Главная / Классному руководителю / Воспитательная программа 10 класса "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

Воспитательная программа 10 класса "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"

hello_html_m18ddd5b5.gifhello_html_55ff676c.gifhello_html_32fee3e5.gifhello_html_m1ce3cce1.gifhello_html_m75a8d399.gifhello_html_330c2427.gifhello_html_2edc31d1.gifhello_html_m69619159.gifhello_html_cc40b4a.gifПаспорт Программы




Наименование программы



«Новое поколение»





Разработчик программы



Апрелкова Галина Анатольевна,

классный руководитель 10 класса


Нормативные документы

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Закон «Об образовании»

  • Программа развития МОУ «Холбонская СОШ»

  • Программа духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МБОУ «Холбонская СОШ»



Цель Программы

Главная воспитательная цель:


  • Воспитание Гражданина, Патриота, Лидера, Семьянина, Профессионала.


Основные воспитательные цели:

  • Способствовать возрождению нравственных ценностей Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля и воспитанию нравственных качеств личности;

  • Приобщение учащихся к национальным традициям семьи, села, народа, страны;

  • Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;

  • Формирование гражданско-патриотических качеств личности.




Основные задачи

  • создать условия для самореализации и нравственного самоопределения ребят через вовлечение их в организацию различных по содержанию и форме проведения дел и событий;

  • формировать классный коллектив, развивать ученическое самоуправление в классе;

  • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучения, внеклассной и внеурочной деятельности учащихся;

  • способствовать развитию познавательных, творческих способностей ребят;

  • пропагандировать здоровый образ жизни формирование в коллективе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;

  • привлекать родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;



Сроки реализации



2013 – 2015 годы


Ожидаемые результаты

  • Наличие единого, благоприятного образовательного пространства, способствующего творческому развитию коллектива через самоопределение, самореализацию каждого его члена.

  • Активный и инициативный коллектив, обладающий образовательной и воспитательной силой ученического самоуправления;

  • Cпособный самостоятельно функционировать на старшей ступени обучения;

  • эмоционально насыщенный общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям.

  • Коллектив, каждый член которого является достойным гражданином своего Отечества, края, бережно хранит традиции своего народа.



Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы


  • Оценка личностного роста;

  • Удовлетворенность родителей и учащихся

жизнедеятельностью школы;

  • Уровень комфортности учащихся в классном коллективе.





Пояснительная записка



«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги» .

А. С. Макаренко



В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная программа моего класса «Новое поколение». Последние школьные годы (10 и 11 классы) – самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от меня - классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой.

Сегодня в нашем обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, фактов. И очень важно, чтобы ценностные ориентиры у старшеклассников были направлены на добро, сострадание, милосердие, патриотизм, любовь, взаимопомощь, честь, совесть. Для того чтобы у них была развита способность принятия обдуманного решения, которая, к моменту выхода из школы, уже должна проявляться при профессиональном ориентировании выпускника и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.


Цели и задачи Программы


Главная воспитательная цель:


  • Воспитание Гражданина, Патриота, Лидера, Семьянина, Профессионала.



Основные воспитательные цели:

  • Формирование гражданско-патриотических качеств личности;

  • Сплочение классного коллектива;

  • Способствовать возрождению нравственных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля и воспитанию нравственных качеств личности;

  • Приобщение учащихся к национальным традициям семьи, края, народа, страны;

  • Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.


Задачи:

  • создать условия для самореализации нравственного и профессионального самоопределения ребят через вовлечение их в организацию различных по содержанию и форме проведения дел и событий;

  • формировать классный коллектив, развивать ученическое самоуправление в классе;

  • обеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучения, внеклассной и внеурочной деятельности учащихся;

  • способствовать развитию познавательных, творческих способностей ребят;

  • пропагандировать здоровый образ жизни формирование в коллективе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;

  • привлекать родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;








Основные направления реализации программы

В зависимости от решаемых задач, охватывающих все сферы «проживания» учащихся в коллективе вся воспитательная работа строится по следующим направлениям:


направления реализации программы

Духовно – нравственное:

«Я – Человек и личность»


Экологическое:

«Живое рядом»


Профессионально – трудовое: «Я в мире труда и профессий»


Спортивно - оздоровительное: «Здоровому – всё здорово»

«Жизнь без опасности»


Художественно-эстетическое:

«Мир прекрасного»

Гражданско-правовое:

«Я – гражданин России»





Механизмы реализации Программы

Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года для учащихся 10-11класса. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.


