Главная / Классному руководителю / Воспитательная работа 10-11 класс

Воспитательная работа 10-11 класс

ГБОУ СОШ № 932





Программа

воспитательной работы

10-11 класс







НОВОЕ

ПОКОЛЕНИЕ







Составитель:
Галкина Анастасия Вячеславовна
классный руководитель







Г. Москва


2013 г




Научить человека быть счастливым — нельзя,

но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно.

Макаренко А.С.

1. Пояснительная записка


Классное руководство – это не работа, а образ жизни. Задача состоит в том, чтобы общение с воспитанником было наиболее насыщенным. Основа основ – сотрудничество. Должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.

Научить ученика нельзя – он может только научиться. Нельзя его воспитать – он может только воспитаться. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активность самого ребенка. Таким образом, сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.

Воспитание, пробуждающее к самовоспитанию - это и есть настоящее воспитание личности. Но для этого ученик, его родители, его учителя должны приучить школьника к самоанализу, к познанию и оценке самого себя, своей деятельности, поведения, поступков и привычек. Как сказал К.Д. Ушинский: «Чтобы воспитать личность, надо знать ее во всех отношениях».

Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой пут к любви и самоуважению, решению жизненных проблем.

Воспитательную работу с классом необходимо построить на основе:

1) концепции воспитательной системы государства;

2) современных принципов воспитания;

3) учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива;

4) учета возрастных особенностей учащихся класса;

5) учета особенностей контингента родителей учащихся класса.

2. Актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.


3. Цель и задачи программы:

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Новое поколение» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Воспитание духовно развитой личности способной вести созидательный образ жизни, имеющей активную гражданскую позицию, обладающей экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющей определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества с позитивным отношением к жизни – главная цель воспитательной программы.


В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Формирование культуры здоровья.

В процессе реализации программы считаю необходимым:

1.Создать

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

- благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.

- развивать творческие способности школьников;

2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.

3. Воспитывать в детях:

- любовь к Родине, своему городу, родному дому;

- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

- чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.

4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;

5. Формировать систему самоуправления в классе.

Путь к достижению цели моей воспитательной системы основан на осознании и принятии таких ценностей, как:

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

  • оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);

  • требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);

  • любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);

  • самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);

  • человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);

  • веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а, следовательно, приносит удовлетворение);

  • сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)


4. Основные принципы работы:


В своей работе придерживаюсь следующих принципов воспитательного взаимодействия с классом:

Личностно - ориентированный - признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, по­строенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.

Деятельностный - предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человече­ских взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельно­сти всех субъектов воспитательной системы.

Принцип сотрудничества - взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т. е. тех ка­честв, которых требует от них демократическое общество. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Гуманизация воспитания - поворот школы к ребенку, уваже­ние его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его лично­стных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка, Гуманизация максимальных отношений.

Природосообразность воспитания - предполагает обязатель­ный учет половозрастных осо6енностей учащихся.

Культуросообразность воспитания - предполагает опору в воспитании на национальные традиции, на национальное своеобразие.

Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех социальных институтов.

Дифференцированный - отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности.

Средовый - учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя).

Человековедческий - не только во внеурочной работе, но и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям по­нять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, про­ектировать свою жизнь, т. е. помогать ученику в создании «Я - Кон­цепции».

Эмоциональный - опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

Отношенческий - разумное сочетание в воспитательной рабо­те антиподов: объекта - субъекта; коллективности - индивидуально­сти, традиции - новации, общения - обособления, поощрения - нака­зания, управления - самоуправления, воспитания - самовоспитания.

Диалогический - выход на определенном этапе совместной деятельности на субъект - субъектные отношения.


В настоящее время идет этап становления воспитательной сис­темы, когда формируются целевые установки, вырабатываются глав­ные ориентиры в организации образовательного процесса, создается воспитательный коллектив в школе, складывается управленческая система с опорой на диагностико - аналитическую деятельность.


Основополагающие идеи-принципы воспитательной системы:


  • принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);

  • принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни);

  • принцип индивидуальности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

  • принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.


Дидактические принципы воспитательной системы:


  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

  • принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

  • принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;

  • принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);

  • принцип самоактуализации;

  • принцип выбора;

  • принцип творчества и успеха;

  • принцип доверия и поддержки.


