Главная / Классному руководителю / Воспитательная технология - мастер-класс "Гвоздь воспитания"

Воспитательная технология - мастер-класс "Гвоздь воспитания"

«ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ» Мастер-класс Муминовой Н.В. Технология развития критическ...
Технология РКМ решает следующие задачи образовательной мотивации информационн...
Чему мы должны научить детей? - Организации своей деятельности; - Душевности ...
Базовая модель технологии Вызов Осмысление Размышление (рефлексия)
Обязательные условия работы доброжелательность; некритичность; cоблюдение рег...
И Д Е А Л Интересно, в чем проблема? Сформулируйте свою проблему в виде вопро...
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Записывайте все, пр...
Есть ли какие-либо хорошие решения? 	Отметьте в своем списке «галочкой» те сп...
А теперь сделаем выбор! 	 	Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный...
Любопытно, как осуществить на практике? 	Распишите возможный план действий по...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ» Мастер-класс Муминовой Н.В. Технология развития критического
Описание слайда:

«ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ» Мастер-класс Муминовой Н.В. Технология развития критического мышления и её применение в воспитательной деятельности. Стратегия «ИДЕАЛ»

№ слайда 2 Технология РКМ решает следующие задачи образовательной мотивации информационной
Описание слайда:

Технология РКМ решает следующие задачи образовательной мотивации информационной грамотности; социальной компетентности.

№ слайда 3 Чему мы должны научить детей? - Организации своей деятельности; - Душевности и ч
Описание слайда:

Чему мы должны научить детей? - Организации своей деятельности; - Душевности и чуткости; - Самореализации, сохранению ценностей; - Пониманию себя и пониманию других; - Умению мыслить; - Формированию и отстаиванию собственной точки зрения; - Умению усилить человеческое в человеке; - Партнерским отношениям; - Стремлению быть профессионалом; - Умению сотрудничать; - Гибкости мышления; - Умению слушать; - Мобильности;

№ слайда 4 Базовая модель технологии Вызов Осмысление Размышление (рефлексия)
Описание слайда:

Базовая модель технологии Вызов Осмысление Размышление (рефлексия)

№ слайда 5 Обязательные условия работы доброжелательность; некритичность; cоблюдение реглам
Описание слайда:

Обязательные условия работы доброжелательность; некритичность; cоблюдение регламента высказывания идей; принятие и запись всех идей; высказывание своего мнения каждым;

№ слайда 6 И Д Е А Л Интересно, в чем проблема? Сформулируйте свою проблему в виде вопросов
Описание слайда:

И Д Е А Л Интересно, в чем проблема? Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?».

№ слайда 7 Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Записывайте все, прише
Описание слайда:

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Записывайте все, пришедшие в голову варианты решения проблемы, включая самые безумные.

№ слайда 8 Есть ли какие-либо хорошие решения? 	Отметьте в своем списке «галочкой» те спосо
Описание слайда:

Есть ли какие-либо хорошие решения? Отметьте в своем списке «галочкой» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы

№ слайда 9 А теперь сделаем выбор! 	 	Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный ва
Описание слайда:

А теперь сделаем выбор! Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант

№ слайда 10 Любопытно, как осуществить на практике? 	Распишите возможный план действий по пу
Описание слайда:

Любопытно, как осуществить на практике? Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы.

Воспитательная технология - мастер-класс "Гвоздь воспитания"
  • Классному руководителю
Описание:

 

Мастер-класс «Гвоздь воспитания».

Тема: Технология развития критического мышления и ее применение в воспитательной деятельности.

 

Цель: обучение педагогов школы использованию стратегии технологии критического мышления «Идеал».

 

Задачи:

ü  Изучить базовые основы технологии развития критического мышления;

ü  Мотивировать педагогов к применению приемов данной технологии в учебно-воспитательной деятельности;

ü  обучить педагогов применению стратегии «Идеал» для решения проблем, возникающих в учебно-воспитательной деятельности.

