Главная / Классному руководителю / Воспитательная программа "Путь к успеху"

Воспитательная программа "Путь к успеху"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3



hello_html_m15dc207a.gif


классного руководителя 8 «а» класса

учителя русского языка и литературы


Семёновой Юлии Викторовны


hello_html_22c4d48e.gif




Воспитательная система 8 «а» класса

Классный руководитель –

Это тот, кому можно

Доверить детство.

В.А.Сухомлинский




Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности коллектива.




hello_html_61e81159.jpg

hello_html_m16e6efc.gifhello_html_6ed11955.gifhello_html_m52f87546.gifhello_html_3c0018f9.gifhello_html_m7ccd998a.gifhello_html_34e5ef80.gif

Индивидуально-групповой компонент



Ценностно-ориентационный

Компонент


Единое воспитательное пространство



Воспитательная программа






Диагностико-аналитический

компонент

Индивидуально-групповой компонент

hello_html_42280d54.gifhello_html_m497470b9.gifhello_html_77691468.gifhello_html_m7ebdbcfd.gif






  • ;








hello_html_2c111dd9.gif


1. Главная роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса отводится классному руководителю. Для того, чтобы учащиеся класса отличались активностью и самостоятельностью, классный руководитель должен занимать активную жизненную и педагогическую позицию.

hello_html_2ad19ced.gif

  • Люблю детей;

  • Люблю свою профессию;

  • Оптимистка;

  • Стараюсь быть честной и правдивой;

  • Люблю читать все, что меня заинтересует;

Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. На мой взгляд, «мерилом» эффективности функционирования воспитательной системы должны быть следующие критерии:

  • Воспитанность учащихся;

  • Защищенность и комфортность ребенка в классе;

  • Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;

  • Соответствие реального образа школьника модели выпускника школы.




hello_html_m6b276a4e.gif


2. Самой значительной и, безусловно, важной составной частью всей воспитательной системы в целом являются учащиеся класса. Я как классный руководитель должна увидеть и понять специфические черты классного коллектива, определить уровень развития ученического коллектива, сформированность межличностных отношений и совместной деятельности. Мои действия:

  • Веду психолого-педагогическую карту ученика «Личность ребенка как развивающая система отношений» (краткая характеристика семьи, отношения к знаниям, функции в школе и классе, положительные качества личности, взаимоотношения в классном коллективе, влияние семьи на воспитание, отношение к замечаниям);

  • Веду индивидуальную работу с учащимися:

(профилактическую работу: беседы, классные часы, встречи на дому и т.д.);

  • Организую самоуправление в классе;

  • Провожу классные часы;

  • Ежедневно контролирую пропуски и опоздания, самочувствие учащихся;

  • Один раз в неделю с учащимися подводим итог успеваемости; проверяю дневники.

  • Контролирую занятость учащихся во внеурочное время;

  • Организую досуг учащихся.




hello_html_m66a6f397.gif

Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное, и воспитательная работа водной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работой в другой.

3. Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей. Родительское слово, как правило, имеет большую значимость в формировании личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны оставаться вне процесса воспитательной системы.

Я веду большую работу с родителями:

  • Собираю общие сведения о семье учащихся;

  • Повышаю психолого-педагогические знания родителей;

  • Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • Приглашаю родителей участвовать в управлении классом;

  • Каждую четверть провожу тематические родительские собрания;

  • Встречи на дому; беседы по телефону;

  • Беседы-консультации.

hello_html_2e1a6cb4.gif




hello_html_39f92783.gif


«Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. Я пытаюсь объединить в одну команду всех учителей, ведущих учебную и внеурочную деятельность в этом классе, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив. Держу тесную связь с учителями-предметниками: интересуюсь о выполнении домашнего задания учащимися; об активности на уроках; посещаю уроки; информирую учителей об отсутствии учащегося на уроке; вместе с учителем-предметником ищем оптимальные пути решения возникающей проблемы.





hello_html_22c4d48e.gif


Ценностно-ориентационный компонент

Воспитание без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.

Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию.

Целью моей воспитательной системы будет:

«Формирование творческой личности, стремящейся к здоровому образу жизни, сориентированной на выбор профессии и учебной деятельности».