5. Циклограмма деятельности классного руководителя:


Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствующих.

  2. Организация питания учащихся.

  3. Организация дежурства класса.

  4. Индивидуальная работа с учащимися класса.


Еженедельно:

    1. Проверка дневников учащихся

    2. Проведение мероприятий в классе (по плану)

    3. Работа с родителями (по ситуации)

    4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации)

    5. Встреча со школьной медсестрой (по справкам о болезни учащихся)


Ежемесячно:

      1. Посещение уроков в своем классе.

      2. Консультации у школьного психолога.

      3. Встреча с родительским активом

      4. Совещание по планированию работы или организации и проведению общешкольных мероприятий.


Один раз в четверть:

        1. Проведение открытого классного часа и мероприятия.

2. Сдача отчетов по классу (успеваемость, питание и т.д.)

3. МО классных руководителей.

4. Проведение родительского собрания.


Один раз в полугодие:

1.Анализ выполнения воспитательного плана работы за полугодие.

2. Коррекция плана воспитательной работы на новое полугодие.


Один раз в год:

        1. Оформление личных дел учащихся.

        2. Анализ и составление плана воспитательной работы класса.

        3. Статистические данные класса (1 сентября).


6. Реализация программы воспитания «Новое поколение».


Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10 -11 классы). В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап -2013-2014 уч. год.

2 этап -2015-2016 уч. год.


Классный руководитель
в своей работе опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную.


Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

1. «Здоровье»

2. «Интеллект»

3. «Общение»

4. «Нравственность»

5. «Досуг»

6. «Гражданин»

7. «Семья»


7. Воспитательная система класса


Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!


Законы классного коллектива:

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон любви: Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.

Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям

добро.

Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны

трудности и препятствия.

Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек,

которому нужна помощь. Помоги!!!


Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

Принципы деятельности органов самоуправления:

- добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- разновариативность;

- самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

лидера класса, руководителей секторов классного ученического самоуправления;

представителей школьного самоуправления;

решает вопросы жизни классного коллектива;

утверждает общественные поручения;

слушает отчеты об их исполнении;

решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является актив класса, возглавляемый лидером класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Лидер класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Лидер класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:

1. Учебный сектор - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

2. Экологический сектор - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.

3 .Культмассовый сектор - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.

4.Спортивный сектор - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.

5.Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета:

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

В своей работе использую разные формы воспитательной работы:

изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; интеллектуальные игры; спортивные командные игры и соревнования; викторины; развлекательные мероприятия, экскурсии и походы, беседы, встречи с интересными людьми, КВНы, литературные вечера, театрализованные представления, классное самоуправление, конкурсы рисунков, стихов, сочинений, диагностические исследования и т.д.

Необходимо подчеркнуть особую роль классного часа.


Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Созонов)

Тематическое планирование (см. приложение)


Воспитательная работа 10-11 класс
  • Классному руководителю
Описание:

Данная разработка позволит, используя подготовленный материал, создать уникальную для своего класса воспитательную работу. Если дополнить ее индивидуальным планом работы с классом в рамках школьных мероприятий, то получиться хорошая рабочая программа.

 

Классное руководство – это не работа, а образ жизни. Задача состоит в том, чтобы общение с воспитанником было наиболее насыщенным. Основа основ – сотрудничество. Должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.

 

Научить ученика нельзя – он может только научиться. Нельзя его воспитать – он может только воспитаться. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активность самого ребенка. Таким образом, сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.

 

Воспитание, пробуждающее к самовоспитанию - это и есть настоящее воспитание личности. Но для этого ученик, его родители, его учителя должны приучить школьника к самоанализу, к познанию и оценке самого себя, своей деятельности, поведения, поступков и привычек. Как сказал К.Д. Ушинский: «Чтобы воспитать личность, надо знать ее во всех отношениях».

 

Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой пут к любви и самоуважению, решению жизненных проблем.

 

Воспитательную работу с классом необходимо построить на основе:

 

1) концепции воспитательной системы государства;

 

2) современных принципов воспитания;

 

3) учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива;

 

4) учета возрастных особенностей учащихся класса;

 

5) учета особенностей контингента родителей учащихся класса.

 

Автор Галкина Анастасия Вячеславовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Планирования
Просмотров 3298
Номер материала 1995
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