

Примерные вопросы для 1 команды.

  1. Вещество, встречающееся на Земле в трёх состояниях.

  2. Природные богатства, находящиеся в глубине Земли.

  3. Верхний слой земли, на котором растут растения.

  4. Кто спит вниз головой?

  5. Самая большая птица на Земле; самая маленькая.

  6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?

  7. Вода какого озера считается самой чистой?

  8. У какой птицы самый длинный язык?

  9. Детёныши какого животного питаются молоком чужой матери?

  10. Кто бежит, выставляя вперёд задние лапки?

(Вопросы для двух других групп подобны данным).

Подведение итогов первого тура.

2 тур - математический.

Каждая команда получает экологическую задачу. Чья команда решит быстро и правильно?

В крупных городах на 1 кв. км поверхности за месяц оседает 26 кг сажи. Сколько кг сажи оседает в городском районе площадью 30 кв. км за 1 год? За 10 лет?

Подведение итогов 2 тура.

Учитель. Очень часто деятельность человека пагубно влияет на природу. Хотя человек - самое могущественное из живых существ, его вмешательство в дела земного шара часто имеет плачевный результат. Человек совершает ошибки не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой. Вот один такой пример:

Хулиганы - воробьишки - 
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай - 
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали
Сколько зёрен потеряли
И издали свой декрет - 
Воробьёв свести на нет.
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда - 
Открывайте ворота!
Все посевы, урожаи 
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно - 
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьёв 
Из чужих возить краёв.
Если всё с плеча рубить,
Можно дело загубить.

- Выскажите своё мнение о поступке китайских властей.

Учитель. И всё же люди не зря названы разумными: во многих случаях человек стремится помочь своим "соседям по дому". Как они это делают? Расскажите.

3 тур - "Писатели и поэты о природе".

Каждая команда получает набор слов, из которых нужно составить высказывание русских писателей и поэтов о родной природе, например: "Охранять природу - значит охранять Родину". При оценивании учитывается скорость и точность составления высказывания.

Подведение итогов 3 тура.

Учитель. Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились здоровьем планеты. Даже образовали партию, которая ставит перед собой одну главную цель: охрана окружающей среды. Называется эта партия "Green peace" - что в переводе на русский язык означает "Зелёный мир", или как её ещё называют "Партия зелёных". Движение "Зелёный мир" следит за состоянием окружающей среды во всём мире. Правда, не обходится без крайностей. Некоторые участники "Партии зелёных" преследует тех, кто носит изделия, изготовленные из натурального меха - шубы, шапки, - тем самым как бы способствуя истреблению животных. Но ведь в некоторых климатических поясах такие холодные зимы, что просто нельзя обойтись без меха животных. Как же выйти из этой ситуации? Ваши предложения.

Мы рассмотрели сегодня только некоторые пагубные последствия деятельности человека. На самом деле их гораздо больше. Мы с вами тоже должны следить за своим поведением в природе, бережно относиться ко всему живому.

1 уч.

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"

2 уч.

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!"

3 уч.

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"

4 уч.

Остановил олень свой бег:
"Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги.
Ты береги нас, береги!"

5 уч.

Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!"

Учитель. Вот мы и подошли к завершающему туру нашего состязания.

4 тур - "Защитим природу!"

На ваших столах лежат листы ватмана, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, картинки с изображением природы. С помощью этих предметов каждая команда за несколько минут должна изготовить экологический плакат, в котором вы можете показать те проблемы, которые мы не затронули на нашем занятии. (Под негромкую музыку дети работают над изготовлением плакатов, которые потом вывешиваются на доску).

Подведение итогов четвёртого тура и общего итога марафона, награждение команды-победительницы.

3. Заключение.

1 уч.

Вот так дела-то обстоят
На шарике земном.
И надо срочно мир спасать,
В котором мы живём.
Весь дом почистить и помыть
И впредь законом запретить
Неубранную грязь.

2 уч.

И в школе учат нас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай,
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар земной!



