Главная / Классному руководителю / Воспитательная программа "Лучезарные улыбки"

Воспитательная программа "Лучезарные улыбки"

hello_html_m1ffeea7b.gifhello_html_m444a1fd6.gifМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. КСТОВО.

«Утверждаю»

Директор школы МОУ СОШ №8

с углубленным изучением отдельных предметов

________________________________С.Н.Гашкова








«Лучезарные улыбки»

Программа рассчитана на 4 года (1-4 класс).





Подготовила:

учитель начальных классов

Абрамова Оксана Викторовна







2010 год. Нижегородская область г.Кстово

Основы Программы развития школьной воспитательной системы.

Понятие «воспитание».

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологии.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бесхитростном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - «питают» своим молоком млекопитающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, жеребенок, встав на ножки после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади - «воспитываться», вскармливаться.

Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению. Дети быстро взрослели, «воспитания» уже не требовалось. Вспомним: некрасовский «мужичок с ноготок» (мальчик пяти лет) заявляет, что в семье мужиков двое - «отец мой да я», себя расценивает как взрослого члена семьи. Воспитание завершилось для этого ребенка, оно исчерпало себя очень быстро.

Однако следует отметить, что никогда данный термин не ограничивался своим лексическим значением.

Термин «воспитание» переосмыслялся, расширив свое значение. Сегодня, говоря о воспитании, меньше всего подразумевают «питание», а если имеют в виду это значение, то в его широком духовном значении.

Задолго до научного осмысления складывалось, развивалось воспитание детей в житейско-обыденной повседневности, опыт воспитания передавался через традиции, обычаи, общественное мнение. Воспитательная практика была такой нехитрой, что считалось, будто здравого смысла вполне достаточно, чтобы воспитывать детей. В XIX веке К.Д. Ушинский развенчивает иллюзорную уверенность педагогического невежества, отмечая жестко, что тот, кто мало что знает о воспитании, больше всего уверен, что о воспитании знает все. Чем более человечество продвигалось в изучении столь простого предмета, как воспитание, тем больше раскрывалась головокружительная глубина и сложность его. Знаменитый физик А. Эйнштейн, выслушивая психолога по вопросу детской игры, скажет: строение атома - это детская игра по сравнению с детской игрой. Тем самым признавалась высочайшая мера сложности процесса становления и развития личности. Термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее нельзя не признать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. Мы говорим: «дети насыщаются чувствами», или «ребенок не может переварить большую дозу информации», или «ученики впитывают культуру». «Питание», в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. «Питание» в его фигуральном смысле означает социализацию маленького человека, вхождение его в культуру и усвоение того, что выработано культурой.

Центральное понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. В первую очередь отметим «становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

Сказать о том, что личность окончательно состоялась, так же невозможно, как невозможно представить застывший процесс, принявший свой конечный вариант, ибо динамика жизни и извилистый ход событий будут влиять на человека до самой смерти. И это значит, что существует надобность в другом понятии, более широком и гибком, которое бы отразило бесконечность изменения личности под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов. Таким понятием является «формирование». Формирование личности - процесс изменения личности входе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и в связи с этим изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей. Формируется младенец в чреве матери под влиянием питания, движения, состояния, переживаний, рода занятий матери. Формируется пожилой человек, перешагивающий рубеж старости. Формируется девочка, вдруг преобразившись в юную прелестную даму. Формирование - как бы отклик на падающие извне протекающие внутри спонтанные процессы, в том числе, отклик на воспитание.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый - целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.

Сущность воспитания и его особенности

Определить сущность предмета - значит найти и обозначить, что есть этот предмет среди ряда других, что отличает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть (этот признак называют сущностным). А так как любой предмет принадлежит одновременно разным группам, то, следовательно, необходимо предварительно очертить ракурс рассмотрения, позицию научно-теоретического взгляда, позволяющего осуществить раскрытие сущностных черт изучаемого предмета.

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления.

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжительность рода; в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации жизни. Всем доступно наблюдать, как упражняет в хищнических навыках кошка своих детенышей, хотя при сегодняшнем положении кошек в домах она, вероятно, сама не поймала ни одной мышки. Воспитание в мире животных - это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое выстраивало человечество на протяжении истории своего существования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью. Но и эти начатки обнаруживаются в человеческом существовании, достаточно проследить за поведением молодых женщин по отношению к малышам: всем им свойственна в той или иной мере забота о маленьком ребенке.

