Главная / Другое / Воспитательное мероприятие "Книжкина больница" для начальной школы

Воспитательное мероприятие "Книжкина больница" для начальной школы

Цель: познакомить детей с историей письменности, с первыми письменными материалами: папирусом, берестой и бумагой, с историей книгопечатания: рукописными и печатными книгами. Развивать творческое воображение, внимание. Формировать бережное отношение к книге.

Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с заданиями.


Библиотекарь: Ребята, сегодня вы познакомитесь со старыми друзьями. А с какими, вы узнаете сами:

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Много-много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки про Луну и Солнце – всё рассказывали вслух. Эти рассказы передавались от одного человека к другом, сохраняли и приукрашали из поколения в поколение. Но запомнить довольно длинные истории было трудно. Поэтому первобытные люди стали их «записывать» с помощью рисунков на скалах. Рисунки помогали людям учиться запоминать большой объём информации. Например, нарисуют озеро, рядом с ним огромную рыбу – и картинка становится памятью об удачной рыбной ловле.

Гораздо позже такие картинки помогали человеку вести хозяйство.

Но даже простенький рисунок выполнить далеко не просто. И художники стали упрощать рисунки, вместо быка рисовать голову, а вскоре она превратилась в три чёрточки, из которых, возможно, появилась буква А. А народ древней страны Шумер называл быка Алеф.

hello_html_5b14f618.jpg







Возможно так и появились первые буквы, алфавит, письмена. Эти вещи человек писал уже на скалах.

Кто из вас знает, на чём и как писали люди?

Шумерские таблички учёные расшифровали не одно столетие.

Происхождение конкретных букв до сих пор неясно. Одну из версий описал в своём рассказе Редьяр Киплинг «Как появился алфавит».


Дети читают отрывки из книги.


Использование метода «Микрофон».


ПАПИРУС.

В глубокой древности в странах Северной Африки было введено в культуру травянистое растение семейства осоковых - папирус, которых в основном растёт в Египте. Со временем растение одичало и заполнило берега рек и ручьёв зарослями. Из стеблей этого растения жители вырезали полоски, которые укладывали друг на друга, прижимали тяжёлым камнем и сушили на солнце. После сушки получались ленты, на которых можно было писать. Их назвали папирус (гораздо позже от этого слова возникло слово «папиросы»). Готовые ленты склеивали в одну длинную. На папирусе писали древние египтяне и другие древние народы.

БЕРЕСТА.

Первые письмена и книги на Руси писали острой палочкой на бересте. Это верхний слой коры берёзы. Вскоре бересту стали использовать и для изготовления корзин и других вещей.

ПЕРГАМЕНТ.

При освежевании туш животных люди заметили, что после промывания снятой шкуры на её «тыльной» поверхности остаются засохшие следы крови. Попробовали нарисовать что-либо - и получилось. Правда, качество оставляло желать лучшего. Вскоре пергамент стали делать из кожи телят, коз, овец. Кожу тщательно чистили, скоблили и обрабатывали серной кислотой, пока она не становилась жёлтой и белой. Поскольку из обработанных шкур шили одежду, то можно было попробовать сшить и листы пергамента. Так появились первые пергаментные книги.

Библиотекарь.

Прошло немало времени, прежде чем появилась бумага. Со временем потребление бумаги стало расти. Современное производство бумаги начинается с заготовки древесины на лесоповале. Машины пилят деревья, очищают их от веток, перевозят и сортируют брёвна. Трудно поверить, что белый лист бумаги получен из ели, сосны, осины и берёзы.

Современные книги создаёт целый коллектив специалистов. Одни мастера отливают буквы и слова, другие собирают буквы в слова, слова - в строчки, строчки - в страницы текста, этих людей сейчас называют наборщиками. Сейчас существуют механические машины- наборщики, которые называют линотипы (отпечаток линии). Готовые строки текста в виде плоских пластин попадают к печатнику. В печатном цехе пластины ставят на офсетные машины, на буквы наносят слой краски нужного цвета, а затем через машины прокатывают бумагу. В результате получается оттиск (изображение страниц на бумаге).