Оборудование и материалы:

Презентация «Стратегии обучения умению решать проблемы», ватман, маркер, письменные принадлежности для участников, карточки-бланки для ответов.

I. Организационный момент.

Знакомство с регламентом проведения практикума, вручение каждому цветного жетона.

II. Знакомство с основными положениями образовательной технологии критического мышления. Вводная лекция. (5-7 мин.)

Уважаемые коллеги, предлагаю вам начать обсуждение сообщения с житейской истории, с притчи «Гвоздь воспитания».

    Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.   Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями.     Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что же ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей на столбе больше нет.

- Гвоздей нет, а дырки остались…

    Как научить ребенка критически мыслить? Как научить ребенка разбираться в большом потоке информаций, которые он получает ежедневно через СМИ, Интернет и т.д. Немалую роль в этом играют классные руководители. Так как российское общество переживает сложный период своего становления, то необходимо формирование гражданского общества, которое способно обеспечит своим гражданам демократические права и свободы. Молодежь чутко реагирует на те сложности, которые происходят в обществе. В обществе ослабевают общепринятые доминирующие ценности, многие культурные стереотипы, что ведет к деградации культурной среды. Для многих характерна увлеченность жизнью только своей микрогруппы, интерес к низкопробным образцам мировой культуры, размытость нравственных ориентиров, агрессивность в отстаивании своих интересов.

   Процветание страны невозможно без обновления системы образования. Приоритетные направления преобразований – это новые стандарты, в основе которых – ключевые компетенции, которые обеспечивают личностную, социальную и профессиональную успешность выпускника школы; это новые технологии обучения, направленные на развитие самостоятельности, навыков работы в сотрудничестве, исследовательских и проектировочных умений, информационной компетентности; это новые ценности образования – умение уважать других людей, гражданская ответственность, глобальное мышление, активная жизненная позиция.

    Только организуя совместную деятельность с ребенком, педагог может способствовать установлению его позитивного отношения к миру, к самому себе. В воспитании будущее принадлежит технологиям совместной деятельности.

   В свете таких перемен учителю необходимо владеть технологиями развития критического мышления, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения. Ученые пишут объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят.

Критическое мышление как образовательная технология

            Технология РКМ, разработанная в середине 90-х годов XX в. американскими учеными и педагогами (Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл), пожалуй, единственная в своем роде. Создатели новой методики опирались на передовой опыт философов, психологов и педагогов всего мира.
            С 1996 года распространяется совместно Институтом "Открытое общество", Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной Педагогики. Прошла апробацию в школах Америки, Азии, 12 странах Восточной, Центральной Европы и СНГ. В России с 1997 года. Сегодня Центры критического мышления работают в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске.

            Технология РКМЧП решает следующие задачи:

ü  образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

ü  культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

ü  информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

ü  социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Главный вопрос любой инновационной образовательной технологии заключается в следующем: чему мы должны научить школьников в XXI веке?
Технология критического мышления отвечает на этот вопрос следующим образом. Мы должны научить школьников:
- Организации своей деятельности;
- Душевности и чуткости;
- Ощущению свободы и счастья бытия;
- Самореализации, сохранению ценностей;
- Пониманию себя и пониманию других;
- Умению мыслить;
- Формированию и отстаиванию собственной точки зрения;
- Грамотному, осмысленному чтению;
- Умению усилить человеческое в человеке;
- Партнерским отношениям;
- Стремлению быть профессионалом;
- Умению сотрудничать;
- Гибкости мышления;
- Умению слушать;
- Мобильности;
 

Под критическим мышлением авторы проекта подразумевают следующее: думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Базовая модель технологии (дидактический цикл) состоит из 3 составляющих

Вызов:

G  актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

G  пробуждение интереса к изучаемой теме;

G  обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

G  побуждение ученика к активной деятельности

 

Осмысление:

G  активное получение новой информации;

G  осмысление новой информации;

G  соотнесение новой информации с собственными знаниями;

G  отслеживание процесса познания и собственного понимания

 

Размышление (рефлексия)

G  выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

G  выявление еще непознанного;

G  анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

G  поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»)

 

            Ценность данной технологии и в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
            Эта технология включает в себя до 80 стратегий. Их можно использовать как отдельно, на любом этапе урока (воспитательном мероприятии), так и строить весь урок воспитательное мероприятие) по определённой структуре.