Психологическое же освещение воспитания имеет свое содержание, ибо психология отмечает в воспитании обращенность к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, воспитание может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с миром.

Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков.

Последнее, а именно предельно короткие сроки вхождения ребенка в контекст культуры, породили воспитание как профессиональное явление — то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования личности, так как только при условии полного соответствия профессиональной деятельности социально-психологической природе данного процесса возможен высокий профессиональный результат.

Личность - это человек в его социальных связях и взаимных социальных отношениях, это член общества, подвергающийся воздействию среды, и сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Мера осознанности различна у каждого человека, но личностью он становится постольку, поскольку функционирует как некая автономность в социуме и отдает себе отчет в своих отношениях.

Чтобы содействовать становлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются социальные отношения ребенка? что выступает фактором такого формирования? каково этапное движение данного процесса? и как при формировании социально ценностных отношений ребенок обретает свою индивидуальность?

Формирование личности не совершается в одном акте, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои темпы, свою историю. Это движение длительное. Оно существует, пока в личности происходят изменения. И по достижении зрелых лет формирование не приостанавливается, потому что изменяется социальная действительность, меняется и положение личности в обществе, а значит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизненный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирования личности - гибель личности; ведь способ существования личности в ее взаимодействии с социальным миром, когда она общается с другими людьми, выражает свое мнение по поводу социальных событий, созидает материальные или духовные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимость тех или иных объектов для человеческой жизни. Только в социальной среде существует личность и в этой среде утверждает свое «Я».

А теперь изменим ракурс рассмотрения: взглянем на «воспитание» с точки зрения фактора деятельности.

Деятельность - тоже фактор развития личности. Правда, его роль несколько иная, чем роль фактора среды.

Если среда создает образ мира и образ жизни, окружая ребенка «материалом» для развития, служит, скорее, предпосылкой социального развития, то деятельность - само тело развития личности, субстанция процесса развития, его материализованный путь: ходя - научаются ходить, рисуя - приобретают умение рисовать; проявляя нежность — становятся нежными; сопротивляясь трудностям - обретают мужество. Развитие - нравственное, эстетическое, политическое, гигиеническое, трудовое, интеллектуальное, психическое - это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности, целенаправленной активности личности, направленной на какой-либо объект: глина, камень, зерно, краски, звуки, иголка, стихи, спектакль, одежда, скульптура... или другой человек.

Ребенок, родившийся в благоприятной среде, но обделенный активным взаимодействием с этой средой, не получает в данной среде соответствующего развития, ибо не осваивает, не усваивает и не присваивает достижений культуры, хотя растет рядом с этими достижениями.

Деятельность - активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной - постигается, открывается, изучается истина; в трудовой - созидаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной - воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ; в физкультурной - укрепляется, совершенствуется человеческое тело; в общественной - декларируются, пропагандируются, распространяются социально-ценностные идеи. Если объектом действительности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания - поведением.

Названные виды деятельности помимо общения, всегда имеют результатом непосредственный продукт: выученные стихи, вымытый пол, сшитое платье, прочитанный доклад. Поэтому эти виды деятельности принято называть предметной деятельностью. Общению не сопутствует предметный результат. Ценность общения в самом общении, в том исключительном удовлетворении, которое доставляет взаимное транслирование «Я» двух субъектов: обменяться улыбками, высказать мнение, выслушать впечатление другого, обнаружить несходство взглядов, проявить любовь и принять любовь. Общение наличествует там, где присутствует два «Я» как минимум и где происходит свободное взаимное транслирование этих разных «Я». Но нет общения там, где одно «Я» подавляет другое, выявляет свое мнение, свои переживания, утверждает свою волю в ущерб личности другого субъекта.













Концепция воспитательной системы опирается на структуру и функции нравственного воспитания.


Концепция: «Я – человек высоких нравственных качеств»


«Я – человек гуманный»

«Я – человек культурный»

«Я – человек социализированный»

«Я – человек активной гражданско-патриотической позиции»

«Я – человек творческий»



Цель: Развитие высоконравственной, творческой, социально-активной личности, компетентного гражданина России, способного к самосовершенствованию и укоренённого в духовных и культурных ценностях и традициях своей Родины.