Сегодня большинство текстов книг, статей набирают на компьютере, записывают на диски (носители информации) и потом распечатывают при помощи лазерного принтера. Из этих распечаток художники создают оригинал- макет книги, газеты, журнала.

У каждой книги есть корешок - переплёт ( показывает учитель). Переплетчик - ещё одна важная профессия в типографии.

Класс делится на две команды.

Попробуем проверить свои знания. Переставьте в этих словах буквы так, чтобы можно было прочесть название профессий.

НРАБОЩИК, ЧАПЕТНИК, НИЛТТИПОИС, РЕПЕЧИКТЛЕП

(наборщик, печатник, линотипист, переплетчик)

(Далее библиотекарь представляет выставку книг, виды книг.)

Фотокнижки - книжки, целиком состоящие из текста и фотографий ( В. Маяковский Что ни страница, то лев, то львица.)

Книжки - игрушки, которые сделаны в необычной форме, например, по профилю героя книги - курочки рябы, крокодила.

Книжки - малышки, которые сделаны для самых маленьких, имеют маленький формат с крупным шрифтом и красочными рисунками.

Игра «ЛИНОТИПИСТ» (Работа в группах)

Двум группам выдаются карточки - слоги, из которых нужно набрать текст пословицы о книге. Выигрывает тот, кто быстрее наберёт пословицу: « Книгу читать - как на крыльях летать», « Кто много читает, тот много знает», « Без книг человек становится животным», « Книга твой друг, без неё как без рук», « Книга - окно в мир, почаще заглядывай». « Книги не говорят, а правду сказывают» « Книга помогает в труде, выручит и в беде», « Книга - книгой, а мозгами двигай».

ИГРА «КАК ДЕЛАЮТ КНИГИ» (Работа в группах)

ЗАДАНИЕ:

Библиотекарь по группам раздаёт листы бумаги, где в произвольном порядке названы профессии, связанные с производством книг. Задача - расставить в правильном порядке. Готовая схема выглядит так:

hello_html_1f35975b.jpg






Библиотекарь: а теперь давайте вспомним, какие вы знаете правила бережного отношения к книге, и правила пользования библиотекой.

Ответы детей.

Подведение итогов.



















































hello_html_1637f425.gif





4 класс


hello_html_m8d0d951.jpg



Библиотекарь

Климовской ОШ I-IIIступеней

Худзиева Татьяна Леонтьевна











Правила бережного отношения к книге


  • Берет книги сухими и чистыми руками.

  • Раскрывает книгу, не повредив корешка.

  • Перелистывает страницы, легко прикасаясь к ним.

  • Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки.

  • Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками.

  • Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом.

  • Закончив работу, тщательно стирает мягким ластиком отметки.

  • Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником

  • Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках.

  • Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них.

  • Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует.

  • Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом.

  • Закончив чтение, кладет книгу на место.

  • Хранит книги на книжных полках или в шкафах.

  • Переносит книги в чистых портфелях и пакетах.

Правила пользования библиотекой:

Пользователи библиотеки имеют право:

  • Пользователями школьной библиотеки могут быть учащиеся 1-11 классов, педагоги, сотрудники школы, родители. Им предоставляется право бесплатного пользования фондами библиотеки в читальном зале и абонементе;

  • получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах;

  • получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания;

  • продлевать срок пользования документами;

Пользователи библиотеки обязаны:

  • Соблюдать правила пользования библиотекой;

  • Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), оборудованию, инвентарю;

  • Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки;

  • Пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями только в помещении библиотеки;

  • Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

  • Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

  • В случае утери или порчи книги вернуть в библиотеку такую же книгу или заменить её другой, признанной библиотекой равноценной по содержанию и стоимости. (Материальную ответственность за учащихся несут их родители, опекуны, попечители);


Воспитательное мероприятие "Книжкина больница" для начальной школы
  • Другое
Описание:

Цель: познакомить детей  с историей письменности, с первыми письменными материалами: папирусом, берестой и бумагой, с историей книгопечатания: рукописными и печатными книгами. Развивать творческое воображение, внимание. Формировать бережное отношение к книге.