Сроки и этапы реализации программы:

1 этап -2013-2014 уч. год.

2 этап -2014-2015 уч. год.


В осуществлении программы участвуют следующие структуры: администрация школы, социальный педагог, классный руководитель, учащиеся 10 класса, родители учащихся.





Механизмы реализации:


  • «Портфолио» класса.

  • Участие в КТД, творческих конкурсах, соревнованиях;

  • Работа классного актива.

  • Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

  • Работа с родителями




В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.

В основе теории следующие принципы:

«Без знания ребенка, его умственного развития,

мышления, интересов, увлечений, способностей,

задатков, наклонностей - нет воспитания»

В. А. Сухомлинский

В процессе реализации программы считаю необходимым:

1.Создать

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

- благоприятный психологический климат в классе для учащихся и родителей.

2. Связать в единое целое: коллектив учащихся, учителей и родителей.

3. Воспитывать у старшеклассников:

- любовь к Родине, своему селу, родному дому;

- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

- чувства прекрасного.

4. Формировать систему самоуправления в классе;

5. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;


Путь к достижению цели моей воспитательной системы основан на осознании и принятии таких ценностей, как:

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

  • оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);

  • требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);

  • любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);

  • самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);

  • человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);

  • веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а, следовательно, приносит удовлетворение);

  • сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)


















Содержание Программы


Работа с учащимися

Возможно ли другого изменить?

Открыть, сломать и вновь свинтить,

Судьбу без колебаний предсказать

Потом туда дорогу смело указать

И не давать с дороги сбиться,

Толкать и осуждать,

мешая ошибиться?

А кто нам дал такое право?

Того и я не знаю, право…

Есть шаг: любить, исследуя борьбы

не ждать мольбы:

Лишь в чуде внутренней борьбы

Ютится взлет людской судьбы.


Схема

взаимодействия классного руководителя в системе воспитательной работы со старшеклассниками:

J0318810J0281630PE00014_j0301252





hello_html_3d508a2.pnghello_html_m582f40c9.png






PE00489_

j0186348



















Заповеди классного коллектива:



  • трудно одному – под силу всем вместе


  • доброе дело дороже богатства


  • будь всегда там, где нужно людям






  • каждое дело творчески, иначе – зачем


  • не бросай товарища в беде


  • не делай зла людям


  • поступками и делами украшай жизнь






Направления работы


1

Гражданско-правовое: «Я – гражданин России»

  • Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

  • Воспитывать понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

  • Формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

2

Духовно – нравственное: «Я – Человек и личность»


  • Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;

  • Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности гордости за свою страну.

3

Художественно-эстетическое:«Мир прекрасного»


  • Воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;

  • Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

4

Экологическое: «Живое рядом»


  • Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

  • Формировать эстетическое отношение к окружающей среде труду как источнику радости и творчества людей.


5

Спортивно- оздоровительное: «Здоровому – всё здорово»


  • Развивать потребность заниматься физкультурой и спортом;

  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

  • Развивать навыки гигиены и соблюдение режима дня.

6

Профессионально- трудовое: «Я в мире труда и профессий»


  • Создать условия для формирования у учащихся позитивного отношения к труду;

  • Способствовать развитию общей трудовой культуры, сознательному

выбору профессий.


7

Семейное воспитание: «Мой дом»

  • Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

8

«Жизнь без опасности»

  • Способствовать созданию условий для безопасности жизни учащихся.



Общие правила успешного взаимодействия

с учащимися

    • Всякое взаимодействие должно быть неформальным.

    • Взаимодействие должно быть объективным и справедливым.

    • Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность учащихся .

    • Направление взаимодействия на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.

    • Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.


Работа с детьми «группы риска»


Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.

При поиске причин появления трудностей в поведении я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:

- Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?

- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?

- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно?

- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?

- Какую помощь может оказать общественность?

- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?

- Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?


Для ответов на эти вопросы планирую использовать следующие формы работы с детьми «группы риска»:


      • посещение семей;


      • индивидуальные беседы с детьми и родителями;


      • педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение);


      • привлечение к беседам социального педагога, администрацию школы;


      • привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.





Работа с родителями


Взаимодействие с родителями учащихся – ответственное и серьезное дело. Трудность в том, что семьи неоднородны: у них разный духовный потенциал, разное отношение к детям и школе, разный материальный достаток, социальное положение, степень благополучия отношений в семье.

Все это влияет на психику ребенка, его отношение к учению, формирование его личностных качеств. Мною поставлены цели и задачи:


Цель: «Гармоничное воспитание личности учащегося – это общее дело родителей и учителей».


Задачи:

  • формирование единого коллектива детей и родителей как условия обеспечения успешной воспитательной среды;

  • посещение семей учащихся с целью проверки бытовых условий жизни, изучение воспитательных возможностей;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий;

  • предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.



Формы работы с родителями:


  • родительские собрания;

  • индивидуальные беседы;

  • совместные мероприятия с детьми;

  • дни открытых дверей;


Работу с родителями предполагается продолжить по следующим направлениям:


Направления работы

Мероприятия

1

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.)


  • Родительские собрания.

  • Творческие группы при подготовке внеклассных мероприятий.

  • Групповые родительские собрания по отдельным проблемам.

  • Беседы по проблемам успеваемости, межличностного общения, поведения, ребенка.

  • Организация бесед родителей с учителями - предметниками.

  • Посещение педагогами семей своих учеников.

  • Работа с родительским комитетом.

  • Анкетирования.

2

Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.


3

Организация психолого – педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и учащихся.


4

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи,

в профилактике и диагностики наркомании


5

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении и организации учебно – воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы,

родительский комитет). Подведение итогов работы за год.

6

Оказание помощи родителям в развитии у ребят социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовка старшеклассников к семейной жизни





Правила, которые я соблюдаю в работе с родителями:

  • О самом отчаянном нарушителе дисциплины всегда можно сказать что-нибудь позитивное.

  • Не предъявлять родителям претензии по поводу их ребенка, а вместе с ними искать подходы, пути воздействия на ребенка, проявляя свою заинтересованность.

  • Родители пойдут навстречу классному руководителю только тогда, когда увидят заинтересованность в успехах их детей, понимание и уважение к ребенку и к их родительским чувствам.

  • Опираться на реалистический оптимизм, не ставя диагноз о безнадежности ситуации. Есть ситуации, в которых пока не найден выход.


Тематика родительских собраний


Тематика собраний

Сроки проведения

10 класс

« Особенности организации образовательного процесса в 10 классе»


Октябрь

«Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме». Итоги 1 полугодия.


Декабрь

«Проблемы профессионального самоопределения старшеклассника»


Март


«Как нам понять и помочь друг другу» Итоги 10 класса.


Май




Ожидаемые результаты взаимодействия с семьей


  • Возрождение традиций семейного воспитания, учреждение здорового образа жизни.

  • Улучшение микроклимата в семье.

  • Обучение родителей навыкам социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.

  • Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.




Ожидаемые результаты



  • Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.


  • Укрепление связи семьи и школы.



  • Снижение числа учащихся группы риска, склонных к вредным привычкам.


  • Полное удовлетворение интересов и потребностей учащихся.



  • Создание системы педагогической подготовки родителей.


  • Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и села.



  • Усиление ориентации школьников на духовные ценности.





Модель выпускника МОУ «Холбонской СОШ»

Это человек:

  • овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;

  • воспитанный, на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;

  • любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;

  • обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;

  • наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам;

  • получивший начальные профессиональные навыки по выбранному им направлению;

  • способный к продолжению образования и самообразованию;

  • готовый к самостоятельной трудовой деятельности;

  • эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;

  • уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;

  • владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;

  • обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;

  • трудолюбивый и способный к самореализации в различных видах деятельности.