«Воспитать человека, - подчеркивал А.С.Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути».

Задачи воспитания:

  • Создать условия для проявления творческих способностей учащихся;

  • Развить у учащихся потребность в самосознании и самовоспитании;

  • Создать положительную мотивацию к учению;

  • Сориентировать учащихся на выбор дальнейшего пути;

  • Готовить учащихся к самостоятельной жизни.

Основные принципы воспитательной системы класса являются:

  • Соответствие целей и задач запросам и ожиданиям учащихся и их родителей;

  • Воспитание учащихся на духовных и материальных ценностях русской культуры, патриотическое воспитание учащихся;

  • Индивидуализация и дифференциация образования и воспитания;

  • Гуманизм и демократизация жизнедеятельности коллектива класса.

  • Преемственность педагогических действий в школьном и послешкольном периодах развития личности.

Все эти принципы способствуют росту целенаправленности и эффективности влияния субъектов педагогического процесса на личность школьника. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном коллективе. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.

hello_html_m69c66641.gif


Единое воспитательное пространство


Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного коллектива, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.

Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет. В нем происходит главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование коллектива. Моя задача – создать уютную и комфортную обстановку в учебном кабинете. Создать в классном коллективе духовно богатую и нравственную чистую атмосферу, чем в окружающем обществе. Но это не означает, что воспитательная система класса с ограниченными внешними связями и отношениями. Наоборот, я забочусь об установлении и укреплении связей класса с другими учебными коллективами, возрастными отношениями внутри школы и за ее пределами.







Ш

Школьная библиотека



Поселковая библиотека


ЦДиК п. Дубовка



Семья



Районный краеведческо-художественный музей




ДДЮТ

hello_html_m992ac24.gif

hello_html_m24b65e5d.gif

Кhello_html_m1fab3b9.gif


Оhello_html_7f79273b.gifhello_html_m54ed465.gifhello_html_1e790c3a.gifhello_html_m29d1808f.gif


Л


А


Воспитательная программа


Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.

Осмысливание своего труда ведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем:

  • Каждый год я анализирую воспитательную работу и вижу результаты решения воспитательных задач прошедшего года;

  • Составляю характеристику класса;

  • Ставлю новые цели и задачи воспитательной деятельности;

  • Разрабатываю и осуществляю целевые тематические программы: «Здоровье», «Творчество и культура общения», «Патриот», «Учение», «Досуг», «Образ жизни», «Профессия», «Профилактика», «Родитель», «Лето»;

  • Систематизирую воспитательные дела и мероприятия по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, нравственный, коммуникативный, художественный, физический;

  • Формирую годовой круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределить усилия членов классного коллектива.





Авторская программа

«Путь к успеху»

Срок реализации 5 лет

/7-11 классы/

.

 Пояснительная записка


Школа – это социально-педагогическая система, благодаря которой выявляется все лучшее, индивидуальное в каждом ученике, его способности и таланты, здесь идет сближение детей и взрослых, и задача школы - не только дать ребенку образование, но и раскрыть его личные индивидуальные способности, создать благоприятное социальное поле для каждого ребенка, и все в школе ориентировано на личность ребенка.

Актуальность программы «Путь к успеху» состоит в том, что она разработана с учетом становления новой системы воспитания в школе, направленной на личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников.

Главная воспитательная задача – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствования в условиях школьного образовательного процесса.

Предлагаемая программа разработана для работы с учащимися 7-11 классов. Она включает в себя два раздела:

1 раздел - подготовительный (7-9 класс) и 2 раздел - основной (10-11 класс).

Комплекс воспитательных мероприятий каждой ступени разработан в семи направлениях воспитательной деятельности: здоровье, семья, интеллект, учеба, Отечество, экология, труд.

Разделы программы делятся на ступени:

1раздел. Подготовительный (7-9 классы)

I – ступень. «Познай себя» (7 класс)

II – ступень. «Открой себя» (8 класс)

III – ступень. «Сотвори себя» (9класс)

2 раздел. Основной раздел (10-11 классы)

IV – ступень. «Сделай свой выбор» (10-11 классы)

Такое деление вызвано психолого-физиологическими особенностями воспитуемых: в 7-9 классах идет формирование личности, а в 10-11 классе – становление личности.


