Задачи:


В сфере личностного развития:

  • Формирование и укрепление нравственных ценностей у школьников, основанных на свободе, отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести через систему урочной, внеурочной и внешкольной деятельности

  • Формирование готовности и способности к нравственному развитию и самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению

  • Развитие готовности и способности выражать и отстаивать свою общественную позицию, способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора

В сфере общественных отношений:

  • Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей

  • Осознание ценности других людей, семьи, ценности человеческой жизни, нравственного и физического здоровья

  • Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни через участие в социально-значимых мероприятиях и вовлечение школьников в активные самостоятельные действия

  • Создание коллективной творческой среды, способствующей реализации творческого потенциала и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной нравственной установки «становиться лучше», самореализация каждого участника воспитательного процесса


Принципы реализации воспитательной системы

  • принцип развития индивидуальных способностей, общей культуры, навыков творческой продуктивной деятельности воспитанников; личностное развитие педагогов и рост их профессионального мастерства;

  • принцип гуманности во взаимодействии педагога и воспитанника как обеспечение свободы мировосприятия и средств педагогической поддержки уникального пути развития и самоопределения каждого ребёнка;

  • принцип индивидуально-личностного развития и природосообразности как выявление и учет индивидуальных особенностей воспитанников, особенностей овладения социальным опытом, специфики развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей;

  • принцип культуросообразности, обеспечивающий соответствие ценностям и нормам общей духовной и национальной культуры;

  • принципа вариативности в создании условий для выбора воспитанниками направлений, форм и видов образовательной и досуговой деятельности.

  • принцип приоритета общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, толерантность

  • принцип преемственности учебной, внеурочной, внешкольной и общественно полезной деятельности

  • принцип интегративности программ нравственного воспитания

  • принцип нравственного примера педагога, воспитателя, родителя

  • принцип социально-педагогического партнерства - выстраивание педагогически целесообразных партнёрских отношений всех субъектов воспитательного процесса с другими субъектами социализации.

  • принцип социальной востребованности нравственного воспитания в жизни ребенка, в его семье, в обществе.




Для своей воспитательной работы я беру несколько, связанных между собой, направлений, т.е. 4 составляющих понятие «Я – человек высоких нравственных качеств»:

  1. Культура личности.

  2. Влияние семьи на воспитание ребенка.

  3. Я – гражданин России (патриотизм).

  4. Я – часть коллектива (коммуникативные качества).



















Культура личности.

Задачи:

- Воспитывать детей грамотными, культурными в разговоре, в общении, во время умственного и физического труда, отдыха;

- Прививать культуру внешнего вида, поведения вне дома;

- Обращать особое внимание на формирование культурных чувств: уважения, дружбы, товарищества;

- Дать понятие культуры быта и некоторые практические навыки вопросов быта;

- Воспитывать желание быть красивым внутрене.

Разделы блока:

1-2 класс: культура речи, культура общения, культура внешнего вида.

ЗАДАЧИ:

- познакомить с историей возникновения общепринятых правил;

- формировать потребность считаться с правилами поведения;

- вырабатывать и развивать мышление, правильную речь, добиваться умения пользоваться ими всегда и везде;

- учить чувствовать прекрасное в природе, в человеке, в вещах.



3-4 класс: культура умственного труда, культура вне дома.

ЗАДАЧИ:

- учить правильно распределять время на умственный и физический труд, быть пунктуальным, держать в порядке вещи, книги и т.п.

- дать учащимся минимум знаний по культуре поведения вне дома;

- закреплять навыки культурного поведения в процессе учебы, отдыха, трудных дел.











Влияние семьи на воспитание ребенка.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

И.Брандт.

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения.

Взаимодействие семьи и школы значительно обогащает воспитательную атмосферу среды, вскрывает потенциальные резервы целенаправленного формирования личности.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования, собственно, он делает мужа и жену семьей. Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не на всю жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЛОКА:

Цель: выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на ребенка, максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.

Задачи:

1. Изучение образа жизни семьи.

2. Выявление особенностей ситуации семейного воспитания.

3. Характеристика нравственного микроклимата семьи, ее традиций.

4. Выявление взаимоотношений семьи и школы.

5. Поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия школы, семьи и общества.

6. Повышение роли родителей в жизни школы уч-ся.

7.Установление единства стремлений и взглядов между школой и семьей в воспитательном процессе.

8. Выработка общих целей и воспитательных задач, пути достижения намеченных результатов.

9. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.

10. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

11. Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.

12. Организация и проведение совместного досуга и творчества родителей и детей.



Основные направления:

- изучение семей и условий семейного воспитания,

- пропаганда психолого-педагогических знаний,

- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям,

- обобщение и распространение опыта семейного воспитания.





