Главная / Классному руководителю / Воспитательная работа в школе

Воспитательная работа в школе

1. Общественная значимость воспитательной работы

Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Социальная среда семьи оказывает на ребёнка большое влияние, поэтому важен социальный статус родителей, их образование.

Таблица 1. Социальный статус родителей и их образование

пп

Социальный состав родителей

Количество

пп

Образование родителей

Количество

1.

Рабочие

107/45%

1.

Высшее

54/22%

2.

Предприниматели

16/6%

2.

Средне-специальное

77/32%

3.

Служащие

79/33%

3.

Среднее

85/35%

4.

Безработные

36/15%

4.

Неполное среднее

24/11%

5.

Пенсионеры

2/1%

 

 

 

В начале нового тысячелетия, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренной Правительством РФ 29 декабря 2001 г., образовательное учреждение должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, оно органично вплетается в общий процесс обучения и развития. Именно поэтому перед нашей школой, и любой другой, стоят следующие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решать эти задачи помогают благоприятная воспитывающая среда и целостная воспитательная система нашей школы.

Таблица 2. Данные об участии в общественно-полезных социальных акциях и проектах

пп

Название акции

Срок

Количество участников

% участия

 

"Поможем памятникам и обелискам"

апрель 2008г.

12

6%

 

Митинг ко Дню Победы

09.05.08г.

173

87%

 

Праздничный концерт для ветеранов войны

09.05.08г.

24

12%

 

Уход за могилами учителей ветеранов и участника восстания 1905г.

апрель-октябрь 2008г.

20

10%

 

Благоустройство села

апрель-октябрь 2008г.

15

8%

 

"Помоги ближнему"

январь-декабрь2008г.

41

21%

 

Праздничный концерт, посвященный Дню пожилого человека

01.10.08г.

23

12%

 

"Урожай 2008"

июнь - август 2008г.

15

8%

2. Воспитательная система

Главная идея воспитательной системы школы

  • приоритетная роль личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации

Цель воспитательной системы

  • эффективное содействие формированию полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Задачи воспитательной системы

  • создать благоприятный нравственно-психологический климат в детском коллективе;

  • вовлекать учащихся в интеллектуальную, творческую и общественнозначимую деятельность с целью обеспечения самореализации личности;

  • укреплять здоровье учащихся средствами физкультуры и спорта, формировать мотивацию на здоровый образ жизни;

  • развивать у учащихся нравственные качества, соответствующие общечеловеческим ценностям;

  • развивать самоуправление учащихся, представляя им реальные возможности участия в управлении школьной детской организации;

  • создать условия для участия семьи и общественности в воспитательном процессе, привлекать родителей к участию в самоуправлении школой.

<Приложение1>

Приоритеты воспитательной системы

  • интеллект;

  • здоровье;

  • нравственность;

  • творчество.

Принципы воспитательной системы

  • принцип индивидуальности;

  • принцип самоактуализации;

  • принцип субъектности;

  • принцип выбора;

  • принцип творчества и успеха;

  • принцип доверия и поддержки;

  • принцип ответственности;

  • принцип самодеятельности;

  • принцип идеальности.

Условия реализации целей и задач

  • наличие предметно-пространственной среды, способствующей формированию чувства защищенности и комфортности у всех участников учебно-воспитательного процесса;

  • актуализация потребности педагогов в личностном саморазвитии и творческом самовыражении;

  • совершенствование педагогами личностно-ориентированных и здоровьесохраняющих технологий в учебно-воспитательном процессе;

  • открытость воспитательной системы, обсуждение и решение важнейших вопросов жизнедеятельности школы с родителями и общественностью;

  • наличие системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;

  • информационно-консультативное и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

  • наличие программы "Здоровье"; плана проведения школьной спартакиады;

  • наличие в плане школы раздела 5 "Деятельность педагогического коллектива по организации здоровьесберегающего образовательного процесса".

Проблемы воспитания в контексте современной социальной ситуации

  • негативное влияние социума на систему мировоззрения подрастающего поколения;

  • размытость и неопределенность методологических и концептуальных подходов к воспитанию;

  • недостаточная согласованность семьи и школы в вопросах воспитания.

Перспективы развития воспитательной системы

  • совершенствование здоровьесберегающей среды, способствующей осознанию учащимися необходимости ответственного отношения к своему здоровью;

  • формирование информационного банка воспитательных технологий, обобщение опыта инновационной деятельности педагогов школы, создание рефлексивно-инновационной среды;

  • взаимообогащение культуры воспитания семьи и школы.