Цель программы:


Воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, адаптированной в современном обществе и нацеленной на его совершенствование.


Задачи:


      • формировать потребности в здоровом образе жизни;

      • формировать важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе;

      • создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для развития личности ребенка;

      • способствовать развитию познавательных процессов и интересов учащихся;

      • поддерживать творческие устремления детей;

      • создавать условия для самовыражения и самореализации всех учащихся класса.



Методы и формы работы:


  • анкетирование;

  • оформление портфолио;

  • конкурсы;

  • экскурсии;

  • соревнования;

  • выставки;

  • праздники;

  • диспуты;

  • аукционы;

  • устные журналы;

  • вечера;

  • интеллектуальные игры;

  • брейн-ринги;

  • психологические тренинги;

  • встречи с интересными людьми;




hello_html_7c180903.png







Участники программы



hello_html_47df29da.gif


























Продолжительность программы: 2011-2016 годы


Ожидаемые результаты реализации программы:


На базе основной школы (по окончании 9 класса):


    • Подросток, осознающий цели жизни;

    • Подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;

    • Подросток, любящий свою семью;

    • Подросток, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся.


На базе полной средней школы (по окончании средней школы):


    • Это свободная личность, с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;

    • Физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;

    • Личность, знающая свою родословную, почитающая обычаи предков, любящая родителей, свою малую и большую Родину;

    • Личность со сформированными понятиями чести долга, честности, дружбы и любви;

    • Личность, социально защищенная и закаленная, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями в условиях конкурсной деятельности;

    • Личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования.


























Содержание программы:


I ступень. «Познай себя» (7 класс)

На данной ступени развивается восприимчивость к красоте, чувству зрелости, осознания себя человеком, членом семьи, гражданином, представителем своего народа; развиваются коммуникативные способности коллектива, культуры общения, отношения к дружбе, заботе, взаимопомощи.


Основные задачи:

  • развитие коммуникативных способностей коллектива, культуры общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;

  • совершенствование коллективной организаторской деятельности;

  • создание образа своего “я”, формирование представлений о своей личности и оценивание своих возможностей.


Мероприятия:


    1. Встречи с интересными людьми.

    2. «Моё хобби» - круглый стол

    3. Оформление фотовыставки «Профессии моих родителей»

    4. «Курить или не курить?» - час общения

    5. Беседа с элементами дискуссии «Мифы и правда об алкоголе»

    6. «Путешествие в Законию» - классный час.

    7. «Добро и зло» - диспут

    8. Акция милосердия

    9. «Я и мои родственники» - конкурс сочинений.

    10. Новогодний калейдоскоп

    11. «О красоте, о моде, о хорошем вкусе» - диспут

    12. Конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя

    13. Участие в предметных декадах.

    14. Уроки Мужества – встреча с ветеранами ВОВ.

    15. Ролевые игры по предупреждению конфликтов.

    16. Тренинги по подготовке к жизненно-важным ситуациям «Разрешение конфликтов без насилия», «У каждого свои недостатки», «Зачем мы ходим в школу», «Каждый из нас уникален».

    17. Дни здоровья.

    18. Родительские собрания:

«Психологическая отчужденность и проблемы становления личности»,             

«Психолого-педагогические аспекты ранней наркомании у детей и подростков»,

«Детская агрессия»,

«Психофизическое развитие подростков»

II ступень. «Открой себя» (8 класс)


На этой ступени формируются ценностные ориентации школьников в профессиональном самоопределении; раскрывается роль правильного выбора профессии; роль семейных отношений в здоровом образе жизни; происходит совершенствование культуры общения в классе.


Основные задачи:

  • раскрытие роли семейных отношений в здоровом образе жизни;

  • раскрытие роли правильного выбора профессии;

  • совершенствование культуры общения в классе,

  • развитие характера, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе в анализе и развитии позитивных взаимоотношений с другими людьми



Мероприятия:


  1. Круглый стол «Кем я хочу быть и почему?»

