Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
«ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ»
Мастер-класс Муминовой Н.В.
Технология развития критического мышления и её применение в воспитательной деятельности.
Стратегия «ИДЕАЛ»
2 слайд
Технология РКМ решает следующие задачи
образовательной мотивации
информационной грамотности;
социальной компетентности.
3 слайд
Чему мы должны научить детей?
- Организации своей деятельности;
- Душевности и чуткости;
- Самореализации, сохранению ценностей;
- Пониманию себя и пониманию других;
- Умению мыслить;
- Формированию и отстаиванию собственной точки зрения;
- Умению усилить человеческое в человеке;
- Партнерским отношениям;
- Стремлению быть профессионалом;
- Умению сотрудничать;
- Гибкости мышления;
- Умению слушать;
- Мобильности;
4 слайд
Базовая модель технологии
Вызов
Осмысление
Размышление
(рефлексия)
5 слайд
Обязательные условия работы
доброжелательность;
некритичность;
cоблюдение регламента высказывания идей;
принятие и запись всех идей;
высказывание своего мнения каждым;
6 слайд
И Д Е А Л
Интересно, в чем проблема?
Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?».
7 слайд
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Записывайте все, пришедшие в голову варианты решения проблемы, включая самые безумные.
8 слайд
Есть ли какие-либо хорошие решения?
Отметьте в своем списке «галочкой» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы
9 слайд
А теперь сделаем выбор!
Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант
10 слайд
Любопытно, как осуществить на практике?
Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Мастер-класс «Гвоздь воспитания».
Тема: Технология развития критического мышления и ее применение в воспитательной деятельности.
Цель: обучение педагогов школы использованию стратегии технологии критического мышления «Идеал».
Задачи:
ü Изучить базовые основы технологии развития критического мышления;
ü Мотивировать педагогов к применению приемов данной технологии в учебно-воспитательной деятельности;
ü обучить педагогов применению стратегии «Идеал» для решения проблем, возникающих в учебно-воспитательной деятельности.
Оборудование и материалы:
Презентация «Стратегии обучения умению решать проблемы», ватман, маркер, письменные принадлежности для участников, карточки-бланки для ответов.
I. Организационный момент.
Знакомство с регламентом проведения практикума, вручение каждому цветного жетона.
II. Знакомство с основными положениями образовательной технологии критического мышления. Вводная лекция. (5-7 мин.)
Уважаемые коллеги, предлагаю вам начать обсуждение сообщения с житейской истории, с притчи «Гвоздь воспитания».
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.
- Гвоздей нет, а дырки остались…
Как научить ребенка критически мыслить? Как научить ребенка разбираться в большом потоке информаций, которые он получает ежедневно через СМИ, Интернет и т.д. Немалую роль в этом играют классные руководители. Так как российское общество переживает сложный период своего становления, то необходимо формирование гражданского общества, которое способно обеспечит своим гражданам демократические права и свободы. Молодежь чутко реагирует на те сложности, которые происходят в обществе. В обществе ослабевают общепринятые доминирующие ценности, многие культурные стереотипы, что ведет к деградации культурной среды. Для многих характерна увлеченность жизнью только своей микрогруппы, интерес к низкопробным образцам мировой культуры, размытость нравственных ориентиров, агрессивность в отстаивании своих интересов.
Процветание страны невозможно без обновления системы образования. Приоритетные направления преобразований – это новые стандарты, в основе которых – ключевые компетенции, которые обеспечивают личностную, социальную и профессиональную успешность выпускника школы; это новые технологии обучения, направленные на развитие самостоятельности, навыков работы в сотрудничестве, исследовательских и проектировочных умений, информационной компетентности; это новые ценности образования – умение уважать других людей, гражданская ответственность, глобальное мышление, активная жизненная позиция.
Только организуя совместную деятельность с ребенком, педагог может способствовать установлению его позитивного отношения к миру, к самому себе. В воспитании будущее принадлежит технологиям совместной деятельности.
В свете таких перемен учителю необходимо владеть технологиями развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения. Ученые пишут объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят.
Критическое мышление как образовательная технология
Технология РКМ, разработанная в середине 90-х годов XX в. американскими учеными и педагогами (Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл), пожалуй, единственная в своем роде. Создатели новой методики опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира.
С 1996 года распространяется совместно Институтом "Открытое общество", Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной Педагогики. Прошла апробацию в школах Америки, Азии, 12 странах Восточной, Центральной Европы и СНГ. В России с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.
Технология РКМЧП решает следующие задачи:
ü образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
ü культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
ü информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
ü социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Главный вопрос любой инновационной образовательной технологии заключается в следующем: чему мы должны научить школьников в XXI веке?
