Главная / Музыка / Воспитание патриотических качеств у младших школьников на уроке музыка.

Воспитание патриотических качеств у младших школьников на уроке музыка.

УДК 7. 78.06 5527

Килижекова Галина Александровна

учитель музыки МБОУ СОШ № 26

г. Абакан 84607 99197лич кабинет

тел: 8 913 547 7996


Воспитание патриотических качеств у младших школьников на уроке музыка.


Статья посвящена вопросам формирования патриотических качеств младших школьников на уроках музыки.

Проанализированы характерные особенности речитатива и арии главного героя, рассмотрены музыкально-выразительные средства, с помощью которых композитор достигает высокого эмоционального накала, что способствует наиболее эффективному формированию патриотических качеств у детей.

Ключевые слова: патриотизм, традиции, воспитание, музыка, опера, ария.

Проблема воспитания аксиологических качеств и в частности патриотизма, гражданственности привлекала пристальное внимание мыслителей-философов, политических деятелей, писателей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельной самореализации на благо Отечества.

Россия – страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования и эти нравственные традиции требуют своего возрождения. В рамках складывания практики социализации и воспитания выделяется одна из основных целей – воспитание достойного гражданина общества. В достижении этой цели одно из первых мест принадлежит воспитанию у школьников патриотических чувств.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма, через эмоционально-чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим.

Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание школьников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства. [1]

Для реализации поставленной цели на уроках музыки важно отметить, что значение музыки в воспитании ценностных качеств младших школьников велико. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.

В ребенке через слушание-восприятие музыки легче пробудить такие ощущения как восприятие, мышление, эстетические суждения, патриотические чувства.

Для воспитания патриотических качеств у младших школьников существенное значение имеет использование приемов сравнения при слушании-восприятии музыки, рассматривании картин, литературных произведений и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к ним. Постановка вопросов, направленных на выяснение того, что услышали дети в том или ином произведении, какая музыкальная мысль обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям [3, 17].

Важнейший компонент слушания-восприятия музыки – эмоциональность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного [4, 170].

Одним из ярких произведений патриотического направления является опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Учитель рассказывает об опере Михаила Ивановича Глинки, что она в 4 актах с эпилогом, речь идет о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто – барон Егор Розен .Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина из села Домнино – Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

В основу работы на уроке берется речитатив и ария  Сусанина «Чуют правду» М.Глинка из 4 действия, в основе арии лежит русская песенность, ее лиризм, глубина, драматизм. Особое значение в воспитании  патриотизма школьников  на уроках музыки принадлежит русскому композитору, создавшему первую национальную оперу М.И. Глинке.

Задачи: Побудить детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь.

Перед прослушиванием речитатива и арии Сусанина важно уточнить значение слова патриотизм, затем сравнить высказывания детей с определением из словаря Ожегова

Согласившись быть проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную пущу, откуда им нет выхода. Усталый отряд поляков спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по эмоциональному накалу музыка арии «Чуют правду».

Учитель спрашивает: Какие краски использует композитор в арии? 

Дети: В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается. Тёмные, сумрачные краски.

Учитель: Сусанин понимает, что враги подозревают его, и гнев их будет ужасен, его ждет смерть. Но он смело смотрит ей в глаза: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я». Во второй части арии Иван Сусанин подмогу и опору находит в обращении к Богу, звучит проникновенная, одухотворенная мольба: «Господь, в душе моей, ты не оставь меня…»

Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.

Каким вам кажется финал оперы?

Дети: Финал оперы драматичен, потому что погибает главный герой.

Учитель: Почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву, завёл поляков в глубокий лес?

Дети: Он любил свою Родину, свой народ и не хотел, чтобы по Руси гуляли  и нашей Родиной правили иноземцы.

Учитель: Можно с уверенностью сказать, что Иван Сусанин –всенародный герой?

Дети: Да, о нем помнят и подвигом его восхищаются до сих пор.

Учитель: Не случайно Россия сегодня испытывает огромный натиск, направленный на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся: загадка русской души непонятна, ведь за ней кроется глубинное, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками, – истинная Православная вера.

На произведениях русских композиторов, вобравших в себя все лучшие образцы русской народной песни, тонко подмеченного народного характера  необходимо воспитывать  в  молодом  поколении качества  во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Воспитание   патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь  идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые  современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.


Литература:


  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795

  2. Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.

  3. Кудина, Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М.: Знание, 1988. – 79с.

  4. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.


Воспитание патриотических качеств у младших школьников на уроке музыка.
  • Музыка
Описание:

Проблема воспитания аксиологических качеств и в частности патриотизма, гражданственности привлекала пристальное внимание мыслителей-философов, политических деятелей, писателей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельной самореализации на благо Отечества.