  2. Анкетирование с целью выявления интересов и склонностей к той или иной профессии

  3. Кл.час «Как выбрать профессию?»

  4. Встречи с интересными людьми.

  5. Устный журнал «Вредные привычки. Их влияние на здоровье».

  6. Конкурс творческих работ (буклетов) «Скажем «Нет!» наркотикам»

  7. Интеллектуальная игра «Безвредных сигарет не бывает»

  8. Кл.час «Домашняя экология»

  9. Беседа «Моя семья – чудесное место для жизни!».

  10. «Семья – это то, что с тобою всегда»- кл.час

  11. Конкурс сочинений «Наша новая школа»

  12. Беседа «Наше право и наш интерес».

  13. Игра-конкурс «Имею право»

  14. Кл.час «Учимся строить отношения».

  15. Конкурс чтецов «Пою моё Отечество»

  16. Круглый стол «Я – житель планеты».

  17. «Выставка творческих работ «Волшебный мир руками детей»

  18. Конкурс рисунков «Берегите природу!»

  19. Родительские собрания:

«Роль семьи в формировании личности»,

«Наказание и поощрение в семье»,

«Свободное время – для души и пользы»,

«Трудности подросткового возраста».



III ступень. «Сотвори себя» (9класс)


На этой ступени формируются ценностные ориентации школьников в профессиональном самоопределении; формируются трудовые навыки и умения планирования собственной активности, умения корректировать собственную жизнь, идет подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования; формируется роль здорового образа жизни в организации жизнедеятельности; раскрывается понятие «нравственная культура личности».


Основные задачи:

  • формирование здорового образа подростка;

  • воспитание нравственной культуры личности;

  • объединение учащихся вокруг идеи создания в классе оптимальных условий для жизнедеятельности;

  • подготовка ребят к выбору пути дальнейшего образования.

  • формирование представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.


Мероприятия:


    1. Творческие проекты учащихся «Представление профессии»

    2. Психологический практикум «Слагаемые профессии»

    3. Встречи с интересными людьми.

    4. Тестирование «Кем быть?»

    5. Интеллектуальный марафон

    6. Беседа «О духовных традициях русской семьи»

    7. «День Святого Валентина»

    8. Коллективная беседа «Я и мы»

    9. Беседа «Что такое личность?»

    10. «Нам жизнь дана на добрые дела» - КТД

    11. Лекция со школьной медсестрой «В здоровом теле – здоровый дух»

    12. Оформление буклетов «Внимание! Наркомания!»

    13. Новогодний бал

    14. Родительские собрания:

«Роль семьи в развитии моральных качеств подростка», «Типы семейного воспитания»,

«Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков»,

«Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу?»




IV ступень. «Мой выбор» (10-11 классы)


На этой ступени формируются представления и понятия о жизненном назначении человека; формируется жизненная позиция; совершенствуется деятельность ребят на основе дружбы, заботы, сотрудничества; оказывается помощь учащимся в самоопределении, в выборе профессии.



Основные задачи:

  • развитие социальной активной личности, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и ответственности за судьбу Отечества и будущего.

  • формирование позитивного отношения к индивидуальности жизни как таковой и выборе поведения;

  • развитие способности к индивидуальному жизненному выбору;

  • планирование своего будущего, повышение мотивации учения и саморазвития.


Мероприятия

  1. Деловые игры о гражданской позиции.

  2. Беседы: «Что такое духовное богатство?», «О нравственных отношениях девушек и юношей?»

  3. Дискуссии: «Разумное и нравственное всегда совпадает», «Активная жизненная позиция – как ты её понимаешь?»

  4. Предметные школьные вечера.

  5. Предметные олимпиады.

  6. Конкурс «Традиции и обычаи Тулы»

  7. Встречи с интересными людьми.

  8. Час вопросов и ответов «Секреты мастерства»

  9. День открытых дверей «Дороги, которые мы выбираем»

  10. Деловая игра «Выбор профессии»

  11. Игра «Человек и его профессия»

  12. Брейн-ринги по учебным предметам.