Формы работы с семьей:

-беседы,

- тематические родительские собрания ,

- составление рассказа о своей семье,

- родительская неделя (изучение семьи и ее родословной),

- семейные праздники,

- конкурс писем для детей: «Я боготворю своего отца», «О матери можно говорить бесконечно».





Работа с родителями:

  1. Тематические родительские собрания (1-2 в четверть).

Требования к проведению родительских собраний:

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

2. Изучение семей учащихся (в течение 1 класса).

Формы работы:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдение;

  • исследование;

  • выпуск памяток для родителей;

3. Педагогическое просвещение родителей.

4. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (постоянно).

Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и классного руководителя с целью создания единого коллектива детей и родителей.

  • В совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности;

  • От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;

  • Нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других!) за счёт совместного позитивного переживания;

  • Формируется отношение к материальным и духовным ценностям;

  • Родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги – родителей;

  • Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;

  • Достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.



Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций. Проходят традиционные праздники для родителей и учащихся «Осенний праздник», «Новогодний праздник», «8 Марта», «Дни именинника», и др., на которых дети и родители являются и участниками, и организаторами, и зрителями.

Многообразен спектр проводимых мероприятий – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни здоровья, деловые игры, конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий, выполнение семейных творческих заданий и т.д.

Традиционно в конце каждого учебного года должно проходить награждение наиболее активных родителей почетными грамотами, призами и подарками.

5. Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в группе.

6. Индивидуальная работа в форме тематических консультаций (постоянно).

Тематические консультации (Т. к.) дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:

  1. Ребёнок не хочет учиться.

  2. Как развить плохую память ребёнка.

  3. Единственный ребёнок в семье.

  4. К чему может привести тревожность детей.

  5. Талантливый ребёнок в семье.

7. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся (постоянно).


Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

  • Улучшение микроклимата в семье.

  • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребёнком.

  • Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций.

  • Создание дружного коллектива родителей и учащихся класса.

  • Раскрытие творческого потенциала учащихся и родителей посредством проведения совместных праздников, походов, коллективно-творческих дел.


Основные принципы взаимодействия классного руководителя

при работе с родителями:


  1. Принцип взаимного уважения и доверия;

  2. Принцип взаимной поддержки и помощи;

  3. Принцип терпения и терпимости по отношению друг к другу.


Перечень дел, систематически проводимых с родителями в течение года:

  1. Систематическая работа с родителями.

Привлечение родителей:

  • к планированию воспитательной работы класса;

  • к подготовке и проведению родительских собраний и совместных дел с детьми;

  • к работе с проблемными семьями.

  1. Рейды в семьи учащихся.

  • В первом классе в каждую семью.

  • Регулярное посещение проблемных семей и семей опекаемых детей.

  • Посещение остальных семей по необходимости.

  1. Индивидуальные собеседования с родителями по вопросам учебы и поведения детей.

  2. Приглашение родителей в школу (по необходимости).

  3. Связь с родителями через дневники учащихся.

6. Взаимодействие с центром социального обслуживания населения по оказании помощи малообеспеченным семьям.





















Я – гражданин России (патриотизм).

Введение.


Безграничны наши российские просторы. Но у каждого есть место, где он родился, произнес первое слово, сделал первый шаг, прикоснулся к своей земле, пережил первую радость, первое огорчение. Для каждого из нас Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с нами.

Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. В.А.Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: « смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начинал…»

Есть три понятия – патриотизм, просвещение, свобода. Они были ключевыми для творчества основоположника нашей науки и литературы М.В.Ломоносова.

В начале девяностых заведенным в тупик обществом был отвергнут патриотизм – и просвещение оказалось свернутым, а свобода не- возможной. В России наступило время контрпросвещения, время не признание собственных традиций, небрежное отношение к собственному языку, к патриотическим чувствам. Выходить из этого тупика необходимо. Но возврат к ценностям просвещения возможен только как осознанная педагогическая задача, решать которую нужно в начальной школе. Опыт показывает, что результативность образования сильно снижается при недостатке патриотического воспитания, для успешного проявления личности ребенка необходимо осознание принадлежности к большой национальной культуре.