Оборудование: ноутбук, презентация, карточки с заданиями.

 

Библиотекарь: Ребята, сегодня вы познакомитесь со старыми друзьями. А с какими, вы узнаете сами:

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

                           (Книга)

Много-много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы об отважных воинах, все сказки про Луну и Солнце – всё рассказывали вслух. Эти рассказы передавались от одного человека к другом, сохраняли и приукрашали из поколения в поколение. Но запомнить довольно длинные истории было трудно. Поэтому первобытные люди стали их «записывать» с помощью рисунков на скалах. Рисунки помогали людям учиться запоминать большой объём информации. Например, нарисуют озеро, рядом с ним огромную рыбу – и картинка становится памятью об удачной рыбной ловле.

Гораздо позже такие картинки помогали человеку вести хозяйство.

Но даже простенький рисунок выполнить далеко не просто. И художники стали упрощать рисунки, вместо быка рисовать голову, а вскоре она превратилась в три чёрточки, из которых, возможно,  появилась буква А. А народ древней страны Шумер называл быка Алеф.


 

 

 

 

 

 

Возможно так и появились первые буквы, алфавит, письмена. Эти вещи человек писал уже на скалах.

Кто из вас знает, на чём и как писали люди?

Шумерские таблички учёные расшифровали не одно столетие.

Происхождение конкретных букв до сих пор неясно. Одну из версий описал в своём рассказе Редьяр Киплинг «Как появился алфавит».

 

Дети читают отрывки из книги.

 

Использование метода «Микрофон».

 

ПАПИРУС.

В глубокой древности в странах Северной Африки было введено в культуру травянистое растение семейства осоковых - папирус, которых в основном растёт в Египте. Со временем растение одичало и заполнило берега рек и ручьёв зарослями. Из стеблей этого растения жители вырезали полоски, которые укладывали друг на друга, прижимали тяжёлым камнем и сушили на солнце. После сушки получались ленты, на которых можно было писать. Их назвали папирус (гораздо позже от этого слова возникло слово «папиросы»). Готовые ленты склеивали в одну длинную. На папирусе писали древние египтяне и другие древние народы.

БЕРЕСТА.

Первые письмена и книги на Руси писали острой палочкой на бересте. Это верхний слой коры берёзы. Вскоре бересту стали использовать и для изготовления корзин и других вещей.

ПЕРГАМЕНТ.

При освежевании туш животных люди заметили, что после промывания снятой шкуры на её «тыльной» поверхности остаются засохшие следы крови. Попробовали нарисовать что-либо - и получилось. Правда, качество оставляло желать лучшего. Вскоре пергамент стали делать из кожи телят, коз, овец. Кожу тщательно чистили, скоблили и обрабатывали серной кислотой, пока она не становилась жёлтой и белой. Поскольку из обработанных шкур шили одежду, то можно было попробовать сшить и листы пергамента. Так появились первые пергаментные книги.

Библиотекарь.

Прошло немало времени, прежде чем появилась бумага. Со временем потребление бумаги стало расти. Современное производство бумаги начинается с заготовки древесины на лесоповале. Машины пилят деревья, очищают их от веток, перевозят и сортируют брёвна. Трудно поверить, что белый лист бумаги получен из ели, сосны, осины и берёзы.

Современные книги создаёт целый коллектив специалистов. Одни мастера отливают буквы и слова, другие собирают буквы в слова, слова - в строчки, строчки - в страницы текста, этих людей сейчас называют наборщиками. Сейчас существуют механические машины- наборщики, которые называют линотипы (отпечаток линии). Готовые строки текста в виде плоских пластин попадают к печатнику. В печатном цехе пластины ставят на офсетные машины, на буквы наносят слой краски нужного цвета, а затем через машины прокатывают бумагу. В результате получается оттиск (изображение страниц на бумаге).

Сегодня большинство текстов книг, статей набирают на компьютере, записывают на диски (носители информации) и потом распечатывают при помощи лазерного принтера. Из этих распечаток художники создают оригинал- макет книги, газеты, журнала.