  13. Беседа «Скажем наркотикам – НЕТ!»

  14. Диспут «Отцы и дети»

  15. Устный журнал «Дню Победы посвящается»

  16. Встречи с психологом: диалог «Счастье. В чем оно?», «О смысле жизни», беседа «О верности и долге», диагностика «Разрешите представиться», практикум «Смысл моей жизни».

  17. «День Святого Валентина»

  18. Новогодний бал

  19. Родительские собрания:

10-й класс

«Законы воспитания в семье»,

«Воспитание без насилия»,

«Профессии, которые выбирают наши дети»,

«Что посеешь, то и пожнешь»

11-й класс

«Пути-дороги наших детей»,

«Система ценностей ваших взрослых детей»,

«Как помочь детям быть успешными в жизни»,

«Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам»,

«Родительско-ученическое итоговое собрание «А напоследок я скажу ...»























Диагностико-аналитический компонент

«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы мною были признаны следующие

hello_html_m73eabb90.gif

  • Способность эффективно и целенаправленно влиять на развитие личности школьника;

  • Защищенность и комфортность учащегося;

  • Степень соответствия реального образа школьника модели выпускника школы;

  • Удовлетворенность родителей и педагогов жизнедеятельностью в данном классе;

  • Сформированность классного коллектива;

  • Эффективность реализации индивидуальных образовательных навыков;

  • Сформированность индивидуальности класса.


Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащиеся смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями модели выпускника.





hello_html_m3f1edfb9.gif


hello_html_m4c577e5a.gif

hello_html_4e09b973.gifhello_html_331789a2.gif


hello_html_m381a54f1.gifhello_html_m36b68a8b.gif


hello_html_m792b9223.gif

hello_html_m31963839.gifhello_html_57fd0fcc.gif

hello_html_65f2f8de.gifhello_html_2071d41.gif




hello_html_m64890b4b.gif

  • Анализ воспитательной работы за каждый прошедший год;

  • Дискуссия в классе «Хотим быть»;

  • Классный час «Погружение в мир своего Я»;

  • Анкета «Я смысл моей жизни»;

  • Анкета «Ты и твой класс»;

  • Беседа на тему: «Что такое личность?»;

  • Дискуссия «Быть человеком..»;

  • Классный час «Откровенный разговор о нас самих»;

  • Анкета «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью;

  • Мониторинг личностного роста учащихся в течение нескольких лет.

Я как классный руководитель 7 «А» класса в течение нескольких лет прослеживаю уровень воспитанности у учащихся.

ЦЕЛЬ: изучение личности ребенка и определение уровня воспитанности учащихся общеобразовательного учреждения (развитие гуманистические ценностных отношений к семье, Отечеству, труду, культуре, знаниям).

ЗАДАЧА:

Создание в школьном коллективе благоприятных условий для повышения качества воспитания и образования.

Данный мониторинг я проводила в три этапа:

1 этап – ноябрь 2009 года;

2 этап – февраль 2011 года;

3 этап – январь 2012 года.

Ответы школьников распределялись по 6 шкалам: им соответствовали 6 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты

получаются путем сложения баллов по каждой шкале.

Характеристики уровней воспитанности.

Высокий уровень воспитанности:

Ценность семьи высоко значима для подростка. Подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни.

Перед нами любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни.

Средний уровень воспитанности:

Семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Скорее всего, только «престижная» работа вызывает уважение подростка. Подросток признает ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. Принимая себя в целом, подросток все же испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей.

Низкий уровень воспитанности:

Отношение к семье у подростка, как правило, потребительское.

Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране.

Подросток по возможности переложит часть своей работы на другого.

Культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Подросток принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей повседневной жизни; ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно оказаться красивым, богатым, знаменитым.

Полученные результаты можно представить в виде сравнительной диаграммы:

Результаты в %











Отношение к семье

(Высокий уровень воспитанности)

hello_html_53b5761d.gif

Как видно из диаграммы, показатель уровня отношения к семье вырос.


Отношение к Отечеству

(Высокий уровень воспитанности)

hello_html_m20da22cf.gif

Как видно из диаграммы, показатель уровня отношения к Отечеству также вырос.





