Муниципальное общеобразовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№ 2 г. Надыма»
Воспитание патриотизма
В внеурочное время
Вовк
Э.В., учитель физической культуры высшей категории
Надым
2014
Еще
недавно казалось, что слова «военно-патриотическое движение» исчезли из нашего
лексикона. В законе РФ «Об образовании» фигурирует только
гражданско-патриотическое воспитание. Энтузиасты продолжают заниматься с
подростками, в последнее время наметился сдвиг в сторону поддержки организаций,
ведущих патриотическую работу. В нашем городе работает клуб «Альфа», который учащиеся
2 школы посещают с удовольствием. Там они получают азы военно-тактической подготовки.
Если
раньше дети знали, где работают родители, то сейчас многие этого не знают. В
связи с коренными изменениями в стране многие начали заниматься торговлей, по
иному начали смотреть на работу, что привело к понижению статуса профессий.
Какая разница, чем заниматься? Лишь бы платили. Поэтому многим детям неважно,
где работает отец. И представим образ отца, который сложится в сознании
ребенка?
Считаю,
прежде чем говорить с ребенком о патриотизме, надо вызвать у учащегося гордость
за родителей, за профессию родителей и достижения их на производстве. Надо
начинать работу с семьи. По необходимости привлекаю родителей при проведении
спортивных соревнований для судейства. Так, например, на туристическом слете
родители помогают с инвентарем, едут вместе с детьми в лес, принимают активное
участие в проведении веселых эстафет. С помощью родителей в школе оформлен
спортивный уголок, где красочно и содержательно показаны высокие достижения
некоторых учащихся второй школы, что является примером для других учеников.
Родители принимают участие при ремонте спортивного зала. В этом году с помощью
родителей покрашен пол и сделана разметка зала. Родители – бывшие спортсмены в
молодости, проводят тренировки в спортивном зале по волейболу и тяжёлой
атлетике.
Наша
школа имеет направление в работе по формированию у учащихся гражданских
качеств, патриотического сознания, активности в общественной жизни.
Время
поставило нас перед необходимостью пересмотреть во многом свои педагогические
позиции, внести изменения в содержание образования и формы работы со
школьниками. Именно школа становится сегодня гарантом мира и общественной
нравственности в условиях социальной нестабильности, обострения национальных
отношений, утраты духовной ориентации.
Думаю,
что наша задача учителей физкультуры, помочь ребенку определиться в ценностях,
дать понятие о Родине, гимне России и флаге. В школе проводятся традиционные
соревнования «Праздник, посвященный 23 февраля» и «Памяти павших сынов».
Праздники начинаются торжественно с поднятия флага и исполнения гимна.
Каждый
ребенок должен знать цвета флага России:
белый
– мир, чистота;
синий
– верность, честность;
красный
– мужество, смелость, благородство;
и
выучить наизусть гимн России.
На
уроках физической культуры стараюсь воспитывать социально-активную личность,
чтобы при неудачах ребята сострадали друг другу, были готовы оказать помощь,
стремились к взаимной поддержке.
Небольшие
краткие выступления или сообщения на уроке о соревнованиях, которые проходят у
нас в стране или за рубежом, волнуют ребят своей бесхитростностью и
правдивостью. Ребята глубоко переживают неудачи российских спортсменов
(футболистов и хоккеистов) на мировой арене. Все это помогает расширять
кругозор ребят, их представление о некоторых видах спорта и спортсменов.
У
нас в школе есть свои традиции, направленные на воспитание патриотизма.
1.
День Мира 1 сентября, который проводим в аллее героев.
2.
День рождения А.М. Зверева – 27 апреля.
3.
День Победы – 9 мая на «Вахте Памяти».
4.
Праздник, посвященный 23 февраля.
5.
Городские соревнования по отдельному плану.
Ежегодно
проходит в школе Неделя памяти А.М. Зверева, которая символизирует единение,
дружбу людей разных поколений, где ярко проявляется не только наше
гостеприимство, но и культура общения. Это праздник всей школы. Традиция – это
мнение коллектива. Ветераны – афганцы принимают активное участие во время
спортивных состязаний в судействе.
В
этот день у нас проходит в спортзале праздник «Памяти павших сынов», по
традиции здесь участвуют 9 классы – мальчики. Есть мнение о расширении этого
праздника, пригласить к себе городские школы. Ветераны рассказывают о своих военных
дорогах, вспоминают эпизоды крупных боев. В конце праздника объявляется конкурс
на исполнение песни «День Победы».
Следующий
традиционный праздник – «А ну-ка, парни», который приурочивается к 23 февраля.
Здесь принимают участие ребята 10-11 классов. Они показывают свои умения и
навыки, готовность к защите Отечества в круговой эстафете, полосе препятствий.
В судействе принимают участие воины-афганцы. Огромный интерес к спортивным
соревнованиям вызывает и чрезвычайная эмоциональность зрелища, гордость и
чувство ответственности за свою школу и спортсменов одноклассников.
Осенью
мы проводим день здоровья. Кроме спортивных соревнований детям дается задание
по сбору ягод и лекарственных трав для ветеранов Надыма, организуется акция
«Милосердие».
На
внеклассных часах совет КФК проводит диспут – викторину «История олимпийских
игр». Ребята посещают младшие классы с беседой об олимпийских играх, проводят
вопрос-викторину «Какие виды спорта ты знаешь?», «Кого из лучших спортсменов
нашей школы знаешь?», «Кто такой Лев Яшин и Вячеслав Третьяк?» (примерно).
Ребята
охотно приобщаются к физкультуре, приобретают потребность в систематических
спортивных упражнениях, посещают городские спортивные секции.
Надо
у детей воспитывать веру в человека, учить их чувствовать боль другого
человека, любить свою семью, друзей, город. Только человеколюбием мы сможем
объединиться для возрождения сильного Отечества. В своей работе делаю акцент на
исключение жестокости и агрессии. Благодаря кропотливой работе, отношения между
детьми, между взрослыми становятся более уважительными, доброжелательными,
дружескими. Многие ребята остаются друзьями, и после окончания школы, заходят в
школу, интересуются достижениями.
Уверена,
что целью уроков физической культуры является не только физическое развитие
ребенка, но и достижение учащимися всестороннего развития, подготовка к
самостоятельной жизни и выбор жизненных позиций, развитие чувства патриотизма
молодого подрастающего поколения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.