воспитательное занятие для младших школьников "Экологический марафон"
  • Другое
Описание:

Воспитательное занятие для младших школьников "Экологический марафон"


Цели:

·         прививать любовь к природе, окружающему миру;

·         воспитывать бережное отношение ко всему живому;

·         учить правилам поведения в природе.

Оборудование: аудиозапись, картины, плакаты о природе, листы ватмана, цветная бумага, клей, ножницы.

Ход занятия

1. Вступление.

На фоне негромко звучащей мелодии двое учащихся читают стихотворение:

1 уч.

На нашем шарике земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес - 
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт,
В степи ковыль, как нежный шёлк
Расчёсывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит - 
Большой, как дом, на волнах спит:

2 уч.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки.
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источнике нарзан,
С полянки - земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты - тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

2. Основная часть.

Учитель: Мы начинаем экологический марафон. Как вы понимаете название, которое мы выбрали для нашего занятия? Что такое, по-вашему, марафон? Почему мы назвали его экологическим? (Выслушиваются предположения детей).

Учитель: Марафон - длительное состязание в чём-либо. Название таких состязаний произошло от названия греческого селения Марафон, из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в 5 веке до нашей эры. Это расстояние было равно 42 км 195 м.

Позже в честь этого события стали проводить состязания в беге, в которых могли принять участие все желающие. Длина дистанции была равна расстоянию от Афин до Марафона. Потом марафоном стали называть любые длительные состязания и не только спортивные, но и интеллектуальные.

Наш марафон назван экологическим, значит, мы будем говорить об экологии. Что же такое экология? (Ответы детей).

Учитель: В переводе на русский язык - "ойкос" - дом, "логос" - наука. Выходит, что экология - это "наука о доме". Для человека дом чаще всего - 4 стены и крыша ; для зверя - лес, горы, поле; для рыб - моря, реки, озёра. Значит, у всего живого есть свой дом, а для всех вместе - это, конечно, наша планета Земля. А жить в одном доме разным существам совсем не просто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседа местечко получше, а то и просто навредить. Однако, наша Земля не первую тысячу лет существует. И ничего. Все как-то уживаются, иначе говоря, сосуществуют, и даже на пользу друг другу.

Вот наука экология и призвана изучить, как отдельные жильцы нашего большого дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга.

Давайте вспомним, что мы знаем о взаимосвязях в природе. (Ответы детей).

Учитель. Так как наше занятие названо марафоном, значит, должно присутствовать состязание. Сейчас мы поделим класс на три группы. У каждого из вас на партах лежат квадраты разных цветов. Дети, которым достались квадраты красного цвета - 1 группа; зеленого - 2 группа; жёлтого - 3 группа.

А теперь выберем названия образовавшимся группам. Один человек от каждой команды снимет с доски капельку дождя, на обороте капельки будет написано название вашей команды.

Итак, названия выбраны, состязания начинаются! (Оценивает работу команд жюри, в состав которого входят родители уч-ся).

1 тур - "Блицтурнир".

Каждой команде задаются вопросы о природе. Команда, ответившая на большее количество вопросов за одну минуту, является победителем в данном туре. Отсчитывать время будут песочные часы. Как только весь песок опустится вниз - ваше время истекло.

Примерные вопросы для 1 команды.

1.    Вещество, встречающееся на Земле в трёх состояниях.

2.    Природные богатства, находящиеся в глубине Земли.

3.    Верхний слой земли, на котором растут растения.

4.    Кто спит вниз головой?

5.    Самая большая птица на Земле; самая маленькая.

6.    Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?

7.    Вода какого озера считается самой чистой?

8.    У какой птицы самый длинный язык?

9.    Детёныши какого животного питаются молоком чужой матери?

10.  Кто бежит, выставляя вперёд задние лапки?

(Вопросы для двух других групп подобны данным).

Подведение итогов первого тура.

2 тур - математический.

Каждая команда получает экологическую задачу. Чья команда решит быстро и правильно?

В крупных городах на 1 кв. км поверхности за месяц оседает 26 кг сажи. Сколько кг сажи оседает в городском районе площадью 30 кв. км за 1 год? За 10 лет?