Целевые индикаторы и показатели программы

  • Оценка личностного роста

  • Удовлетворенность родителей и учащихся

жизнедеятельностью школы

  • Уровень комфортности учащихся в классном коллективе










Диагностики для 10 класса



КЛАСС

Направления диагностирования

Название диагностических методик










Изучение личности

школьника:

  • особенности личности;





  • самооценка школьника;



  • ценностные ориентиры;




  • «Опросник Г.Шмишека»

цель: выявление типа акцентуации личности






  • Методика «Капитан или пассажир».

цель: выявление лидерских качеств учащихся


  • «Диагностика уровня становления мировоззренческой позиции учащихся».

цель: выявление уровня мировоззренческой позиции


  • способности учащихся.



  • «Оценка коммуникативных и организаторских способностей детей».

цель: выявление коммуникативных и организаторских способностей детей


Изучение классного коллектива



  • «Оценка отношений подростка с классом»;

цель: выявление характера межличностных отношений в коллективе

  • Игра «Морские командные учения».

цель: выявление сформированности эмоционально-психологических отношений учащихся в классном коллективе, определение лидеров классного сообщества

Изучение взаимоотношений в семье

  • «Анализ семейной тревоги».

цель: определение самочувствия ребенка в семье




18


Воспитательная программа 10 класса "НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ"
  • Классному руководителю
Описание:

Паспорт Программы

 

 

 

Наименование программы

 

 

«Новое поколение»

 

 

 

 

Разработчик программы

 

 

Апрелкова Галина Анатольевна,

классный руководитель 10 класса

 

Нормативные документы

ØКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

ØЗакон «Об образовании»

ØПрограмма развития МОУ «Холбонская СОШ»

ØПрограмма духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся МБОУ «Холбонская  СОШ»

 

 

Цель Программы

Главная воспитательная цель:

 

ØВоспитание Гражданина, Патриота, Лидера, Семьянина, Профессионала.

 

Основные воспитательные цели:

ØСпособствовать возрождению нравственных ценностей Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля и воспитанию   нравственных качеств личности;

ØПриобщение  учащихся  к национальным традициям семьи, села, народа, страны;

ØРазвитие индивидуальных творческих способностей учащихся;

ØФормирование гражданско-патриотических качеств личности.

 

 

 

Основные задачи

Øсоздать условия для самореализации и  нравственного самоопределения ребят через вовлечение их в организацию  различных по содержанию и форме проведения дел и событий;

Øформировать классный коллектив, развивать ученическое  самоуправление в классе;

Øобеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучения, внеклассной  и внеурочной деятельности учащихся;

Øспособствовать развитию познавательных, творческих способностей ребят;

Øпропагандировать здоровый образ жизни формирование в коллективе  духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;

Øпривлекать родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;

 

 

Сроки реализации

 

 

2013 – 2015 годы

 

Ожидаемые результаты

ØНаличие единого, благоприятного образовательного пространства, способствующего творческому развитию  коллектива через самоопределение, самореализацию каждого его члена.

ØАктивный и инициативный коллектив, обладающий образовательной и воспитательной силой ученического самоуправления;

·        Cпособный самостоятельно функционировать на старшей  ступени обучения;

·        эмоционально насыщенный общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям.

ØКоллектив, каждый член которого является достойным гражданином своего Отечества, края, бережно хранит традиции своего народа.

 

 

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

 

ØОценка личностного роста;

ØУдовлетворенность родителей и учащихся

          жизнедеятельностью школы;

ØУровень комфортности учащихся в классном коллективе.

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и    педагоги» .

                                                                                      А. С. Макаренко

 

 

  В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная программа моего класса «Новое поколение».  Последние школьные годы (10 и 11 классы) – самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от  меня - классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную  реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой. 

Сегодня в нашем обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, фактов. И очень важно, чтобы  ценностные  ориентиры у старшеклассников были направлены на добро, сострадание,  милосердие, патриотизм, любовь,  взаимопомощь, честь, совесть.  Для того чтобы у них была развита способность принятия обдуманного решения, которая, к моменту выхода из школы, уже должна проявляться при профессиональном ориентировании выпускника и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.

 

Цели и задачи Программы

 

Главная воспитательная цель:

 

ØВоспитание Гражданина, Патриота, Лидера, Семьянина, Профессионала.

