Главная / Физкультура / Воспитание образовательной толерантности при обучении подростков спортивной игре

Воспитание образовательной толерантности при обучении подростков спортивной игре

Воспитание образовательной толерантности при обучении подростков спортивной игре


О.В. Шестакова
Учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 12 г. Тобольск

Технический прогресс, увеличение информационного потока, цейтнот – все это делает общество все более агрессивным. Все чаще сталкиваемся с проблемами конфликтов на почве невысокого уровня образовательной толерантности во время спортивных игр. Учащимся,  особенно подросткам, не всегда удается терпимо относиться к действиям одноклассников с более низким образовательным уровнем. Но стоит также упомянуть, что в подростковом возрасте, по сравнению с детьми младших классов, подростки обнаруживают способность определять собственное поведение, мысли и чувства, что создает благоприятную основу для воспитания образовательной толерантности, великодушия и гуманности. 
Рассмотрим пример. Предмет: Физическая культура. Класс: 5. Раздел учебного материала: «Спортивная игра. Волейбол». Тип урока – разучивание нового материала. Когда осуществляется переход от разучивания отдельных приемов к овладению игрой, сразу возникает трудность: принимающая команда, если выигрывает розыгрыш, получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию. Так написано в правилах ФИВБ. Но не каждому ребенку это понятно? Выход мной был найден в процессе неоднократного использования ассоциаций. Ранее ассоциации мы могли наблюдать в таких играх, как лапта или городки. Представим, что перед нами не две игровые площадки, а два «дома» – «родной дом», или просто «дом» – площадка, с которой мяч подается, и «гости», куда мяч оправится «гулять» через сетку. Для полноты картины, снабдим мяч некоторыми качествами. Например, уважение (гостей надо встречать – это проявление уважения к гостю), обида (как проявление уважения к собственному «я»), великодушие (умение прощать). То есть «оживим» или, скорее, «одушевим» его. Остановлюсь на этом подробнее. 
Ситуация первая. Мяч подается из «дома», т.е. – «идет гулять». Куда «идет гулять»? Конечно – «в гости». Если, во время игры, «гости» допустили ошибку, т.е. – «обидели» мяч, то он «возвращается» «домой». А «дома» его всегда ждут, и ничего особенного не происходит. Подыграв ребятам и дав им возможность «пожалеть» мяч, ненавязчиво, воспитываем их гуманное отношение, в данном случае к одушевленному мячу.  Но что происходит в «гостях»? Раз «мяч» «обидели», значит, надо просить прощение, либо искуплять свою вину. В своей практике, особенно на первых этапах обучения, делая упор на то, что гостей не надо обижать, а их надо если не любить, то, хотя бы, терпеть такими, какими бы они ни были, использую аналогию «искупления вины». Часто это происходит следующим образом: «обидевшие» мяч «гости», «в искупление своей вины», выполняют  одно приседание. 
Другая ситуация. Подача – мяч снова «идет гулять из дома в гости». Но на этот раз ошибку допускают уже «дома», т.е. команда, подававшая мяч. Что происходит с теми, кто «обидел» мяч на этот раз? Ничего! «Обидели» «дома», а раз дома, значит – свои. А «своим» мы прощаем. Прощая одноклассникам из своей команды проигранное очко, ребята получают опыт проявления великодушия, как бескорыстной снисходительности, отсутствии злопамятства. Умение прощать, лежит и в основе воспитания любого вида толерантности. 
Но давайте вернемся к мячу? Он не остается там, где его «обидели», а уходит «в гости». Все не сложно, но по правилам приличия, гостей положено встречать. В данном случае, подобным ритуалом «встречи гостя» и является переход, указанный выше, который выполняет команда «гостей», куда на подачу «уходит» мяч. Переход выполнили, гостя встретили, как бы «породнились», оставили «жить в своем доме». Теперь уже это его «дом». 
Игра продолжается. А ребенок, в игре, ненавязчиво, учится прощать и просить прощение. Сегодня – он простил своих, пусть и не совсем умелых, одноклассников в «доме» на спортивной площадке, а завтра – кто знает?!  Ведь дом у нас у всех один – наша планета, «своя» и «родная».

Список использованной литературы:
1. Немов Р.С. Психология: Кн. 2: Психология образования. –  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. –  С. 129, 230, 231.
2. Волейбол нашего тысячелетия. Официальные правила волейбола. Утверждены ФИВБ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gvcvolley.ru/ – Загл. с экрана.
3. Психологос: энциклопедия практической психологии. Категория «Личность». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.psychologos.ru/ – Загл. с экрана.
 