Поколение, поступающее сейчас в первый класс, может стать для нашего общества потерянным или обретенным. Индустрия детской культуры, работавшая в прежние годы, сейчас не достаточно развита. Современных отечественных детских героев, какими были герои фильмов, спектаклей, сказок и стихов, практически нет. Их место заняли японские, американские, европейские герои, формирующие совсем иную систему ценностей, в которой русскому языку и любви к нему нет места. Но остатки прежней индустрии детской культуры не теряют своего влияния: так, песни, стихи, сказки, выдержавшие безжалостный отсев времени, в последние годы возвращаются в нашу жизнь. Благодаря воспитателям и учителям, бабушкам и дедушкам они остались близкими и понятными шести - семилетним детям. Их популярность внушает оптимизм.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было и остаётся одной из важных задач учителей.

Чувство кровной связи с Родиной, страной является основой нравственности человека. Вот почему это чувство надо развивать в ребенке всеми приемлемыми средствами и методами.

Большинство граждан считают, что состояние работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в настоящее время неудовлетворительно.

Патриотическое воспитание выдвигается в ранг государственной политики России. Ради высокой и быстрой эффективности в данном деле должны быть объединены и взаимосвязаны: образование, культура, семья, спорт и т.д.

Основная роль в патриотическом воспитании лежит на родителях, учителе начальных классов, классном руководителе. Воспитание детей – самая важная область нашей жизни.

Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю.

Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами, матерями, патриотами.

Патриотическое воспитание – сложный и долгий процесс. Он нуждается в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности учащихся, так и необходимость более тесного объединения школы, семьи, общественности.

Я строю учебно–воспитательный процесс так, чтобы ребенок, окончивший начальную школу, вышел не только образованным, но и с такими прекрасными человеческими качествами, как любовь к Родине, верность долгу, товарищеская взаимопомощь, сострадание.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

В своем творческом отчете я хочу показать, в каких направлениях можно работать по воспитанию патриотизма у школьников.



Цели и задачи:

Цель: воспитание патриотизма у младших школьников на уроках и во время внеклассных занятий.


В работе с учащимися я решаю следующие задачи:

  • сформировать представление о патриотизме;

  • развивать познавательную активность, расширять кругозор;

  • воспитывать уважительное отношение к государственной символике;

  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны, области, города;

  • толерантное отношение к людям разной национальности;

  • бережное отношение к природе родного края.



Форма работы:

  1. Чувство патриотизма воспитывается на тематических классных часах на примере произведений великих русских писателей и поэтов.

1 класс

Элементы патриотического воспитания.

Любовь к природе родного края.

На первом году обучения дети получают представление о патриотизме, прежде всего отталкиваясь от чувств любви к природе родного края.

Работая с текстом русской народной песни «Березонька», учитель обязательно заостряет их внимание на том, что береза самое любимое и поэтическое дерево в России, ее символ. Предлагает детям подержать в руках березовый листок, посмотреть, какой он маленький и нежный. Дети обводят его на бумаге и раскрашивают. Затем его вырезают, наклеивают на заранее приготовленный ствол, и у нас получается березка .

- Как можно назвать березку?спрашивает учитель у первоклассников.

Они называют березку стройной, кудрявой, красивой, нарядной, белоствольной, высокой лесной красавицей. Порадуются, что живут в березовом краю.

На классные часы в первом классе учитель берет произведения, которые знакомят и раскрывают перед детьми такие понятия как Родина, родной край (Е.В.Серов «Мой дом», Д.В.Павлычко «Где всего прекрасней на земле?», И.С.Соколов-Микитов «Русский лес» и многие другие).

Читая произведения великих русских поэтов и писателей: А.С.Пушкина «…Под голубыми небесами», А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…», Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве», учитель с детьми идет в красивый мир, окружающий их, мир, в котором маленькие граждане России встретят красивую русскую зиму, «зеленый шум весны», попробуют студеную родниковую воду.

В список патриотических книг входят народные сказки и пословицы.

На уроках, встречаясь со сказками, дети задумываются над вопросами учителя:

- Кто автор данной сказки?

- Как народ может написать сказку?

- Почему народ описывает эту черту характера?

Однако не только в сказках, но и в пословицах черпают дети представление о патриотизме, глубокой любви к Родине. Фольклор является благодатным материалом и опорой в деле патриотического воспитания.

Родина – мать, умей за нее постоять.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Обсуждая с учениками произведение Л.Н.Толстого «Самая лучшая», учитель интересуется, кто же эта самая лучшая? Дети описывают свою маму используя слова – эпитеты: красивая, добрая, умная, трудолюбивая.

Также учитель интересуется, какие колыбельные песенки пела им мама?