<Приложение 2>

У выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

  • личностные качества;

  • нравственные нормы

  • поведения;

  • культура общения в коллективе;

  • потребность в труде;

  • способность к профессиональной

  • деятельности;

  • способность рационально

  • организовывать деятельность

  • способность к сотрудничеству;

  • сформированность познавательных

  • навыков

Схема воспитательного воздействия на учащегося

Родители в воспитательной системе школы

Результаты анкетирования родителей по отношению к деятельности педагогического коллектива к общеобразовательному учреждению.

Число анкет

Число учащихся В ОУ

Число ответов "3" и "4" на вопросы

Доля ответов "3" и "4"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего


20

200

12

18

20

20

20

20

14

14

18

20

20

20

20

20

20

276

92

  • "3" - согласен,

  • "4" - совершенно согласен

Анкетирование проводилось по методике Е.Н.Степановой.

3. Механизм функционирования воспитательной системы

Воспитательная система выполняет следующие функции:

  • развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;

  • интегрирующая, содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

  • регулирующая, связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;

  • защитная, направлена на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

  • корректирующая, заключается в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения негативного влияния на формирование его личности.

4. Школьное самоуправление

Структура детской организации

<Приложение 3>

5. Конкурсы, выставки, фестивали

  • Экскурсия "Н.И. Вавилов - гордость отечественной науки";

  • День матери: конкурс чтецов, рисунков, поделок, плакатов;

  • День учителя: праздничный капустник, день дублера, поздравления для учителей, подарки ветеранам, сделанные своими руками;

  • Осенины: выставки фруктов, овощей, конкурсы поделок, плакатов, икебан, панно;

  • Вечер встречи с выпускниками;

  • День школы: классные часы по истории школы, села, о выпускниках - известных и знаменитых, концерты, выставки;

  • Спортивные игры и соревнования по волейболу, футболу, легкой атлетике, теннису, лыжам;

  • Неделя здоровья,

  • День бега;

  • Заочные викторины к юбилейным датам.

6. Результаты деятельности актива школьной молодежной организации

  • "Парус" 2005-2008 г.г.

  • Межшкольная встреча лидеров школ района на базе МОУ "СОШ с. Октябрьский Городок";

  • Участие в акциях "Поможем памятникам и обелискам", "Аллея ТСМ" - посадка деревьев.

  • Участие в районном конкурсе "Наказ депутату муниципального собрания";

  • Участие в районном слете актива ТСМ и в выставке-отчете о проделанной работе;

  • Награждение активистов школы за развитие детского движения;

  • Участие в районных конкурсах "Ученик года" и "Лидер 2008";

  • Участие в районных литературных конкурсах "Портрет учителя" и "Открытка - поздравление".

7. Дополнительное образование

Система дополнительного образования МОУ представлена внеурочной деятельностью, а также внеклассной и внешкольной работой, что позволяет развивать способности детей по различным направлениям (осуществляется без дополнительной оплаты со стороны родителей).

Таблица 3. Содержание дополнительного образования

Дополнительное образование

1-4 класс

- струнный ансамбль "Талант";

- спортивная секция по футболу;

- секция ОФП (общей физической подготовки);

- танцевальный кружок "Акварель";

- творческое объединение "Субботея";

- танцевальный кружок "Акварель";

- филиалы детской школы искусств.

5-7 класс

- струнный ансамбль "Талант";

- ВИА "Бриз";

- танцевальный кружок "Мираж";

- секция ОФП (общей физической подготовки);

- спортивные секции по волейболу, настольному теннису; футболу, баскетболу, туризму;

- филиалы детской школы искусств и детско-юношеской спортивной

школы.

5-9 класс

- краеведческий кружок "Поиск";

- спортивные секции по волейболу, настольному теннису; футболу, баскетболу, туризму;

- правовой кружок "Правовед".

10-11 класс

- краеведческий кружок "Поиск";

- спортивные секции по волейболу, настольному теннису; футболу, баскетболу, туризму;

- правовой кружок "Правовед";

- мастерская юных журналистов.

Таблица 4. Результаты работы системы дополнительного образования.