Россия – страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования и эти нравственные традиции требуют своего возрождения. В рамках складывания практики социализации и воспитания выделяется одна из основных целей – воспитание достойного гражданина общества. В достижении этой цели одно из первых мест принадлежит воспитанию у школьников патриотических чувств.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма, через эмоционально-чувственное восприятие. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства и литературы, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких ценностных качеств как благородство, порядочность, доброта, любовь, уважение к старшим.

Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание школьников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства. [1]

Для реализации поставленной цели на уроках музыки важно отметить, что значение музыки в воспитании ценностных качеств младших школьников велико. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.

         В ребенке через слушание-восприятие музыки легче пробудить такие ощущения как восприятие, мышление, эстетические суждения, патриотические чувства.

Для воспитания патриотических качеств у младших школьников существенное значение имеет использование приемов сравнения при слушании-восприятии музыки,  рассматривании картин, литературных произведений и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к ним. Постановка вопросов, направленных на выяснение того, что услышали дети в том или ином произведении, какая музыкальная мысль обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям [3, 17].

Важнейший компонент слушания-восприятия музыки – эмоциональность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного [4, 170].

Одним из ярких произведений патриотического направления является опера М.И. Глинки «Жизнь за царя».

Учитель рассказывает  об опере Михаила Ивановича Глинки, что она  в 4 актах с эпилогом, речь идет о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Автор либретто – барон Егор Розен .Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина из села Домнино –  Ивана Сусанина, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Образ крестьянина, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показан на широком фоне русской народной жизни и природы.

В основу работы на уроке берется речитатив и ария  Сусанина «Чуют правду» М.Глинка из 4 действия, в основе арии лежит русская песенность, ее лиризм, глубина, драматизм. Особое значение в воспитании  патриотизма школьников  на уроках музыки принадлежит русскому композитору, создавшему первую национальную оперу М.И. Глинке.

Задачи: Побудить детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь.

Перед прослушиванием речитатива и арии Сусанина важно уточнить значение слова патриотизм, затем сравнить высказывания детей с определением из словаря Ожегова

Согласившись быть проводником полякам, Сусанин намеренно завел их в лесную пущу, откуда им нет выхода. Усталый отряд поляков спит. Сусанину не спится: он предчувствует свою гибель от рук разъяренных врагов. Звучит потрясающая по эмоциональному накалу музыка арии «Чуют правду».

Учитель спрашивает: Какие краски использует композитор в арии? 

Дети: В оркестре звучит музыка, изображающая вой ветра. Вьюга усиливается. Тёмные, сумрачные краски.

Учитель: Сусанин понимает, что враги подозревают его, и гнев их будет ужасен, его ждет смерть. Но он смело смотрит ей в глаза: «Чуют правду! Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я». Во второй части арии Иван Сусанин подмогу и опору находит в обращении к Богу, звучит проникновенная, одухотворенная мольба: «Господь, в душе моей, ты не оставь меня…»

Мысленно прощается Сусанин с Антонидой, Богданом и Ваней. Поднимается вьюга. В ее завываниях Сусанину то грезится светлый образ Антониды, то чудятся поляки. Просыпаются враги. Они допытываются, куда завел их русский крестьянин. «Туда завел я вас... где вам от лютой вьюги погибать! Где вам голодной смертью помирать!» - с достоинством отвечает Сусанин. В злобном ожесточении поляки убивают Сусанина.  

Каким вам кажется финал оперы?

Дети: Финал оперы драматичен, потому что погибает главный герой.

Учитель: Почему Иван Сусанин не указал дорогу на Москву,  завёл поляков в глубокий лес?

Дети: Он любил свою Родину, свой народ и не хотел, чтобы по Руси гуляли  и нашей Родиной правили иноземцы.

Учитель: Можно с уверенностью сказать, что Иван Сусанин –всенародный герой?

Дети: Да, о нем помнят и подвигом его восхищаются до сих пор.

Учитель: Не случайно Россия сегодня испытывает огромный натиск, направленный на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся: загадка русской души непонятна, ведь за ней кроется глубинное, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками, – истинная Православная вера.

На  произведениях русских композиторов, вобравших в себя все лучшие образцы русской народной песни, тонко подмеченного народного характера  необходимо воспитывать  в  молодом  поколении качества  во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Воспитание   патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь  идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые  современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

 

 Литература:

 

1.   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795

2.   Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.

3.   Кудина, Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М.: Знание, 1988. – 79с.

4.   Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш.  учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003.  - Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.

 

 

Автор Килижекова Галина Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 863
Номер материала 15898
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