Колыбельная песня отражает мир мыслей и чувств мамы, поглощенной уходом за ребенком, ее нежность и любовь.

Это доставляет большое удовольствие ребенку. К тому же вместе с колыбельной в мир ребенка входят первые представления о красоте: красоте родного языка, мелодичности и красоте народных напевов, формируются основные эмоциональные привязанности.


2 класс

Родина малая и великая.

Различные грани патриотизма

Во втором классе для тематических классных часов берутся произведения, которые воспитывают человековедческий характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, человек и человечество – это важнейшие нравственные ценности, которые служат основой формирования личности ребенка, как гражданина и патриота своего Отечества.

Во втором классе учитель знакомит детей с различным написанием слова «родина», это «Родина» и «родина». Учитель старается сформировать представление о малой родине, о любви к родному дому, об ответственности за близких людей, за дело, которому ты служишь.

К примеру, при работе с рассказом А.П.Гайдара «Чук и Гек» постоянно звучат понятия: Родина, семья, природа. Мои ученики видят, что мальчики любят свою смелую, трудолюбивую, отзывчивую мать. А еще Чук и Гек любили свою малую родину – Москву, «лучше которой и нет на свете». Когда ученики составляли рассказ об отце Чука и Гека, они выделяли такие качества его характера, как трудолюбие(много работал), любовь к жене и детям(скучал по ним), силу и добродушие.

В конце изучения этого произведения учитель задает такой вопрос ученикам:

- Для чего Гайдар написал это произведение?

Дети отвечали:

- Чтобы на примере этих мальчиков показать, что такое хорошо и что такое плохо.

- Чтобы старшие заботились о младших.

- Чтобы жили дружно и не дрались и не ссорились.

- Чтобы любили маму, заботились о ней.

- Чтобы были честными и говорили только правду.

Постепенно в ходе обсуждения этого произведения у детей укрепляется правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой главное место занимает любовь к Родине и чувство долга будущих граждан.


3 класс

Работа с былинами..

Сказки, былины, а также стихи С.А.Есенина, И.С.Никитина, И.З.Сурикова, рассказы М.М.Пришвина – основные тексты для воспитания патриотизма в 3 классе.

Былины. В них изображаются настоящие герои, совмешающие истинные подвиги во спасение и славу Отечества.

Работа с былинами в наши дни интересна и важна. Немногих былинных героев знают сегодня третьеклассники, да и само слово «былина» некоторые ученики узнают только на уроке. Поэтому работе с былинами учитель уделяет большое внимание.

В третьем классе, на ряду с произведениями устного народного творчества, есть много произведений, через изучение которых учитель проводит линию патриотического воспитания, например: Л.Н.Толстой «Как боролся русский богатырь» (былина), И.С.Никитин «Русь», «Утро», И.З.Суриков «Детство», С.А.Есенин «Стихи о Родине»(отрывки), стихи о березе(отрывки), К.Д.Паустовский «Стальное колечко», С.Я.Маршак «Урок родного языка», Л.Пантелеев «Честное слово», М.М.Пришвин «Моя Родина», А.П.Гайдар «Горячий камень», «Тимур и его команда».

Линию патриотического воспитания можно провести, изучая произведения не только русских поэтов и писателей, но и изучая произведения зарубежных писателей. На примере этих произведений учитель показывает ученикам, что и у других народов есть свои герои, которые, не жалея своей жизни, защищают свою родину. И на их примере показывает, что у каждого человека есть Родина, которую надо любить, беречь и защищать.

4 класс.

Мы все люди разные, а Родина одна.

Продолжая патриотическое развитие учащихся в четвертом классе, в качестве важнейших задач стоит: воспитание любви к родине, осознание ее культурных традиций, восприятие бесценного духовного наследия нашего народа, формирование активной гражданской позиции детей в социальной жизни общества.

Рассматриваются произведения устного народного творчества, которые знакомят учащихся с историческими событиями, происходившими на русской земле («Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»). Ученики вспоминают, что такое былина, основные ее отличая от других жанров, знакомятся с героической песней («Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Песня о Ермаке», «Как Суворов переплыл море»).



Художественные произведения, рассматриваемые на классных часах.