Отношение к труду

(высокий уровень воспитанности)

hello_html_m65558798.gif

Как видно из диаграммы, эти показатели увеличились


Отношение к культуре

(Высокий уровень воспитанности)

hello_html_m5c57c411.gif



Отношение к знаниям

(Высокий уровень воспитанности)


hello_html_m3295802b.gif


Отношение к Я – духовное

(Высокий уровень воспитанности)

hello_html_69a25f1e.gif


Данный мониторинг, который проводился в 3 этапа, позволил мне сделать вывод, что та воспитательная работа, которая проводится в классе, дает результаты повышения уровня воспитанности по всем показателям. Эффективна работа учителей-предметников. В нашей школе уделяется большое значение патриотической работе: постоянные встречи с ветеранами-участниками Великой Отечественной войны, память о памятных датах нашей Родины, творческие вечера, постоянные экскурсии и многое другое – все это повышает уровень воспитанности учащихся нашей школы.

В этом учебном году я проследила диагностику личностных особенностей учащихся.

Диагностика личностных особенностей учащихся

(проводилась в октябре 2011 г.)


На момент начала работы по внедрению личностно-ориентированного подхода обучалось 16 учеников. Из них 11 девочек и 5 мальчиков. Все дети физически здоровы. 

В классе была проведена психолого-педагогическая диагностика по следующим критериям:


  • познавательная сфера ребёнка (восприятие, память, внимание, мышление);


  • мотивационная сфера учащихся;


  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности, удовлетворённости);


  • личностная сфера (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации);

В результате проведённой беседы с детьми и родителями, анкетирования, ранжирования было выявлено, что большинство детей (61%) имеет высокий уровень школьной мотивации, это видно на приведённой ниже диаграмме. Приоритетными мотивами в учебной деятельности являются мотивы самосовершенствования и благополучия. Значимыми для себя учебными предметами, на момент исследования, дети считают русский язык, математику и историю. 

hello_html_m472b602c.png

Психологическая диагностика познавательной сферы позволила выявить фоновый уровень умственного развития учащихся, определить уровень развития таких познавательных процессов, как внимание и память.

Мною был выявлен уровень развития познавательной активности учеников.

В первый (репродуктивный) – низкий уровень, были включены обучающиеся, которые не систематически, некачественно готовились к занятиям. Учащиеся отличались стремлением понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу, данному преподавателем. У детей отмечалось отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, неумение ставить цели и рефлексировать свою деятельность. (Баранов В., Зенин А., Фомина К.)

Во второй (продуктивный) – средний уровень были отнесены обучающиеся, систематически и достаточно качественно готовившиеся к занятиям. Дети стремились понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, установить связи между явлениями и предметами, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности ученики проявляли эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший их вопрос. У них наблюдалась относительная устойчивость волевых усилий в стремлении довести начатое дело до конца, преобладало совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия. ( Муминова К, Хисматуллина Д, Артамонова О, Чуркин А, и др.)

В третий (творческий) – высокий уровень были отнесены ученики, всегда качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень характеризуется устойчивым интересом к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением ребёнка в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств обучающегося, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и рефлексировать свою деятельность. (Белоусова Д., Михеев А., Носикова А.)

Результаты проведённой работы по изучению уровня развития познавательной активности приведены в следующей диаграмме.


hello_html_1ba4b516.png


Сведения, полученные мною в результате психолого-педагогической диагностики, позволили не только оценить возможности конкретного ученика на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ученика и всего классного коллектива.

Систематическое отслеживание результатов диагностики из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, помогает оценить успешность проводимых коррекционных мероприятий.


В этом учебном году я с учащимися 7 «А» класса провела тестирование по разным направлениям. При проведении тестирования использовались следующие методики:

  1. Опросник Айзенка по определению темперамента

  2. Методика изучения мотивации одобрения (вариант шкалы Д.Крауна и Д. Марлоу)

  3. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса

  4. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (модифицированный вариант методики О.В.Лишина)

  5. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А.Андреевым)

  6. Методика «Социально-психологическая самоаттестация классного коллектива»

Хотелось бы отметить следующие результаты анкетирования.