 

 

Основные воспитательные цели:

ØФормирование гражданско-патриотических качеств личности;

ØСплочение классного коллектива;

ØСпособствовать возрождению нравственных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля и воспитанию   нравственных качеств личности;

ØПриобщение  учащихся  к национальным традициям семьи, края, народа, страны;

ØРазвитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

 

Задачи:

Øсоздать условия для самореализации  нравственного и профессионального самоопределения ребят через вовлечение их в организацию  различных по содержанию и форме проведения дел и событий;

Øформировать классный коллектив, развивать ученическое  самоуправление в классе;

Øобеспечить психолого-педагогическое сопровождение обучения, внеклассной  и внеурочной деятельности учащихся;

Øспособствовать развитию познавательных, творческих способностей ребят;

Øпропагандировать здоровый образ жизни формирование в коллективе  духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;

Øпривлекать родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления реализации программы

В зависимости от решаемых задач, охватывающих все сферы «проживания» учащихся  в коллективе вся воспитательная работа строится по следующим направлениям:

 

          направления реализации программы

Духовно – нравственное:

«Я – Человек и личность»

 

Экологическое:

«Живое рядом»

 

Профессионально – трудовое: «Я в мире труда и профессий»

 

Спортивно - оздоровительное: «Здоровому – всё здорово»

«Жизнь без опасности»

 

Художественно-эстетическое:

«Мир прекрасного»

   Гражданско-правовое:

  «Я – гражданин России»

 

 

 

 

Механизмы реализации Программы

Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года для учащихся 10-11класса.  В  процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе),  а также включаться новые.

 

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап -2013-2014 уч. год.

2 этап -2014-2015 уч. год.

 

В осуществлении программы участвуют следующие структуры: администрация школы,  социальный педагог, классный руководитель, учащиеся 10 класса, родители учащихся.

                                          

 

 

 

 

Механизмы реализации:

 

Ø«Портфолио» класса.

ØУчастие в КТД, творческих конкурсах, соревнованиях;

ØРабота классного актива.

ØВзаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

ØРабота с родителями



 

В центре моей программывоспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей,  организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.

В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий,  В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.

                В основе теории  следующие принципы:

«Без знания ребенка, его умственного  развития,

мышления, интересов, увлечений, способностей,

задатков, наклонностей - нет воспитания»

В. А. Сухомлинский

В процессе реализации программы считаю необходимым:

1.Создать

- максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного  развитию детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

- благоприятный психологический климат в классе для учащихся  и родителей.

2. Связать в единое целое: коллектив учащихся, учителей и родителей.

3. Воспитывать у старшеклассников:

- любовь к Родине, своему селу, родному дому;

- способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

- эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

- потребность в здоровом образе жизни;

-  чувства прекрасного.

4.  Формировать систему  самоуправления в классе;

5. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности;

 

Путь к достижению цели моей воспитательной  системы основан на осознании и принятии таких ценностей, как:

·        свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

·        оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);

·        требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);

·        любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);

·        самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);

·        человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);

·        веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а, следовательно, приносит удовлетворение);

·        сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание Программы

 

 Работа с учащимися

                                                                                    Возможно ли другого изменить?

                                                                                  Открыть, сломать и вновь свинтить,

                                                                                  Судьбу без колебаний предсказать

                                                                                   Потом туда дорогу смело указать

                                                                                   И не давать с дороги сбиться,

                                                                                  Толкать и осуждать,

                                                                                   мешая   ошибиться?

                                                                                   А кто нам дал такое право?

                                                                                   Того и я не знаю, право…

                                                                                   Есть шаг: любить, исследуя борьбы

                                                                                   не  ждать мольбы:

                                                                                  Лишь в чуде внутренней борьбы

                                                                                  Ютится взлет людской судьбы.