Название

Выступления, конкурсы

Участие

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007- 2008

1

"Человек. Общество. Мир"

Региональный конкурс

 

+

 

 

2

Весна - 2006

Районная ассамблея искусств

 

+

 

 

3

Звездный дождь

Районный конкурс художественного творчества

 

+

 

 

4

Волейбол

Соревнования по возрастным группам

 

+

+

+

5

Спартакиада

Соревнования в течение года

+

+

+

+

6

Мини-футбол

Соревнования

+

+

+

+

7

Теннис

Соревнования

+

+

+

+

8

Турслет

Соревнования, конкурсы

+

+

+

+

9

Что за чудо - балалайка

Концерт-выступление

+

 

 

 

10

Помним всех вас поименно:

Смотр-конкурс музеев

+

 

 

 

11

Яркие краски детства

Выставка прикладного творчества

+

+

+

 

12

Лыжня России

Всероссийская массовая лыжня

+

+

+

+

Таблица 5. Участие в общественных, творческих конкурсах

Уровень

Мероприятие

Номинация

Заняли призовые места или награждены дипломами

2004- 2005

2005- 2006

2006- 2007

2007 2008

Муниципальный

Издание книги "Суровая память войны"

Творческие работы детей и учителей

+

 

 

 

Портрет учителя

 

 

 

 

1 место

"Открытка - поздравление"

 

 

 

 

1 место

Ученик года

 

 

 

 

1 место

Акция "Мы за чистый район"

 

 

 

 

+

Фестиваль "Всё, что сердцу дорого"

 

 

 

 

1 место

Региональный

"Глубинкою сильна Россия"

Смотр-конкурс сельских библиотек

 

2 место

 

 

"Моя семья"

Конкурс сочинений

 

 

1 место

 

Акция "Очистим планету от мусора"

 

 

 

 

+

IFAW - акция "Спасатели животных спешат на помощь"

 

 

 

 

+

XIII областная выставка - конкурс рисунков "Яркие краски детства"

 

 

 

 

+

8. Мониторинг уровня воспитанности учащихся

В целях оценки результативности воспитательного воздействия на учащихся систематически, в конце года, проводится диагностика уровня воспитанности школьников (диагностическая программа изучения уровня воспитанности школьников), на основании которого определяются приоритетные цели и задачи на следующий учебный год.

Диагностика состояния воспитательной деятельности

<Приложение 4>

9. Методическое обеспечение воспитательного процесса

Методическая работа школы, связанная с воспитательным процессом, осуществляется через методические объединения классных руководителей

I. Основными направлениями методической работы являются:

  • информационно-методическое (семинары, педагогические советы, конференции);

  • практико-ориентированное (открытые уроки, предметные недели, работа с молодыми кадрами);

  • научно-методическое (диагностическая деятельность работа творческих групп);

  • инструктивно-методическое (знакомство педагогов с нормативными документами, рекомендациями, изучение воспитательных систем);

  • личностно-ориентированное (психокоррекционная работа, урегулирование межличностных отношений);

II. Основные формы методической работы:

  • индивидуальная (самообразование педагога, обобщение опыта, работа с молодыми кадрами);

  • массовая (деловые игры, практикумы, семинары);

  • групповая (МО классных руководителей, творческих групп).

III. Семинары для классных руководителей

Анализ проведенных мероприятий по совершенствованию педагогического мастерства классных руководителей позволяет сделать вывод, что методическая работа в школе ведется целенаправленно и системно, как и в прошлом учебном году на повестку ставились наиболее важные вопросы, которые оказывали помощь в решении многих проблем по воспитанию школьников, способствовали росту профессионального мастерства педагогов.

10. Направления и условия развития воспитания в школе

  • формирование воспитательного пространства, целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, обеспечение единства его важнейших составляющих - воспитания и обучения, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;

  • определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учётом конкретных возможностей и специфики каждого ОУ;

  • организация всестороннего изучения детей, их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых механизмов наблюдения за учащихся,

  • сохранение и анализ полученной информации (социальной, психолого-педагогической, медицинской);

  • повышение роли психолого-педагогической службы в формировании классного коллектива, индивидуальных занятий с уч-ся, проведения профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;

  • обеспечение вариативности воспитательной системы, обновление педагогических и психологических технологий;

  • усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание обществоведческих материалов, помогающих детям понять себя, мотивы своего поведения, проектировать свою жизнь;

  • достижение реальной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, её открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приёмов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности детской личности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального компонента;

  • ориентация детей на общеловеческие ценности, охватывающие основные компоненты жизнедеятельности и развития личности и образующие основу воспитания;

  • активное использование воспитательного потенциала ОУ для формирования у детей высоких гражданских качеств, патриотизма, любви к Отечеству, семье, уважения к согражданам;

  • воспитание в духе демократии, свободы, личного достоинства; развитие школьного самоуправления, участие детей в деятельности различных творческих объединений;

  • эстетизация ОУ, жизнедеятельности детей, создание условий для их самовыражения в художественной деятельности, различной клубной и досуговой деятельности;

  • закрепление в штатном расписании школы должности психолога, соц. педагога, медика, специалистов, обеспечивающих развитие системы дополнительного образования детей, развитие и совершенствование института классных руководителей;

  • создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развитие родительских объединений, активизация деятельности родительских комитетов, советов.