/Постановка и решение воспитательных задач современного образовательного  пространства. /Менделеевская ассамблея 2012/

Приложение.
Адаптация подростков на уроках физической культуры
при обучении спортивной игре волейбол
Толерантность - это готовность лояльно относиться и принимать чужой образ мыслей, чувства, вероисповедание, поведение и тому подобное, которые не совпадают с собственными, а также не разделяются и не поддерживаются человеком. Другими словами, признание за другими людьми права на собственное мировоззрение. (Философ дал/дала значение слова толерантность)

Толерантность - это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций. Современная глобализация упрощает задачу толерантности, так как стирает границы между культурами различных народов. Примерами отсутствия толерантности может служить существование суда Линча и Ку Клус Клана в Америке. (Студент-ботаник дал/дала значение слова толерантность)

Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово Терпимость ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию. 
Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения. 
Принципы толерантности можно выразить следующим образом: нельзя осуждать подлеца другой национальности и веры на том основании, что он принадлежит не к моему народу и исповедует другую веру. Однако, вне зависимости от этого, нельзя и не осуждать его за то, что он подлец. 
12 форм толерантности 
1. Политическая толерантность - отношение к деяельности различных партий и объединений. 
2. Межнациональная толерантность - отношение к представителям различных наций, способность не переносить недостатки и негативные поступки отдельных представителей национальности на других людей. 
3. Расовая толерантность - отсутствие предубеждений к представителям другой расы. 
4. Религиозая толерантность - признание религиозных особенностей различных конфессий. 
5. Гендерная толерантность - непредвзятое отношение к представителям другого пола. 
6. Возрастная толерантность - непредвзятость в отношении людей разных возрастов. 
7. Физиологическая толерантность - отношение к больным, инвалидам, людям с внешними недостатками. 
8. Образовательная толерантность - терпимое отношение к высказыванием и поведению людей с низким образовательным уровнем со стороны более образованных слоев населения. 
9. Географическая толерантность - непредвзятость к жителям небольших городов, сел, других регионов со стороны столичных жителей и наоборот. 
10. Межклассовая толерантнось - терпимое отношение к представителям разных имущественных слоев - богатых к бедным, бедных к богатым. 
11. Сексуально-ориентационная толерантность - терпимое отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией. 
12. Маргинальная толерантность (толерантность по отношению к маргинальным представителям общства) - отношение к нищим, бомжам, заключенным и т.д. 

Великодушие — свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами – «Простить обиду в порыве великодушия». 

Гуманность (от лат. humanus - человечный) — обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия, соучастия, помощи. 

Терпимость - способность и умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Основные способы и механизмы социализации в детском возрасте - игра, подражание, стремление быть "как все".

Воспитание образовательной толерантности при обучении подростков спортивной игре
  • Физкультура
Описание:

Статья на тему: "Воспитание образовательной толерантности при обучении подростков спортивной игре". Технический прогресс, увеличение информационного потока, цейтнот – все это делает общество все более агрессивным. Все чаще сталкиваемся с проблемами конфликтов на почве невысокого уровня образовательной толерантности во время спортивных игр. Учащимся,  особенно подросткам, не всегда удается терпимо относиться к действиям одноклассников с более низким образовательным уровнем. Но стоит также упомянуть, что в подростковом возрасте, по сравнению с детьми младших классов, подростки обнаруживают способность определять собственное поведение, мысли и чувства, что создает благоприятную основу для воспитания образовательной толерантности, великодушия и гуманности. 

Рассмотрим пример. Предмет: Физическая культура. Класс: 5. Раздел учебного материала: «Спортивная игра. Волейбол». Тип урока – разучивание нового материала. Когда осуществляется переход от разучивания отдельных приемов к овладению игрой, сразу возникает трудность: принимающая команда, если выигрывает розыгрыш, получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию. Так написано в правилах ФИВБ. Но не каждому ребенку это понятно? Выход мной был найден в процессе неоднократного использования ассоциаций. Ранее ассоциации мы могли наблюдать в таких играх, как лапта или городки. Представим, что перед нами не две игровые площадки, а два «дома» – «родной дом», или просто «дом» – площадка, с которой мяч подается, и «гости», куда мяч оправится «гулять» через сетку. Для полноты картины, снабдим мяч некоторыми качествами. Например, уважение (гостей надо встречать – это проявление уважения к гостю), обида (как проявление уважения к собственному «я»), великодушие (умение прощать). То есть «оживим» или, скорее, «одушевим» его. Остановлюсь на этом подробнее. 

Автор Шестакова Ольга Ваасильевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел
Просмотров 335
Номер материала 21894
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