Технология критического мышления отвечает на этот вопрос следующим образом. Мы должны научить школьников:
- Организации своей деятельности;
- Душевности и чуткости;
- Ощущению свободы и счастья бытия;
- Самореализации, сохранению ценностей;
- Пониманию себя и пониманию других;
- Умению мыслить;
- Формированию и отстаиванию собственной точки зрения;
- Грамотному, осмысленному чтению;
- Умению усилить человеческое в человеке;
- Партнерским отношениям;
- Стремлению быть профессионалом;
- Умению сотрудничать;
- Гибкости мышления;
- Умению слушать;
- Мобильности;
Под критическим мышлением авторы проекта подразумевают следующее: думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Базовая модель технологии (дидактический цикл) состоит из 3 составляющих
Вызов:
G актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
G пробуждение интереса к изучаемой теме;
G обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;
G побуждение ученика к активной деятельности
Осмысление:
G активное получение новой информации;
G осмысление новой информации;
G соотнесение новой информации с собственными знаниями;
G отслеживание процесса познания и собственного понимания
Размышление (рефлексия)
G выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
G выявление еще непознанного;
G анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
G поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»)
Ценность данной технологии и в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Эта технология включает в себя до 80 стратегий. Их можно использовать как отдельно, на любом этапе урока (воспитательном мероприятии), так и строить весь урок воспитательное мероприятие) по определённой структуре.
При использовании таких стратегий обязательными условиями (они написаны на плакате и повешены на доске) являются:
доброжелательность;
некритичность;
cоблюдение регламента высказывания идей;
принятие и запись всех идей;
высказывание своего мнения каждым;
III. Практическая часть.
Теперь, когда вы получили некоторое представление о технологии критического мышления, давайте на практике попытаемся разобраться, что это такое. Сегодня мы рассмотрим 1 стратегию обучения умению решать проблемы – «ИДЕАЛ»
Прежде чем приступить к работе, необходимо разделиться на группы (по цветам жетонов).
Как расшифровывается слово, называющее данную стратегию? И.О.Загашев(ст. преподаватель факультета психологии СПбГУ) предложил такой вариант:
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как осуществить на практике?
На каждый этап работы отводится не более 10 минут. Приступим!
Интересно, в чем проблема?
Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица НЕ и обязательно присутствовать местоимение Я. Формулировка должна быть конкретной и четкой, указывающей на срок исполнения, время исполнения, цель и т.п.
Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными (но по одной проблеме) (7минут)
А теперь выберите из них наиболее точный вариант.
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!
Итак, проблема сформулирована. А теперь в течение 10 минут надо записывать все, пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные. Помните о правилах проведения стратегий! (не критиковать, доброжелательность, мнение каждого имеет право быть). Идеи варианты надо придумывать до тех пор, пока не истечет время. Нельзя себе говорить: «Ну, этого хватит!», «Я больше не могу!», «Больше вариантов нет» и т.п.
Есть ли какие-либо хорошие решения?
Отметьте в своем списке «галочкой» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? Уточните их, но не критикуйте, еще рано. Если удачных вариантов не видите, то сделайте небольшой перерыв, отдохните, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта вы сомневаетесь, поставьте «?»
А теперь сделаем выбор!
Перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой», способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.
Любопытно, как осуществить на практике?
Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Действуйте!
По окончании работы каждая группа предлагает свой вариант решения проблемы, оформляя на стенде или доске получившиеся схемы-шаги решения проблемы.
Сообща выбираем наиболее приемлемый вариант решения проблемы.
Этот метод используется как в урочной, так и во внеклассной деятельности при совместном решении каких-либо повседневных проблем. Однако необходимо помнить, что далеко не все проблемы решаются быстро и сразу, необходимо учитывать сроки решения проблемы.
Можно группам педагогов предложить разные проблемы, можно – всем одну. Например, проблема низкой явки на родительские собрания родителей среднего и старшего звена, или
Проблема родительской позиции «невмешательства» в дела детей (в основном родителей 5-11 классов).
IV. Итоги.
Обсуждение работы групп и результатов мастер-класса. Педагоги называют проблемы и вопросы, возникшие в ходе работы группы, получают отзывы коллег на варианты возможных решений проблемы; заполняют лист рефлексии участников педсовета (Приложение № 3).
Скажите, есть ли у вас вопросы?
Мастер-класс мне хотелось бы закончить притчей.
«Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»
В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
Я нашла для себя технологию работы, с которой я вас познакомила. Эта технология помогла мне заинтересовать детей, и считаю, что и вам поможет.
6 655 248 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Муминова Наталья Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.