 

При использовании таких стратегий обязательными условиями (они написаны на плакате и повешены на доске)  являются:

доброжелательность;

некритичность;

cоблюдение регламента высказывания идей;

принятие и запись всех идей;

высказывание своего мнения каждым;

III. Практическая часть.

 

Теперь, когда вы получили некоторое представление о  технологии критического мышления, давайте на практике попытаемся разобраться, что это такое. Сегодня мы рассмотрим  1 стратегию обучения умению решать проблемы – «ИДЕАЛ»

 

Прежде чем приступить к работе, необходимо разделиться на группы (по цветам жетонов).

 

Как расшифровывается слово, называющее данную стратегию?  И.О.Загашев(ст. преподаватель факультета психологии СПбГУ) предложил такой вариант:

 

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как осуществить на практике?

 

На каждый этап работы отводится не более 10 минут. Приступим!

 

Интересно, в чем проблема?

            Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица НЕ и обязательно присутствовать местоимение Я. Формулировка должна быть конкретной и четкой, указывающей на срок исполнения, время исполнения, цель и т.п.

            Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными (но по одной проблеме) (7минут)

            А теперь выберите из них наиболее точный вариант.

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

            Итак, проблема сформулирована. А теперь в течение 10 минут надо записывать все, пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные. Помните о правилах проведения стратегий! (не критиковать, доброжелательность, мнение каждого имеет право быть). Идеи варианты надо придумывать до тех пор, пока не истечет время. Нельзя себе говорить: «Ну, этого хватит!», «Я больше не могу!», «Больше вариантов нет» и т.п.

 

Есть ли какие-либо хорошие решения?

            Отметьте в своем списке «галочкой» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? Уточните их, но не критикуйте, еще рано. Если удачных вариантов не видите, то сделайте небольшой перерыв, отдохните, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого-то варианта вы сомневаетесь, поставьте «?»

 

А теперь сделаем выбор!

 

            Перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой», способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.

 

Любопытно, как осуществить на практике?

 

Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Действуйте!

 

По окончании работы каждая группа предлагает свой вариант решения проблемы, оформляя на стенде или доске получившиеся схемы-шаги решения проблемы.

 

Сообща выбираем наиболее приемлемый вариант решения проблемы.

 

Этот метод используется как в урочной, так и во внеклассной деятельности при совместном решении каких-либо повседневных проблем. Однако необходимо помнить, что далеко не все проблемы решаются быстро и сразу, необходимо учитывать сроки решения проблемы.

 

Можно группам педагогов предложить разные проблемы, можно – всем одну. Например, проблема низкой явки на родительские собрания родителей среднего и старшего звена, или

Проблема родительской  позиции «невмешательства» в дела детей (в основном родителей 5-11 классов).

 

IV. Итоги.

 

Обсуждение работы групп и результатов мастер-класса. Педагоги называют проблемы и вопросы, возникшие в ходе работы группы, получают отзывы коллег на варианты возможных решений проблемы; заполняют лист рефлексии участников педсовета (Приложение № 3).

 

Скажите, есть ли у вас вопросы?

Мастер-класс мне хотелось бы закончить притчей.

    «Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»

    В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

Я нашла для себя технологию работы, с которой я вас познакомила. Эта технология помогла мне заинтересовать детей, и считаю, что и вам поможет.

        

 

Автор Муминова Наталья Владимировна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 785
Номер материала 21350
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы