Воспитательная
система
«Класс
творчества»
11 класса
МОАУ «СОШ №10»
г. Бузулука
Классный руководитель:
учитель истории
Пирогов С.И.
План воспитательной работы на 20 / 20 уч.
г.
11 класс
Сентябрь
1.09
|
Адрес детства – Россия, Оренбургский
край родной
|
9.09
|
Тестирование по
профориентации
|
16.09
|
Маршруты безопасности.
Кл.час «Противопожарный режим в образовательном учреждении»
|
23.09
|
Кл.час «Приучай себя к
добрым поступкам»
|
Октябрь
1.10
|
Кл.час «Курение и здоровье»
|
8.10
|
Кл.час «Моя будущая
профессия»
|
15.10
|
Кл.час «Мои права»
|
23.10
|
Выборы президента школьного
самоуправления
|
28.10
|
конкурс «Осень Востока»
|
Ноябрь
Декабрь
Январь
14.01
|
Брейн-ринг «Права детей и
родителей»
|
21.01
|
Классный час «Я - гражданин
и ученик»
|
28.01
|
Ролевая игра «Суд над
наркотиками»
|
Февраль
42.02
|
Классный час «Я и мир моих
отношений»
|
11.02
|
Беседа о душе (уровень
психологической культуры)
|
18.02
|
Классный час «От
безответственности до преступления – один шаг»
|
22.02
|
Спортивные соревнования «А
ну-ка, мальчики!»
|
Март
4.03
|
Брейн-ринг «Этикет и мы»
|
11.03
|
Классный час «Секреты
здорового питания»
|
18.03
|
Анкета «Склонности и
интересы в выборе профессий»
|
Апрель
8.04
|
Внеклассное мероприятие
«Мир профессий»
|
15.04
|
Классный час «День космонавтики»
|
22.04
|
Диспут «Что значит быть
патриотом сегодня?»
|
29.04
|
Классный час «Как прожить
без конфликтов»
|
Май
6.05
|
Внеклассное мероприятие
«Парад памяти»
|
13.05
|
Классный час «Твои права и
обязанности»
|
20.05
|
Беседа «Как готовиться к экзаменам»
|
25.05
|
Последний звонок
|
1.
Ценностно-смысловое
ядро воспитательной системы 11 класса
МОАУ «СОШ № 10»
«Класс творчества».
(классный руководитель Пирогов С.И.)
Целью воспитательной
системы МОАУ «СОШ №10» является развитие личности, готовой к позитивной
социализации, ориентированной на успех.
Цель воспитательной системы класса заключается в формировании положительного
отношения к учению и развитии способностей, необходимых для успешного
жизненного и профессионального самоопределения.
Чтобы
реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
§
Развитие познавательной
активности и культуры умственного труда.
§
Создание благоприятных
педагогических, организационных и социальных условий для самоутверждения
каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную
индивидуальную и коллективную деятельность.
§
Создание условий для
укрепления и сохранения здоровья учащихся.
§
Предоставление учащимся
реальной возможности вместе с родителями и педагогами участвовать в управлении
классом (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учено-
воспитательный процесс), влиять на школьную политику.
§
Развитие навыков
лидерского поведения, организаторских знаний и умений, навыков коллективной и
руководящей деятельности, конструктивного общения.
§
Формирование и отстаивание
своей жизненной позиции.
§
Педагогическая поддержка
творческих устремлений и действий каждого ребенка;
§
Приобщение к основным
духовным ценностям своего Отечества.
Создание условий для успешной социальной адаптации учащихся,
обеспечение их социальной востребованности является одной из приоритетных задач школы.
Решение
этих задач возможно в рамках проектно- целевого подхода к деятельности органов
ученического самоуправления как части учебно-воспитательного процесса класса и
школы.
2. Механизм построения и
функционирования воспитательной системы.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы
класса, являются
.:. Индивидуальность
.:. Самостоятельность
.:. Доброта
.:. Творчество
.:. Активность
.:. Коллектив
Эти слова одновременно
выполняют роль принципов построенной системы и жизнедеятельности
классного сообщества. Вся воспитательная работа в классе направлена на то,
чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения, и отношений в
классном коллективе и, в дальнейшем, превратились в ценностные ориентации
личности каждого ребенка.
Стратегия развития и
совершенствования воспитательной системы класса многопланова:
Ø
как средство
демократизации воспитательного процесса в классе;
Ø
как условие реализации
прав и обязанностей учащихся;
Ø
как метод организации КТ
Д;
Ø
как способ формирования
лидерско-организаторских навыков и управленческих умений, повышение социальной
активности учащихся;
Ø
как путь к осуществлению гармонизации
взаимодействия учащихся, родителей и классного руководителя на основе
совместной общественной деятельности;
Ø
как способ утверждения
отношений сотрудничества учащихся, родителей и преподавателей в управление
школой.
Главным системообразующим фактором
служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно
ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой
круг традиционных
классных дел:
Праздник первого звонка
(сентябрь);
Оформление классного уголка (
сентябрь);
Конкурс-выставка «Дары
осени» (октябрь);
День пожилого человека
(октябрь);
Туристический поход
(октябрь);
День учителя (день
ученического самоуправления);
День Матери (ноябрь);
День именинников (декабрь,
март, май, сентябрь);
Дни здоровья (октябрь,
апрель);
Новогодний праздник
(декабрь);
Лыжные прогулки, каток
(январь, февраль);
Папин и дедушкин день
(февраль);
Праздник мам и бабушек
(март);
Операция «Рассвет» (май);
Встреча с участниками ВОВ
(май);
Поход в краеведческий музей (
апрель);
Итоговый классный час «До
свидания, школа!»
В классе сохраняются и
развиваются традиции патриотического воспитания, связанные с формированием
гражданской активности, воспитанием любви к Отечеству:
проведение экскурсий и
классных часов в музейном уголке «История нашей школы»;
посещение краеведческого
музея;
встречи с участниками
локальных войн 22 февраля;
Вахта памяти (май).
В классе живут традиции
трудового и экологического воспитания:
уход за территорией вокруг
школы, работы на пришкольном участке;
трудовые субботники (сентябрь
- октябрь, апрель - май);
разбивка школьного цветника;
Важную роль в раскрытии и
развитии творческих способностей учащихся играют творческие мастерские с
участием детей и взрослых, работа которых строится на основе следующих педагогических
принципов:
Принцип открытости, проявляющийся во взаимосвязи с окружающей
средой. Она определена пространственными, временными и функциональными
отношениями класса с объектами и субъектами внешней деятельности.
Принцип
педагогической поддержки: разработка на основе диагностики ( собранной
информации) системы мер, предотвращающей развитие негативных тенденций,
ослабляющих их влияние на личность, образовательный процесс в классе.
Принцип гуманизации образования выражается в следующем:
- субъект - субъектные
отношения ученика и учителя, где создаются условия для творческой
самореализации;
- групповая работа в школе
сочетается с индивидуальной, где особое внимание уделяется развитию
индивидуального стиля деятельности ребёнка.
Принцип равенства и сотрудничества всех участников воспитательного процесса.
Основная цель работы
творческой мастерской заключается не в том, чтобы дать учащимся готовые знания,
а в том, чтобы подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавится от чувства
страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и
творчеству.
Самоуправление в классе.
Развитию субъективности
личности подростка должно способствовать формирование самодеятельных и
самоуправленческих начал в жизни класса. 11 класс (город «Молодежный»)
является городом в одной из свободных стран ДШО «Десятая планета от Солнца»-
Страны Юности. Высшим органом самоуправления учащихся класса является Собрание
горожан города-класса «Молодежный». Собрание проводится по мере необходимости,
но не реже одного раза в месяц.
На собрании горожан:
·
обсуждают вопросы жизни
города (класса);
·
предлагают и принимают
план мероприятий, касающихся внеклассной работы;
·
избирает классная
администрация города;
·
вносят предложения по
улучшению учебного и воспитательного
процесса в классе и в школе;
·
избирает делегатов на
Общий Сбор Планеты;
·
высказывают предложения о
поощрении и наказании учащихся;
·
подводят итоги работы в
классе по вопросам дежурства по школе и классу, участия в конкурсах, выполнение
запланированных дел и т.д.
в период между классными собраниями горожан действует
администрация города. Совет избирается на классном собрании и состоит из 6-10 человек.
Совет проводит свои заседания не реже одного раза в месяц.
Администрация города
(класса):
·
является участниками Сбора
планеты;
·
выполняет решения
классного собрания горожан и Сбора планеты;
·
организовывает дежурство
по классу, самообслуживание,
питание;
·
организовывает внеклассные
мероприятия;
·
оказывает помощь
неуспевающим и отстающим;
·
готовит и проводит
классные собрания горожан;
·
организовывает участие
класса в школьных и классных ученических делах;
·
заслушивает информацию о
выполнении работы председателями
Служб города.
Службы города (класса) осуществляют планирование работы по
своему направлению, обеспечивают реализацию плана работы в классе, ведут оценку
работы групп по своему направлению для определения общего рейтинга группы по
итогам полугодий, оценивают работу членов служб.