                                          

 

                                                 Схема

взаимодействия классного руководителя в системе                       воспитательной работы со старшеклассниками:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Заповеди классного коллектива:

 


Øтрудно одному – под силу всем вместе

 

Øдоброе дело дороже богатства

 

Øбудь всегда там, где нужно людям

 

 

 

 

 

Øкаждое дело творчески, иначе – зачем

 

Øне бросай товарища в беде

 

Øне делай зла людям

 

Øпоступками и делами украшай жизнь

 


                                   

 

 

 

Направления работы

1

Гражданско-правовое: «Я – гражданин России»

ØФормировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

ØВоспитывать понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

ØФормировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

 

2

Духовно – нравственное: «Я – Человек и личность»

 

ØРазвивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;

ØВоспитывать политическую культуру, чувство ответственности гордости за свою страну.

 

3

Художественно-эстетическое:«Мир прекрасного»

 

ØВоспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;

ØФормировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

 

4

Экологическое: «Живое рядом»

 

ØВоспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

ØФормировать эстетическое отношение к окружающей среде труду как источнику радости и творчества людей. 

 

 

5

Спортивно-  оздоровительное: «Здоровому – всё здорово»

 

ØРазвивать потребность заниматься физкультурой и спортом;

ØВоспитывать потребность в здоровом образе жизни;

ØРазвивать навыки гигиены и соблюдение режима дня.

 

6

Профессионально-  трудовое: «Я в мире труда и профессий»

 

ØСоздать условия для формирования  у учащихся позитивного отношения          к труду;

ØСпособствовать развитию общей трудовой культуры, сознательному

выбору профессий.

 

 

7

Семейное воспитание: «Мой дом»

ØМаксимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

 

8

«Жизнь без опасности»

ØСпособствовать созданию условий для безопасности жизни учащихся.

 

     

 

                                                

Общие правила успешного взаимодействия

  с учащимися

·        Всякое взаимодействие должно быть неформальным.

·        Взаимодействие должно быть объективным и справедливым.

·        Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность учащихся .

·        Направление взаимодействия на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.

·        Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.

 

Работа с детьми «группы риска»

 

Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми,  перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую - все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.

При поиске причин появления трудностей в поведении  я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:

-  Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?

- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?

-  Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно?

- Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?

-  Какую помощь может оказать общественность?

- Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?

-  Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?

 

Для ответов на эти вопросы  планирую использовать  следующие формы работы с детьми «группы риска»:

 

§  посещение семей;

 

§  индивидуальные беседы  с детьми и родителями;

 

§  педагогическая диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение);

 

§  привлечение к беседам социального педагога,  администрацию школы;

 

§  привлечение  учащихся к посещению объединений     дополнительного образования.

 

 

 

 

Работа с родителями

 

Взаимодействие с родителями учащихся – ответственное и серьезное дело. Трудность в том, что семьи неоднородны: у них разный духовный потенциал, разное отношение к детям и школе, разный материальный достаток, социальное положение, степень благополучия отношений в семье.

 Все это влияет на психику ребенка, его отношение к учению, формирование его личностных качеств. Мною поставлены цели и задачи:

 

Цель: «Гармоничное воспитание личности учащегося  – это общее дело родителей и учителей».

 

Задачи:

·        формирование единого коллектива детей и родителей как условия обеспечения успешной воспитательной среды;

·        посещение семей учащихся с целью проверки бытовых условий жизни, изучение воспитательных возможностей;

·        привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий;

·        предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.

 

 

Формы работы с родителями:

 

·        родительские собрания;

·        индивидуальные беседы;

·        совместные мероприятия с детьми;

·        дни открытых дверей;

 

Работу с родителями предполагается продолжить по следующим направлениям:

 

Направления работы

Мероприятия

1

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей,  сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.)

 

·         Родительские собрания.

·         Творческие группы при подготовке внеклассных мероприятий.

·         Групповые родительские собрания по отдельным проблемам.

·         Беседы по проблемам успеваемости, межличностного общения, поведения, ребенка.

·         Организация бесед родителей с учителями - предметниками.

·         Посещение педагогами семей своих учеников.

·         Работа с родительским комитетом.

·         Анкетирования.

2

Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

 

3

Организация психолого – педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и учащихся.

 

4

Выявление и использование в практической  деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа  жизни семьи, 

в профилактике и диагностики наркомании

 

5

Создание  условий  для обеспечения прав родителей  на участие в управлении и организации учебно – воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы,

родительский комитет). Подведение итогов работы за год.