ВОСПИТАТЕЛЬ И РОДИТЕЛЬ.

 

 

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому основы общественных отношений, заложенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии ребёнка.

В обозримом будущем замаячил детский сад, вот уже и путевка на руках, а на душе неспокойно. Каждому родителю хочется, чтоб его ребенку было хорошо в саду. Чтобы он не плакал и не тосковал по дому. Чтобы  дети не попадались агрессивные, не обижали их чадо. Чтобы  воспитательница была добрая.

Все эти страхи обоснованы и нормальны – в известных пределах. У большинства из нас есть собственный детсадовский опыт, зачастую весьма негативный. И здесь важно отделить зерна от плевел.

Во-первых, жизнь изменилась. Большинство садов сейчас куда лучше, чем были в нашем детстве. За их работой пристально наблюдает местный Департамент образования.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать. Зачастую родители не желают сотрудничать с воспитателями. Отмахиваясь, что это их работа.

Нам, как специалистам в этой области, было интересно разобраться в этом вопросе. Узнать взаимоотношения воспитателя и родителей, к чему приводят разные ситуации в детском саду.

Родителям необходимо знать, как ведет себя ваш ребенок в группе, как он играет  с другими детьми, сходится со сверстниками, выполняет элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. В большинстве случаев педагоги всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно. А жаль. Ведь наиболее успешное окончательное формирование личности с помощью садика будет только тогда, когда и в группе, и в семье требования будут одинаковые.

Приведем несколько примеров из жизни детского сада.

Воспитательница- приучает детей убирать за собой.

Мама в свою очередь говорит ребенку дома "Оставь, потом я уберу" - ребенок и в саду будет вести себя так же, ссылаясь на то, что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и с товарищами по группе ребенку обеспечены.

Потом вскоре начнется "я в садик не хочу", капризы и так далее…

Или еще ситуация. Воспитательница в садике активно прививала детям навыки бесконфликтного общения, в частности, не позволялось споры решать кулаками. Строго говоря, это как минимум опасно - драка может закончиться травмой, а это ни детям не полезно, ни воспитателю, как лицу ответственному, не нужно. И вот в группе появился мальчик (довольно крупного телосложения), который начал всех задирать. Кто-то его обзовет (что в садике бывает сплошь и рядом) - он, ни слова не говоря, разворачивается и толкает или бьет кулаком в лицо. И однажды он на вечерней прогулке вот так же "разобрался" с мальчиком из младшей группы, который его нечаянно толкнул - развернулся, и ткнул малышу кулаком в глаз. Малыш упал, заплакал; воспитательница строго отчитала обидчика и отсадила его одного в стороне от ребят. И тут, что называется, как в кино, идет за ребенком бабушка этого драчуна, видит своего ненаглядного внука в слезах - и коршуном на воспитательницу: "Что вы наделали, вы ребенка довели до слез, он у нас нервный, впечатлительный, ему этого нельзя, как вы смеете, я на вас пожалуюсь заведующей…"

Тут надо заметить, что бабушка была моложавая, спортивная - и вся такая, если можно так выразиться, напряженно-агрессивная. В разговоре выяснилось, что именно бабушка подучила внука реагировать кулаками на все обиды (даже нечаянные): "Конечно, у вас тут в саду каждый может ребенка обидеть. Вот я и учу его за себя постоять!" Воспитательница резонно заметила, что это мало того, что некультурно в принципе - на слова отвечать кулаками, да еще и ребенок не научится адекватно общаться, к тому же мальчик крупный, силу свою рассчитать не может, и отвечать за нанесенные им травмы воспитательница не намерена. На что бабушка раскричалась, что за это воспитательнице платят деньги, а бабушка не позволит своего внука обижать. Забрала ребенка и гордо удалилась. Понятно, что бабушка была откровенно неправа. Это потом всплыло, что у нее есть "непослушная" дочь, мама мальчика, которая вместе с мужем никак не хочет ходить на поводу у своей излишне властной матери. Так вот бабушка и переключилась на внука - и всю свою внутреннюю упреждающую агрессию как бы передала ему, научив мальчика бить, не разобравшись. Понятно, что воспитательнице будет очень сложно переучить мальчика - разве что откровенно дисциплинарными методами, но ведь ребенок вполне может нажаловаться бабушке, что его в группе притесняют, и все пойдет по новой.… К тому же ясно, что хорошо относиться к этому ребенку вскоре перестанут и товарищи по группе.  Кстати, конфликт закончился тем, что бабушка вообще забрала ребенка из этого сада - мол, до школы как-нибудь проживем без вас. Но что будет с этим ребенком в школе, бабушка предпочитает не думать…

Вообще очень важный показатель адаптации ребенка в группе - то, что он не выделяется в негативном плане из общей массы. При этом мы совершенно не призываем, чтобы дети воспитывались как одинаковые винтики, каждый ребенок вполне имеет право выделяться в группе, но по-своему. Кто-то умеет танцевать, кто-то петь, кто-то рисовать, а кто-то быстрее всех одевается. Как правило, хороший воспитатель никого не подавляет и уравниловкой не занимается. Но вот становиться всеобщим отверженным или молчаливой тихоней - это ребенку не на пользу. В конце концов, именно за этим его привели в садик, чтобы он учился активно общаться.

Пример, который вроде бы выглядит смешно: на утренник посвященный Новому году, одни дети участвуют в танце, другие поют песню, третьи рассказывают стихотворения. Естественно, детям которые плохо говорят стихи стараются не давать, здесь надо заметить были дети трех лет. Вы спросите почему? Нет, не потому что из личных побуждений, а потому что не проговаривание не которых букв будет выглядеть, мягко говоря смешно не только для сверстников. Но одна настойчивая мама очень уж просила стихотворение для своей дочки, которая говорила очень плохо. Видно она  думала, что утренник для ее ребенка заключается в рассказывании стихотворения.  Что же получилось из этого, ребенок восторженно  идет рассказывать стих, а над ним смеются не только дети, но ведь и есть не совсем воспитанные взрослые, которые тоже издают смешки. Девочка расплакалась и убежала к маме. Ей уже не нужен был никакой праздник. И сразу задаешься вопросом, кто же был прав в данной ситуации.

Именно потому рекомендуется отдавать в садик ребенка уже "говорящего", что после садика необходимо с ребенком обсуждать то, что с ним происходило в группе. Зачастую родителей не интересуют такие вещи как занятия, успехи ребенка. Они интересуются поел ли их ребенок, все ли он съел. Сходил ли их ребенок в туалет, сколько раз. Интересуйтесь в первую очередь успехами ребенка, его новыми знаниями и достижениями. Хвалите его за какие-то проявленные результаты. На занятии в садике выучили песенку, и ребенок вам ее спел - прекрасно; в группе выставлены какие-то рисунки или аппликации детей - посмотрите, где работа вашего ребенка, проявите интерес к его творчеству. Не говоря уже о том, что часто дети на занятиях делают подарки родителям - что-то рисуют, лепят, клеят. И не стоит сразу на глазах ребенка, получив такой подарок, выкидывать его в мусорное ведро.

Расспросите ребенка и о тех возможных проблемах, которые были в саду. Понятно, что вовсе не обязательно "собирать компромат" на работников садика, но если ребенок на что-то пожаловался - стоит обратить на это внимание. Естественно, дети излагают свою точку зрения на происходящее не всегда объективно; иногда детишки откровенно могут оклеветать воспитателя (ну вот не хочется дитяти ходить в садик, потому что там пропадает его избалованность и исключительность, и он делает все, чтобы мама его оттуда забрала); порой дети фантазируют - просто ради фантазии. А иногда излагают происшедшее вроде бы правильно, но скажем так, не совсем адекватно, вот именно "по-детски". Поэтому всегда стоит выяснить подробности у воспитателей (не сразу обвинять, а именно выяснить).

Одна девочка после "рабочего дня" в садике заявила родителям, что у нее сегодня "воспитательница обед отняла". К счастью, мама обладала достаточным чувством юмора, чтобы тут же не понестись назад в группу и не обрушиться на педагога - прежде спросила у ребенка: "Так что, она так сильно кушать хотела?" Разумеется, потом выяснилось, что дело было в другом: девочка в принципе ест очень медленно (при этом педагоги всегда позволяли ей не торопиться); но в тот день трапеза ребенка затянулась совсем уж непозволительно, и остатки еды просто убрали вместе со всей остальной посудой, когда пора было отправляться на тихий час.

Стоит заметить еще один фактор- как не должны вести себя родители, отдавая ребенка в детский сад.

Материнская ревность – проблема, с которой чаще всего сталкиваются воспитатели в детских садах в отношениях «воспитатели - родители». Например: мама приходит к тихому часу, а ребенку не хочется идти домой, и тогда мама начинает биться в истерике: « Ты меня не любишь! Ты по мне не скучал!» и т.д. При этом мама может начать задавать ребенку провокационные вопросы, например- кто его обижал в детском саду.

Если вы задаете вопрос, то ребенок должен дать на него ответ. Ребенок начинает думать, что, возможно, в саду могут обижать, значит, в саду будут обижать. И ребенок, даже если его никто не обижал, может сказать, что меня обижал тот и тот, потому что эту тему мама ему задала сама.