У каждой книги есть корешок - переплёт ( показывает учитель). Переплетчик - ещё одна важная профессия в типографии.

Класс делится на две команды.

Попробуем проверить свои знания. Переставьте в этих словах буквы так, чтобы можно было прочесть название профессий.

НРАБОЩИК, ЧАПЕТНИК, НИЛТТИПОИС, РЕПЕЧИКТЛЕП

(наборщик, печатник, линотипист, переплетчик)

(Далее библиотекарь представляет выставку книг, виды книг.)

Фотокнижки - книжки, целиком состоящие из текста и фотографий ( В. Маяковский Что ни страница, то лев, то львица.)

Книжки - игрушки, которые сделаны в необычной форме, например, по профилю героя книги - курочки рябы, крокодила.

Книжки - малышки, которые сделаны для самых маленьких, имеют маленький формат с крупным шрифтом и красочными рисунками.

Игра «ЛИНОТИПИСТ» (Работа в группах)

 Двум группам выдаются карточки - слоги, из которых нужно набрать текст пословицы о книге. Выигрывает тот, кто быстрее наберёт пословицу: « Книгу читать - как на крыльях летать», « Кто много читает, тот много знает», « Без книг человек становится животным», « Книга твой друг, без неё как без рук», « Книга - окно в мир, почаще заглядывай». « Книги не говорят, а правду сказывают» « Книга помогает в труде, выручит и в беде», « Книга - книгой, а мозгами двигай».

ИГРА «КАК ДЕЛАЮТ КНИГИ» (Работа в группах)

ЗАДАНИЕ:

Библиотекарь по группам раздаёт листы бумаги, где в произвольном порядке названы профессии, связанные с производством книг. Задача - расставить в правильном порядке. Готовая схема выглядит так:


 

 

 

 

 

Библиотекарь: а теперь давайте вспомним,  какие вы знаете правила бережного отношения к книге, и правила пользования  библиотекой.

Ответы детей.

Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 класс

 

 

 

                                 Библиотекарь

                                 Климовской ОШ I-IIIступеней

                                 Худзиева Татьяна Леонтьевна

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила бережного отношения к книге

 

                                Берет книги сухими и чистыми руками.

                                Раскрывает книгу, не повредив корешка.

                                Перелистывает страницы, легко прикасаясь к ним.

                                Обертывает книги бумагой или надевает на них обложки.

                                Для отметки нужных мест в тексте пользуется тонкими закладками.

                                Фразы, которые хочет обдумать, еле заметно помечает карандашом.

                                Закончив работу, тщательно стирает мягким ластиком отметки.

                                Размышлениями о прочитанном делится со своим другом и дневником

                                Возникающие при чтении мысли записывает на вложенных листочках.

                                Рисунки и схемы ксерокопирует или перерисовывает, глядя на них.

                                Текст, который еще понадобится, выписывает или конспектирует.

                                Понравившиеся эпизоды зарисовывает в альбом.

                                Закончив чтение, кладет книгу на место.

                                Хранит книги на книжных полках или в шкафах.

                                Переносит книги в чистых портфелях и пакетах.

Правила пользования библиотекой:

Пользователи библиотеки имеют право:

       Пользователями школьной библиотеки могут быть учащиеся 1-11 классов, педагоги, сотрудники школы, родители. Им предоставляется право бесплатного пользования фондами библиотеки в читальном зале и абонементе;

         получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах;

         получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания;

         продлевать срок пользования документами;

Пользователи библиотеки обязаны:

       Соблюдать правила пользования библиотекой;

         Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), оборудованию, инвентарю;

         Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки;

         Пользоваться справочниками, энциклопедиями, словарями только в помещении библиотеки;

         Убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

       Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

                                В случае утери или порчи книги вернуть в библиотеку такую же книгу или заменить её другой, признанной библиотекой равноценной по содержанию и стоимости. (Материальную ответственность за учащихся несут их родители, опекуны, попечители);

 

 

Автор Худзиева Татьяна Леонтьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 800
Номер материала 49000
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