6

Оказание помощи родителям в развитии у ребят социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовка старшеклассников к семейной жизни

 

 

 

 

Правила, которые я соблюдаю в работе с родителями:

·        О самом отчаянном нарушителе дисциплины всегда можно сказать что-нибудь  позитивное.

·        Не предъявлять родителям претензии по поводу их ребенка, а вместе с ними искать  подходы, пути воздействия на ребенка, проявляя свою заинтересованность.

·        Родители пойдут навстречу классному руководителю только тогда, когда увидят заинтересованность в успехах их детей, понимание и уважение к ребенку и к их родительским чувствам.

·        Опираться на реалистический оптимизм, не ставя диагноз о безнадежности ситуации. Есть ситуации, в которых пока не найден выход.

 

Тематика родительских собраний

 

Тематика собраний

Сроки проведения

10 класс

« Особенности организации образовательного процесса в 10 классе»

 

Октябрь

«Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме».  Итоги 1 полугодия.

 

Декабрь

«Проблемы профессионального самоопределения старшеклассника»

 

Март

 

«Как нам понять и помочь друг другу» Итоги 10 класса.

 

Май

 

 

 

                                        

Ожидаемые результаты взаимодействия с семьей

 

ØВозрождение традиций семейного воспитания, учреждение здорового образа жизни.

ØУлучшение микроклимата в семье.

ØОбучение родителей навыкам  социально – поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с подростком.

ØОказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

ØУменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

 

ØСоздание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания  обучающихся,  способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.

 

ØУкрепление связи семьи и школы.

 

 

ØСнижение числа учащихся группы риска, склонных к вредным привычкам.

 

ØПолное удовлетворение интересов и потребностей учащихся.

 

 

ØСоздание системы педагогической подготовки родителей.

 

ØМассовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и села.

 

 

ØУсиление ориентации школьников на духовные ценности.

 

 

 

 

Модель выпускника МОУ «Холбонской  СОШ»

Это человек:

Øовладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;

Øвоспитанный, на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;

Øлюбящий  свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;

Øобогащенный  знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;

Øнаделенный  глубокими и прочными  знаниями по различным дисциплинам;

Øполучивший  начальные профессиональные навыки по выбранному  им направлению;

Øспособный  к продолжению образования и самообразованию;

Øготовый  к самостоятельной трудовой деятельности;

Øэрудированный,  активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;

Øуважающий  иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;

Øвладеющий  высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;

Øобладающий  развитым интеллектом, деловым этикетом;

Øтрудолюбивый  и способный к самореализации в различных видах деятельности.

 

Целевые индикаторы и показатели программы

ØОценка личностного роста

ØУдовлетворенность родителей и учащихся

          жизнедеятельностью школы

ØУровень комфортности учащихся в классном коллективе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Диагностики для 10 класса

 

 

КЛАСС

Направления диагностирования

Название   диагностических   методик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение личности 

   школьника:

Ø  особенности  личности;

 

 

 

 

Ø  самооценка школьника;

 

 

Ø  ценностные ориентиры;

 

 

 

  • «Опросник  Г.Шмишека»

цель: выявление типа акцентуации личности

 

 

 

 

 

  • Методика  «Капитан или пассажир».

цель: выявление лидерских качеств учащихся

 

  • «Диагностика уровня становления мировоззренческой позиции учащихся».

цель: выявление уровня мировоззренческой позиции

 

Ø  способности учащихся.

 

 

  • «Оценка коммуникативных и организаторских способностей детей».

цель: выявление коммуникативных и организаторских способностей детей

 

Изучение классного коллектива

 

 

  • «Оценка отношений подростка с классом»;

цель: выявление характера межличностных отношений в коллективе

  • Игра «Морские командные  учения».

цель: выявление сформированности эмоционально-психологических отношений учащихся в классном коллективе, определение лидеров классного сообщества

Изучение взаимоотношений в семье

  • «Анализ семейной тревоги».

цель: определение самочувствия ребенка в семье

 

 

 

 

Автор Апрелкова Галина Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 937
Номер материала 24754
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