 Правильные вопросы, которые стоит задавать ребенку это «кто стал твоими друзьями?», «что вы делали?», «куда ходили?» и т.п. Подобные вопросы будут побуждать ребенка к позитивным мыслям.

 Еще одна из наиболее частых проблем встречающихся  в детском саду, это восприятие ребенком авторитета мамы и воспитателя. Приводя ребенка в детский сад, мама должна «убирать свой голос», так как в детском саду с ребенком разговаривает воспитатель.

Например, ребенок заходит в группу здоровается, его принимает воспитатель: «Здравствуй Петенька, проходи…». Но тут мама говорит: «Помой ручки, причешись, потом ты пойдешь, покушаешь, а потом порисуешь». В то же время  воспитатель говорит ребенку – пойдем на занятия. Но у ребенка в голове засела мысль: «Как на занятии, если я еще не порисовал.» Получается, что ребенок не воспринимает воспитателя, т.к. мама уже сказала, что делать и куда идти. В таком случае, ребенок никогда не привыкнет к воспитателю, он будет воспринимать только то, что сказала мама. В итоге ребенок начинает психовать, капризничать и разрываться между мамой и воспитателем. Поэтому, приходя в детский сад, мама становится «сторонним наблюдателем», передавая свое лидерство воспитателю.

Бывает, что мамы, не могут остановиться в контроле над ребенком, постоянно руководя им, а ребенку уже пора учиться самостоятельно принимать решения. И он не будет оглядываться назад – как на него посмотрела мама. Если же ребенок будет постоянно чувствовать контроль, он заработает себе кучу комплексов, которые в дальнейшем будут мешать ему во взрослой жизни.

Старайтесь прислушиваться и выполнять рекомендации, которые вам дают воспитатели. Решайте проблемы вместе, не надо додумывать что-то, лучше поговорить с воспитателем и вместе найти выход из той или иной ситуации.

Вообще одним из главных профессиональных качеств считается – общительность. И это верно, так как воспитателям ежедневно приходится общаться со множеством людей: коллегами, родителями, детьми, нянями, администрацией. Но при всем многообразии общения, очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения. Мало быть общительным, нужно быть еще и тактичным. Пожалуй, редко, кто из нас задумывается, умеем ли мы общаться с окружающими нас людьми. Обладаем мы культурой речевого общения. Являемся мы хорошими собеседники. Ведь нам кажется, что нет ничего проще, чем разговаривать со своими знакомыми, коллегами, воспитанниками и т.д. Представьте себе такую ситуацию…

Утро. В вестибюле детского сада слышатся голоса самых ранних маленьких хозяев, их мам и бабушек. Выходит воспитатель, приветливо со всеми здоровается, участливо справляется о здоровье одной из воспитанниц, а уж затем напоминает матери о медицинской справке с разрешением ребенку посещать детский сад. Наклоняется к девочке и, погладив ее по голове, говорит: “ А ребята заждались тебя, все спрашивали, когда ты придешь. Да ты, никак, выросла, пока дома была?! Тебя не узнать! И платье на тебе новое!”

Всего несколько фраз, обращенных к ребенку, и он чувствует себя обласканным. И расставание с мамой становится делом не трудным. А как приятно маме, что к ее ребенку проявляют внимание.

Хорошо когда и родители, и воспитатель довольны друг другом. Но такая идиллия скорее исключение из правил. Что греха таить- поводов для конфликта немало, причем претензии (зачастую вполне обоснованные) имеются у обоих сторон. Давайте разберемся, что же не устраивает обоих сторон.

Что не устраивает родителей:

-воспитатели мало занимаются ребенком

-не создают условий для укрепления его здоровья

- не могут найти подход к ребенку, применяют физические наказания

-плохо следят за малышом(не вытерли нос, не переодели штанишки, не причесали)

- заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы все съедал

- не принимают мер в отношении "опасных" гиперактивных и агрессивных детей, особенно если те кусаются или дерутся.

Претензии воспитателей:

 - родители приводят в садик детей совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания)

- неуважительно относятся к персоналу, могут отчитать воспитателя при ребенке.

- забывают вовремя оплатить посещение садика.

- забывают положить ребенку в шкафчик сменную одежду, но при этом возмущаются, когда ребенок ходит в мокрых колготках.

- слишком поздно забирают детей.

И уж к слову: может быть, стоит дать воспитателям (если вы им достаточно доверяете) добро на некоторые педагогические эксперименты, особенно если вы в доме делаете то же самое. Не нужно спрашивать с воспитателей того, чего вы сами наделаете. И так же это касается детей, не требуйте от ребенка того чего не делаете сами. Вы не вешаете за собой вещи, а от ребенка требуете аккуратности.