·
«Порядок
и контроль»-организация и контроль, оценка посещаемости занятий, контроль дежурства в классе,
организует взаимопомощь в учебе, участие в рейдах по успеваемости, распределяет
занятость учащихся по интересам, отвечает за состояние дневников, учебников,
тетрадей.
·
«Пресс-центр»
- обработка информации (успеваемость и
посещаемость, участие в жизни города, страны, планеты) для определения рейтинга
служб, оформление классного уголка, выпуск газет и Т.д.
·
«Здоровье
и спорт» - помощь в про ведении спортивных
мероприятий, пропаганда здорового образа жизни, личной гигиены, способствует в
привлечении учащихся класса в спортивные и оздоровительные мероприятия класса и
школы.
·
«Долг
и забота»-работа по гражданско-патриотическому
направлению, участие в акциях милосердия ветеранам, инвалидам, сиротам и т.д.
·
«Служба интересных дел» - организация и проведение в классе КТД, художественной самодеятельности,
встреч с интересными людьми, участие в общешкольных мероприятиях, шефство над
закрепленным классом в СМИДе.
Методы и формы работы участников и органов
ученического самоуправления в классе.
Учащиеся класса - жители свободной Страны Юности, где есть название города, его герб, гимн,
своя администрация и мэр. Широко применяется в работе методика ктд И.П.Иванова, где роль органов
ученического самоуправления - главная:
ü подготовка дел при помощи специально
созданных для этого советов;
ü работа инициативных групп;
ü следование цепочке: коллективное
целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное
проведение, коллективный анализ и оценка;
ü сменность лидеров;
ü смена традиционных поручений между
микро- коллективами.
Методы интерактивного обучения (тренинги, ролевые игры,
дискуссии), в которых ребята непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные
конкретные ситуации.
Детские проекты - направлены на включение учащихся в
улучшение социальной среды, применение их инициативы и активности в социальноориентированном
творчестве с применением гражданской ответственности за результаты проекта.
Референдум - предполагает выявить волю ученического коллектива,
организовать жизнь класса вместе с учащимися, педагогами и родителями.
Выносимые вопросы: порядок в классе, взаимодействие, методы учебной работы,
организация свободного времени и т.д.
Поручение - включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и
социально-значимую деятельность. Групповые и коллективные поручения более
эффективны.
Позиция взрослого в
воспитательной системе класса отражается в следующих правилах:
-не подменять детей там, где
они сами могут справиться;
-поддерживать идеи детей;
-уважать решение детей,
помогать их реализовывать;
-избегать прямого нажима,
стараться убеждать, объяснять.
В ходе функционирования
модели ученического самоуправления города «Молодежный» реализовываются следующие
функции:
Ø
-Коммуникативная-
способствует развитию различных форм общения «ребенок-ребенок»,
«ребенок-взрослый», «ребенок-общество».
Ø
-Регулятивная- проявляется
в процессе выполнения детьми управленческих, организаторских и исполнительских,
постоянных и временных поручений.
Ø
-Функции социальных
связей.
Ø
-Организаторская.
Ø
- Досуговая.
Ø
- Профориентационная.
Структура модели ученического самоуправления
11 класса - города «Молодежный»
Совет государств
ДШО «Десятая планета от Солнца»
|
|
МОАУ «СОШ №10» г. Бузулука
2.
3.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мэр города, администрация города (класса)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Классный руководитель и педагоги
|
|
Самоуправление в ученическом коллективе возможно при
демократическом управлении. Управление, самоуправление, соуправление - это
звенья одной цепи.
Ученическое самоуправление в 11 классе развивается в рамках
управления школой. Соуправление в классе - это совместная деятельность учащихся
с педагогическим советом и родительским комитетом на равных правах при равных
обязанностях для достижения общих целей.
Воспитательная система класса - максимально открытая
система. В классе проводятся «дни открытых дверей» для родителей, встречи с
семьями, классные часы с участием других классных коллективов.
Классный руководитель и педагоги могут присутствовать на
заседаниях Совета города. Совет выступает с презентацией своей организации на
родительских собраниях, классных часах и педсоветах. Родители оказывают большую
помощь в реализации проектов, в подготовке и проведении мероприятий, экскурсий
на предприятия и т.д.
Основные внутренние
и внешние связи классного сообщества.
Ученики - классный руководитель - родители - шефы - другие
учителя - другие классы - руководители кружков и секций - психолог – медсестра
- администрация школы.