Нравственные представления и качества

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Патриотизм

Любовь к природе родного края

И.С.Соколов-Микитов «Русский лес»,

А.А.Блок «Зайчик»,

М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

Участие детей в социальной жизни общества

Е.И.Пермяк «Пичугин мост»,

Е.Я.Ильина «Шум и шумок"

Родной дом, родители, малая родина

С.Прокофьев «Родина»,

И.С.Никитин «Русь»,

М.М.Зощенко «Самое главное»

Л.Н.Толстой «Самая лучшая», «Отец и сыновья»,

Ответственность за сохранение красоты природы, животных и птиц


М.М.Пришвин «Ребята и утята»,

«Деревья в лесу»,

«Золотой луг»,

В.В.Бианки


«Что увидел Жаворонок, когда вернулся домой»,



П.А.Комаров «Олененок»,


Народные черты: сметливости, талантливости, щедрости, душевности

Бытовые сказки:

Народная сказка

«Самое дорогое», «Про ленивую и Радивую», «Дочь семилетка»

Защита Родины – великая традиция нашего народа


Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

А.П.Гайдар


«Тимур и его команда»


Любовь к Родине, осознание ее культурных традиций, защита ее духовных ценностей



«Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»,

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»,

К.Симонов «Сын артиллериста»

С.Я.Маршак «Ледовый остров», «Урок родного языка»






  1. Внеклассные мероприятия – важный элемент воспитательного процесса в школе. Подготовка и проведение праздников, игр, утренников развивает у учащихся творческие способности, формирует навыки коллективной работы, создает положительную мотивацию к обучению в школе.

Внеклассную работу в классе учитель строит так, чтобы все мероприятия, которые проходят в классе, были ориентированны на развитие патриотических чувств у школьников. Патриот – это человек, который любит и охраняет природу, уважительно относится к старшим и сверстникам, будущий защитник Отечества, знаток и ценитель национальной культуры.





































Я – часть коллектива.

Введение.


В последние десятилетия в России происходят глобальные изменения. Взят курс на формирование гражданского общества и правого государства, перехода к рыночной экономике. Стремительно меняется общество, меняются и отношения между людьми. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека.

Исходя из закона «Об образовании», Конституции РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Усиление воспитательной функции образования рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики.

Воспитание - процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, готовым к трем главным ролям в реальной жизни- гражданина, работника, семьянина. Человек, живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать, уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в соответствии поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими качествами личности.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.



Классному руководителю необходимо обладать следующими способностями:

  • правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему;

  • быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;

  • вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

  • приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;

  • вселять в человека уверенность, успокаивать его стимулировать к совершенствованию;

  • находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

  • вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.

Цель программы:

  1. Создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки.

  2. Раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.


Задачи:

  1. развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;

  2. повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы;

  3. бучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов.

В основе воспитательной программы лежат следующие принципы:

  1. Неразрывность обучения и воспитания. 95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учителя-предметники и классный руководитель совместно реализуют на практике задачу необходимого для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.

  2. Деятельностный подход в воспитании. Школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем. Воспитательный процесс идет через основные виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную и творческую.

  3. Системность, преемственность, непрерывность в развитии и воспитании детей с учетом их особенностей.

  4. Свобода участия. Ребенку предоставляется возможность выбора задания с учетом его интересов, личных качеств и возможностей.

  5. Принцип успешности. Тон жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности, то есть зону ближайшего развития. Классный руководитель должен видеть каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить.

  6. Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

  7. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества (социума).


Формы реализации:

  • тренинги общения;

  • тематические классные часы;

  • праздники, конкурсы, ролевые игры;

  • вечера отдыха;

  • экскурсии, походы, совместный отдых на природе;

  • КТД;

  • КВН;

  • посещение театров, музеев, выставок.


Показатели результативности

  1. Оптимальный уровень обученности и воспитанности учащихся.

  2. Активное участие школьников в районный, областных, конкурсах.

  3. Активное участие во внеклассной работе.

  4. Рост числа учащихся, занимающихся в факультативах, клубах, кружках по интересам.

  5. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.

  6. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.


Диагностика

Изучение особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что делает воспитательную работу более рациональной и экономной.

Направления диагностики:

  1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:

  • общие сведения;

  • способности;

  • темперамент;

  • тип личности в общении;

  • самооценка;

  • успешность в деятельности;

  • уровень воспитанности.



  1. Изучение межличностных отношений:

  • социометрия;

  • социально-психологический климат в классе.


Формы диагностики:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • наблюдения;

  • беседы с учениками, родителями;

  • изучение высказываний на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях;

  • изучение отношений к проводимым мероприятиям, урокам.