На самом деле, вместе с ребенком в первый раз за много-много лет в детский сад пришли и его родители. Для кого-то это может быть важным, для кого-то нет, но многие взрослые люди почему-то забывают о том, что оставляя своего ребенка в саду, они оставляют зеркало, отражающее родителей, их отношение к миру и друг другу. Об этом стоит помнить.

Даже от самых маленьких детей воспитатель, невольно, получает информацию о семье малыша. Зачастую эта информация совершенно безобидна и, иногда, полезна для воспитателя - ведь ему необходимо строить отношения не только с детьми, но и с их близкими.

Но: почти о всех крупных домашних ссорах, о выяснении отношений с помощью силы и других семейных конфликтах, воспитатели, сами того не желая, узнают одними из первых.

Совершенно бесконфликтных семей не бывает, но в ваших силах сделать так, чтобы ни ребенок, ни вы излишне не страдали от последствий каких-то семейных ссор.

Старайтесь ограждать детей от публичного выяснения отношений, это идет на пользу и ребенку, и вам.

Ребенок это зеркало, через которое родитель видит воспитателя, а воспитатель семью.

Дети, а в частности девочки придя домой очень любят поиграть в воспитательницу. Вспомните себя мамы, ведь вы тоже играли в воспитательницу и учительницу.

Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Приходя за ребенком, присматривайтесь не только к тому, с кем и как играет ваш ребенок, но и как общается с детьми педагог.

Мы все взрослые люди, но порой ведем себя как дети. Доверяйте воспитателям, больше общайтесь. Если все делать сообща, то обязательно будет хороший результат.

И будем надеется, что вместе мы вырастим достойных людей, которые не затеряются в современном мире.



Воспитательная работа в школе
  • Классному руководителю
Описание:

1. Общественная значимость воспитательной работы

Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Социальная среда семьи оказывает на ребёнка большое влияние, поэтому важен социальный статус родителей, их образование.

Таблица 1. Социальный статус родителей и их образование

№ ппСоциальный состав родителейКоличество№ ппОбразование родителейКоличество
1.Рабочие107/45%1.Высшее54/22%
2.Предприниматели16/6%2.Средне-специальное77/32%
3.Служащие79/33%3.Среднее85/35%
4.Безработные36/15%4.Неполное среднее24/11%
5.Пенсионеры2/1%

В начале нового тысячелетия, как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренной Правительством РФ 29 декабря 2001 г., образовательное учреждение должно стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, оно органично вплетается в общий процесс обучения и развития. Именно поэтому перед нашей школой, и любой другой, стоят следующие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решать эти задачи помогают благоприятная воспитывающая среда и целостная воспитательная система нашей школы.

Таблица 2. Данные об участии в общественно-полезных социальных акциях и проектах

№ ппНазвание акцииСрокКоличество участников% участия
"Поможем памятникам и обелискам"апрель 2008г.126%
Митинг ко Дню Победы09.05.08г.17387%
Праздничный концерт для ветеранов войны09.05.08г.2412%
Уход за могилами учителей ветеранов и участника восстания 1905г.апрель-октябрь 2008г.2010%
Благоустройство селаапрель-октябрь 2008г.158%
"Помоги ближнему"январь-декабрь2008г.4121%
Праздничный концерт, посвященный Дню пожилого человека01.10.08г.2312%
"Урожай 2008"июнь - август 2008г.158%

2. Воспитательная система

Главная идея воспитательной системы школы

  • приоритетная роль личностных структур сознания в формировании опыта самоорганизации

Цель воспитательной системы

  • эффективное содействие формированию полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Задачи воспитательной системы

  • создать благоприятный нравственно-психологический климат в детском коллективе;
  • вовлекать учащихся в интеллектуальную, творческую и общественнозначимую деятельность с целью обеспечения самореализации личности;
  • укреплять здоровье учащихся средствами физкультуры и спорта, формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
  • развивать у учащихся нравственные качества, соответствующие общечеловеческим ценностям;
  • развивать самоуправление учащихся, представляя им реальные возможности участия в управлении школьной детской организации;
  • создать условия для участия семьи и общественности в воспитательном процессе, привлекать родителей к участию в самоуправлении школой.

<Приложение1>

Приоритеты воспитательной системы

  • интеллект;
  • здоровье;
  • нравственность;
  • творчество.

Принципы воспитательной системы

  • принцип индивидуальности;
  • принцип самоактуализации;
  • принцип субъектности;
  • принцип выбора;
  • принцип творчества и успеха;
  • принцип доверия и поддержки;
  • принцип ответственности;
  • принцип самодеятельности;
  • принцип идеальности.