«Мой дом – моя крепость»

        Дети писали о своих правах и обязанностях в семье. Все ребята были откровенны и самокритичны. Следует отметить несколько общих моментов:

  • Жилищные условия можно считать удовлетворительными: каждый ребенок имеет или отдельную комнату, или свой угол.

  • Домашние обязанности сводятся в основном к уборке в квартире и помощи по уходу за домашними животными.

  • Немногие назвали близкими друзьями своих родителей.

  • С выбором будущей профессии тоже нет пока ясности. Многие хотят стать программистами, переводчиками, менеджерами, дизайнерами рекламы. Никто не хочет стать военным, агрономом.

  • В понятие «несправедливость» дети включают ложные обвинения в поступках, которые они не совершали, жестокое обращение с более слабыми ребятами.

  • На вопрос «Нарушаются ли твои права?» большинство ребят ответили отрицательно.

  • На вопрос «Любишь ли ты свой дом?» все ответили «да». 

  • «Будет ли твоя семья походить на ту, где ты растешь? Многие ответили «нет». Одна девочка написала: «У моих детей будет отец».

      Но все участники считают свой дом своей крепостью. Это вселяет надежду, что в нашем негуманном мире у детей есть защита – родной дом.

 

«Как я чувствую себя в школе?»

       Анализ ответов детей позволил выявить реальную картину, в какой области и как соблюдаются их права и когда они нарушаются.

  • Чувствую себя в школе хорошо, когда учителя приходят на урок в хорошем настроении, не повышают на нас голос, относятся к нам с пониманием.

  • Чувствую себя в школе спокойно, когда немного самостоятельных работ, когда на уроке тихо и учителя хорошо объясняют материал.

  • Чувствую себя в школе плохо, когда учителя ставят плохие оценки, задерживают на перемены, на скучном уроке.

  • Чувствую, что напрягаюсь в школе из-за множества самостоятельных работ в один день, когда выхожу к доске.

  • Чувствую себя в школе обиженным, когда не верят, что что-нибудь болит, когда обвиняют в том, чего не делал.

  • Чувствую в школе страх, когда вызывают к доске по той теме, которую пропустил по болезни или плохо понял.

  • Испытываю гнев в школе, когда учителя несправедливо ставят оценки, когда из-за одного человека учитель наказывает весь класс.

«Каков я?»

Наиболее часто встречающиеся ответы:

  • Больше всего в себе я ценю…Доброту, упорство, дружеские качества, искренность…

  • Я бы хотел быть…Смелее, сильнее, справедливее, добрее…

  • Мое любимое занятие…Общаться с друзьями, играть на компьютере, слушать музыку…

  • Самая главная цель...Получить высшее образование, найти хорошую работу, создать счастливую семью…

  • Когда ты счастлив?...Когда меня окружают дорогие мне люди, когда есть близкие друзья, когда нет проблем в школе и с родными людьми...

  • Мне грустно…Когда ущемляют мои права, когда я одинок, когда ссорюсь с близкими, когда скучно на уроках (но не на всех), когда я вижу по телевизору последствия стихийных бедствий и бездомных детей, когда меня никто не поддерживает в трудную минуту…

  • Я надеюсь…Когда-нибудь увидеть НЛО, когда-нибудь мир изменится к лучшему

Каждый ребенок может принимать участие в мероприятиях районного, городского, российского уровня.

Я считаю, что педагогический мониторинг - путь самосовершенствования учителя, классного руководителя, инструмент системной работы по реализации целей и задач школы и классного коллектива как составляющего педагогической системы.

















hello_html_c391a51.pnghello_html_65b5deed.gif

Воспитательная программа "Путь к успеху"
  • Классному руководителю
Описание:

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности коллектива.

Главная роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса отводится классному руководителю. Для того, чтобы учащиеся класса отличались активностью и самостоятельностью, классный руководитель должен занимать активную жизненную и педагогическую позицию.

Автор Семёнова Юлия Викторовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1013
Номер материала 52945
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