Подведение итогов 2 тура.

Учитель. Очень часто деятельность человека пагубно влияет на природу. Хотя человек - самое могущественное из живых существ, его вмешательство в дела земного шара часто имеет плачевный результат. Человек совершает ошибки не по злому умыслу, но они оборачиваются общей бедой. Вот один такой пример:

Хулиганы - воробьишки - 
Превосходные воришки.
Им зерно лишь подавай - 
Поуменьшат урожай.
Вот китайцы подсчитали
Сколько зёрен потеряли
И издали свой декрет - 
Воробьёв свести на нет.
Перебили всех подряд,
Ждут - каков же результат?
Поначалу, в самом деле
Закрома их пополнели.
А потом пришла беда - 
Открывайте ворота!
Все посевы, урожаи 
Насекомые сожрали.
Их в таком большом числе
Прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята
Не едят совсем зерна-то:
Им родители с полей
Тащут мошек и червей.
Стало тут властям понятно - 
Надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьёв 
Из чужих возить краёв.
Если всё с плеча рубить,
Можно дело загубить.

- Выскажите своё мнение о поступке китайских властей.

Учитель. И всё же люди не зря названы разумными: во многих случаях человек стремится помочь своим "соседям по дому". Как они это делают? Расскажите.

3 тур - "Писатели и поэты о природе".

Каждая команда получает набор слов, из которых нужно составить высказывание русских писателей и поэтов о родной природе, например: "Охранять природу - значит охранять Родину". При оценивании учитывается скорость и точность составления высказывания.

Подведение итогов 3 тура.

Учитель. Достижения экологии не пропали даром. Люди заметно обеспокоились здоровьем планеты. Даже образовали партию, которая ставит перед собой одну главную цель: охрана окружающей среды. Называется эта партия "Green peace" - что в переводе на русский язык означает "Зелёный мир", или как её ещё называют "Партия зелёных". Движение "Зелёный мир" следит за состоянием окружающей среды во всём мире. Правда, не обходится без крайностей. Некоторые участники "Партии зелёных" преследует тех, кто носит изделия, изготовленные из натурального меха - шубы, шапки, - тем самым как бы способствуя истреблению животных. Но ведь в некоторых климатических поясах такие холодные зимы, что просто нельзя обойтись без меха животных. Как же выйти из этой ситуации? Ваши предложения.

Мы рассмотрели сегодня только некоторые пагубные последствия деятельности человека. На самом деле их гораздо больше. Мы с вами тоже должны следить за своим поведением в природе, бережно относиться ко всему живому.

1 уч.

Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"

2 уч.

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
"Ты береги нас, береги!"

3 уч.

Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"

4 уч.

Остановил олень свой бег:
"Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги.
Ты береги нас, береги!"

5 уч.

Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!"

Учитель. Вот мы и подошли к завершающему туру нашего состязания.

4 тур - "Защитим природу!"

На ваших столах лежат листы ватмана, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, картинки с изображением природы. С помощью этих предметов каждая команда за несколько минут должна изготовить экологический плакат, в котором вы можете показать те проблемы, которые мы не затронули на нашем занятии. (Под негромкую музыку дети работают над изготовлением плакатов, которые потом вывешиваются на доску).

Подведение итогов четвёртого тура и общего итога марафона, награждение команды-победительницы.

3. Заключение.

1 уч.

Вот так дела-то обстоят
На шарике земном.
И надо срочно мир спасать,
В котором мы живём.
Весь дом почистить и помыть
И впредь законом запретить
Неубранную грязь.

2 уч.

И в школе учат нас не зря,
Тут вся надежда на тебя.
Мы начали, ты продолжай,
Ни перед чем не отступай,
Ни перед жадностью толпы,
Ни перед подлостью войны,
Ни перед глупостью людской.
Да сохранится шар земной!

 

 

Автор Кравченко Ольга Александровна
Дата добавления 06.12.2014
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 843
Номер материала 6617
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