Условия реализации целей и задач

  • наличие предметно-пространственной среды, способствующей формированию чувства защищенности и комфортности у всех участников учебно-воспитательного процесса;
  • актуализация потребности педагогов в личностном саморазвитии и творческом самовыражении;
  • совершенствование педагогами личностно-ориентированных и здоровьесохраняющих технологий в учебно-воспитательном процессе;
  • открытость воспитательной системы, обсуждение и решение важнейших вопросов жизнедеятельности школы с родителями и общественностью;
  • наличие системы мониторинга за изменениями в развитии личности и школьного коллектива;
  • информационно-консультативное и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
  • наличие программы "Здоровье"; плана проведения школьной спартакиады;
  • наличие в плане школы раздела 5 "Деятельность педагогического коллектива по организации здоровьесберегающего образовательного процесса".

Проблемы воспитания в контексте современной социальной ситуации

  • негативное влияние социума на систему мировоззрения подрастающего поколения;
  • размытость и неопределенность методологических и концептуальных подходов к воспитанию;
  • недостаточная согласованность семьи и школы в вопросах воспитания.

Перспективы развития воспитательной системы

  • совершенствование здоровьесберегающей среды, способствующей осознанию учащимися необходимости ответственного отношения к своему здоровью;
  • формирование информационного банка воспитательных технологий, обобщение опыта инновационной деятельности педагогов школы, создание рефлексивно-инновационной среды;
  • взаимообогащение культуры воспитания семьи и школы.

<Приложение 2>

У выпускника школы в достаточной мере будут развиты:

  • личностные качества;
  • нравственные нормы
  • поведения;
  • культура общения в коллективе;
  • потребность в труде;
  • способность к профессиональной
  • деятельности;
  • способность рационально
  • организовывать деятельность
  • способность к сотрудничеству;
  • сформированность познавательных
  • навыков

Схема воспитательного воздействия на учащегося

Родители в воспитательной системе школы

Результаты анкетирования родителей по отношению к деятельности педагогического коллектива к общеобразовательному учреждению.

Число анкетЧисло учащихся В ОУЧисло ответов "3" и "4" на вопросыДоля ответов "3" и "4"
123456789101112131415Всего
2020012182020202014141820202020202027692
  • "3" - согласен,
  • "4" - совершенно согласен

Анкетирование проводилось по методике Е.Н.Степановой.

3. Механизм функционирования воспитательной системы

Воспитательная система выполняет следующие функции:

  • развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
  • интегрирующая, содействует соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
  • регулирующая, связана с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
  • защитная, направлена на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
  • корректирующая, заключается в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения негативного влияния на формирование его личности.

4. Школьное самоуправление

Структура детской организации

<Приложение 3>

5. Конкурсы, выставки, фестивали

  • Экскурсия "Н.И. Вавилов - гордость отечественной науки";
  • День матери: конкурс чтецов, рисунков, поделок, плакатов;
  • День учителя: праздничный капустник, день дублера, поздравления для учителей, подарки ветеранам, сделанные своими руками;
  • Осенины: выставки фруктов, овощей, конкурсы поделок, плакатов, икебан, панно;
  • Вечер встречи с выпускниками;
  • День школы: классные часы по истории школы, села, о выпускниках - известных и знаменитых, концерты, выставки;
  • Спортивные игры и соревнования по волейболу, футболу, легкой атлетике, теннису, лыжам;
  • Неделя здоровья,
  • День бега;
  • Заочные викторины к юбилейным датам.

6. Результаты деятельности актива школьной молодежной организации

  • "Парус" 2005-2008 г.г.
  • Межшкольная встреча лидеров школ района на базе МОУ "СОШ с. Октябрьский Городок";
  • Участие в акциях "Поможем памятникам и обелискам", "Аллея ТСМ" - посадка деревьев.
  • Участие в районном конкурсе "Наказ депутату муниципального собрания";
  • Участие в районном слете актива ТСМ и в выставке-отчете о проделанной работе;
  • Награждение активистов школы за развитие детского движения;
  • Участие в районных конкурсах "Ученик года" и "Лидер 2008";
  • Участие в районных литературных конкурсах "Портрет учителя" и "Открытка - поздравление".

7. Дополнительное образование

Система дополнительного образования МОУ представлена внеурочной деятельностью, а также внеклассной и внешкольной работой, что позволяет развивать способности детей по различным направлениям (осуществляется без дополнительной оплаты со стороны родите

Автор Иргашев Бахтиер Султандисонович
Дата добавления 17.05.2016
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 242
Номер материала MA-066964
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