Эти отношения базируются на
следующих принципах:
.:. много знать - престижно;
.:. помогать друг другу - нормально;
.:. готовить дело по чужому сценарию - невозможно;
.:. жить в неуютной обстановке - нельзя.
Каждая воспитательная система имеет свою среду - свое
жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и
общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые
отношения, формируются индивидуальные и групповые ценности. «Место жительства»
11класса- закрепленный за ним учебный кабинет математики, в котором
располагаются классный уголок (информация о классе, родителях и т.д.), «тумба
помощи» (фотоальбом, аптечка, ватно-марлевые повязки, чистые тетради и другие
школьные принадлежности, предметы гигиены), Уголок хозяев (график дежурства,
инвентарь).
Этапы развития воспитательной системы класса:
ü
Этап проектирования
системы ( уч.г. – 5 класс);
ü
Этап становления системы (
уч.г. – 6-7 классы)
ü
Этап стабильного
функционирования системы ( – 8 класс; уч.г. – 9
класс)
ü
Этап завершения
функционирования или коренного обновления системы ( -10 класс; –
11 класс)
3. Критерии и способы изучения эффективности
воспитательной системы класса.
Вся деятельность по
моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется
на то, чтобы учащийся в течение 7 лет смог развить личностные качества,
соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу
выпускника школы № 10
Образ выпускника складывается
из пяти потенциалов личности:
Ø
Нравственный потенциал
(ценностный);
Ø
Познавательный потенциал;
Ø
Коммуникативный потенциал;
Ø
Профориентационный
потенциал;
Ø
Физический потенциал.
Критерии эффективности
воспитательной системы класса следующие:
1.
Уровень нравственной
воспитанности учащихся выше среднего;
2.
Защищенность и
комфортность ребенка в классе;
3.
Удовлетворенность учащихся
и родителей собственной деятельностью в классе на благо школы и социума;
4.
Сформированность классного
коллектива, повышение уровня сплоченности в классе;
5.
Включение учащихся класса
в управление школы;
6.
Повышение интереса
учащихся к социально значимой деятельности, уровня гражданской активности.
В соответствии с данными
критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики
изучения результативности воспитательного процесса, такие, как:
·
Методики изучения
познавательного процесса личности старшего школьника;
·
Анкета «Профориентация подростка»;
·
Методика анализа интересов и направленности
подростков;
·
Методика формирования мировоззренческих
позиций подростка «Альтернативный тезис»;
·
Методика выявления степени удовлетворенности
подростка различными сторонами жизни коллектива Л.М.Фридмана «Наши отношения»;
·
Анкета «Голос родителя»;
·
Методика выявления
нравственной воспитанности подростка Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном
опыте»;
·
Изучение
социализированности личности учащегося (методика М.И.Рожкова);
·
Методика выявления
характера отношений подростка к людям, природе, Родине, труду и др.
Д.В.Григорьева, И.В.Кулешова, П.В.Степанова «Личностный рост» .
·
Сбор, коллективный
разговор по итогам четверти, года; .:. Творческая мастерская «Я и класс,
в котором я живу».
·
Перечисленные методики
позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности
учащихся и сформированности классного сообщества, использовать ее при
планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Список родительского комитета
Председатель родительского
комитета –
Казначей –
Члены родительского
комитета –
Мэр
города – Асылгужин Артём
Заместитель
мэра – Лапина Анастасия
Председатели
служб города:
«Порядок и контроль» - Антилов Дмитрий «Пресс-центр»
- Алексеева Ирина
«Здоровье и спорт» - Щербовских
Алексей
«Долг и забота» - Останина Мария
«Служба интересных дел» - Джавахишвили Эка
«Порядок и контроль»-Самсонова
К.,Никитин А.,Лаврик Р.
«Пресс-центр»-Добрынина
К., Чернов Д., Чиркина Л.,Чиркина Т.
«Здоровье и спорт» - Петросян С., Рачков
К., Рыжаков Д.
«Долг и забота» - Старынина К.,
Сергеева А.,Литвинова Ю.
«Служба интересных дел» - Голубева О.,
Ватолкина Д., Хилькевич
Р.
№
п\п
|
Ф. И. О. учащегося
|
Число, месяц, год рождения
|
Кружки,
секции
|
Факультативы
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
16
|
|
|
|
|
17
|
|
|
|
|
18
|
|
|
|
|
19
|
|
|
|
|
20
|
|
|
|
|
21
|
|
|
|
|
22
|
|
|
|
|
23
|
|
|
|
|
Занятость учащихся во внеурочное время
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.