Перечень дел, систематически проводимых с классом в течение года:

1. Участие в общешкольных мероприятиях (по общешкольному плану).

2. Тематический классный час (1 раз в неделю).

3. Занятия в кружках, секциях.

4. Организационный классный час (1 раз в неделю).

5. Обновление классного уголка (Постоянно).

6. Анализ успеваемости (1 раз в месяц).



Текущая работа в классе за неделю:

  1. Классный час.

  2. Проверка дневников, учет успеваемости.

  3. Дежурство по классу.

  4. Уход за цветами.

  5. Учет посещаемости (ежедневно).

  6. Учет опозданий (ежедневно).

  7. Состояние внешнего вида детей (ежедневно).


Работа с учащимися группы риска

1 этап: Диагностический.

Цель: Вскрыть причины трудновоспитуемости ребенка.

  1. изучить положение ребенка в окружающей социальной микросфере (семья, класс, уличная группа);

  2. выявить положительные качества личности ребенка, его склонности, способности;

  3. выявить отрицательные качества личности;

  4. установить отрицательные качества духовной потребности:

    • -в общении;

    • -в самооценке;

    • -в самоутверждении;

    • -в эмоциональных впечатлениях;

    • -в положительной деятельности.

  5. изучить основные ценностные ориентации школьника.



2 этап: Установление контактов.

Цель: Установить контакты с ребенком; снять недоверие; завоевать авторитет.

  1. контролировать и организовывать помощь в учении;

  2. организовывать целесообразные отношения ребенка с коллективом в различных видах деятельности;

  3. привлекать к занятиям в кружках и секциях;

  4. знакомить с примерами самовоспитания.



3 этап: Переориентация.

Цель: Добиться, чтобы положительные нормы поведения стали привычкой ребенка.

  1. вовлекать ученика в полезную (интересную для него) деятельность;

  2. возбуждать интерес;

  3. формировать перспективы;

  4. приобщать к организационной деятельности.



4 этап: Закрепление.

Цель: Закрепить определенные успехи в поведении и учебной деятельности.

  1. Контролировать и оказывать помощь в выполнении режима (особенно в проведении досуга);

  2. включать в многообразную коллективную деятельность;

  3. создавать воспитательные ситуации;

  4. оказывать доверие, сохранять атмосферу сердечности.





































Основные компетенции выпускника начальной школы

Компетенция

Характеристика

Значимые умения

Социальная

Способность человека эффективно решать проблемы (как индивидуальные, так и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Обусловлена личностными качествами: инициативностью и ответственностью

Умение:

  • Работать в группе, команде;

  • Вести диалог, общаться, вести компромиссы

  • Ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений

  • Терпимо относиться к чужому мнению

  • Ответственно подходить к делу

Гражданская

Способность осуществлять своеобразные виды действий, направленных на реализацию своих прав, обязанностей, свобод и на поддержание прав, обязанностей и свобод других людей

Умение:

  • Понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;

  • Реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности;

  • Принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию;

  • Определять и оценивать своё поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям


Культурно - досуговая

Способность выбора рациональных способов использования свободного времени, умение направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, развитие и совершенствование своих сущностных сил, реализацию поисковой и творческой активности

Умение:

  • Ориентироваться в человеческих ценностях

  • Делать осознанный выбор (сказать «Нет» вредным привычкам и т.п.)

  • Вовлекать эмоции в свою деятельность

  • Адаптироваться (отсутствие чувства беспомощности)

  • Адекватно оценивать свои возможности

Бытовая

Способность в решении практических жизненных задач, связанных с использованием знаний и умений в рациональном природопользовании, защите окружающей среды, обеспечении безопасности жизнедеятельности человека, включая аспекты собственного здоровья

Умение:

  • Вести работы в доме с учётом требований безопасности;

  • Использовать на практике принципы здорового образа жизни;

  • Использовать традиции, обряды, обычаи в повседневной жизни

  • Относиться к правилам как к указателям желательных способов поведения

  • Ясно понимать ценности и установки по отношению к конкретной цели в различных жизненных ситуациях



Воспитательная программа "Лучезарные улыбки"
  • Классному руководителю
Описание:

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся в первую очередь к терминологии.

 

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бесхитростном значении слова процесс воспитания свойственен и животным - «питают» своим молоком млекопитающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, жеребенок, встав на ножки после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади - «воспитываться», вскармливаться. 

Автор Абрамова Оксана Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 357
Номер материала 25445
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